Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЁЖИ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Македонская В.А. 1 Мякинина Н.П. 1
1 «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
В данной статье проведен анализ деятельности молодежи по решению проблем восстановления сельского хозяйства в годы Великой Отечественной войны на освобожденных территориях. Исследуются различные формы социалистического соревнования среди молодежи, методы решения кадровых проблем в различных отраслях сельского хозяйства. Особое внимание уделяется деятельности комсомольских организаций при решении проблем восстановления разрушенной экономики. Характерными чертами восстановительного процесса являются его комплексность и всесторонность. Исследование содержит обширный справочный и фактический материал, позволяющий раскрыть не только экстремальность обстановки, но и особенности ментальности советской молодежи в условиях военного времени. В статье рассматриваются как положительный опыт деятельности молодежи, так и негативные факторы, сдерживающие процесс восстановления народного хозяйства. Авторы сделали выводы, представляющие интерес в решении современных экономических и социальных задач.
Великая Отечественная война
оккупированная территория
комсомольская организация
молодёжь
восстановление экономики
сельское хозяйство
социалистическое соревнование
кадровая проблема
1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). — Ф. 9504. — Оп. 1. — Д. 9. — Л. 35.
2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). — Ф. 9504. — Оп. 1. — Д. 1. — Л. 115.
3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). — Ф. 9504. — Оп. 1. — Д. 13. — Л. 78,79.
4. Из истории Курской областной комсомольской организации: 1918–1970 гг. – Курск, 1972. – С. 241.
5. История советского крестьянства. В 5 томах. — Т. 3. 1938–-1945. — М.: Наука, 1981. — С. 316.
6. Курская область в период Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945 гг.: Сборник документов и материалов в 2 т. — Т. 2. Курск: Кн. Изд-во, 1962. — С. 386.
7. Московский большевик. – 1944. – 11 февраля.
8. Правда. — 1942. — 10 июля.
9. Ставрополье в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Сб. документов. — Ставрополь, 1962. — С. 392.
10. Филимонова Г.С. Борьба колхозного крестьянства Курской области за восстановление сельского хозяйства после освобождения территории от немецко-фашистских захватчиков (1943 г.) // Ученые зап. Коми гос. пед. ин-та. Сыктывкар, 1959. — Вып. 17. — С. 135.
11. Центр хранения документов молодежных организаций (ЦХДМО). — Ф. 1. — Оп. 6. — Д. 265. — Л. 38.
12. Центр хранения документов молодежных организаций (ЦХДМО). — Ф. 1. — Оп. 9. — Д.35. — Л. 47.
13. Центр хранения документов молодежных организаций (ЦХДМО). — Ф. 1. — Оп. 9. — Д. 35. — Л. 36.
14. Центр хранения документов молодежных организаций (ЦХДМО). — Ф. 1. — Оп. 9. — Д. 32. Л. 28.
15. Центр хранения документов молодежных организаций (ЦХДМО). — Ф. 1. — Оп. 9. — Д. 49. — Л. 67.
16. Центр хранения документов молодежных организаций (ЦХДМО). — Ф. 1. — Оп. 6. — Д. 257. — Л. 26.
17. Юность Верхневолжья: Доклады и материалы по истории Калининской областной организации ВЛКСМ (1918–1975 гг.). — М., 1976. – С. 177.

В преддверии 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в период осложнения мировых политических, экономических и национальных проблем, возрождения в некоторых регионах Европы сил неофашизма актуальной задачей является умение использовать исторический опыт, извлекать уроки из прошлого. Поэтому изучение опыта деятельности государственных, общественных организаций, в том числе комсомольских, по восстановлению народного хозяйства, патриотическому воспитанию молодежи в годы Великой Отечественной войны приобретает особо важное значение для настоящего и будущего нашего общества.

В данной статье авторы предпринимают попытку рассмотреть различные направления патриотического движения, методы решения кадровой проблемы, формы социалистического соревнования, способствующие быстрому восстановлению сельского хозяйства в освобожденных районах в годы Великой Отечественной войны.

