Для оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию студентов с ортопедической патологией нами была разработана авторская методика профилактики и коррекции сочетанных нарушений функций опорно-двигательного аппарата. Основой экспериментальной программы явился комплексный подход в организации занятий студентов специального учебного отделения с различными функциональными нарушениями ОДА, включающий в себя использование как традиционных (оздоровительного плавания, оздоровительной ходьбы, различных упражнений), так и ряда нетрадиционных средств физического воспитания (элементов Хатха-йоги, гимнастики по методике Л. Палей, Спиральной гимнастики, Суставной гимнастики, гимнастики по методике К. Шрот, точечного массажа по методикам Су Джок, Шиацу, А.А. Уманской и др.), применение коррекционных упражнений в условиях специализированного спортивного зала и плавательного бассейна [2, 3].
Цель работы
Определение эффективности авторской методики профилактики и коррекции сочетанных нарушений функций опорно-двигательного аппарата по результатам динамики морфофункционального состояния стоп у студентов ВолгГМУ со сколиозом и плоскостопием I-II степеней.
Методика исследования
Оценка морфофункционального состояния стоп у студентов со сколиозом и плоскостопием I-II степеней проводилась с применением инновационной технологии планшетного сканирования, разработанной в ВолгГМУ профессором К.В. Гавриковым с соавторами (Патент РФ № 2253363, 2005), позволяющей выявлять минимальные количественные изменения. Каждый полученный снимок стопы анализировался графоаналитическим методом с помощью диагностической программы по двум основным группам показателей:
- морфологическим показателям, характеризующим поперечные своды стоп (значениям латеральных и медиальных углов переднего отдела правой и левой стоп; площадей переднего отдела правой и левой стоп).
 - морфологическим показателям, характеризующим продольные своды стоп (значениям высоты сводов правой и левой стоп; пяточных углов правой и левой стоп; коэффициента «К» на правой и левой стопах; длины правой и левой стоп; общей площади опоры правой и левой стоп; площади среднего и заднего отделов правой и левой стоп).
 
Результаты исследования и их обсуждение
Для определения эффективности авторской методики был проведён сравнительный анализ динамики морфофункционального состояния стоп у 60 студенток и 30 студентов 3 курса специального учебного отделения различных факультетов ВолгГМУ с сочетанными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Из них 30 девушек и 15 юношей в течение года занимались по разработанной нами экспериментальной методике. Контрольную группу составили 30 девушек и 15 юношей, где занятия по физической культуре проводились в соответствии с Рабочей программой, разработанной в ВолгГМУ для студентов специального учебного отделения различных нозологических групп.
В период начального обследования данные морфофункционального состояния стоп студентов контрольной (КГ) и экспериментальной групп (ЭГ) существенно не различались. По итогам заключительного исследования выявлено, что наибольшие изменения числовых значений морфофункциональных показателей сводов стоп произошли у студентов экспериментальной группы. У занимающихся контрольной группы наблюдался индивидуальный разброс показателей, однако за период наблюдения они не претерпели значимых изменений (p>0,05).
Анализ динамики морфофункциональных характеристик поперечного свода стоп выявил у юношей экспериментальной группы уменьшение угловых значений отклонения 1 пальца: слева - на 0,82 % (p>0,05), справа - на 0,71 % (p>0,05); у девушек экспериментальной группы - на 0,67 % (p>0,05) и 0,59 % (p>0,05) соответственно (табл. 1, 2).
В контрольной группе юношей зафиксировано несущественное увеличение значений медиального угла переднего отдела левой стопы на 0,37 % (p>0,05), правой - на 0,38 % (p>0,05), у девушек - на 0,45 % (p>0,05) и 0,38 % (p>0,05) соответственно (табл. 1, 2).
Средние значения латерального угла переднего отдела левой стопы у юношей экспериментальной группы в начале исследования были равны 12,10±0,120, правой - 12,40±0,120; в контрольной - 12,00±0,120 и 12,30±0,120 соответственно. В заключительном обследовании числовые значения угла отклонения 5-го пальца на левой стопе у юношей ЭГ составили 12,02±0,090, на правой - 12,30±0,110; в контрольной - 12,03±0,150 и 12,34±0,110 соответственно. Средние значения латерального угла переднего отдела левой стопы у девушек ЭГ в начале исследования были равны 10,32±0,210, правой - 10,10±0,140; контрольной - 10,30±0,120 и 10,10±0,130 соответственно. В заключительном обследовании средние значения угла отклонения 5-го пальца на левой стопе у девушек ЭГ составили 10,23±0,110, на правой - 10,03±0,090; в контрольной - 10,36±0,110 и 10,15 ± 0,110 соответственно.
Таблица 1
Динамика морфофункциональных показателей стоп юношей (M±σ)
| 
			 Группы 
 
