Каждая дисциплина, изучаемая в вузе, направлена на овладение курсантами определенной совокупности компетенций. Так, всоответствии с ФГОС – 3,дисциплина«Высшая математика»должна формироватьу курсантов следующие компетенции [8,1,2]:
- способность представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний (ОК-1);
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умение анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-7);
- способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-8);
- способность на научной основе организовывать свой труд, самостоятельно оценивать результаты свой деятельности, владеть навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ПК-2);
- способность самостоятельно выполнять научно- исследовательские работы и их отдельные разделы поискового и прикладного характера (ПК-11).
Естественным образом встает вопрос: «Какиесредства необходимо использовать, чтобы сформировать, а затем осуществлять проверкууровня сформированности перечисленных компетенций?» [3,4,5].
Известно, что обучение в математике осуществляется через решение задач. Поэтому,для проверки полнотысформированностикомпетенциймы предлагаем использоватьматематические задачи общей и профессиональной направленности. С позиций деятельностного подхода решение задач есть процесс выполнения действий (мыслительных операций), направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации — задачи.Следовательно, полнота овладениякурсантами действиямипо решению задачи и определяетуровень сформированности компетенций[6,7].
В своей работе мы определили следующие критерии, по которым оценивается уровень сформированности компетенций:
1 уровень – овладение курсантом отдельно взятым действием. Данный уровень обеспечивается решением задач на применение отдельной математической формулы.
В качестве примера рассмотрим следующую
задачу: при
определении характеристик рассеивания по дальности артиллерийской системы
(случайная величина Х имеет нормальный закон распределения) производится 16
выстрелов со средним квадратическим отклонением равным 8 метрам. Найти
доверительную вероятность для статистической оценки математического ожидания,
если доверительный интервал 
. 
Для решения задачи
необходимо выполнить одно действие – рассчитать показатель функции Лаплассапо формуле
 и по таблице найти значение функции
Лапласса
2 уровень – овладение курсантом последовательностью взаимосвязанных действий. Данный уровень обеспечивается решением задач, требующим применения не только отдельных математических формул, но и математического метода.
Формулировка
такой задачи может быть следующая: в должности начальника отдела технического
контроля арсенала ГРАУ произвести выбор артиллерийских снарядов (n = 200) из текущей продукции.
Проверяемый размер снаряда измерен с точностью до 1мкм. В таблице 1 приведены
отклонения 
от номинального размера,
разбитые на разряды, численности разрядов 
(сколько
штук деталей данного размера попало в разряд) и их частоты
– частости.
Таблица 1
Исходные данных задачи
| 
			 № разряда i i=1…ℓ  | 
			
			 Границы интервала хi…xi+1  | 
			
			 mi  | 
			
			 P*i  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 -20…-15  | 
			
			 7  | 
			
			 0.035  | 
		
| 
			 2  | 
			
			 -15…-10  | 
			
			 11  | 
			
			 0.055  | 
		
| 
			 3  | 
			
			 -10…-5  | 
			
			 15  | 
			
			 0,075  | 
		
| 
			 4  | 
			
			 -5…0  | 
			
			 24  | 
			
			 0,120  | 
		
| 
			 5  | 
			
			 0…5  | 
			
			 49  | 
			
			 0,245  | 
		
| 
			 6  | 
			
			 5…10  | 
			
			 41  | 
			
			 0,205  | 
		
| 
			 7  | 
			
			 10…15  | 
			
			 26  | 
			
			 0,130  | 
		
| 
			 8  | 
			
			 15…20  | 
			
			 17  | 
			
			 0,085  | 
		
| 
			 9  | 
			
			 20…25  | 
			
			 7  | 
			
			 0,035  | 
		
| 
			 10  | 
			
			 25…30  | 
			
			 3  | 
			
			 0.015  | 
		
Оценить с помощью критерия 
– Пирсонагипотезу о согласии выборочного
распределения с законом нормального распределения при уровне значимости 
.
Алгоритм решения задачи представляет последовательность следующих действий:
1.Выполняем разбиение на разряды по
правилу Штюргерса:
.
2. Определяемчастости попадания в разряд по формуле:p*i = mi/n.
3.                 
Вычисляем
границы разрядов исходя из размаха варьирования R:
, ширина разряда равна R/k .
4. Определяем по выборке статистические оценки математического ожидания и дисперсии:

