Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЕЖИ

Закирова Ч.Р. 1 Валеева Р.А. 1
1 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В предлагаемой статье рассматриваются некоторые аспекты формирования межкультурной компетенции молодежи в условиях дополнительного образования в области хореографического и эстетического воспитания. Автор раскрывает значимость хореографического искусства в условиях хореографической школы-студии, где на основе педагогического потенциала искусства танца осуществляется воспитание и развитие молодежи. Актуализация исследуемой проблемы связана с ведущей целью обучения хореографического искусства в таких его компонентах, как: образовательный, воспи¬тательный, развивающий и практический. В статье анализируются возможности педагогического потенциала танцевального искусства в формировании межкультурной компетенции молодежи, что предполагает определенные педагогические условия повышения воспитательного потенциала танца в развитии данной компетенции. В контексте формирования межкультурной компетенции молодежи раскрывается значимость хореографической школы-студии, где осуществляется целеполагание поликультурного и личностного развития молодого человека. В статье показано, как при обучении хореографическому искусству осуществляется процесс ускорения творческого саморазвития молодого человека в поликультурной сфере с учетом его личностной самоактуализации в искусстве танца. В связи с этим делается вывод о том, что обучение народным танцевальным традициям способствует достижению положительного результата в формирования межкультурной компетенции молодежи.
творческое саморазвитие
язык танца
творческая среда
ценностная ориентация
народная танцевальная традиция
сценическая практика
танцевальное искусство
межкультурная компетенция
педагогический потенциал
дополнительное образование
1. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. – М.: МГИК, 1992. – 250 с.
2. Любова Т.В. Реализация аксиологического подхода в процессе развития межкультурной компетенции студентов вуза: на примере изучения иностранного языка: диссертация ... кандидата педагогических наук. – Казань, 2009. – 202 с.
3. Каримов М.А. Танец – творчество, развитие, воспитание: учебно – методическое пособие для педагогов средних специальных и высших учебных заведений по хореографии / М.А. Каримов. – Уфа: РУМЦ МК РБ, 2012. – 88 с.
4. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 208 с.
5. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
Закономерности развития российского общества приводит нас сегодня к выводу, что важнейшим аспектом в данном процессе должно стать сближение наших народов и усиление их взаимодействия. Отсюда на фоне экономических  и социальных реформ в России становится актуальным раскрепощение личности индивида, часто скованного устаревшими догмами и запретами, что и влечет за собой поиск им своей культурной идентичности и уважения к человеку другой культуры. Все это подводит к более глубокому осмыслению сохранения и защиты этнического и культурного своеобразия народов, наряду со стремлением к уникальности своей собственной культуры. В связи с этим, перед дополнительным образованием как части всего образования в целом встает задача подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды с целью сохранения им своей национальной культуры и пониманием своеобразия и других культур [1]. На это, в частности, и нацелено дополнительное образование в области хореографического и эстетического воспитания, в условиях которого молодежь воспитывается в духе уважения всех народов; где в рамках прохождения производственной и сценической практики осуществляется процесс духовного, умственного и эстетического развития молодых людей; где обеспечивается целостный процесс становления и развития каждой личности; усвоение ею явлений, например, народного татарского быта, обычаев, традиций; овладение культурой и народными танцевальными традициями и т.д.

Цель настоящей статьи: выявить и раскрыть педагогический потенциал танцевального искусства в развитии межкультурной компетенции молодежи.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта; наблюдение.

Результаты исследования. Отечественные исследователи рассматривают межкультурную компетенцию как интегрированное системное образование в контексте гуманистического мировоззрения с высокой культурой межличностного общения и развитым общекультурным уровнем, включающего знания, умения и навыки, способствующие индивиду осуществлять деятельность в современном поликультурном пространстве на основе ценностного самоопределения в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями [2].