 Показатели  | 
			
			 Контрольная группа  | 
			
			 Экспериментальная группа  | 
		|||
| 
			 До эксперимента (n=15)  | 
			
			 После эксперимента (n=15)  | 
			
			 До эксперимента (n=15)  | 
			
			 После эксперимента (n=15)  | 
		||
| 
			 Медиальный угол, 0  | 
			
			 Левая  | 
			
			 15,80 ± 0,13  | 
			
			 15,88 ± 0,13  | 
			
			 15,8 ± 0,14  | 
			
			 15,67 ± 0,12  | 
		
| 
			 Правая  | 
			
			 15,60 ± 0,12  | 
			
			 15,66 ± 0,14  | 
			
			 15,61 ± 0,13  | 
			
			 15,49 ± 0,12  | 
		|
| 
			 Латеральный угол, 0  | 
			
			 Левая  | 
			
			 12,00 ± 0,12  | 
			
			 12,03 ± 0,15  | 
			
			 12,10 ± 0,120  | 
			
			 12,02 ± 0,09  | 
		
| 
			 Правая  | 
			
			 12,30 ± 0,12  | 
			
			 12,34 ± 0,11  | 
			
			 12,40 ± 0,120  | 
			
			 12,30 ± 0,11  | 
		|
| 
			 Площадь переднего отдела, см2  | 
			
			 Левая  | 
			
			 33,01 ± 0,23  | 
			
			 33,08 ± 0,24  | 
			
			 33,11 ± 0,25  | 
			
			 32,70 ± 0,27  | 
		
| 
			 Правая  | 
			
			 33,30 ± 0,25  | 
			
			 33,39 ± 0,20  | 
			
			 33,35 ± 0,28  | 
			
			 32,95 ± 0,31  | 
		|
| 
			 Высота свода, мм  | 
			
			 Левая  | 
			
			 34,60 ± 0,17  | 
			
			 34,3 ± 0,14  | 
			
			 34,50 ± 0,18  | 
			
			 35,10 ± 0,16*  | 
		
| 
			 Правая  | 
			
			 34,90 ± 0,15  | 
			
			 34,70 ± 0,12  | 
			
			 34,80 ± 0,18  | 
			
			 35,2 ± 0,12*  | 
		|
| 
			 Коэффициент «К», усл.ед.  | 
			
			 Левая  | 
			
			 1,21 ± 0,02  | 
			
			 1,22 ± 0,02  | 
			
			 1,22 ± 0,02  | 
			
			 1,22 ± 0,02  | 
		
| 
			 Правая  | 
			
			 1,26 ± 0,01  | 
			
			 1,27 ± 0,01  | 
			
			 1,25 ± 0,02  | 
			
			 1,25 ± 0,01  | 
		|
| 
			 Пяточный угол,0  | 
			
			 Левая  | 
			
			 5,10 ± 0,02  | 
			
			 5,09 ± 0,02  | 
			
			 5,11 ± 0,02  | 
			
			 5,17± 0,02  | 
		
| 
			 Правая  | 
			
			 5,14 ± 0,02  | 
			
			 5,12 ± 0,02  | 
			
			 5,13 ± 0,02  | 
			
			 5,20 ± 0,01  | 
		|
| 
			 Общая площадь опоры, см2  | 
			
			 Левая  | 
			
			 88,91 ± 0,34  | 
			
			 89,41 ± 0,31  | 
			
			 88,97 ± 0,27  | 
			
