Отражение этой проблемы - в многочисленных рейтингах и аналитических бюллетенях, посвященных межстрановым сопоставлениям по уровню включенности общества в Интернет-пространство, степени развития ИКТ, индексам веб-обслуживания. Далее эта информация многократно воспроизводится в научных статьях и рамочных нормативно-правовых документах. Однако внутристрановая дифференциация сетевой информатизации может быть более глубока, чем межстрановая. При этом характер этой проблемы на внутристрановом уровне принципиально иной.
Так, очевидно, что межстрановая дифференциация определяется в первую очередь глобальными перераспределениями современного устройства мир-экономики, то есть, влияние на нее национального управления минимально. Базис этого перераспределения - дальнейшее закрепление поляризации экономического и политического пространства. Считается, что безусловный прогресс в развитии информационных технологий в периферийных странах является индикатором их успешного догоняющего модернизационного развития. Однако навряд ли маркерами позитивных изменений следует считать количественное сближение показателей, характеризующих развитие ИКТ, в странах «догоняющего» развития со странами развитых экономик. Как показывают исследования авторов, оставляя в стороне социальные эффекты, с точки зрения экономики эта тенденция характеризует только расширение рынка ИКТ с перераспределением основного геополитического и экономического эффекта в сторону развитых стран [3, 4, 9].
Иная ситуация лежит в основе феномена внутристрановой дифференциации. Внутристрановая дифференциация - это продукт внутренней политики и практики территориального управления. То есть этот феномен управляем на национальном уровне и, частично, даже и на региональном. При этом управляемость процессами информатизации накладывается на необходимость устранения таких диспропорций, которые существенно ограничивают реализацию потенциала экономического развития территорий. Следовательно, ясен внешний критерий позитивной оценки государственного управления - индикаторы (показатели) развития информатизации территорий (в нашем случае - регионов) должны иметь общий вектор изменений и тенденцию сближения.
В целом можно сделать вывод, что с точки зрения управления социально-экономическими процессами на уровне стран исследования межтерриториальной (межрегиональной) дифференциации являются перспективными не только с теоретико-методологических позиций, но и с позиций практики управления. Кроме того, они имеют понятные и однозначные критерии как диагностики ситуации, так и оценки результативности управления.
При всем многообразии методик количественной оценки межрегиональной дифференциации методология дает два основных подхода, в рамках которых удается получить наглядные и легко интерпретируемые результаты [3, 6]. Первый подход - исследование неравенства по различным компонентам развития какой-либо составляющей (в нашем случае - развития информатизации регионов). Как правило, методики базируются на фундаментальных разработках оценки неравенства - кривая Лоренца, индекс Джини, перцентильные отношения. Второй подход - построение рейтинговых (комплексных) оценок на основе совместного анализа набора показателей.
Логическая схема подходов порождает специфические достоинства и недостатки. Поэтому предлагаем измерить информатизацию регионального пространства России в рамках обеих подходов.
Показатели, включенные в оценки информатизации: 1) численность персональных компьютеров (ПК) на 100 чел. населения; 2) численность ПК, подключенных к Интернет на 100 чел. населения; 3) затраты на приобретение информационных технологий (ИТ) на душу населения; 4) затраты на приобретение ПК на душу населения; 5) затраты на приобретение ПО на душу населения; 6) затраты на оплату услуг сторонних организаций и специалистов (кроме услуг связи и обучения) на душу населения; 7) число зарегистрированных абонентских терминалов сотовой связи на душу населения.
Выбор этих показателей продиктован требованиями: доступности, позволяющим повторить и продолжить динамический ряд оценок в будущем; комплексности, позволяющим не только выделить количественные характеристики информатизации, но и определить сопряженные траты на ИКТ регионов. Значение для экономики и специфика сопряженных расходов охарактеризованы в работах [2, 3, 9, 11].
В расчетах использованы данные по всем субъектам РФ за исключением Республики Ингушетия и Чеченской Республики по причине недостаточности исходных данных. Для каждого показателя построена кривая Лоренца и произведен расчет аналога индекса Джини (табл. 1).
Следует заметить, что дифференциация по каждому из показателей достаточно значительна. Однако результаты указывают на общую положительную тенденцию - уменьшения дифференциации по большинству показателей, характеризующих уровень развития информатизации в субъектах РФ. В частности, наименьшая дифференциация характерна для показателей: число ПК и число ПК с Интернетом, нормированные на душу населения. Обращает внимание резкое снижение дифференциации по числу абонентских терминалов сотовой связи на душу населения - снижение от 38 % (2003 г.) до 9-10 % (2010-2012 гг.). По остальным показателям дифференциация в пределах примерно 45-55 %, как мы уже отмечали, достаточно высока. Рост дифференциации по показателю «затраты на обучение персонала» с примерно 55 % в течение 2003-2008 гг. до 74 % в 2009 г. объясняется дисбалансирующим влиянием кризиса. Причем в 2010-2012 гг. наблюдается некоторое сокращение дифференциации, но ее значение так и не выходит на докризисный уровень.
Таблица 1
Значение аналога индекса Джини для субъектов РФ по показателям, нормированным на душу населения регионов
| 
			 