Рассматривая данное понятие в контексте эстетического образования, в частности, хореографического искусства, мы пришли к выводу, что задача повышения эффективности процесса обучения искусству танца может стать довольно востребованной, для  чего необходимо как совершенствовать методы преподавания современной хореографии, так и поднимать уровень заинтересованности молодежи в изучении разных видов искусства: музыки, поэзии, театра, вокала, а также моды и танца. Как показывает практика деятельности хореографической школы-студии, интенсификация этих аспектов приводит к всестороннему развитию личности; к овладению ею сценическим воплощением идеи танца; к стимулированию интереса молодежи к изучению танцев народов мира; к обладанию межкультурной компетенцией для понимания особого национального колорита танца. При планировании формы и содержания работы хореографической школы-студии желательно следовать следующим направлениям: аксиологическому (развитию у молодежи ценностных ориентаций и мотивов к совершенствованию танцевального искусства); гносеологическому (сообщению молодым людям сведений о фольклорных танцах народов мира); прагматическому (формированию у молодежи танцевальных умений и навыков).

Исходя из этого, межкультурную компетенцию мы напрямую связываем с педагогическим потенциалом танцевального искусства, поскольку считаем, что танец, как и любой другой учебный предмет, должен стать важным фактором по формированию личности. Это необходимо для разностороннего развития молодых людей и реализации их возможностей в творческой деятельности. В этой связи ведущей целью обучения хореографическому искусству становится воспитание и развитие молодежи средствами танца в процессе овладения каждым молодым человеком искусством танца. Отсюда, указанная цель раскрывается в следующих важнейших компонентах: образовательном и воспи­тательном, развивающем и практическом. Воспитательный компонент заключается в формировании сред­ствами танца активной личности, для которой харак­терны понимание самобытного искусства разных народов, культура межна­цио­нального общения, толерантное отношение к окружающим лю­дям, самостоятельность и трудолюбие.

В этой связи, педагогический потенциал танцевального искусства в формировании межкультурной компетенции молодежи предполагает определенные педагогические условия повышения воспитательного потенциала танца в развитии межкультурной компетенции молодежи с учетом таких концептуальных педагогических оснований, как: создание полноценной творческой среды хореографической школы-студии как фактора гуманизации образовательного процесса; культивирование у молодежи ценностной ориентации к саморазвитию заложенных задатков и способностей к танцу; включение в содержание сценической практики системы понятий, нацеливающих молодых людей на рефлексию и способность к межкультурному общению; применение таких методов и форм современной хореографии, которые насыщали бы творческий процесс личностным смыслом для каждого молодого человека и тем самым «провоцировали» бы его к достижению межкультурной компетенции.

При этом следует отметить, что предполагаемые хореографическая миниатюра и танцевальные этюды в наилучшей степени постигаются молодежью, если преподаватель не вещает, а организовывает общение на языке танца на основе создания межкультурного пространства в рамках изучения народных танцевальных традиций; когда создается эмоционально-положительная установка на стремление молодежи к раскрытию народного  характера танца; если создаются все условия для повышения общей культуры у молодых людей (моральной, эстетической, мировоззренческой и других сторон личности), призванной обеспечить качественно новый уровень танцевальной культуры молодого человека как неотъемлемой части его  межкультурной компетенции.

Педагогический потенциал танцевального искусства в формировании межкультурной компетенции молодежи в условиях хореографической школы-студии, например, будет иметь место тогда, когда в творческом процессе в полной мере будет осуществлено целеполагание поликультурного и личностного развития молодого человека; когда стремление молодого человека к пониманию иной культуры сообразуется с его самовоспитанием; когда процесс ускорения творческого саморазвития молодого человека в поликультурной сфере с учетом его личностной самоактуализации в искусстве танца приобретет свою реальную значимость при условии выполнения преподавателями такой актуальной педагогической задачи, как воспитание активно саморазвивающейся, тяготеющей к общечеловеческим ценностям личности.

Так, в 2002 г. была создана хореографическая школа-студия Ансамбля танца «КАZАN» как учебное заведение дополнительного образования в области хореографического и эстетического воспитания, основной задачей которой является развитие профессионального хореографического искусства в городе Казани, широкая пропаганда фольклорных танцев народов мира и достижений современной хореографии. Основой школы, в связи с этим, является преемственность традиций, что обеспечивается прямой передачей танцевальных приемов от педагога к учащимся школы. Отсюда, миссией школы-студии является пропаганда интересных явлений народного татарского быта, обычаев, традиций и на основе этого раскрытие богатства духовной жизни народа, где соединены в единое целое разные виды искусства: танец, музыка, вокал, театр, мода, поэзия.