В годы Великой Отечественной войны в освобожденных районах Российской Федерации перед государственными и общественными организациями стояла задача увеличения производства сельскохозяйственной продукции. В ходе работы по увеличению выпуска сельскохозяйственной продукции использовались самые разнообразные формы и методы.

Действенным средством повышения инициативы, трудовой активности трудящихся являлось социалистическое соревнование. В июле 1942 г. ЦК ВКП(б) и ГКО приняли специальное постановление об организации Всесоюзного социалистического соревнования колхозов, районов, областей, краев и республик.[8]

С первых дней освобождения районов РСФСР от немецко-фашистских захватчиков ВЛКСМ начал подготовку к участию во Всесоюзном социалистическом соревновании. При ЦК ВЛКСМ, обкомах, крайкомах и райкомах комсомола были созданы специ­альные комиссии по руководству социалистическим соревновани­ем. Эти комиссии разработали условия социалистического соревнования, порядок учета его результатов в бригадах, звеньях, колхозах, совхозах, МТС, районах и областях.

Победителям социалистического соревнования присуждались переходящие Красные Знамена ЦК ВЛКСМ, обкомов, край­комов комсомола, вручались почетные вымпелы райкомов комсо­мола, почетные грамоты, присуждались звания «Лучший пахарь», «Лучший тракторист», «Отличник социалистического сельского хозяйства», «Лучший бригадир тракторной бригады».

Изучение документальных материалов показывает, что формы со­циалистического соревнования молодежи на селе были исключитель­но многообразны. Так, одной из важных форм социалистического со­ревнования молодежи было сорев­нование молодых пахарей на живом тягле, начатое в 1942 г. и ши­роко распространившееся в последующие годы войны.

В результате проведенной организаторской и политической работы социалистическим соревно­ванием были охвачены широкие слои колхозной молодежи. К приме­ру, на полях колхозов Ставропольского края первенство оспаривали 10 148 пахарей и 372 молодежных звена.[9] В 1944 г. на полях колхозов и совхозов Краснодарского края соревновалось 4236 молодежных звеньев. [11] Многие из них достигли высоких результатов.

Особенно широкий размах среди комсомольцев и молодежи ос­вобожденных районов соревнование приняло в период подготовки к празднованию 25-летия ВЛКСМ. Готовясь к юбилею, комитеты комсомола повсеместно провели районные слеты и совещания молодых пахарей, на которых обсудили специальное постановление ЦК ВЛКСМ «Об организации социалистического соревнования молодых пахарей и трактористов в честь 25-летия ВЛКСМ на вспашке зяби».

Ведущую роль в увеличении производства сельскохозяйствен­ной продукции сыграло движение сельских комсомольцев по соз­данию комсомольских молодежных звеньев высокого урожая. Оно началось в 1942 г. и вскоре в ходе развертывания Всесоюзного социалистического соревнования охватило всю страну. За короткий срок были созда­ны тысячи комсомольско-молодежных звеньев высокого урожая. В 1943 г. в Калининской области действовало 349 молодежных звеньев высокого урожая, в Ставропольском крае - 2521.[12]

В ходе работы по увеличению выпуска сельскохозяйственной продукции использо­вались и такие формы повышения политической и трудовой активно­сти, как различного рода переклички ударников, совещания и слеты передовиков, бригад и звеньев.

Особенно большое значение имело проведение слетов молодых передовиков сельского хозяйства. На них подводились итоги работы молодежи, опреде­лялись задачи по расширению сельскохозяйственного производства, вырабатывались условия социалистического соревнова­ния. Выступая с трибуны слетов, молодые передовики делились опытом качественной обработки почвы, выращивания высоких урожаев, способами и путями экономии горючего.