			 88,40 ± 0,31  | 
		
| 
			 Правая  | 
			
			 88,95 ± 0,27  | 
			
			 89,61 ± 0,34  | 
			
			 89,05 ± 0,31  | 
			
			 88,44 ± 0,34  | 
		|
| 
			 Площадь среднего отдела, см2  | 
			
			 Левая  | 
			
			 20,50 ± 0,56  | 
			
			 20,73 ± 0,44  | 
			
			 20,52 ± 0,56  | 
			
			 17,44 ±0,39  | 
		
| 
			 Правая  | 
			
			 20,64 ± 0,19  | 
			
			 20,89 ± 0,21  | 
			
			 20,65 ± 0,24  | 
			
			 17,56 ± 0,20  | 
		|
| 
			 Площадь заднего отдела, см2  | 
			
			 Левая  | 
			
			 35,11 ± 0,21  | 
			
			 35,29± 0,20  | 
			
			 35,10 ± 0,26  | 
			
			 35,01 ± 0,22  | 
		
| 
			 Правая  | 
			
			 35,30 ± 0,26  | 
			
			 35,64 ± 0,22  | 
			
			 35,29 ± 0,26  | 
			
			 35,17 ±0,21  | 
		|
| 
			 Длина стопы, мм  | 
			
			 Левая  | 
			
			 271,12 ± 1,30  | 
			
			 271,64 ± 1,38  | 
			
			 271,16 ± 1,38  | 
			
			 270,74 ± 1,35  | 
		
| 
			 Правая  | 
			
			 271,36 ± 1,38  | 
			
			 272,07 ± 1,34  | 
			
			 271,31 ± 1,18  | 
			
			 270,75 ± 1,24  | 
		|
Примечание: *- значения достоверны к данным контрольной группы до эксперимента, p<0,05.
Средние значения площади переднего отдела левой стопы у юношей ЭГ в начале исследования составили 33,11±0,25 см2, правой - 33,35±0,28 см2, в конце исследования - 32,70± 0,27см2 и 32,95±0,31см2 соответственно. Средние значения площади переднего отдела стоп у юношей КГ в конце исследования недостоверно увеличилась (p>0,05) и ее средние значения составили 33,08±0,24 см2 на левой стопе, правой - 33,39±0,20 см2 . У девушек экспериментальной группы средние значения площади переднего отдела левой стопы в начале исследования равнялась 32,30±0,25 см2, правой - 32,07±0,28 см2, в конце исследования - 32,25±0,27 см2 и 32,00±0,31 см2соответственно. В контрольной группе девушек средние значения площади переднего отдела стоп, наоборот, незначительно увеличились, но эти изменения не носили достоверного характера (р>0,05) (табл. 1, 2).
Таблица 2
Динамика морфофункциональных показателей стоп девушек (M±σ)
| 
			 Группы 
 Показатели  | 
			
