Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ КАК КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «РУССКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Бакланова Т.И. 1 Медведь Э.И. 1
1 ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
В статье отражены некоторые результаты НИР, проведенной в 2013-2014 гг. в Московском городском педагогическом университете в рамках государственной программы г. Москва «Столичное образование» на 2012-2016 гг. Тема НИР «Создание системы освоения детьми мигрантов русского языка, их социальной и культурной интеграции в городское общество средствами образования». Одним из разделов НИР была разработка и концептуальное обоснование учебно-методического комплекта (далее – УМК) «Русская культура» для начальной школы. В нем важное внимание уделено сочетанию уроков русской культуры с внеурочной деятельностью школьников по знакомству с памятниками и традициями русской культуры в г. Москва. Данный раздел НИР выполнен рабочей группой кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ. Статья написана руководителем этой рабочей группы Э.И. Медведь и ответственным исполнителем Т.И. Баклановой.
образование
русская культура
1. Бакланова Т.И. Концепция социальной адаптации и этнокультурной интеграции детей мигрантов в московских школах на основе русской культуры // Фундаментальные исследования. 2014. №12. С.2212–2215.
2. Бакланова Т.И. Московские школы с русским этнокультурным компонентом // Русская национальная школа. 2008. № 1. С.37–50.
3. Бакланова Т.И. Музыкальная планета знаний // Педагогический журнал Башкортостана. 2009. №2. С.52–64.
4. Бакланова Т.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Русские традиционные народные календарные праздники: учебное пособие для 4 кл. М.: АСТ. Астрель, 2015. 96с.
5. Бакланова Т.И. Система подготовки кадров по народной художественной культуре как национальное достояние России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. №3. С.87–92.
6. Бакланова Т.И., Бакланов В.В. Проблемы разработки и внедрения национально-региональных компонентов этнокультурного образования // Информация и образование: границы коммуникаций. 2014. №6 (14). С.16 -18.
7. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. М.: Центр гуманитарной литературы, 2002. 48с.
8. Русская традиционная культура: комплекс интегрированных этнокультурных программ для дошкольных учреждений и начальных школ / Т.И. Бакланова [и др.]. М.: МГУКИ, 1998. 299 с.
9. Русская традиционная художественная культура: экспериментальная художественно-образовательная система, комплекс интегрированных программ / Т.И. Бакланова [и др.]. М.: МГУКИ, 1997. 180с.
10. Русская культура в современной московской школе / Т.И. Бакланова [и др.]. М.: МГПУ, 2015. 180с.
Русская культура в современной России признана духовной скрепой российского общества. Проблемам повышения ее роли в содержании современного российского образования стало уделяться в последние годы значительно больше внимания. Об этом свидетельствует, в частности, высказывание Президента РФ В.В. Путина на итоговой пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай» (2013г.), а также на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте России (2013г.).

Выступая на Валдайском форуме, В.В. Путин отметил: «Россия, - как образно говорил философ Константин Леонтьев, - всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской Православной Церковью и другими традиционными религиями России...». Роль образования тем важнее, что для воспитания личности, патриота нам нужно восстанавливать роль великой русской культуры и литературы. Они должны быть фундаментом для самоопределения граждан, источником самобытности и основы для понимания национальной идеи».

Эту позицию разделяют многие прогрессивные светские и религиозные российские ученые, деятели культуры. «Настоящую культуру, вкус к ней необходимо прививать в прямом смысле слова, постоянно культивировать и не бояться делать это последовательно и настойчиво, не обращая внимания на призывы к толерантному отношению к духовным сорнякам. Это провокация, на некультивируемой почве сорняки неизбежно заглушат пшеницу. Для нашей страны приобщение к великой русской литературе и к культуре в целом - это не просто образовательная задача, а важнейший фактор духовного притяжения, благодаря которому объединяются разные народы, люди разных религий и даже убеждений. Здесь особое внимание необходимо уделить программам по отечественной литературе и культуре в национальных республиках наравне с изучением местной национальной культуры» (Из выступления Архимандрита Тихона на Валдайском форуме).

Вместе с тем, до настоящего времени в ФГОС общего образования русской культуре, этнокультурной компетентности учащихся уделено недостаточно внимания. Отдельные компоненты русской культуры мозаично и разрозненно представлены в содержании различных предметных областей, но целостного представления о русской культуре они не дают. Значительная часть московских школьников недостаточно хорошо знакома с русским народным творчеством, традиционными народными календарными праздниками, с «живыми» культурно-историческими и национально-культурными традициями русского народа, русским культурным наследием, с деятельностью учреждений культуры (столичных музеев, театров, художественно-творческих коллективов и др.) по сохранению и развитию традиционной русской народной культуры, а также с культурным наследием Русской Православной Церкви, хранящемся в московских православных храмах, другими сокровищами традиционной культуры русского народа.

Различные модели образования в области русской традиционной культуры, народного художественного творчества были разработаны, концептуально обоснованы и внедрены в Москве и других регионах РФ [2,3,5-9 и др.]. Однако они не были предназначены непосредственно для работы с детьми мигрантов.