В ходе проведения посев­ных и уборочных работ районными комсомольскими комитетами проводились месячники, декадники и воскресники. Партийные и комсомольские органы нацеливали молодых сельских тружеников на всемерный подъем производительности труда. Так, в соответствии с решением Ставропольского крайкома ВЛКСМ в сентябре-октябре 1943 г. был проведен комсомольско-молодежный месячник в честь 25-летия годовщины ВЛКСМ по завершению уборки урожая и сдаче зерна государству. В месячнике приняли участие свыше 70 тыс. юношей и девушек, в том числе около 30 тыс. комсомольцев. За время месячника молодежью было убрано 325 тыс. различных культур.[13] Поддерживая инициативу ряда сельских комсомольских организаций, Воронежский обком комсомола в сентябре 1943 г. провел фронтовой комсомольско-молодежный двухдекадник по обмолоту хлебов. За период двухдекадника 1771 молотильная бригада намолотила более 600 тыс. ц.[14]

Таким образом, комсомольские организации широко использовали проведение воскресников, декадников и месячников для активизации участия сельской молодежи в завершении важнейших сельскохозяйственных кампаний.

В годы Великой Отечественной войны перед тружениками села особенно остро стояла задача - не только вырастить и вовремя убрать урожай, но и вывезти без по­терь производственную продукцию на склады, заготовительные пункты, на железнодорожные станции. Решение этой проблемы требовало изыскивать дополнительные транспортные средства, создавать специальные комсомольско-молодежные бри­гады по доставке сельскохозяйственной продукции к местам заготовок. Благодаря усилиям комсомольских организаций такие бригады были во всех краях и областях РСФСР. К примеру, в 1944 г. в Ленинградской области было 207 молодежных транспортных бригад, в Смоленской - 389, в Курской - 600, в Калининской - 1200, в Московской - 2478, в Орловской - 1202, в Тульской - 1873, в Воронежской - 2875. Всего по десяти областям и краям РСФСР было созда­но 13 тыс. молодежных транспортных бригад. [15]

В 1944 г. в Калининской области 1915 транспортных бригад вывезли более 2 млн пудов хлеба и тысячи тонн других сельскохозяйственных продуктов государству и в фонд Красной Армии. Семь молодежных транспортных бригад за досрочный вывоз хлеба были награждены почетными грамотами ЦК ВЛКСМ. [17]

Таким образом, используя разнообразные формы и методы работы, комсомол села активно выступал в борьбе как за урожай, так и за своевременное выполнение государственных поставок сельскохозяйственной продукции.

В годы Великой Отечественной войны комсомольцы и молодежь освобожденных районов находились на переднем крае борьбы за увеличение производства продукции животноводства. Центральный Комитет партии и советское правительство приняли ряд постановлений, направленных на дальнейший подъем животноводства. Эти постановления широко обсуждались на пленумах, активах и бюро партийных и комсомольских комитетов.

Партийные и комсомольские органы в целях активизации работы животноводов, так же как и в полеводстве, широко использовали различные формы социалистического соревнования. В ходе соревнования сельские труженики, занятые в животноводстве, боролись за выполнение обязательств, принятых на очередной год.

Кроме того, в течение года в связи с проведением различных сельскохозяйственных кампаний (таких как заготовка кормов, подготовка помещений к зимовке скота) объявлялось соревнование за лучшее выполнение определенных видов сельскохозяйственных работ. Соревнование среди животноводов объявлялось в масштабах как областей, краев и республик, так и отдельных районов, колхозов, бригад и звеньев.

К примеру, бюро МК ВКП (б) в феврале 1944 г. рассмотрело итоги социалистического соревнования районов по развитию общественного животноводства в 1943 г. и отметило, что лучших результатов добился Луховицкий район. За успешную работу по восстановлению общественного животноводства, перевыполнение плана сдачи молока государству и большую помощь в восстановлении ферм в освобожденных районах району было вручено переходящее Красное Знамя ЦК ВКП(б). Было также подчеркнуто, что хороших результатов добились Коломенский, Раменский, Кунцевский и Бронницкий районы.[7]

Однако в организации соревнования имелись и существенные недостатки. Соревнованием были охвачены не все работники, что свидетельствовало о недостаточной его массовости. Социалистические обязательства зачастую носили формальный характер, слабо был поставлен учет их выполнения. Руководители профсоюзных и комсомольских организаций, увлекшись отдельными рекордами, уделяли мало внимания основной массе молодежи. Слабо были организованы изучение и распространение положительного опыта, недостаточно использовалась наглядная агитация: общеполитические лозунги слабо увязывались с конкретными задачами звена, бригады и т. д.