  | 
			
			 Число ПК  | 
			
			 Число ПК с интернет  | 
			
			 Затраты на ИТ  | 
			
			 Затраты на покупку ПК  | 
			
			 Затраты на ПО  | 
			
			 Затраты на обучение персонала  | 
			
			 Затраты на сервис  | 
			
			 Число абонентских терминалов  | 
		
| 
			 2003  | 
			
			 0,13  | 
			
			 0,28  | 
			
			 0,54  | 
			
			 0,57  | 
			
			 0,63  | 
			
			 0,63  | 
			
			 0,73  | 
			
			 0,38  | 
		
| 
			 2004  | 
			
			 0,14  | 
			
			 0,27  | 
			
			 0,45  | 
			
			 0,46  | 
			
			 0,61  | 
			
			 0,54  | 
			
			 0,58  | 
			
			 0,30  | 
		
| 
			 2005  | 
			
			 0,12  | 
			
			 0,23  | 
			
			 0,47  | 
			
			 0,44  | 
			
			 0,49  | 
			
			 0,55  | 
			
			 0,61  | 
			
			 0,22  | 
		
| 
			 2006  | 
			
			 0,11  | 
			
			 0,21  | 
			
			 0,46  | 
			
			 0,45  | 
			
			 0,51  | 
			
			 0,60  | 
			
			 0,59  | 
			
			 0,14  | 
		
| 
			 2007  | 
			
			 0,10  | 
			
			 0,20  | 
			
			 0,44  | 
			
			 0,40  | 
			
			 0,51  | 
			
			 0,54  | 
			
			 0,57  | 
			
			 0,12  | 
		
| 
			 2008  | 
			
			 0,09  | 
			
			 0,18  | 
			
			 0,42  | 
			
			 0,39  | 
			
			 0,46  | 
			
			 0,55  | 
			
			 0,57  | 
			
			 0,12  | 
		
| 
			 2009  | 
			
			 0,08  | 
			
			 0,15  | 
			
			 0,44  | 
			
			 0,38  | 
			
			 0,51  | 
			
			 0,74  | 
			
			 0,58  | 
			
			 0,11  | 
		
| 
			 2010  | 
			
			 0,07  | 
			
			 0,16  | 
			
			 0,44  | 
			
			 0,37  | 
			
			 0,52  | 
			
			 0,68  | 
			
			 0,56  | 
			
			 0,09  | 
		
| 
			 2011  | 
			
			 0,09  | 
			
			 0,14  | 
			
			 0,42  | 
			
			 0,37  | 
			
			 0,50  | 
			
			 0,65  | 
			
			 0,56  | 
			
			 0,10  | 
		
| 
			 2012  | 
			
			 0,08  | 
			
			 0,14  | 
			
			 0,43  | 
			
			 0,37  | 
			
			 0,51  | 
			
			 0,66  | 
			
			 0,55  | 
			
			 0,09  | 
		
Индекс Джини дает меру неравномерности, но не позволяет определить, какие именно регионы определяют эту меру, какие именно регионы отклоняются в ту или иную сторону от «центр масс» явления.
Для оценки позиций каждого региона воспользуемся типовой методикой, основанной на методе «суммы мест». Отметим, эта методика достаточно часто используется в программно-целевых документах управления территориальным развитием РФ и научных исследованиях. Сущность методики заключается в следующем.
Первый этап - по каждому из показателей определяется ранг (место) каждого региона. В случае если по какому-либо показателю имеют место одинаковые значения по каким-либо регионам, то производится операция локального ранжирования этих регионов в соответствии со значением ключевого параметра, отобранного авторами - численность ПК на 100 человек населения.
Второй этап - по каждому из показателей производится операция присвоения (определения) индивидуальной балльной оценки для каждого региона РФ. За ноль принимается среднероссийское значение.
Третий этап - по каждому региону приведенные балльные оценки суммируются по всем показателям, затем полученная сумма делится на количество показателей. В результате определяется суммарная балльная (интегральная) оценка, в нашем случае - уровня информатизации регионов России (таблица 2).
Перечень показателей оценки включает те же показатели, что использованы нами при расчете аналога индекса Джини.
Таблица 2
Рейтинг регионов России по уровню информатизации
| 
			 Место  | 
			
