Повышение конкурентоспособности строительной продукции – один из самых актуальных вопросов для современной России, так как основным фактором, характеризующим конкурентоспособность продукции, является её качество, а качество строительной продукции – это не только удовлетворение потребностей потребителей, но и их безопасность. Существую различные пути повышения конкурентоспособности продукции (рисунок 1).
 
Рис. 1. Методы оценки уровня качества продукции
Развитие добросовестной конкуренции строительной продукции способствует внедрению инноваций, повышению качества продукции, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни и здоровья, окружающей среды и экономии всех видов ресурсов.
Кроме того, качество строительной продукции – основной фактор, влияющий на экономичность и рентабельность законченного строительного объекта, обеспечивающий его надежность и долговечность.
Для постоянного улучшения деятельности предприятий строительной индустрии необходимо совершенствование процессов за счет улучшения их характеристик и повышения качества продукции.
Методы исследования
При этом конкурентоспособность продукции определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей продукции, которые способствуют удовлетворению потребностей потребителя. Постоянное совершенствование качества продукции обеспечивает большую удовлетворенность потребителей и позволяет увеличивать цену. Следовательно, повышение качества продукции способствует повышению прибыли.
Существуют различные методы оценки уровня качества однородных и разнородных изделий (рисунок 2). Для оценки уровня качества однородной продукции используется дифференциальный, комплексный, смешанный, а также интегральный методы [3…5]. Для оценки уровня качества разнородных изделий обычно используют индекс качества или индекс дефектности. Кроме того, для оценки уровня качества однородных и разнородных изделий используют метод экспертных оценок качества.
 
Рис. 2. Методы оценки уровня качества продукции
Качество продукции можно оценить с помощью обобщенного показателя качества, представляющего собой либо наиболее значимый показатель качества продукции либо совокупность свойств рассматриваемой продукции [3…5]. Нормированные оценки показателей качества можно получить с помощью функции желательности Харрингтона. Общий алгоритм получения обобщенной оценки уровня качества продукции представлен на рисунке 3 [4].
 
Рис. 3. Алгоритм оценки уровня качества продукции
Необходимо отметить, что в большинстве случаев на предприятиях проводится выборочный контроль, который при всей своей эффективности не дает возможности получить достаточно объективную информацию о качестве всей партии в целом, что в условиях современной конкурентной борьбы между товаропроизводителями может привести к выпуску бракованной продукции. Использование же сплошного контроля не всегда возможно либо из-за особенностей производственного цикла либо из-за высоких затрат на организацию самого контроля.
Поэтому для контроля производственных процессов необходимо использовать статистические методы, позволяющие своевременно получать информацию о качестве процессов и дает возможность оперативно реагировать на возможные отказы. В этих условиях особое внимание следует уделять стабильности и воспроизводимости технологического процесса. Стабильность технологического процесса обычно оценивается по контрольным картам Шухарта, а воспроизводимость процесса – по показателям индекса воспроизводимости Ср и Сpk [2, 6].
, (1) 
где
 – верхний предел поля допуска; 
 – нижний предел поля допуска; 
 – один из пределов поля допуска; 
 – индекс воспроизводимости процесса, оценивающий возможности удовлетворять технический допуск без учета положения среднего значения; 
 – индекс возможностей процесса с учетом фактического положения среднего значения. 
Другим очень важным показателем конкурентоспособности продукции является ее стоимость, которая в конечном итоге влияет на покупательский спрос.
Таким образом, конкурентоспособность строительной продукции определяется уровнем ее качества, стабильностью и воспроизводимостью технологического процесса производства, гарантирующую получение продукции стабильного уровня качества и её стоимостью [1…6]. Постоянное совершенствование данных критериев способствуют повышению удовлетворенности потребителя, что, в свою очередь, ведет к увеличению прибыли.
Выделенные критерии (свойства) могут быть сгруппированы в обобщённом критерии качества следующего вида:
, 
где 
– коэффициент, характеризующий критерий индекса воспроизводимости технологического процесса; 
 – коэффициент, характеризующий критерий обобщенного уровня качества выпускаемой продукции; 
 – коэффициент, характеризующий критерий уровня цены продукции на рынке. 
Результаты исследования
Показатели конкурентоспособности и формулы для их вычисления представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели конкурентоспособности и формулы для их вычисления
| 
			 Показатель  | 
			