Немецко-фашистская оккупация нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству значительной части территории РСФСР. Общая численность трудоспособного населения в освобожденных областях сократилась по сравнению с 1940 г. в Калининской области на 62,2 %, в Ростовской - на 39,1 %. [5] В связи с этим резко обострилась кадровая проблема, причем во всех ее звеньях - от руководящих до массовых работников. Необходимо отметить, что в годы войны к руководству колхозами пришло много новых людей, которые не имели опыта работы. Учитывая это, партийные и комсомольские организации повсеместно развернули работу по подготовке и переподготовке руководящих кадров для сельского хозяйства. Широко, в частности, практиковались курсы и семинары по повышению квалификации председателей колхозов, обычно проводившиеся в зимнее время. Там же обучались и работники среднего руководящего звена. В Курской области на районных и на постоянно действующих семинарах только за зимний сезон 1943-1944 гг. было подготовлено для работы в полеводстве 9300 бригадиров, 38724 звеньевых, 4309 счетоводов, около 50 тыс. работников животноводства. Всего по области было подготовлено для работы в сельском хозяйстве 82 259 человек. [10]

Следует подчеркнуть, что, решая кадровую проблему, комсомольские комитеты широко использовали метод выдвижения на руководящую работу передовых, наиболее подготовленных членов ВЛКСМ. Выполняя постановление XI Пленума Курского обкома ВКП(б), комсомольские организации выдвинули лучшую часть комсомольцев села на руководящую работу. В конце 1943 г. 123 комсомольца работали председателями колхозов, 827 - звеньевыми, 113 - заведующими фермами.[6]

Выдвижение комсомольцев на руководящую хозяйственную работу значительно повышало роль и ответственность сельских комсомольских организаций за состояние дел в колхозах и совхозах, своевременное проведение сельскохозяйственных работ. Массовое выдвижение на руководящую работу комсомольцев и молодежи требовало от партийных и комсомольских комитетов самого пристального внимания к их профессиональной подготовке.

Не менее важной проблемой была и подготовка механизаторских и массовых колхозных кадров. В феврале 1942 г. Совнарком СССР принял постановление, в котором предусматривалось обучить механизаторов для МТС временно оккупированных районов Ленинградской, Калининской и других областей. С тех пор подготовка механизаторов для освобожденных районов планировалась ежегодно. Молодежь села, по сути, стала основным источником пополнения механизаторских кадров. Их подготовка осуществлялась в школах механизации, на курсах, где готовились трактористы, механики, комбайнеры, бригадиры тракторных бригад. Работа по подготовке механизаторов сельского хозяйства приобрела массовый характер.

К примеру, в Краснодарском крае к концу 1943 г. работали 5 сельскохозяйственных техникумов, в которых обучалось 1048 учащихся, 5 межрайонных колхозных школ механиков с контингентом 150 человек и курсы по повышению квалификации трактористов и комбайнеров, которые окончили 6259 трактористов и 804 комбайнера.[3]

В постановлении СНК СССР от 10 ноября 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению совхозов Наркомсовхозах РСФСР в Орловской области» была поставлена задача подготовить в 1943-1944 учебном году для совхозов Орловской области в школах и на курсах не менее 200 трактористов, 20 шоферов, 25 комбайнеров.[1] Аналогичные решения принимались по всем освобожденным районам.