			 
  | 
			
			 2003  | 
			
			 2004  | 
			
			 2005  | 
			
			 2006  | 
			
			 2007  | 
			
			 2008  | 
			
			 2009  | 
			
			 2010  | 
			
			 2011  | 
			
			 2012  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 г. Москва  | 
			
			 21.0  | 
			
			 25.9  | 
			
			 27.1  | 
			
			 27.4  | 
			
			 28.4  | 
			
			 27.6  | 
			
			 25.0  | 
			
			 25.3  | 
			
			 26.3  | 
			
			 26.8  | 
		
| 
			 2  | 
			
			 г. Санкт-Петербург  | 
			
			 17.9  | 
			
			 17.9  | 
			
			 22.3  | 
			
			 24.6  | 
			
			 24.4  | 
			
			 24.1  | 
			
			 23.4  | 
			
			 21.9  | 
			
			 24.3  | 
			
			 25.0  | 
		
| 
			 3  | 
			
			 Магаданская область  | 
			
			 -6.6  | 
			
			 -22.7  | 
			
			 -25.6  | 
			
			 4.9  | 
			
			 14.1  | 
			
			 14.3  | 
			
			 9.3  | 
			
			 17.0  | 
			
			 17.6  | 
			
			 16.9  | 
		
| 
			 4  | 
			
			 Тюменская область  | 
			
			 11.7  | 
			
			 19.3  | 
			
			 22.0  | 
			
			 21.0  | 
			
			 21.9  | 
			
			 18.9  | 
			
			 14.4  | 
			
			 16.6  | 
			
			 13.1  | 
			
			 14.2  | 
		
| 
			 5  | 
			
			 Новосибирская область  | 
			
			 1.7  | 
			
			 7.4  | 
			
			 11.3  | 
			
			 17.6  | 
			
			 18.6  | 
			
			 12.4  | 
			
			 8.4  | 
			
			 11.6  | 
			
			 12.3  | 
			
			 9.9  | 
		
| 
			 6  | 
			
			 Хабаровский край  | 
			
			 6.9  | 
			
			 8.4  | 
			
			 16.1  | 
			
			 10.6  | 
			
			 11.3  | 
			
			 6.7  | 
			
			 6.1  | 
			
			 2.4  | 
			
			 10.6  | 
			
			 9.8  | 
		
| 
			 7  | 
			
			 Новгородская область  | 
			
			 -13.7  | 
			
			 -14.4  | 
			
			 -19.1  | 
			
			 -11.0  | 
			
			 -8.9  | 
			
			 -5.1  | 
			
			 -5.4  | 
			
			 -13.4  | 
			
			 10.3  | 
			
			 7.1  | 
		
| 
			 8  | 
			
			 Красноярский край  | 
			
			 -0.3  | 
			
			 0.3  | 
			
			 8.3  | 
			
			 1.1  | 
			
			 13.0  | 
			
			 11.6  | 
			
			 14.3  | 
			
			 14.4  | 
			
			 10.3  | 
			
			 7.0  | 
		
| 
			 9  | 
			
			 Ханты-Мансийский АО  | 
			
			 3.3  | 
			
			 22.0  | 
			
			 23.0  | 
			
			 22.0  | 
			
			 23.0  | 
			
			 16.7  | 
			
			 8.0  | 
			
			 9.9  | 
			
			 9.0  | 
			
			 9.0  | 
		
| 
			 10  | 
			
			 Сахалинская область  | 
			
			 4.3  | 
			
			 0.6  | 
			
			 -0.3  | 
			
			 16.0  | 
			
			 18.4  | 
			
			 17.7  | 
			
			 16.6  | 
			
			 12.6  | 
			
			 7.4  | 
			
			 8.9  | 
		
| 
