Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОТИВЫ МНОГОДЕТНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ РОССИЯН

Устинова О.В. 1 Пивоварова И.В. 2
1 Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
2 Тюменский государственный нефтегазовый университет
В настоящее время Россия переживает демографический кризис, проявляющийся в депопуляции населения. Преодоление депопуляции возможно, если в семейной структуре примерно 50 % семей будут с 3–4 детьми, а 10 % – с 5 и более. Именно многодетные семьи обеспечивают высокий темп воспроизводства населения. Меры, используемые правительством страны для стимулирования рождаемости, различны и включают денежные выплаты, семейные пособия, льготы многодетным семьям, выделение им земельных участков под строительство, расширение сети детских учреждений и др. Тем не менее перечисленные мероприятия не дают должного эффекта. Как показывают многочисленные социологические опросы, в обществе происходит девальвация семейных ценностей, ослабление мотивов на семейное поведение, снижение потребности в детях. В статье выявляются мотивы многодетности у современных россиян. Авторы делают вывод, что недостаточная поддержка социально-экономических стимулов к рождению третьего и более детей, отсутствие мотивов социально-психологического свойства определяют «невыгодность» многодетности.
многодетная семья
рождаемость
семейные ценности
репродуктивное поведение
1. Борисов В.А. Перспективы рождаемости / В.А. Борисов. М., 1976. С. 16.
2. Демографическая модернизация России / под ред. А.Г. Вишневского. М. 2006. С. 9.
3. Осипова Л.Б., Устинова О.В. Репродуктивное поведение современной семьи / Л.Б. Осипова, О.В. Устинова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 3 (38). С. 89-92.
4. Устинова О.В. Репродуктивные мотивы жителей Уральского Федерального округа / О.В. Устинова // Вестник Угроведения. 2014. № 1(16). С. 122-128.
5. Факторы устойчивого развития регионов / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. Кн. 17. 340 с.
6. Ustinova O.V. Deformation of values system as a reason of demographic crisis in Russia // Life Sci J. 2014. 11(8s), pp. 465-468.
7. Ustinova O.V., Khairullina N.G. Family and marriage values devaluation as the reason of decrease in birth rate // Life Sci J 2014. 11(8s), pp. 469-472.

В настоящее время происходят существенные преобразования в жизни России: изменились социально-экономические и политические условия, люди, уровень и качество жизни населения и многие другие составляющие общественного бытия [5]. Эти перемены не смогли не оказать влияние и на демографические процессы. В корне поменялось «поведение людей в самых интимных областях их существования, их отношение к вопросам жизни, продолжения рода, любви, смерти...» [2]. Демографическая модернизация непосредственно отразилась на репродуктивном, сексуальном поведении людей, семейно-брачных отношениях. Эти изменения, в свою очередь, послужили мощным фактором, основной причиной изменения уровня рождаемости.

Уровень рождаемости – это частота (интенсивность) рождений детей в течение какого-либо периода времени в определенной группе населения. В течение последних десятилетий наблюдается сокращение численности населения как в целом по России, так и в ее субъектах. В значительной степени это происходит за счет снижения рождаемости.

Этимологический анализ термина «репродуктивное поведение» позволяет установить его происхождение из этологии (биологии), где под ним понимается поведение, направленное на воспроизводство популяции. Репродуктивное поведение в демографии представляет собой целостную систему действий, отношений и психических состояний личности, направленных на рождение или отказ от рождения ребенка любой очередности в браке или вне брака [4].

В контексте социологии управления под репродуктивным поведением понимают систему действий и отношений в обществе, семье, ведущих к рождению, либо к отказу от рождения ребенка, как в семейно-брачных отношениях, так и вне брака [3].

Основным мотивом репродуктивного поведения служит потребность в детях, которую В.А. Борисов определил как неотъемлемое психологическое свойство человека, представляющее собой социально-обусловленное стремление индивида «обзаводиться таким количеством детей в семье, которое принято и одобряется в обществе (в большой или малой социальной группе, с которой идентифицирует себя индивид)» [1].

Рис. 2.1 Структура репродуктивного поведения

Социальные ситуации могут способствовать или препятствовать более полной реализации имеющейся потребности в детях, формированию этой потребности в новых поколениях. Мотивы рождения ребенка отражают смысл появления ребенка. При этом дети выступают средством удовлетворения потребностей личности, в т.ч. связанных с повышением социального статуса и качества жизни человека [6, 7].

Обратимся к результатам выборочного обследования репродуктивных планов россиян, проведенного Федеральной службой госстатистики в 30 субъектах России (10054 чел.) в 2012 г. (далее по тексту выборочное обследование), а также результатам авторского исследования репродуктивного поведения жителей УрФО (5330 чел.), проведенного в 2012–2013 гг. (далее по тексту авторское исследование).

В обоих исследованиях одной из задач ставилось выявление мотивов рождения детей различной очередности.

Результаты выборочного обследования показали, что среди жизненных целей респондентов рождение третьего ребенка занимает у женщин и у мужчин предпоследнюю 12 позицию, уступая место желанию интересно проводить досуг, много общаться с друзьями, сделать карьеру (табл. 1).

