Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ СОЗДАНИЯ СПОРТИВНО-ИГРОВЫХ ПЛОЩАДОК И КОРТОВ В ГОРОДЕ ПАВЛОДАРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН)

Нефёдова Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО "Омский государственный педагогический университет"
Одной из актуальных проблем современной педагогики является формирование ответственного, с четкой гражданской позицией, нравственного гражданина своей страны. Молодежные общественные организации играют особую роль в процессе социализации молодежи, т.к. они формируют опыт самоуправления, участия в разносторонней социальной деятельности, проживания в системе демократических отношений и, таким образом, способствуют воспитанию у молодежи не только необходимых профессиональных, но и личностно значимых качеств будущего специалиста. Полноценное развитие личности молодого человека невозможно без включения в его образ жизни здорового досуга. Социальный проект рассматривается как комплекс взаимоувязанных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий, направленных на решение одной из задач целевой социальной программы либо локальной задачи, имеющей самостоятельное социальное значение (Василькова Ю.В.). В статье, на примере реализации социально-правового проекта по созданию спортивно-игровых площадок, рассматривается опыт молодежи города Павлодара. Реализация данного проекта способствовала не только формированию социальной компетенции молодежи, но и решению ряда социально значимых задач.
компетентность
компетентностный подход
молодежь
социальная деятельность
социальная компетенция
социальный проект
1. Вольф М. Спорт работает на престиж страны. Как сделать физкультуру массовой.//Экспресс-Казахcтан №167., 2010.- С.5.
2. Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345-II О правах ребенка в Республике Казахстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://online.zakon.kz/document/?doc_id=1032460.html (дата обращения: 12.06.13).
3. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.html (дата обращения: 12.06.13).
4. Конституция республики Казахстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.constitution.kz/kostituciionnyi-zakon.html (дата обращения: 16.08.13).
5. Кукушин В.С. Современные школьные технологии в начальной школе. – М.: Феникс, 2003. – 56 с.
6. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 29 января 2010 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo.zakon.kz/161124-poslanie-prezidenta-respubliki.html(дата обращения: 12.06.13).
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. – М.: Педагогика, 2003. – 154 с.
Развитие современного общества, коренные изменения в социально-экономической и политической жизни государства создают предпосылки для формирования современной парадигмы процесса социализации молодежи. Одной из значительных и действенных форм побуждения социальной активности молодого поколения становятся проектирование и реализация общественно-значимых, социально полезных инициатив.

Для того чтобы эффективно участвовать в жизни общества, молодое поколение должно хорошо представлять какие органы управления ответственны за социальные изменения в обществе. Мотивируя молодежь к участию в социальных проектах, направленных на развитие общества, будет иметь место формирование социальной компетенции молодого поколения.

Компетенция - это набор знаний, умений и навыков, а компетентность - это качество владения ими, это то, каким образом, компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. с опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств [5, с.56].

Обобщая имеющиеся в научной литературе определения компетентности, мы, в свою очередь, понимаем компетентность как совокупность личностных качеств молодого человека (знаний, умений, навыков, способностей, ценностно-смысловых ориентаций), обусловленных опытом его деятельности в социальной и личностно-значимой сфере.

Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал А.В. Хуторской, который представил их в четырех основных группах:

  • ценностно-смысловые компетенции;
  • учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые;
  • общекультурные;
  • компетенции личностного самосовершенствования [7, с.154].

Социальный проект по приобщению молодежи к здоровому образу жизни посредством восстановления спортивно-игровых дворовых площадок и кортов, реализуемый в городе Павлодаре, предполагает формирование социально-трудовых, коммуникативных компетенций, а также компетенцию личностного самосовершенствования и носит название «Развитие спортивной инфраструктуры города через модернизацию детских игровых площадок и кортов».