			 11  | 
			
			 Свердловская область  | 
			
			 5.3  | 
			
			 9.0  | 
			
			 8.1  | 
			
			 10.9  | 
			
			 13.9  | 
			
			 9.6  | 
			
			 9.0  | 
			
			 -7.4  | 
			
			 6.9  | 
			
			 8.8  | 
		
| 
			 12  | 
			
			 Чукотский АО  | 
			
			 -4.3  | 
			
			 1.6  | 
			
			 -0.9  | 
			
			 -3.1  | 
			
			 5.7  | 
			
			 1.3  | 
			
			 -5.7  | 
			
			 7.0  | 
			
			 5.4  | 
			
			 5.9  | 
		
| 
			 13  | 
			
			 Самарская область  | 
			
			 2.7  | 
			
			 8.0  | 
			
			 4.7  | 
			
			 10.7  | 
			
			 9.6  | 
			
			 6.3  | 
			
			 3.7  | 
			
			 3.1  | 
			
			 5.0  | 
			
			 5.2  | 
		
| 
			 14  | 
			
			 Томская область  | 
			
			 8.7  | 
			
			 12.4  | 
			
			 14.3  | 
			
			 18.1  | 
			
			 16.7  | 
			
			 5.3  | 
			
			 10.3  | 
			
			 0.7  | 
			
			 4.6  | 
			
			 5.1  | 
		
| 
			 15  | 
			
			 Ямало-Ненецкий АО  | 
			
			 11.4  | 
			
			 14.9  | 
			
			 17.0  | 
			
			 17.1  | 
			
			 17.4  | 
			
			 12.6  | 
			
			 9.6  | 
			
			 10.3  | 
			
			 4.4  | 
			
			 4.9  | 
		
| 
			 16  | 
			
			 Республика Татарстан  | 
			
			 -3.9  | 
			
			 -11.6  | 
			
			 -8.1  | 
			
			 -3.6  | 
			
			 -1.9  | 
			
			 -4.7  | 
			
			 1.4  | 
			
			 -2.4  | 
			
			 3.6  | 
			
			 1.2  | 
		
| 
			 17  | 
			
			 Мурманская область  | 
			
			 4.6  | 
			
			 10.3  | 
			
			 7.0  | 
			
			 16.7  | 
			
			 12.3  | 
			
			 9.1  | 
			
			 9.6  | 
			
			 1.7  | 
			
			 2.6  | 
			
			 1.0  | 
		
| 
			 18  | 
			
			 Республика Коми  | 
			
			 -6.9  | 
			
			 -1.4  | 
			
			 2.1  | 
			
			 7.0  | 
			
			 9.6  | 
			
			 11.9  | 
			
			 5.9  | 
			
			 7.1  | 
			
			 1.7  | 
			
			 -6.9  | 
		
| 
			 19  | 
			
			 Архангельская область  | 
			
			 -22.9  | 
			
			 -6.3  | 
			
			 -24.7  | 
			
			 -18.0  | 
			
			 -8.9  | 
			
			 -10.3  | 
			
			 -14.3  | 
			
			 -18.3  | 
			
			 1.4  | 
			
			 -7.1  | 
		
| 
			 20  | 
			
			 Московская область  | 
			
			 -0.6  | 
			
			 -0.7  | 
			
			 0.9  | 
			
			 10.7  | 
			
			 1.9  | 
			
			 -3.6  | 
			
			 10.9  | 
			
			 4.3  | 
			
			 1.1  | 
			
			 -7.4  | 
		
| 
			 21  | 
			
			 Ярославская область  | 
			
			 5.0  | 
			
			 4.7  | 
			
			 2.7  | 
			
			 2.4  | 
			
			 4.0  | 
			
			 11.4  | 
			
			 7.6  | 
			
			 -7.9  | 
			
			 -0.3  | 
			
			 -7.6  | 
		
| 
			 22  | 
			
			 Пермский край  | 
			
