В отечественной и зарубежной практике важнейшим показателем, определяющим эффективность политики в области социального сиротства, является количественный показатель: число детей-сирот, переданных на воспитание в семьи граждан [1].
Так еще в 2006 году президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации совместно с регионами создать механизм решения задачи сокращения числа детей, находящихся в детских домах и интернатах [2].
Минобрнауки России планирует, что к 2018 году число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составит 60 тыс. человек, в том числе за счет устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи российских граждан [3].
Анализ динамики количества детей-сирот, переданных на воспитание в семьи российских граждан, свидетельствует о позитивных изменениях, происходящих в нашей стране и обществе.
По данным Росстата, в Российской Федерации за период 
2005–2013 годов наблюдается снижение количества интернатных учреждений для детей (график 1) [4]. 
 
График 1. Количество интернатных учреждений для детей в Российской Федерации
В указанный период наблюдается сохранение общей тенденции снижения количества детей, оставшихся без попечения родителей (таблица 1).
Таблица 1.
Устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, человек
| 
			 Показатели  | 
			
			 года  | 
		||||||
| 
			 2005  | 
			
			 2007  | 
			
			 2009  | 
			
			 2010  | 
			
			 2011  | 
			
			 2012  | 
			
			 2013  | 
		|
| 
			 Всего выявлено и учтено детей и подростков, оставшихся без попечения родителей1)  | 
			
			 146 405  | 
			
			 136 790  | 
			
			 114 715  | 
			
			 101 017  | 
			
			 88 522  | 
			
			 79 990  | 
			
			 73 331  | 
		
| 
			 Из них устроены:  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 в дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной защиты населения и иные учреждения на полное государственное обеспечение  | 
			
			 40 824  | 
			
			 29 797  | 
			
			 28 176  | 
			
			 26 622  | 
			
			 23 654  | 
			
			 21 317  | 
			
			 17 232  | 
		
| 
			 под опекой (попечительством), на усыновление  | 
			
			 78 200  | 
			
			 82 365  | 
			
			 66 269  | 
			
			 55 562  | 
			
			 46 533  | 
			
			 42 249  | 
			
			 39 302  | 
		
| 
			 В том числе усыновлены иностранными гражданами  | 
			
			 6904  | 
			
			 4536  | 
			
			 3815  | 
			
			 3355  | 
			
			 3400  | 
			
			 2604  | 
			
			 1488  | 
		
| 
			 в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на полное государственное обеспечение  | 
			
			 3135  | 
			
			 2411  | 
			
			 2030  | 
			
			 1736  | 
			
			 1391  | 
			
			 1374  | 
			
			 1078  | 
		
| 
			 Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях  | 
			
			 177 116  | 
			
			 151 595  | 
			
			 125 045  | 
			
			 119 860  | 
			
			 108 815  | 
			
			 104 015  | 
			
			 78 226  | 
		
| 
			 В том числе в учреждениях:  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 дома ребенка  | 
			