Проект состоит из введения, четырех частей и заключения. Во введении обосновывается актуальность выбранной проблемы, формулируются цель и задачи, указывается объект и предмет исследования. В первой части раскрывается актуальность проблемы, затрагивающая самых маленьких Граждан РК, детей, нашего будущего. Масштабность исследуемой проблемы выходит за пределы одного микрорайона. Это аргументируется в проекте через анкетирование населения, средства массовой информации, интервьюирование, рисунки школьников, ведомости малых игровых форм детских площадок, фотогалерею. Во второй части рассматриваются альтернативные пути решения проблемы через анализ преимуществ и недостатков каждого, что позволяет ярко обозначить их положительные и отрицательные стороны. А для того, чтобы теоретическая информация была воспринята более глубоко, альтернатива отражена в фотогалерее. В третьей исследовательской части представлена общественная политика, подкрепленная правами и Законами РК, в которых говорится, что дети имеют право на достойный досуг и отдых. Поэтому модернизация спортивно-игровых площадок, приближенная к современным стандартам, только ускорит процесс приобщения детей и взрослых к физической культуре. В четвертой части проекта показаны шаги по реализации выбранной политики, которые помогли в поэтапном знакомстве с представителями местных органов власти, общественных групп, коммерческих структур и выявлении их позиции по отношению к поставленной в проекте цели. Заключение содержит основные выводы и анализ проделанной работы по проекту.

При возникновении социально значимых ситуаций, задающих социальный контекст будущей жизни и деятельности молодежи, несущей в себе воспитательный потенциал, формирование вышеназванных компетенций является объективной реальностью.

Реализация проекта позволит решить ряд социально значимых задач:

  • выявить актуальность проблемы в молодежной среде;
  • исследовать материальную базу и техническое состояние дворовых площадок и кортов города Павлодара (микрорайон №8), обозначить проблемные зоны;
  • выявить альтернативные пути решения, их преимущества и недостатки, обосновать предлагаемую программу;
  • разработать пути реализации социально значимого проекта силами молодежи.

Полноценный рост и развитие молодежи невозможно без включения в их образ жизни спорта и здорового досуга. Выбранная проблема проекта серьезна для нашего сообщества, так как затрагивает вопросы приобщения молодых людей к здоровому образу жизни, их занятости и профилактики правонарушений [1].

Изучив микрорайон №8 города Павлодара (на 1160 детей дошкольного и школьного возраста 8-го микрорайона приходится 100 малых архитектурных форм, из которых 41% в не рабочем состоянии, а на 1 целую архитектурную форму приходится 20 детей), проведя опрос среди населения микрорайона, молодежный актив пришел к выводу, что проблема действительно актуальна для молодых людей.

Результаты анкетирования среди школьников и населения показывают следующее:

Поднимаемая проблема в проекте, действительно, актуальна. Это подтверждают цифры - 74% школьников и 94% общественности из числа опрошенных.

Актуальна она, потому что большую часть своего свободного времени в каникулярный, особенно летний период, дети проводят в своем дворе (68% и 78%).

Так как жители микрорайона №8 проводят в своем дворе больше времени, чем сторонние наблюдатели, то они видят лучше недостатки дворовых спортивно-игровых площадок. Определенно, есть дворы более или менее обустроенные малыми архитектурными формами, но есть и такие, которые «взывают о помощи» (65% и 40%).

На вопрос о том устраивают ли их площадки, большинство отвечало, что хотели бы что-то изменить, преобразить. И только 15% школьников устраивают их площадки.

Почему дворовые площадки находятся в таком состоянии, становится понятно, когда ребята честно отвечают, что они просто давно не ремонтировались (73% и 65%).

Основным помощником в реконструкции дворовых площадок и ребята и общественность видят местные органы власти (51% и 94%).

Положительные моменты восстановления дворовых площадок видят в следующем: увеличение занятости ребят (67% и 98%); снижение преступности среди подростков (33% и 67%); улучшение здоровья (49% и 73%); приобщение к спорту (44% и 70%).

Осваивая социальную действительность, в процессе своей деятельности, в общении с жителями микрорайона, в межличностном общении внутри своих микрогрупп молодые люди подошли к высокому уровню социальной активности личности. Получение знаний о социальной действительности и о себе, приобретение сложных социальных умений и навыков взаимодействия способствовало формированию социальной компетенции молодых людей.

Участники проекта, исследовав материальную базу и техническое состояние дворовых площадок и кортов в микрорайоне №8 города Павлодара, выявили, что при строительстве спортивно-игровых площадок используются материалы старых поколений, вандализм отдельных представителей молодого поколения пока не позволяет отойти от "советских железных стандартов" к современным материалам, жители микрорайона имеют недостаточный уровень воспитания в отношении сохранения государственного имущества от частной собственности. Тендеры в строительстве детских площадок и кортов выигрывает тот, кто предлагает меньшую сумму затрачиваемых средств, соответственно материалы не всегда имеют высокое качество, что отмечают и технические эксперты, контролирующие качество и возведение установок малых архитектурных форм. При решении этой задачи участники проекта проявили готовность и способность действовать в рамках законодательства своего государства, таким образом они приобрели социальные знания, представляющие собой один из компонентов социальной компетенции.