мкм
мкм2
мкм.
5. Вычисляем теоретическую вероятностьрiпопадания отклонений размера деталей в интервалы (хi; xi+1) по формуле:
, 
где 
,а 
 - табличная величина.
Результаты вычисленийсводимв таблицу 2.
Таблица 2
Результаты вычислений
| 
			 i  | 
			
			 xi*  | 
			
			 zi  | 
			
			 1/2 θ(zi)  | 
			
			 pi  | 
			
			 npi  | 
			
			 
			  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 -17,5  | 
			
			 -∞  | 
			
			 -0,5000  | 
			
			 0,0239  | 
			
			 4,78  | 
			
			 1,04  | 
		
| 
			 2  | 
			
			 -12,5  | 
			
			 -1,99  | 
			
			 -0,4761  | 
			
			 0,0469  | 
			
			 9,38  | 
			
			 0,28  | 
		
| 
			 3  | 
			
			 -7,5  | 
			
			 -1,47  | 
			
			 -0,4292  | 
			
			 0,0977  | 
			
			 19,54  | 
			
			 1,05  | 
		
| 
			 4  | 
			
			 -2,5  | 
			
			 -0,96  | 
			
			 -0,3315  | 
			
			 0,1615  | 
			
			 32,30  | 
			
			 2,13  | 
		
| 
			 5  | 
			
			 2,5  | 
			
			 -0,44  | 
			
			 -0,1700  | 
			
			 0,1979  | 
			
			 39,58  | 
			
			 2,24  | 
		
| 
			 6  | 
			
			 7,5  | 
			
			 0,07  | 
			
			 0,0279  | 
			
			 0,1945  | 
			
			 38,90  | 
			
			 0,11  | 
		
| 
			 7  | 
			
			 12,5  | 
			
			 0,59  | 
			
			 0,2224  | 
			
			 0,1419  | 
			
			 28,38  | 
			
			 0,20  | 
		
| 
			 8  | 
			
			 17,5  | 
			
			 1,10  | 
			
			 0,3643  | 
			
			 0,0831  | 
			
			 16,62  | 
			
			 0,01  | 
		
| 
			 9  | 
			
			 22,5  | 
			
			 1,62  | 
			
			 0,4474  | 
			
			 0,0526  | 
			
			 10,52  | 
			
			 0,03  | 
		
| 
			 10  | 
			
			 27,5  | 
			
			 2,13  | 
			
			 0,4834  | 
			
			 -  | 
			
			 200  | 
			
			 
			  | 
		
| 
			 11  | 
			
			 -  | 
			
			 ∞  | 
			
			 0,5000  | 
			
			 -  | 
		
6. Находим
значение
по
формуле:
=7,09.
            7.
Определяем число степеней свободы: 
(9-й и 10-й разряды объединены).
            8.
Находим по входным величинамf=6 
и 
=0,05 табличное значение
= 12,6.
            9.
Сравниваем значения
=7,09
и 
= 12,6.Так как 
<
,
то гипотеза о нормальном законе распределения отклонений от номинального
размера не противоречит наблюдениям.
Так образом, решение данной задачи базируется на знании физической сущности ирасчетных зависимостей для вычисления оценок числовых характеристик случайных величин: математического ожидания, дисперсии, среднеквадратичного отклонения, а также порядка проверки правдоподобия гипотезы по критерию Пирсона.
3 уровень – овладение курсантом совокупностью методов и отдельных формульных зависимостей, необходимых для решения конкретной задачи[7,8].
В качестве примера рассмотрим следующую задачу: на испытательном полигоне, в ходе создания макета таблиц стрельбы учитываются факторы воздействия окружающей среды на артиллерийский снаряд. В роли инженера-испытателя оценить характер и величину влияния на движение снаряда в атмосфере, который характеризуется выходным параметром У, трех исследуемых входных факторов: температуры Т0С, давления Р Па, и времени протекания процесса t сек. Задачу исследования решить на основе вычислительного эксперимента с использованием полнофакторного планирования эксперимента и обработки его результатов методом регрессионного анализа.
Процесс решения задачи включает в себя следующие этапы:
1. Выполняем мероприятия неформализованного этапа предпланирования эксперимента.На основании изучения априорных данных определяем: центр плана, интервалы варьирования факторов, верхний и нижний уровни факторов, значения которых приведены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты априорных данных
| 
			 Уровни факторов  | 
			
