Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОНИТОРИНГ ДОКУМЕНТООБОРОТА В СИСТЕМАХ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Софьин А.А. 1 Мизиковский И.Е. 1
1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Ведение бухгалтерского учета в организации на современном этапе развития экономики невозможно без грамотной организации системы документооборота, позволяющего обеспечить своевременность и полноту структурирования информационных массивов, релевантных текущему управлению экономикой предприятия и необходимых для формирования налоговых регистров. Рациональная организация формирования учетной информациив целях налогообложения должна соответствовать необходимому уровню ключевых характеристик организации исследуемого процесса на практике. Статья отражает видение авторов в отношении оценки качества осуществления документооборота экономическим подразделением организации на основе расчета таких показателей каксебестоимость и трудоемкость процесса, а также производительность труда (выработка) осуществляющих его работников. Является полезным материалом для профессиональных бухгалтеров, аудиторов, налоговых инспекторов.
центр ответственности.
трудоемкость
себестоимость
мониторинг
документооборот
1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ).
2. Положениепо бухгалтерскому учету "Учетная политика организации"(ПБУ 1/2008) (утв. приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету").
3. Мизиковский И.Е Бухгалтерский управленческий учет : курс-минимум : учебное пособие. /Мизиковский И.Е - М.: «Магистр»- 2009г.,-110с.
4. Мизиковский И.Е., Милосердова А.Н., Ясенев В.Н. Бухгалтерский управленческий учет - М., «Магистр: Инфра-М», 2012г.,-109 с.
5. Мизиковский И.Е., Милосердова А.Н. Объективизация затрат на формирование и использование интеллектуального капитала в информационное пространство управленческого учета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.- 2013.- №3-1.
6. Мизиковский И.Е., Милосердова А.Н., Софьин А.А. Формирование процесса принятия решения об организации выполнения вспомогательных работ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-14276.
7. Охотников А.В., Булавина Е.А. Документоведение и делопроизводство: Основы документоведения; Виды, функции документов; Технологии делопроизводства: Учебное пособие для вузов. – М.:- «А-Приор»,2010.-219 с.
Документооборот организации является системообразующим элементом учетной политики (ПБУ 1/2008) и представляет собой сложный процесс, лежащий в основе структурирования информационного пространства хозяйствующего субъекта в целом. Концептуально его можно охарактеризовать как мощный инструментальный комплекс моделирования хозяйственной деятельности организации [5]. Действующий закон 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» дает возможность организации самостоятельно структурировать формы и содержание внутренних документов, определять маршруты их движения, состав пользователей, время оборота и другие параметры, определять критерии эффективности документооборота.

Непосредственно центром ответственности за документооборот является бухгалтерская служба, формирующая не только документы своего профиля, но и координирующая документопоток практически всех подразделений предприятия. Это связано с необходимостью создания и ведения массива оперативно-технических документов, образующих входной ресурс бухгалтерской системы.Документационное обеспечение корпоративного управления по существу является особым видом деятельности, направленным, прежде всего, на поддержание целостного информационного пространства[3].  Важной составляющей этого вида деятельности является процесс перманентного мониторинга качества циркулирующих документов.   

Проведенные нами исследования на ряде предприятий и налоговых инспекций Нижнего Новгорода и Нижегородской области показали, что удельный вес трудозатрат на поддержание качества документооборота составляет от 20 до 40 % от общего объема труда на его обеспечение [4,6]. Это обуславливает выбор документооборота в качестве объекта нашего исследования, целью которого является систематизация усилий персонала, связанных с мониторингом качества документов. Укрупненная процессно-ориентированная модель документооборота организации представлена на рис. 1.

Как показывает практика деятельности органов налогового администрирования, существенным фактором, сдерживающим возможности повышения эффективности их деятельности в части камеральных проверок учетных данных налогоплательщиков является необходимость ручного ввода в базу данных значительного количества показателей налоговой и бухгалтерской отчетности экономических субъектов.Данный способ организации документооборота влечет огромные трудозатраты инспекторского персонала в ущерб выполнению им аналитических функций.  Поэтому немаловажная задача налоговых органов в настоящее время состоит в существенном увеличениичисла принимаемых в электронном виде налоговых деклараций. Данный способ передачи налоговой отчетности предельно выгоден и налогоплательщику, поскольку позволяет без существенных трудозатрат передать отчетность в налоговые органы по телекоммуникационным сетям.