Таблица 1

Оценка (по пятибалльной шкале) важности личных жизненных целей

Жизненные цели

Женщины (5144 чел.)

Мужчины (4910 чел.)

Материальное благополучие моей семьи

4,9

4,8

Собственное хорошее жилье

4,8

4,8

Воспитать одного ребенка

4,8

4,6

Много работать, но и получать высокую заработную плату за свою работу

4,4

4,6

Жить в зарегистрированном браке с супругом (ой), своей семьей

4,2

4,1

Вырастить двоих детей

4,0

3,9

Получить образование, постоянно повышать квалификацию

3,8

3,5

Интересно проводить досуг

3,7

3,7

Карьерный рост

3,5

3,3

Много общаться с друзьями

3,3

3,3

Иметь свое собственное семейное дело (предприятие, хозяйство, земельный участок),

чтобы работать только в нем, вкладывать в него средства и силы,

жить на полученный от него доход

3,2

3,2

Иметь троих детей

2,4

2,4

Быть свободной(ым), независимой(ым) и делать то, что хочу

2,4

2,5

Предложенные респондентам мотивы, набрав не более 3,6 балла у женщин и 3,4 – у мужчин, не являются для них «весомыми» в репродуктивном поведении. Тем не менее наиболее значимыми мотивами рождения второго ребенка являются социально-психологические: желание, чтобы единственный ребенок не чувствовал себя одиноким; желание иметь ребенка другого пола; желание, чтобы единственный ребенок не вырос эгоистом (табл. 2).

Таблица 2

Средняя оценка мотивов рождения второго ребенка (по 5-и балльной шкале)

Мотивы

Женщины (3691 чел.)

Мужчины (3214 чел.)

Чтобы имеющийся ребенок не чувствовал себя одиноким

3,64

3,40

Желание иметь ребенка другого пола

3,29

3,28

Единственный ребенок может вырасти эгоистом

3,10

3,01

С двумя детьми больше гарантия, что получишь от детей поддержку в старости, не останешься одиноким

3,04

3,01

Сильное желание супруга(и) иметь второго ребенка

3,03

3,19

Хотелось (хочется) снова иметь в семье маленького ребенка

2,84

2,55

Желание укрепить семью

2,80

2,88

Первый ребенок очень хотел (хочет) братика или сестричку

2,64

2,56

Желание решить жилищные проблемы, используя государственную поддержку (например, «материнский (семейный) капитал»)

2,58

2,36

У моих родителей или у родителей супруга(и) было двое детей

2,42

2,38

Второго ребенка иметь не собирались, но когда случилась беременность, решили, что аборт делать нельзя

2,27

2,18

Двое детей повышают авторитет человека в обществе

2,19

2,29

Мы не ограничиваем число детей в семье, их должно быть столько, сколько Бог даст

2,04

2,09

У большинства друзей, знакомых двое детей, нам тоже не хотелось (не хочется) от них отставать

1,80

1,86

Среди мотивов иметь третьего ребенка в тройку лидеров вошли: желание, чтобы старшие дети научились заботиться о младших, вырастить из них хороших людей; желание иметь гарантию поддержки от детей в старости; желание иметь ребенка другого пола, если первые двое детей одного пола (табл. 3). По сравнению с мотивацией рождения второго ребенка, среди мотивов рождения третьего ребенка большее значение имеют экономические мотивы, поскольку с тремя детьми больше гарантия, что получишь от детей поддержку в старости, не останешься одиноким. Более высокие позиции, по сравнению с мотивами иметь второго ребенка, занял и мотив улучшения жилищных условий семьи при рождении третьего ребенка.

Таблица 3

Средняя оценка мотивов рождения третьего ребенка (по 5-и балльной шкале)

Мотивы

Женщины

(2226 чел.)

Мужчины (2153 чел.)

Хотелось (хочется), чтобы старшие дети научились заботиться о младших, вырастить из них хороших людей

2,86

2,63

С тремя детьми больше гарантия, что получишь от детей поддержку в старости, не останешься одиноким

2,78

2,68

Желание иметь ребенка другого пола, если первые двое детей одного пола

2,64

2,49

Хотелось (хочется) улучшить жилищные условия семьи

2,58

2,31

Трое детей в будущем больше смогут помогать по дому, в подсобном хозяйстве

2,56

2,55

Дети подросли (подрастут), хотелось (захочется) снова заниматься с маленьким ребенком, заботиться о нем

2,36

2,12

Сильное желание супруга(и) иметь третьего ребенка

2,30

2,25

Семьям с тремя и более детьми государство помогает значительно больше, чем семьям с меньшим числом детей

2,29

2,14

Третьего ребенка иметь не собирались, но когда случилась беременность, решили, что аборт делать нельзя

2,10

1,98

Трое детей повышают авторитет человека в обществе

2,03

2,05

Мы не ограничиваем число детей в семье, их должно быть столько, сколько Бог даст

2,02

1,97

Хотелось (хочется) хотя бы одному их трех детей передать свои знания, мастерство (чтобы он «пошел по стопам матери или отца»)

2,02

2,11

У моих родителей или у родителей супруга(и) было трое (или более) детей

1,85

1,92

Результаты авторского исследования показали преобладание социальных мотивов, побудивших респондентов завести второго ребенка. Это связано с тем, что мотивы рождения второго ребенка усиливаются принятыми в обществе стандартами малодетности и исходят из общепринятой нормы иметь в семье двух детей. Респонденты отмечают важную роль второго ребенка в семье, что позволяет лучше и правильнее воспитывать детей.