			 Контрольная группа  | 
			
			 Экспериментальная группа  | 
		|||
| 
			 До эксперимента (n=30)  | 
			
			 После эксперимента (n=30)  | 
			
			 До эксперимента (n=30)  | 
			
			 После эксперимента (n=30)  | 
		||
| 
			 Медиальный угол, 0  | 
			
			 Левая  | 
			
			 13,20 ± 0,13  | 
			
			 13,26 ± 0,14  | 
			
			 13,30 ± 0,14  | 
			
			 13,21 ± 0,12  | 
		
| 
			 Правая  | 
			
			 13,00 ± 0,12  | 
			
			 13,05 ± 0,11  | 
			
			 13,60 ± 0,13  | 
			
			 13,52 ± 0,12  | 
		|
| 
			 Латеральный угол, 0  | 
			
			 Левая  | 
			
			 10,30 ± 0,12  | 
			
			 10,36 ± 0,11  | 
			
			 10,32 ± 0,21  | 
			
			 10,23 ± 0,11  | 
		
| 
			 Правая  | 
			
			 10,10 ± 0,13  | 
			
			 10,15± 0,11  | 
			
			 10,10 ± 0,14  | 
			
			 10,03 ± 0,09  | 
		|
| 
			 Площадь переднего отдела, см2  | 
			
			 Левая  | 
			
			 32,31 ± 0,23  | 
			
			 32,46 ± 0,24  | 
			
			 32,30 ± 0,25  | 
			
			 32,25 ± 0,27  | 
		
| 
			 Правая  | 
			
			 32,09 ± 0,25  | 
			
			 32,20 ± 0,20  | 
			
			 32,07 ± 0,28  | 
			
			 32,00 ± 0,31  | 
		|
| 
			 Высота свода, мм  | 
			
			 Левая  | 
			
			 33,90 ± 0,13  | 
			
			 33,60 ± 0,14  | 
			
			 33,80 ± 0,18  | 
			
			 34,8 ± 0,16*  | 
		
| 
			 Правая  | 
			
			 34,10 ± 0,15  | 
			
			 33,90 ± 0,12  | 
			
			 34,20± 0,18  | 
			
			 35,10 ± 0,12*  | 
		|
| 
			 Коэффициент «К», усл.ед.  | 
			
			 Левая  | 
			
			 1,19 ± 0,01  | 
			
			 1,20 ± 0,01  | 
			
			 1,19 ± 0,02  | 
			
			 1,18 ± 0,02  | 
		
| 
			 Правая  | 
			
			 1,21 ± 0,02  | 
			
			 1,22 ± 0,02  | 
			
			 1,20 ± 0,02  | 
			
			 1,19 ± 0,01  | 
		|
| 
			 Пяточный угол,0  | 
			
			 Левая  | 
			
			 4,93 ± 0,02  | 
			
			 4,90± 0,02  | 
			
			 4,91 ± 0,02  | 
			
			 4,96 ± 0,01  | 
		
| 
			 Правая  | 
			
			 4,78 ± 0,02  | 
			
			 4,75 ± 0,02  | 
			
			 4,80± 0,02  | 
			
			 4,84 ± 0,02  | 
		|
| 
			 Общая площадь опоры, см2  | 
			
			 Левая  | 
			
			 68,70 ± 0,92  | 
			
			 69,26 ± 1,02  | 
			
			 68,69 ± 1,05  | 
			
			 68,47 ± 1,04  | 
		
| 
			 Правая  | 
			
			 69,26 ± 0,84  | 
			
			 69,59 ± 0,95  | 
			
			 69,28 ± 0,93  | 
			
			 69,01± 0,89  | 
		|
| 
			 Площадь среднего отдела, см2  | 
			
			 Левая  | 
			
			 17,28 ± 0,61  | 
			
			 17,41 ± 0,52  | 
			
			 17,27 ± 0,59  | 
			
			 17,21 ± 0,32  | 
		
| 
			 Правая  | 
			
			 17,87 ± 0,55  | 
			
			 17,97 ± 0,47  | 
			
			 17,89 ± 0,61  | 
			
			 17,81 ± 0,47  | 
		|
| 
			 Площадь заднего отдела, см2  | 
			
			 Левая  | 
			
			 19,11 ± 0,21  | 
			
			 19,39 ± 0,20  | 
			
			 19,12 ± 0,23  | 
			
			 19,00 ± 0,25  | 
		
| 
			 Правая  | 
			
			 19,30 ± 0,26  | 
			
			 19,42 ± 0,22  | 
			
			 19,32 ± 0,30  | 
			
			 19,21 ± 0,18  | 
		|
| 
			 Длина стопы, мм  | 
			
			 Левая  | 
			
			 243,63 ± 1,0  | 
			
			 243,99 ± 1,09  | 
			
			 243,68 ± 1,11  | 
			
			 243,33 ± 1,03  | 
		
| 
			 Правая  | 
			
			 243,91 ± 1,13  | 
			
			 244,65 ± 1,27  | 
			
			 243,91 ± 1,13  | 
			
			 243,34 ± 1,19  | 
		|
Примечание: *- значения достоверны к данным контрольной группы до эксперимента, p<0,05.
Таким образом, за период педагогического эксперимента у студентов экспериментальной группы выявлено снижение значений угловых характеристик и площади переднего отдела стоп, характеризующих поперечный свод стоп (p>0,05), в контрольной группе наблюдалось их незначительное увеличение (p>0,05), свидетельствующее об ухудшении анатомо-функционального состояния стоп (табл. 1, 2).
По результатам заключительного исследования средние значения высоты свода левой стопы увеличились: у юношей экспериментальной группы - на 1,74 % (p<0,05), правой - на 1,15 % (p<0,05); у девушек - на 2,95 % (p<0,05) и 2,63 % (p<0,05) соответственно.