			 -6.7  | 
			
			 0.0  | 
			
			 2.9  | 
			
			 -1.3  | 
			
			 7.6  | 
			
			 -26.9  | 
			
			 0.6  | 
			
			 -6.3  | 
			
			 -0.4  | 
			
			 -8.0  | 
		
| 
			 23  | 
			
			 Калужская область  | 
			
			 -12.3  | 
			
			 -10.6  | 
			
			 -11.0  | 
			
			 -6.3  | 
			
			 -15.1  | 
			
			 -11.7  | 
			
			 -19.0  | 
			
			 -7.7  | 
			
			 -1.6  | 
			
			 -8.1  | 
		
| 
			 24  | 
			
			 Амурская область  | 
			
			 -25.3  | 
			
			 -27.7  | 
			
			 -23.1  | 
			
			 -16.3  | 
			
			 -18.6  | 
			
			 -15.6  | 
			
			 -15.9  | 
			
			 -14.7  | 
			
			 -2.1  | 
			
			 -8.1  | 
		
| 
			 25  | 
			
			 Республика Саха (Якутия)  | 
			
			 1.1  | 
			
			 3.7  | 
			
			 7.0  | 
			
			 -0.1  | 
			
			 1.6  | 
			
			 1.1  | 
			
			 -3.7  | 
			
			 -2.3  | 
			
			 -2.4  | 
			
			 -9.8  | 
		
| 
			 26  | 
			
			 Вологодская область  | 
			
			 -10.0  | 
			
			 -6.6  | 
			
			 -7.3  | 
			
			 -7.7  | 
			
			 1.1  | 
			
			 -3.3  | 
			
			 0.9  | 
			
			 -0.9  | 
			
			 -3.7  | 
			
			 -10.0  | 
		
| 
			 27  | 
			
			 Приморский край  | 
			
			 -11.1  | 
			
			 -4.4  | 
			
			 -5.6  | 
			
			 -10.0  | 
			
			 -7.9  | 
			
			 2.1  | 
			
			 -8.9  | 
			
			 2.3  | 
			
			 -4.6  | 
			
			 -10.1  | 
		
| 
			 28  | 
			
			 Краснодарский край  | 
			
			 -1.6  | 
			
			 1.9  | 
			
			 -17.7  | 
			
			 1.7  | 
			
			 -21.6  | 
			
			 -17.4  | 
			
			 -22.7  | 
			
			 -6.0  | 
			
			 -4.9  | 
			
			 -10.9  | 
		
| 
			 29  | 
			
			 Ненецкий АО  | 
			
			 5.1  | 
			
			 8.3  | 
			
			 3.7  | 
			
			 4.9  | 
			
			 13.9  | 
			
			 -0.6  | 
			
			 -5.0  | 
			
			 0.6  | 
			
			 -5.1  | 
			
			 -10.9  | 
		
| 
			 30  | 
			
			 Волгоградская область  | 
			
			 -20.7  | 
			
			 -10.0  | 
			
			 -8.6  | 
			
			 -13.1  | 
			
			 -12.0  | 
			
			 -13.4  | 
			
			 -16.4  | 
			
			 -6.4  | 
			
			 -6.0  | 
			
			 -11.0  | 
		
| 
			 31  | 
			
			 Калининградская область  | 
			
			 10.1  | 
			
			 2.0  | 
			
			 4.7  | 
			
			 11.7  | 
			
			 4.3  | 
			
			 1.4  | 
			
			 -0.9  | 
			
			 -7.7  | 
			
			 -6.4  | 
			
			 -11.1  | 
		
| 
			 32  | 
			
			 Нижегородская область  | 
			
			 5.4  | 
			
			 1.7  | 
			
			 -4.1  | 
			
			 16.9  | 
			
			 10.0  | 
			
			 -22.1  | 
			
			 -4.1  | 
			
			 -12.1  | 
			
			 -6.6  | 
			