Респонденты, имеющие одного ребенка, во втором ребенке видят возможность реализовать себя как «полноценные» родители и повысить уважение со стороны окружающих (34,7 %), родить ребенка другого пола (45,2 %) или возможность укрепить семью (29 %). При этом 23,8 % опрошенных считают, что ребенок позволит улучшить жилищные условия.

Таблица 4

Исследование мотивов к рождению второго ребенка

 

 

Социальная мотивация

Экономическая

мотивация

Психологическая мотивация

Тюменская
область

ВСЕГО

47,3

20,9

31,8

Мужчин

25,1

8,8

13,7

Женщин

22,2

12,1

18,1

Свердловская
область

ВСЕГО

42,3

22,1

35,6

Мужчин

24,1

8,2

17,1

Женщин

18,2

13,9

18,5

Челябинская
область

ВСЕГО

49,4

18,3

32,3

Мужчин

29,1

7,1

14,2

Женщин

20,3

11,2

18,1

Курганская
область

ВСЕГО

44

25,1

30,9

Мужчин

24,2

11,3

12,7

Женщин

19,8

13,8

18,2

ВСЕГО
по УрФО

ВСЕГО

45,8

21,6

32,7

Мужчин

25,6

8,8

14,4

Женщин

20,1

12,8

18,3

В решении завести третьего ребенка психологические мотивы преобладают над остальными, хотя наблюдается высокое значение и экономической мотивации.

Таблица 5

Исследование мотивов к рождению третьего и последующих детей

 

 

Социальная мотивация

Экономическая

мотивация

Психологическая мотивация

Тюменская
область

ВСЕГО

29

30,7

40,3

Мужчин

16,2

13,5

18,1

Женщин

12,8

17,2

22,2

Свердловская
область

ВСЕГО

23,1

32,8

44,1

Мужчин

11,8

14,1

18,5

Женщин

11,3

18,7

25,6

Челябинская
область

ВСЕГО

22,2

35,1

42,7

Мужчин

11,8

16,1

20,5

Женщин

10,4

19,0

22,2

Курганская
область

ВСЕГО

19,2

45,2

35,6

Мужчин

9,8

22,1

13,2

Женщин

9,4

23,1

22,4

ВСЕГО
по УрФО

ВСЕГО

23,4

36,0

40,7

Мужчин

12,3

16,4

17,5

Женщин

11,0

19,6

23,2

Респонденты, имеющие трех и более детей, отмечают, что рождение третьего ребенка в семье расширяет круг интересов семьи. Повышается авторитет родителей и семьи в обществе, улучшаются жилищные условия (44,8 %), повышается качество воспитания детей. Женщины отмечают стремление вернуться вновь к заботам о малыше (91,5 %). Рассматривая регионы с разным уровнем доходов населения и типом воспроизводства, отметим, что экономические мотивы преобладают в сельской местности и в областях с низким уровнем доходов и образования населения. В гендерном разрезе, женщины больше предпочитают экономические и психологические мотивы, чем мужчины, а респонденты более взрослых групп говорят о снижении с возрастом влияния экономической мотивации и усилении психологических и социальных мотивов.

Подводя итог, авторы делают вывод, что ослабление социальных мотивов в репродуктивном поведении определено тем, что рождение третьего ребенка часто принимается вопреки нормам и общественным стандартам малодетности. Недостаточная поддержка социальных стимулов к рождению третьего и более детей, отсутствие дополнительных льгот или преимуществ социально-психологического свойства (например, повышение авторитета и престижа родителей на производстве, в быту и т.д.) определяет существование «невыгодности» многодетности. Как следствие, при общественных стандартах малодетности, родители с тремя и более детьми могут подвергаться негативным санкциям (недоумение окружающих, насмешки, осуждение). Очевидно, что в условиях современных социальных норм однодетности и двухдетности семьи с тремя и более детьми оказываются социальным меньшинством. Можно отметить этот фактор в качестве одной из важных причин несоответствия желаемого и ожидаемого количества детей у респондентов. При этом часто показатели реального количества детей в многодетных семьях превышают заявленные желаемые показатели. То есть даже многодетные семьи не имеют сознательного стремления к многодетности, которая часто выступает как результат не осознанного выбора, а «сложившихся обстоятельств».

Рецензенты:

Макашева С.Ж., д.фил.н., профессор, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, г. Тюмень;

Силин А.Н., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Устинова О.В., Пивоварова И.В. МОТИВЫ МНОГОДЕТНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ РОССИЯН // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17183 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674