За период проведения педагогического эксперимента в контрольной группе юношей высота свода левой стопы уменьшилась на 0,86 % (p>0,05), правой - на 0,57 % (p>0,05); у девушек - на 0,88 % (p>0,05) и 0,59 % (p>0,05) соответственно.
Числовые значения коэффициента «К» левой и правой стоп у занимающихся контрольной и экспериментальной групп за период исследования не претерпели значимых изменений (р>0,05) (табл. 1, 2).
В исходном состоянии средние значения угла наклона пяточной кости у юношей экспериментальной группы составили: на левой стопе - 5,11±0,020, на правой - 5,13±0,020; в конце исследования - 5,17±0,020 и 5,20±0,010 соответственно. У девушек экспериментальной группы при заключительном обследовании также было выявлено увеличение значений пяточного угла: на левой стопе - на 0,050 , правой - на 0,040 (p>0,05). У юношей и девушек контрольной группы значения пяточного угла за период исследования недостоверно уменьшились (р>0,05) (табл. 1, 2).
При завершающем обследовании в экспериментальной группе студентов выявлено уменьшение общей площади опоры левой стопы: у юношей - на 0,64 % (p>0,05), у девушек - на 0,32 % (p>0,05); правой - на 0,69 % (p>0,05) и 0,38 % (p>0,05) соответственно (табл. 1, 2). В контрольной группе занимающихся наблюдалось недостоверное увеличение исследуемого параметра (р>0,05), причем изменения значений общей площади опоры на левой стопе у девушек имели более выраженный характер (табл. 1, 2).
При исследовании динамики значений длины правой и левой стоп у студентов как контрольной, так и экспериментальной групп достоверных изменений не зафиксировано (табл. 1, 2).
Заключение
В результате применения авторской методики у студентов экспериментальной группы были выявлены достоверные изменения в показателях, характеризующих рессорную функцию стоп. При завершающем обследовании - у юношей экспериментальной группы средние значения высоты свода левой стопы увеличились на 1,74 % (p<0,05), правой - на 1,15 % (p<0,05); у девушек - на 2,95 % (p<0,05) и 2,63 % (p<0,05) соответственно. В контрольной группе юношей высота свода левой стопы уменьшилась на 0,86 % (p>0,05), правой - 0,57 % (p>0,05); у девушек - 0,88 % (p>0,05) и 0,59 % (p>0,05) соответственно. Значения угловых характеристик и площадей опоры стоп у студентов экспериментальной группы имели тенденцию к снижению (p>0,05), в контрольной группе занимающихся наблюдалось их незначительное увеличение (p>0,05), свидетельствующее об ухудшении анатомо-функционального состояния стоп.
Таким образом, увеличение средних значений высоты сводов стоп у юношей и девушек экспериментальной группы свидетельствует об адаптации студентов медицинского вуза с сочетанными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата к вертикальным нагрузкам, которые в профессиональной деятельности врачей хирургического профиля являются лимитирующим фактором сохранения высокого уровня работоспособности.
Рецензенты:
Краюшкин А.И., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии человека Волгоградского государственного медицинского университета, г. Волгоград;
Кудинов А.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории физической культуры Волгоградской государственной академии физической культуры и спорта, г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Аристакесян В.О., Мандриков В.Б., Мицулина М.П. ДИНАМИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТОП У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С СОЧЕТАННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17366 (дата обращения: 04.11.2025).