В1, В2- соответственно выходной и выходной документопотоки;

А – алгоритмы (методики, стандарты, инструкции) обработки первичных документов;

П- параметры обработки информации.

Рис.1. Укрупненная процессно-ориентированная модель документооборота организации

В свою очередь, типовой процесс обработки бухгалтерских документов (рис.2), структурируется из технологических процедур:

·         ввода и входного форматно-логического контроля информации;

·         хранения в информационном фонде системы;  

·         арифметико-логической обработки согласно утвержденному алгоритму;

·         выходному форматно-логическому контролю;

·         выводу из системы обработки данных на заданный носитель;

·         тиражированию (если это задано технологическими параметрами процесса) и передаче пользователю-адресату.

Последующая технология документооборота предполагает семантический анализ документа пользователем, согласование с заинтересованными должностными лицами, внесение коррективов (если это необходимо), визирование документа, его исполнение и контроль результатов данной процедуры, передачу в архив и списание по истечении срока хранения.

 


Блок-схема: несколько документов: Первичные
документы

Рис.2. Схема типового процесса обработки бухгалтерских документов

Мониторинг качества документооборота организации напрямую связан с организационно-экономическими параметрами этого сложного процесса, среди которых необходимо отметить такие, как себестоимость С (1) и трудоемкость Р (2) процесса, а также производительность труда (выработка) работников П (3), реализующих его. Нам представляется, что эти характеристики необходимо включить в набор ключевых показателей эффективности (КПЭ) рассматриваемого процесса.

                                                             С=                                                                     (1)

где: т- часовой тариф оплаты труда работников, занятых в процессе;

в-  рабочего времени , необходимого на его реализацию.

В

Р=  (2)

К

где    к - количество подготовленных документов.

К

     П=  (3)

В

Необходимо отметить, что показатель К отражает «усредненный» вариант документа, используемого в качестве эквивалентной единицы расчетов. При подведении итогов документооборота за календарный период, целесообразно вычислить коэффициенты выполнения запланированных показателей Н как отношения фактических значений к плановым заданиям. Положительные, экономически благоприятные значения коэффициентов выполнения показателей (1) и (2) находятся в интервале  , для (3) – 1.

Очевидно, что в состав КПЭ документооборота, формирование которого является важной функцией мониторинга, необходимо включить такие технологические параметры документопотока как достоверность Д, своевременность М и полнота О сведений отражаемых им. Существенной проблемой является измерение этих качественных показателей. Мы предлагаем следующую методику, позволяющую количественно оценивать данный набор характеристик (4) –(6).

,                                                                  (4)

где :  КД1 – количество документовс допущенными ошибками;

КД – общее количество документов в обороте в анализируемомпериоде.

,                                                                 (5)

где: КД2- количество документов, сформированных с запаздыванием от сроков, предусмотренных схемой документооборота.

,                                                                (6)

 где: КД3-количество утерянных документовв анализируемом периоде.

Значения показателей (4)-(6) находятся в интервале от нуля до единицы, снижение их оценки происходит с увеличением в данных пределах. Таким образом, интегрированный показатель качественных характеристик документооборота И1 должен находиться в пределах от нуля до трех (7).

                                 И1=Д+М+О    (7) 

Интегрированный коэффициент И2 выполнения показателей себестоимости и производительности труда не должен превышать двух.

Предлагаемая нами методика позволяет обосновать принятие управленческих решений по документообороту, варьировать набор ключевых показателей в зависимости от ситуации в финансово-хозяйственной и налоговой сферах. Применение на практике предложенной методики, как показываютпроведенные нами исследования деятельности организаций и органов налогового администрирования, позволяет повысить скорость документооборота на 30 процентов.


Рецензенты:

Мизиковский Е.А., д.э.н., профессор кафедры «Информационных систем в финансово-кредитной сфере» Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, г. Нижний Новгород;

Трофимов О.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономики фирмы» Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, г. Нижний Новгород.

 

 


Библиографическая ссылка

Софьин А.А., Мизиковский И.Е. МОНИТОРИНГ ДОКУМЕНТООБОРОТА В СИСТЕМАХ НАЛОГОВОГО УЧЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17532 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674