На решение задачи социокультурной адаптации детей мигрантов, обучающихся в московских школах, направлены разработанные в рамках НИР учебно-методический комплект (далее - УМК) «Русская культура» для 1-4 классов образовательных школ и его концептуальное обоснование [1], в котором раскрыты ключевые понятия исследования, особенности русской культуры как культурно-исторического и этнокультурного явления, ее педагогический потенциал в современных условиях.

В частности, отмечается, что русская культура - это культура русского народа и, одновременно, культурное достояние всего человечества. Она представляет собой совокупность духовно-нравственных ценностей, воплощенных в памятниках материальной культуры, в нематериальном культурном наследии и в современных явлениях культуры. Среди этих ценностей важнейшими являются Родина, родная природа, народ, родной дом, семья, мать и материнство, героизм, доброта, дружелюбие, справедливость, милосердие, сострадание, трудолюбие, учение и учитель, красота в природе и в жизни, уважительное отношение к другим народам, их культурам и традициям, открытость во внешний мир, и др. Их можно определить как универсальные духовно-нравственные ценности этнических культур. Аналогичные русской культуре виды ценностей характерны практически для большинства других традиционных и современных этнических культур, но язык их выражения, некоторые смыслы, а также формы бытования и воплощения в объектах культуры и культурного наследия разные. Русская культура неотделима от русского языка, как любая другая этническая культура от родного языка ее создателей и носителей. Поэтому, изучение русского языка необходимо осуществлять в интеграции с изучением русской культуры.

Русская культура является исторически сложившейся содержательной доминантой культуры России, основой традиционного и современного социокультурного пространства г. Москва. Следовательно, должна рассматриваться как главная, наряду с русским языком, гуманитарная основа содержания всего российского, в том числе - столичного образования, как ядро содержания педагогических процессов по социальной адаптации и этнокультурной интеграции детей мигрантов в общество г. Москва.

Русская традиционная культура - сложное и многоплановое явление. Основные ее компоненты - это празднично-обрядовая, семейно-бытовая и художественная культуры. Причем в русской художественной культуре отражены в художественных образах как празднично-обрядовая, так и семейно-бытовая русская культура, а различные явления русской художественной культуры издревле сопровождали празднично-обрядовую и семейно-бытовую жизнь русского народа.

Выдающиеся памятники русской культуры вошли в Свод памятников культурного наследия ЮНЕСКО. Среди них - Московский Кремль и Красная площадь, Архитектурный ансамбль Кижского погоста - величайший памятник русского народного деревянного зодчества, исторические памятники г. Новгород и его окрестностей, белокаменные храмы г. Владимир и г. Суздаль, архитектурный ансамбль Троице Сергиевой Лавры, а также церковь Вознесения в Коломенском (г. Москва). Все они должны найти отражение в содержании деятельности московских школ по приобщению детей мигрантов к русской культуре.

Русская культура в целом, а также русская художественная культура имеют глубинные исторические корни, уходящие в культуру древних славян.

Самый древний исторический пласт русской художественной культуры - фольклорный. Он включает устное народное творчество (пословицы, поговорки, потешки, пестушки, заклички, сказки, былины и др.), народные песни (календарные, игровые, шуточные, плясовые, свадебные, трудовые, солдатские и др.), танцы (хоровод, русская пляска и др.), музыкальные инструменты (гусли, берестяной рожок, кугиклы, гудок, балалайка и др.) и традиционные наигрыши на них, фольклорный театр (скоморошины, театр Петрушки, народные драмы и др.), народное декоративно-прикладное творчество (например, хохломские матрешки, городецкие расписные доски, дымковские народные глиняные игрушки, богородские деревянные народные игрушки, расписные мезенские прялки) и многое другое, способное рассказать детям мигрантов и всем жителям современной России не только о русской старине, о традиционных формах семейно-бытовой и празднично-обрядовой культуры, но и помочь понять русскую душу, русский национальный характер, современный русский мир.

Другой важнейший исторический пласт русской художественной культуры был создан Русской Православной Церковью. Храмовая архитектура, иконопись и фрески, церковно-певческое искусство и колокольные звоны - со всеми этими компонентами русской художественной культуры необходимо знакомить всех обучающихся в России детей, в том числе - детей мигрантов. При этом различать понятия «знания» и «вера», не нарушать законодательных основ светского российского образования, не допускающих приобщения школьников в школах к любой религии, их воцерковления, участия в молебнах и т.д.

Третий важнейший исторический пласт русской художественной культуры - классическая литература и искусство, творчество великих русских поэтов, писателей, композиторов-классиков, художников, архитекторов, актеров, режиссеров т.д.

И, наконец, четвертый пласт - современный, но не оторванный от культурно-исторических и этнокультурных русских корней. Его составляют музыка Г. Свиридова, поэзия Н. Рубцова, живопись И. Глазунова и многие другие шедевры современного искусства, а также творчество современных русских народных хоров, оркестров, ансамблей, фольклорных коллективов, деятельность школ народной культуры, народных художественных промыслов и ремесел и т.д.