			 -11.2  | 
		
| 
			 33  | 
			
			 Омская область  | 
			
			 -11.0  | 
			
			 8.4  | 
			
			 4.4  | 
			
			 -8.6  | 
			
			 -0.6  | 
			
			 -7.3  | 
			
			 -4.6  | 
			
			 -6.1  | 
			
			 -8.0  | 
			
			 -11.4  | 
		
| 
			 34  | 
			
			 Чувашская Республика  | 
			
			 -26.3  | 
			
			 -19.4  | 
			
			 -28.1  | 
			
			 -18.7  | 
			
			 -23.3  | 
			
			 -20.1  | 
			
			 -22.1  | 
			
			 -13.1  | 
			
			 -8.7  | 
			
			 -11.4  | 
		
| 
			 35  | 
			
			 Ивановская область  | 
			
			 -32.7  | 
			
			 -30.1  | 
			
			 -25.7  | 
			
			 -28.6  | 
			
			 -26.7  | 
			
			 -24.4  | 
			
			 -17.6  | 
			
			 -25.1  | 
			
			 -10.0  | 
			
			 -11.6  | 
		
| 
			 36  | 
			
			 Астраханская область  | 
			
			 -23.9  | 
			
			 -16.0  | 
			
			 -13.6  | 
			
			 -8.1  | 
			
			 -12.3  | 
			
			 -20.1  | 
			
			 -12.4  | 
			
			 -5.9  | 
			
			 -11.0  | 
			
			 -11.7  | 
		
| 
			 37  | 
			
			 Костромская область  | 
			
			 -24.4  | 
			
			 -18.0  | 
			
			 -16.9  | 
			
			 -18.6  | 
			
			 -12.7  | 
			
			 -18.4  | 
			
			 -8.6  | 
			
			 -10.9  | 
			
			 -11.3  | 
			
			 -11.9  | 
		
| 
			 38  | 
			
			 Иркутская область  | 
			
			 -13.9  | 
			
			 -8.3  | 
			
			 -1.7  | 
			
			 -10.6  | 
			
			 -8.7  | 
			
			 -5.0  | 
			
			 -20.1  | 
			
			 -7.7  | 
			
			 -11.3  | 
			
			 -11.9  | 
		
| 
			 39  | 
			
			 Ленинградская область  | 
			
			 -11.6  | 
			
			 -4.1  | 
			
			 -15.7  | 
			
			 -14.3  | 
			
			 -8.7  | 
			
			 -3.9  | 
			
			 -7.4  | 
			
			 -1.6  | 
			
			 -12.3  | 
			
			 -12.0  | 
		
| 
			 40  | 
			
			 Республика Карелия  | 
			
			 -2.4  | 
			
			 -16.3  | 
			
			 -3.4  | 
			
			 -2.0  | 
			
			 -5.4  | 
			
			 4.9  | 
			
			 -10.9  | 
			
			 -13.4  | 
			
			 -12.4  | 
			
			 -12.9  | 
		
| 
			 41  | 
			
			 Камчатский край  | 
			
			 -10.6  | 
			
			 -3.6  | 
			
			 11.7  | 
			
			 7.0  | 
			
			 6.6  | 
			
			 0.7  | 
			
			 3.6  | 
			
			 4.0  | 
			
			 -12.7  | 
			
			 -13.0  | 
		
| 
			 42  | 
			
			 Челябинская область  | 
			
			 4.9  | 
			
			 5.1  | 
			
			 5.6  | 
			
			 4.9  | 
			
			 0.9  | 
			
			 0.6  | 
			
			 -10.0  | 
			
			 -9.6  | 
			
			 -14.4  | 
			
			 -13.3  | 
		
| 
			 43  | 
			
			 Республика Хакасия  | 
			
			 -40.9  | 
			
			 -28.4  | 
			
			 -8.3  | 
			
			 -28.4  | 
			