Что касается творческого саморазвития участников школы-студии, то оно осуществляется на занятиях в хореографических кружках, где активно используются игровые сюжеты танцев народов мира; развиваются способности к проявлению межкультурной компетенции в ходе создания художественного образа языком танца и реализацией музыкально- ритмической и импровизационной культуры. Именно организация развивающего пространства самодеятельного хореографического коллектива, как показывает практика, может способствовать творческому саморазвитию его участников [3].

При этом, программа обучения может быть адаптирована к учебному процессу и в общеобразовательных школах в рамках таких учебных дисциплин, как: «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец», «Гимнастика (тренаж)», «Ансамбль». На основе этих курсов молодежь разучивает репертуар Ансамбля танца «Kazan», знакомится с лучшими образцами мирового хореографического классического наследия. Более того, на протяжении всего обучения молодые люди проходят производственную и сценическую практику. Получаемые знания и навыки демонстрируются в ежегодном отчетном концерте, а до этого обучающимся предоставляется возможность регулярно выступать на концертных площадках города Казани. Для постановки танцев в театр танца «Kazan» приглашаются балетмейстеры со всей России. В репертуаре идут танцы, поставленные балетмейстерами из Академического хора им. Пятницкого, главными балетмейстерами Государственных ансамблей «Крым», «Абхазия», «Лезгинка».

Как известно, танец - это вид искусства, особенности которого заключаются в том, что содержание любого танцевального произведения раскрывается через пластику человеческого тела. В связи с этим система формирования межкультурной компетенции средствами хореографического искусства связана с эстетической категорией прекрасного [4]. Как отмечает известный балетмейстер и педагог И. Смирнов, занятия в хореографическом коллективе пробуждают в человеке творческое начало и желание мыслить на основе раскрытия художественно-образного содержания хореографического действия [5]. Вот почему философией хореографической школы-студии Ансамбля танца «Kazan» является профессионализм на сцене, новизна стиля (например, модерн на материале татарского танца) и любовь к искусству танца.

Если рассматривать цель хореографической школы-студии как формирование межкультурной компетенции молодежи, то эта цель в контексте педагогического потенциала танцевального искусства, по сути, реализуется в следующих задачах дополнительного образования в области хореографического и эстетического воспитания:

  • предоставление молодым людям более полного представления о самобытном искусстве народов и на этой основе фольклорных танцев народов мира;
  • создание условий для понимания молодыми людьми современной версии осмысления истории татарского народа и явлений народного татарского быта, обычаев и традиций;
  • воспитание у молодежи ценностного отношения к культурным различиям танцев народов мира для содействия развитию умений и навыков межкультурного взаимодействия в условиях проникновения в сущность разных видов искусства, включая и искусство танца;
  • создание в условиях современной хореографии предпосылок для формирования межкультурной компетенции, а в последующем реализации личности своего творческого начала в национальном колорите танца;
  • создание предпосылок для личностной самореализации, которая в рамках формирования межкультурной компетенции способствует ценностному пониманию социальной действительности и различных культурных явлений.

Таким образом, формирование межкультурной компетенции всегда будет неразрывно связано с социокультурными и культуроведческими знаниями (ее называют еще вторичной социализацией). С учетом педагогического потенциала танцевального искусства в формировании межкультурной компетенции молодежи этот процесс может протекать более успешно. Отсюда, хореографическое искусство, народные танцевальные традиции и современная хореография могут быть использованы не только как средство межкультурного общения, но и как средство обогащения духовного мира личности на основе приобретения знаний об искусстве танца, его истории и эволюции. В этой связи, процесс овладения межкультурной компетенцией в хореографической школе-студии организован таким образом, что сведения о хореографии и своеобразии ее культурных проявлений получают постоянное практическое использование в сценической практике именно в ее социальном и культурном контексте. Это способствует формированию у молодых людей данной компетенции, позволяя им осуществлять творческое общение с культурной самобытностью разных народов.

Рецензенты:

Хузиахметов А.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методологии обучения и воспитания Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;

Габдулхаков В.Ф., д.п.н., профессор, зав кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Закирова Ч.Р., Валеева Р.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17452 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674