В содержании современного общего образования эти культурно-исторические пласты отражены неравномерно, мозаично. Наиболее слабо отражены фольклор и художественная культура Русской Православной Церкви. На компенсацию этого пробела направлен разработанный авторским коллективом УМК «Русская культура» для 1-4 классов московских школ, которой знакомит детей с русскими народными праздниками, а через них - с русским фольклором, художественной культурой Русской Православной Церкви и с их отражениями в русском классическом и современном искусстве, с сохранением и развитием традиций русской празднично-обрядовой культуры в современном социокультурном пространстве г. Москва.

Все эти исторические пласты русской художественной культуры представлены в содержании УМК «Русская культура», но основное место в нем занимают различные виды русского фольклора, взаимосвязанные с русскими традиционными народными календарными праздниками.

Данный УМК состоит из следующих рукописей, включенных в научный отчет по указанной выше теме НИР:

- Программа внеурочной деятельности, 1-4 кл.

- Программа факультативного учебного предмета «Русская культура», 4 кл.

- Учебник факультативного учебного предмета «Русская культура», 4 кл.

- Рабочая тетрадь для учащихся, 4 кл.

- Методические материалы для учителя.

После завершения НИР отдельные материалы УМК «Русская культура» были опубликованы в учебном пособии для студентов «Русская культура в современной московской школе» [10] и в учебном пособии для 4 класса «Основы духовно-нравственной культуры народов России: русские традиционные народные календарные праздники» [4].

Наряду с уроками, в УМК «Русская культура» и изданными на его основе учебными пособиями предусмотрены разнообразные формы внеурочной деятельности младших школьников. Среди них:

1. Внеклассные мероприятия, организуемые в школе (народные игры, праздники народного календаря, театрализованные русские ярмарки и другие театрализованные представления, вечера народной музыки, фольклорные фестивали, этнографические спектакли, выставки народного декоративно-прикладного творчества, литературные и музыкальные гостиные, и др.). Подготовка к ним должна включать: чтение, запоминание и грамотное воспроизведение текстов детского фольклора (закличек, пословиц, поговорок, русских народных сказок, игровых народных песен, скоморошин, фрагментов народного кукольного театра и др.); разучивание ролей и репетиции театрализованных праздников; участие в художественном оформлении мероприятий, изготовлении народных костюмов, приготовлении блюд русской традиционной кухни и т.д.

2. Кружки, студии и другие групповые формы дополнительного художественного образования в школе. В том числе, кружки народного декоративно-прикладного творчества, школьный фольклорный ансамбль, школьный этнографический театр, студия русского народного танца, и др.

3. Школьные музеи русской культуры, в котором могут быть представлены экспонаты, связанные с традициями и памятниками русской культуры в г. Москва, а также с деятельностью учреждений культуры по сохранению и развитию традиционной русской культуры в столичном мегаполисе.

4. Проектная внеурочная деятельность детей и родителей по изучению, сохранению и развитию русской культуры, развитию культуротворческой активности и межкультурных коммуникаций. В УМК «Русская культура» предусмотрены проекты по подготовке и проведению школьных праздников народного календаря (Рождества, Масленицы, Троицы, и др.), театрализованных русских ярмарок и посиделок.

5. Внешкольные мероприятия:

- посещение московских музеев по специально разработанной для каждого класса экскурсионной программе. В такую программу рекомендуется включать посещение музеев московского Кремля, Государственного исторического музея, Государственного литературного музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Музея боярского быта, Третьяковской галереи, Театрального музея им. А.А. Бахрушина, Дома-музея художника В.М. Васнецова, музеев-заповедников «Царицыно» и «Коломенское», подмосковных музеев-усадеб «Абрамцево», «Архангельское», «Кусково» и др.;

- посещение в Москве концертов народной, церковной, классической и современной русской музыки, проходящих в Международном доме музыки, в Концертном зале им. П.И. Чайковсого, Большом зале Московской консерватории и др.;

- посещение спектаклей московских театров: Детского музыкального театра им. Н.И. Сац, Московского государственного историко-этнографического театра и др.;

- участие в народных праздничных гуляниях в День города Москва, в дни празднования Масленицы и других традиционных русских народных праздников. Большинство перечисленных форм необходимо реализовывать с участием взрослых, родителей детей мигрантов, в процессе деятельности детско-взрослой общности.

УМК «Русская культура» апробирован в нескольких московских школах и получил высокую оценку учителей. Во внедрении программы внеурочной деятельности в настоящее время участвуют магистранты и аспиранты кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ.

Рецензенты:

Костина Э.П., д.п.н., профессор Нижегородского института развития образования, г. Нижний Новгород;

Сокольникова Н.М., д.п.н., профессор МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Бакланова Т.И., Медведь Э.И. СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ КАК КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «РУССКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17701 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674