			 -17.3  | 
			
			 -11.1  | 
			
			 -10.6  | 
			
			 -2.9  | 
			
			 -15.6  | 
			
			 -14.1  | 
		
| 
			 44  | 
			
			 Республика Алтай  | 
			
			 -26.4  | 
			
			 -28.7  | 
			
			 -27.7  | 
			
			 -16.1  | 
			
			 -27.1  | 
			
			 -24.7  | 
			
			 -21.1  | 
			
			 -14.6  | 
			
			 -15.9  | 
			
			 -14.9  | 
		
| 
			 45  | 
			
			 Тверская область  | 
			
			 -29.7  | 
			
			 -15.3  | 
			
			 -18.0  | 
			
			 -21.9  | 
			
			 -17.3  | 
			
			 -5.1  | 
			
			 -19.3  | 
			
			 -11.4  | 
			
			 -16.0  | 
			
			 -17.9  | 
		
| 
			 46  | 
			
			 Саратовская область  | 
			
			 -19.6  | 
			
			 -7.0  | 
			
			 -14.6  | 
			
			 -15.4  | 
			
			 -9.4  | 
			
			 2.6  | 
			
			 -9.7  | 
			
			 -20.6  | 
			
			 -16.4  | 
			
			 -18.3  | 
		
| 
			 47  | 
			
			 Республика Башкортостан  | 
			
			 -10.6  | 
			
			 -10.1  | 
			
			 -19.1  | 
			
			 -18.1  | 
			
			 -14.6  | 
			
			 -11.6  | 
			
			 -25.0  | 
			
			 -26.9  | 
			
			 -16.9  | 
			
			 -18.5  | 
		
| 
			 48  | 
			
			 Кемеровская область  | 
			
			 -35.6  | 
			
			 -20.1  | 
			
			 -16.1  | 
			
			 -16.3  | 
			
			 -17.6  | 
			
			 -29.0  | 
			
			 -25.6  | 
			
			 -22.3  | 
			
			 -16.9  | 
			
			 -19.0  | 
		
| 
			 49  | 
			
			 Воронежская область  | 
			
			 -27.3  | 
			
			 -27.0  | 
			
			 -26.6  | 
			
			 -20.7  | 
			
			 -22.1  | 
			
			 -22.4  | 
			
			 -17.3  | 
			
			 -13.6  | 
			
			 -19.6  | 
			
			 -19.3  | 
		
| 
			 50  | 
			
			 Владимирская область  | 
			
			 -32.0  | 
			
			 -24.4  | 
			
			 -35.1  | 
			
			 -35.4  | 
			
			 -25.9  | 
			
			 -12.1  | 
			
			 -24.0  | 
			
			 -27.4  | 
			
			 -21.1  | 
			
			 -20.9  | 
		
| 
			 51  | 
			
			 Ростовская область  | 
			
			 -17.9  | 
			
			 -16.9  | 
			
			 -7.4  | 
			
			 -10.4  | 
			
			 -6.9  | 
			
			 -14.9  | 
			
			 -12.3  | 
			
			 -14.3  | 
			
			 -21.1  | 
			
			 -21.0  | 
		
| 
			 52  | 
			
			 Липецкая область  | 
			
			 -20.6  | 
			
			 -20.6  | 
			
			 -19.1  | 
			
			 -18.1  | 
			
			 -22.7  | 
			
			 -24.1  | 
			
			 -24.7  | 
			
			 -20.7  | 
			
			 -21.9  | 
			
			 -21.5  | 
		
| 
			 53  | 
			
			 Еврейская автономная область  | 
			
			 -19.1  | 
			
			 -18.7  | 
			
			 -7.3  | 
			
			 -25.7  | 
			
			 -24.1  | 
			
			 -28.6  | 
			
			 -21.3  | 
			
			 -20.9  | 
			
			 -22.7  | 
			