Следует отметить, что комплектование школ и курсов механизации шло путем призыва и мобилизации, прежде всего сельской молодежи. Преодолевая трудности: нехватку опытных преподавателей, отсутствие многих учебных пособий, оборудованных помещений, благоустроенных общежитий, продуктов питания, партийные, советские и комсомольские организации сумели наладить работу школ и курсов механизации. Работа по подготовке механизаторов сельского хозяйства приобрела массовый характер.

Не менее важную помощь оказали сельские комсомольцы и молодежь в восстановлении МТС, а также предприятий, производящих ремонт сельскохозяйственной техники и подготовку ее к работе. Так, в 1943 г. с помощью комсомольских организаций в Калининской области было восстановлено 25 МТС текущего и 3 МТС капитального ремонта. К январю 1944 г. в Краснодарском крае при активном участии молодежи было восстановлено 144 мастерских текущего и 2 МТС капитального ремонта.[16]

Наряду с подготовкой молодых механизаторов в специальных школах и на курсах в широких масштабах развернулось индивидуальное обучение. Оно осуществлялось в МТС и совхозах, в которых имелись опытные механизаторы. В целях развития этой формы подготовки кадров СНК СССР и ЦК ВКП(б) в августе 1942 г. приняли специальное постановление «Об организации в МТС индивидуального ученичества по профессии тракториста». В постановлении рекомендовалось проводить обучение молодежи путем закрепления за опытными трактористами МТС в период полевых работ. В целом по РСФСР за зиму 1943-1944 гг. в колхозах было подготовлено около 1500 тыс. специалистов сельского хозяйства.

Необходимо обратить внимание и на большую помощь, которую оказал комсомол сельскому хозяйству в обеспечении рабочей силой и специалистами животноводческого производства. Видную роль в этом сыграли проводимые комсомольскими органами мобилизации молодежи на работу в животноводство. Так, в 1943 г. в Курской области на работу в животноводство было направлено 2600 юношей и девушек. [4]

Учитывая, что работа на фермах требовала специальных знаний, использовались различные формы обучения животноводческих кадров. Широкое распространение получили курсы и школы животноводства, активно осуществлялась индивидуальная подготовка молодежи на фермах, где имелись опытные животноводы. Значительное количество молодежи получило соответствующую подготовку на месячных курсах, созданных комитетами ВЛКСМ.

В связи с тем, что подъем животноводства во многом зависел от наличия высококвалифицированных специалистов, партийные и комсомольские организации приняли активное участие в мобилизации молодежи для обучения в межрайонных школах ветсанитаров, ветфельдшеров и техников животноводства.

Для обеспечения кадрами ветсанитаров, ветфельдшеров и техников животноводства во всех освобожденных областях по плану Наркомзема СССР должно быть организовано 68 межрайонных школ на 1943-1944 гг. с количеством учащихся 13 500 человек [2].

Таким образом, преодолевая трудности военного времени, государственные органы сумели выработать целенаправленную программу восстановления сельского хозяйства в освобожденных районах, мобилизовать на ее выполнение широкие массы комсомольцев и молодежи, которые находились на переднем плане восстановительных работ, оказывая серьезную помощь в восстановлении сельского хозяйства, в укреплении колхозов и совхозов руководящими кадрами, специалистами массовых сельскохозяйственных профессий, организации социалистического соревнования.

Итоги восстановления народного хозяйства имели важнейшее значение. Во-первых, те или иные восстановленные отрасли хозяйства стали основой дальнейшего развития народного хозяйства РСФСР. Во-вторых, возрождение сельского хозяйства позволило повысить уровень жизни советских людей. В-третьих, восстановление народного хозяйства освобожденных районов привело к возрождению важных районов экономики РСФСР, что усилило общий экономический потенциал страны.

Рецензенты:

Евланов В.В., д.и.н., профессор кафедры истории Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», г. Москва;

Быковская Г.А., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой истории и политологии Воронежского государственного университета инженерных технологий, г. Воронеж.


Библиографическая ссылка

Македонская В.А., Мякинина Н.П. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЁЖИ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17702 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674