			 16 317  | 
			
			 14 792  | 
			
			 13 062  | 
			
			 12 707  | 
			
			 9361  | 
			
			 11145  | 
			
			 9333  | 
		
| 
			 детские дома  | 
			
			 71 191  | 
			
			 59 646  | 
			
			 51 361  | 
			
			 49 250  | 
			
			 47 599  | 
			
			 45 231  | 
			
			 39 695  | 
		
| 
			 детские дома — школы  | 
			
			 8754  | 
			
			 7234  | 
			
			 5504  | 
			
			 5027  | 
			
			 4000  | 
			
			 4098  | 
			
			 3159  | 
		
| 
			 школы-интернаты для детей-сирот  | 
			
			 20 780  | 
			
			 14 795  | 
			
			 10 657  | 
			
			 8758  | 
			
			 8081  | 
			
			 7062  | 
			
			 5319  | 
		
| 
			 школы-интернаты общего типа  | 
			
			 6289  | 
			
			 5902  | 
			
			 3622  | 
			
			 3988  | 
			
			 1745  | 
			
			 988  | 
			
			 1060  | 
		
| 
			 школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья  | 
			
			 38 772  | 
			
			 34 595  | 
			
			 26 717  | 
			
			 26 051  | 
			
			 23 910  | 
			
			 21 847  | 
			
			 19 660  | 
		
| 
			 дома-интернаты для детей  | 
			
			 15 013  | 
			
			 14 631  | 
			
			 14 122  | 
			
			 14 079  | 
			
			 14 119  | 
			
			 13 644  | 
			
			 ...  | 
		
| 
			 Находится детей и подростков на воспитании в семьях:  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 под опекой (попечительством)2)  | 
			
			 376 305  | 
			
			 383 901  | 
			
			 440 029  | 
			
			 430 604  | 
			
			 427 346  | 
			
			 422 608  | 
			
			 426 452  | 
		
| 
			 в приемных семьях (без родных детей)  | 
			
			 14 234  | 
			
			 38 619  | 
			
			 68 037  | 
			
			 78 510  | 
			
			 90 507  | 
			
			 100 807  | 
			
			 116 091  | 
		
| 
			 на усыновлении  | 
			
			 158 653  | 
			
			 152 726  | 
			
			 137 596  | 
			
			 131 308  | 
			
			 128 715  | 
			
			 125 175  | 
			
			 123 823  | 
		
| 
			 в семейных детских домах  | 
			
			 350  | 
			
			 300  | 
			
			 140  | 
			
			 222  | 
			
			 66  | 
			
			 76  | 
			
			 109  | 
		
1) С учетом детей, оставшихся не устроенными к началу отчетного года.
2) С 2009 года — в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве», включая детей, находящихся на воспитании в приемных семьях. В таблице приняты условные обозначения: явление отсутствует; ... данных не имеется.
По данным Росстата, в 2013 году выявлено и учтено 73,33тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей (на 50% меньше, чем в 2005 году).
При этом численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, сократилась с 177,12 тыс. (в 2005 году) до 78,23тыс. детей (в 2013 году).
Анализ количественного показателя по детям-сиротам, переданных на воспитание в семьи иностранных граждан имеет тенденцию к снижению. Так, если в 2005 году количество детей, усыновленных иностранными гражданами, составило 6,9 тыс. человек, то в 2013 году этот показатель составил 1,5 тыс. человек (что соответствует показателю 1993 года). В связи с введением ряда ограничений и запретов на международное (иностранное) усыновление, принятое в Российской Федерации в период с 2013 по 2014 годах, можно прогнозировать уменьшение количества детей, усыновленных иностранными гражданами и в 2014 году. Особое внимание необходимо уделить усыновлению группы детей, относящейся к категории детей-инвалидов [5]. Доля данной группы детей, усыновленных иностранными гражданами в 2013 году, высока в Словении, Финляндии, США. В Российской Федерации данный показатель составляет около 2%.
Данные на 2013 год по семейным формам имеют тенденцию к снижению показателей по усыновлению — 123,8 тыс. детей (уменьшение на 134,8 тыс. по сравнению с 2005 годом), при росте показателя по опеке (попечительству) – на 50,14 тыс. детей в 2013 году (426,45 тыс.) по сравнению с 2005 годом, с преобладанием безвозмездной формы опеки (попечительства) (таблица 2).
Таблица 2.
Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей на 2013 год, человек
| 
			 Форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей  | 
			
			 Всего детей передано  | 
			
			 Из них численность детей-инвалидов  | 
		
| 
			 Численность детей, переданных на безвозмездную форму опеки (попечительства) на конец года  | 
			
			 34 954  | 
			
			 686  | 
		
| 
			 Из них посторонним гражданам  | 
			
			 9119  | 
			
			 116  | 
		
| 
			 Численность детей, переданных на возмездную форму опеки (попечительства) на конец года  | 
			