			 Факторы в натуральном масштабе  | 
		||
| 
			 Т, 0С  | 
			
			 Р, 105 Па  | 
			
			 t, сек  | 
		|
| 
			 центр плана или нулевой уровень  | 
			
			 150  | 
			
			 4  | 
			
			 15  | 
		
| 
			 интервал варьирования  | 
			
			 50  | 
			
			 2  | 
			
			 5  | 
		
| 
			 верхний уровень  | 
			
			 200  | 
			
			 6  | 
			
			 20  | 
		
| 
			 нижний уровень  | 
			
			 100  | 
			
			 2  | 
			
			 10  | 
		
2. Строим математическую модель процесса вида:
а) для ее построения осуществляем кодирование входных факторов,строим расширенную матрицу планирования полного факторного эксперимента и после рандомизации проводим восемь опытов, результаты которых приведены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты опытов
| 
			 № опыта  | 
			
			 Х0  | 
			
			 Х1  | 
			
			 Х2  | 
			
			 Х3  | 
			
			 Х1 Х2  | 
			
			 Х1 Х3  | 
			
			 Х2 Х3  | 
			
			 Х1 Х2 Х3  | 
			
			 у  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 2  | 
		
| 
			 2  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 6  | 
		
| 
			 3  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 4  | 
		
| 
			 4  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 8  | 
		
| 
			 5  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 10  | 
		
| 
			 6  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 18  | 
		
| 
			 7  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 8  | 
		
| 
			 8  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 +|  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 12  | 
		
б) определяем коэффициенты уравнения регрессии по формуле:
в) врезультате вычислений получаем уравнение регрессии вида:
1.                 
Проводим
проверку значимости отличия коэффициентов уравнения приближенной регрессии от
ноля. Рассчитываем t-критерий Стьюдента 
, где 
–
точность определения коэффициента  регрессии.
а) для получения
дисперсии воспроизводимости эксперимента дополнительно поставим в центре плана
три параллельных опыта. Пусть были получены следующие результаты: 
б) определяем дисперсию воспроизводимости:
в) в результате расчетов получаем:
г)
находим табличное значение критерия Стьюдента, взятое для уровня значимости р = 0.05 и числа степеней свободы f = k-1 = 3-1 = 2 равно: 
.Таким
образом, коэффициенты 
 незначимы и их из
уравнения приближенной регрессии можно исключить, тогда получаем:
4.
Проверяем адекватность уравнения регрессии по критерию Фишера: 
. 
а)
определяем остаточную дисперсию определяется по формуле:
, 
где
– число значимых коэффициентов в уравнении
регрессии (их четыре)
В условиях примера получим
б) рассчитываем 
:
в) находим табличное значение критерия
Фишера для уровня значимости р=0,05
и чисел степеней свободы ![]()
. 
Так как 
,
то полученное уравнение адекватно описывает процесс.
5. Проводим анализ уравнения приближенной регрессии и его интерпретацию.
Для этого проводим анализ модулей и знаков коэффициентов уравнения регрессии. Это даст возможность найти направление изменения исследуемых входных факторов. Затем переходим от кодированных факторов к факторам в натуральном масштабе
Полученное уравнение позволит определить (предсказать) выход продукта У при различных значениях температуры, давления и времени протекания процесса.
Как видно из примера, решение задачи основано на выполнении взаимосвязанной последовательностидействий, основанных на знании теории планирования эксперимента ииспользовании различных методов регрессионного анализа и математической статистики.
Таким образом, мы рассмотрели задачи, определяющие различные уровни сформированности компетенций. Результат представлен в таблице 5.
Таблица 5
Уровни сформированности компетенций
| 
			 № задачи  | 
			
			 Уровни сформированности компетенций  | 
		||
| 
			 Первый уровень  | 
			
			 Второй уровень  | 
			
			 Третий уровень  | 
		|
| 
			 1 задача  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 2 задача  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 3 задача  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
		
Разработанный теоретический аппарат может быть использован не только на занятиях по высшей математике, но и при изучении других дисциплин.
Рецензенты:Усманов В.В., д.п.н., профессор, первый проректор, проректор по научной работе, ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный университет архитектуры и строительства", г. Пенза;
ГарькинаИ.А., д.т.н., профессор, зам. зав кафедрой "Математика и математическое моделирование", ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный университет архитектуры и строительства", г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Бочкарева О.В., Зотов П.Ю., Снежкина О.В., Киселев А.А. К ВОПРОСУ ОБ УРОВНЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17549 (дата обращения: 04.11.2025).