В процессе выявления альтернативных путей решения обозначенной проблемы, после изучения специализированных материалов, консультаций с представителями органов власти, внутренних дискуссиях, была создана альтернативная программа. Для того чтобы выбрать из предложенной альтернативы свой путь решения проблемы, молодые люди провели определенную исследовательскую работу по более углубленному изучению материалов (металлоконструкций, различного рода покрытий, изделий из современного пластика, учет принципа экологичности материалов), по подбору законодательных актов, подтверждающих правильность принятых решений. Исследовательская деятельность была связана с нахождением недостатков и преимуществ каждого альтернативного пути решения. Местные представители органов власти согласились с убедительными выводами участников проекта, что преимущественнее в сооружении игровых площадок применять металлоконструкции современного типа или пластик и "искусственное покрытие". В качестве обоснования предлагаемой политики молодежный актив привел ссылки на следующие документы:

Конституция РК (Ст.20 п.1, п.2; Ст.33 п.1; Ст.34 п.1; Ст.86 п.1; Ст.87 п.2; Ст.89 п.2) [4].

Послание Президента Республики Казахстан от 29 января 2010 года (... Здоровый образ жизни и принцип солидарной ответственности человека за свое здоровье - вот, что должно стать главным в государственной политике в сфере здравоохранения, и повседневной жизни населения. Спортивная инфраструктура .... Создаст необходимые предпосылки для развития массового физкультурного спортивного движения, заставив регионы не отставать от Астаны и Алматы) [6].

Закон Республики Казахстан «О правах ребёнка в Республики Казахстан» 2005 год: Глава 3 «Основные права и обязанности ребенка» (Статья 8. Право ребенка на охрану здоровья; Статья 11. П.1. Право на свободу слова и выражение своего мнения, свободу совести, развитие своей общественной активности, получение и распространение информации, соответствующей его возрасту, добровольное участие в общественных объединениях, а также в других формах некоммерческих организаций и мирных собраниях, разрешенных законодательством Республики Казахстан; Статья 19. П.1. Право на отдых и досуг, соответствующие его возрасту, здоровью и потребностям; Статья 20. П.4. Государство осуществляет мероприятия по обеспечению права детей на отдых, оздоровление и досуг) [2].

Конвенция о правах ребенка Республики Казахстан (Статья 3: Во всех действиях в отношении детей, независимо о того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка; Статья 6: Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка; Статья 12: Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка; Статья 13: Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка; Статья 17: Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информациям и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка; Статья 27: Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка; Статья 31: Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством; Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха [3].

При решении этой задачи молодые люди приобрели ряд социальных умений, представляющих собой, один из компонентов социальной компетенции, например, умение адресовать свое общение, привлечение внимания собеседника, проявление заинтересованности к собеседнику, ориентация в социальной ситуации, умение вступать в контакт и поддерживать его, принимать точку зрения собеседника, аргументировать свое мнение, не допускать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации во взаимодействии с окружающими, критично относиться к своим действиям и высказываниям, быть толерантным, терпимым, ответственным за свои слова, действия и поступки, иметь свою точку зрения и отстаивать ее.

Социально-педагогическое проектирование молодежной среды является фактором ее развития, способствует становлению личности и осуществляется в двух направлениях: а) через разработку и реализацию региональных проектов, в которые привлекаются школьные коллективы через деятельность молодежных организаций, действующих на их базе; б) через создание условий для проектирования социально-значимых, общественно-полезных, граждански ориентированных продуктов деятельности, создаваемых старшеклассниками в рамках школьного пространства.

Таким образом, социально - правовой проект это одна из новых возможностей для дальнейшего развития форм организации социально значимой деятельности в молодежной среде, способствующая формированию социальной компетенции молодежи в современном обществе Республики Казахстан.

Рецензенты:

Маврина И.А., д.п.н., профессор кафедры «Социальной педагогики и социальной работы» ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет», г. Омск;

Каирбекова Б.Д., д.п.н., профессор, проректор по социальной и молодежной политике ТОО "Инновационный Евразийский университет", г. Павлодар.


Библиографическая ссылка

Нефёдова Н.В. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ СОЗДАНИЯ СПОРТИВНО-ИГРОВЫХ ПЛОЩАДОК И КОРТОВ В ГОРОДЕ ПАВЛОДАРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17272 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674