			 19 774  | 
			
			 715  | 
		
| 
			 Из них: по договору о приемной семье  | 
			
			 
 17 740  | 
			
			 
 644  | 
		
| 
			 по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации  | 
			
			 395  | 
			
			 6  | 
		
| 
			 Численность детей, усыновленных российскими гражданами  | 
			
			 6757  | 
			
			 64  | 
		
Однако, в настоящее время в соответствии изменением концептуальных подходов в системе работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, меняются и нормативно-правовые инструменты.
В связи со вступлением постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» в силу с сентября 2015 года организации для детей-сирот переориентированы на новый тип семейного воспитания, где приоритетом является семейное устройство детей. Детский дом – это место временного пребывания ребенка, промежуточная ступень с момента определения ребенка в детский дом до момента помещения или возвращения его в семью.
Изучение и прогнозирование возможных эффектов и рисков, связанных с вступлением данного нормативно-правового акта, имеет огромное значение в системе социально ответственного управления.
В ходе проведенного исследования, основываюсь на экспертных оценках, были выявлены предполагаемые положительные эффекты реализации механизмов, закрепленных Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 с 1 сентября 2015 года:
1. сокращение числа детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также снижение доли социальных сирот;
2. повышение качества условий содержания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3. повышение уровня социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4. формирование инновационной системы социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5. повышение эффективности и прозрачности межведомственного взаимодействия в сфере защиты прав детей.
При вступлении в силу данного постановления можно прогнозировать проявление ряда рисков:
1. Несовершенство нормативной правовой базы.
2. Сопротивление руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, механизмам реорганизации таких организаций. В ходе проведенного исследования выявлено, что 30% руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не хотят изменений.
3. Отсутствие стандартизации услуг по подготовке кандидатов, сопровождению семей, необходимость в соответствующих профессиональных стандартах.
Вместе с тем при прогнозировании изменений необходимо учитывать ряд фактов, влияющих на эффективность политики в области социального сиротства:
1. Изменение контингента детей, находящихся в банке данных о детях-сиротах, и детей, оставшихся без попечения родителей, по демографическим характеристикам, характеристикам здоровья и социально-психологическому статусу.
В настоящее время произошло изменение контингента воспитанников в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как большая часть — это подростки старше 10 лет (69% детей) и дети с ограниченными возможностями (около 20% детей), с умеренной и высокой тяжестью психологической травмы и девиацией поведения, в том числе имеющие криминальное прошлое.
2. Получение дошкольного и школьного образования за пределами организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Не предусмотрено получение дошкольного образования детьми, помещенными под надзор в медицинские организации, и не определены механизмы сопровождения таких воспитанников. Школы не готовы к приему детей-сирот. Во-первых, директоры и педагогический коллектив школ не заинтересованы в обучении воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-вторых, родители школьников выражают недовольство обучением в школе детей-сирот.
3. Квалификационный уровень кадрового состава, в том числе лиц, замещающих профессиональных родителей.
Остро стоит вопрос об уровне соответствующей квалификации педагогических работников. Не проработаны новые профессиональные стандарты, механизмы квалификационной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с новыми требованиями, а также не решена проблема уровня внедрения новых технологий в работе с детьми и семьями, нет методических рекомендаций. Для лиц, замещающих профессиональных родителей, работающих на долговременной краткосрочной основе, необходимо предусматривать профессиональное обучение, включающее стажировку, супервизию (консультирование менее опытного более опытным), текущее обучение и повышение квалификации. Остаются сложности в подборе кадров (психологов, кураторов). Ощущается недостаток педагогических кадров.
4. Уровень информационной просвещенности населения о проблемах социального сиротства и семейных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, подводя итоги исследования, необходимо отметить, что постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» – это своевременный шаг, направленный на повышение эффективности государственной политики России в области социального сиротства.
Рецензенты:
Мальцева Г.И., д.э.н., генеральный директор, АНО ДПО «Институт менеджмента в образовании», г. Москва;
Клячко Т.Л., д.э.н., директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Каракчиева И.В., Южакова Т.А. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 24 МАЯ 2014 Г. № 481«О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ОБ УСТРОЙСТВЕ В НИХ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17473 (дата обращения: 04.11.2025).