			 Формула для вычисления  | 
			
			 Примечание  | 
		
| 
			 Критерий индекса воспроизводимости технологического процесса  | 
			
			 
			  | 
			
			 
			 
			 При этом индекс воспроизводимости технологического процесса оценивают, исходя из следующих критериев: 
			 
			 
			  | 
		
| 
			 Критерий уровня качества выпускаемой продукции  | 
			
			 
			  | 
			
			 
			 
			 При этом качественная шкала желательности как для искомых свойств, так и для обобщенного показателя качества следующая: от 0,90 до 1,0 - отлично; от 0,8 до 0,90 - очень хорошо; от 0,63 до 0,8 - хорошо; от 0,37 до 0,63 - удовлетворительно; от 0,2 до 0,37 - плохо ; от 0,0 до 0,2 - очень плохо.  | 
		
Критерий уровня цены  | 
			
			 
			  | 
			
			 
			 
			  | 
		
Практическую ценность такого подхода проиллюстрируем на примере продукции различных производителей. Исходные данные для расчета представлены в таблице 2.
Таблица 2
Исходные данные для расчета
| 
			 Наименование производителя  | 
			
			 Обобщенный показатель качества продукции, Q  | 
			
			 Воспроизводимость технологического процесса, Cp  | 
			
			 Цена, руб.  | 
		
| 
			 Предприятие №1  | 
			
			 0,95  | 
			
			 0,12  | 
			
			 5434  | 
		
| 
			 Предприятие №2  | 
			
			 0,97  | 
			
			 0,25  | 
			
			 5884  | 
		
| 
			 Предприятие №3  | 
			
			 0,38  | 
			
			 0,432  | 
			
			 5167  | 
		
| 
			 Предприятие №4  | 
			
			 0,79  | 
			
			 2,7  | 
			
			 5735  | 
		
| 
			 Предприятие №5  | 
			
			 0,67  | 
			
			 0,39  | 
			
			 5900  | 
		
| 
			 Предприятие №6  | 
			
			 0,94  | 
			
			 0,35  | 
			
			 5580  | 
		
Результаты расчёта обобщённого критерия конкурентоспособности продукции приведены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты расчёта обобщённого критерия качества
| 
			 Наименование производителя  | 
			
			 Значения коэффициентов весомости  | 
		|||
| 
			 
			  | 
			
			 
			  | 
			
			 
			  | 
			
			 
			  | 
		|
| 
			 Предприятие №1  | 
			
			 0,731  | 
			
			 0,505  | 
			
			 0,739  | 
			
			 0,658  | 
		
| 
			 Предприятие №2  | 
			
			 0,712  | 
			
			 0,516  | 
			
			 0,743  | 
			
			 0,657  | 
		
| 
			 Предприятие №3  | 
			
			 0,638  | 
			
			 0,428  | 
			
			 0,486  | 
			
			 0,517  | 
		
| 
			 Предприятие №4  | 
			
			 0,904  | 
			
			 0,929  | 
			
			 0,882  | 
			
			 0,905  | 
		
| 
			 Предприятие №5  | 
			
			 0,647  | 
			
			 0,464  | 
			
			 0,600  | 
			
			 0,570  | 
		
| 
			 Предприятие №6  | 
			
			 0,738  | 
			
			 0,539  | 
			
			 0,748  | 
			
			 0,675  | 
		
Выводы
По результатам расчета обобщенного критерия видно, что в широком диапазоне значений коэффициентов весомости наиболее конкурентоспособным является продукция предприятия № 4, что обусловлено высоким значением индекса воспроизводимости технологического процесса при приемлемом уровне обобщенного показателя качества продукции и цены.
Рецензенты:
Логанина В.И,, д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Управление качеством и ТСП», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза;
Береговой В.А., д.т.н., профессор кафедры технологии строительных материалов и деревообработки, ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Макарова Л.В., Тарасов Р.В., Резевич К.С. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17215 (дата обращения: 04.11.2025).