			 -21.8  | 
		
| 
			 54  | 
			
			 Рязанская область  | 
			
			 -31.3  | 
			
			 -12.3  | 
			
			 -24.7  | 
			
			 -19.9  | 
			
			 -20.6  | 
			
			 -20.1  | 
			
			 -24.4  | 
			
			 -26.4  | 
			
			 -23.1  | 
			
			 -21.9  | 
		
| 
			 55  | 
			
			 Ульяновская область  | 
			
			 -16.7  | 
			
			 -22.7  | 
			
			 -18.6  | 
			
			 -21.7  | 
			
			 -25.3  | 
			
			 -21.4  | 
			
			 -14.9  | 
			
			 -24.1  | 
			
			 -23.4  | 
			
			 -22.3  | 
		
| 
			 56  | 
			
			 Кировская область  | 
			
			 -33.1  | 
			
			 -26.6  | 
			
			 -17.7  | 
			
			 -8.0  | 
			
			 -12.9  | 
			
			 0.3  | 
			
			 -20.3  | 
			
			 -21.7  | 
			
			 -25.0  | 
			
			 -22.9  | 
		
| 
			 57  | 
			
			 Республика Калмыкия  | 
			
			 -48.6  | 
			
			 -22.4  | 
			
			 -34.4  | 
			
			 -29.0  | 
			
			 -39.3  | 
			
			 -34.9  | 
			
			 -23.3  | 
			
			 -28.7  | 
			
			 -25.3  | 
			
			 -23.1  | 
		
| 
			 58  | 
			
			 Смоленская область  | 
			
			 -33.4  | 
			
			 -28.6  | 
			
			 -34.7  | 
			
			 -23.1  | 
			
			 -28.3  | 
			
			 -18.0  | 
			
			 -28.1  | 
			
			 -26.0  | 
			
			 -25.3  | 
			
			 -26.0  | 
		
| 
			 59  | 
			
			 Удмуртская Республика  | 
			
			 -11.9  | 
			
			 -0.9  | 
			
			 -7.9  | 
			
			 -9.6  | 
			
			 -13.4  | 
			
			 -22.3  | 
			
			 -17.1  | 
			
			 -21.1  | 
			
			 -26.1  | 
			
			 -26.2  | 
		
| 
			 60  | 
			
			 Республика Бурятия  | 
			
			 -16.3  | 
			
			 -18.7  | 
			
			 -27.3  | 
			
			 -26.0  | 
			
			 -12.4  | 
			
			 -6.3  | 
			
			 -19.7  | 
			
			 -26.6  | 
			
			 -26.3  | 
			
			 -26.3  | 
		
| 
			 61  | 
			
			 Курганская область  | 
			
			 -32.3  | 
			
			 -36.0  | 
			
			 -33.9  | 
			
			 -39.3  | 
			
			 -32.3  | 
			
			 -30.4  | 
			
			 -23.0  | 
			
			 -31.4  | 
			
			 -27.4  | 
			
			 -26.8  | 
		
| 
			 62  | 
			
			 Оренбургская область  | 
			
			 -22.1  | 
			
			 -9.9  | 
			
			 -14.1  | 
			
			 -9.6  | 
			
			 -17.1  | 
			
			 -4.0  | 
			
			 -24.4  | 
			
			 -21.3  | 
			
			 -28.4  | 
			
			 -26.9  | 
		
| 
			 63  | 
			
			 Белгородская область  | 
			
			 -34.4  | 
			
			 -13.1  | 
			
			 -19.7  | 
			
			 -10.7  | 
			
			 -23.0  | 
			
			 -18.7  | 
			
			 -19.3  | 
			
			 -28.6  | 
			
			 -29.4  | 
			
			 -27.5  | 
		
| 
			 64  | 
			
			 Республика Тыва  | 
			
			 -45.6  | 
			
			 -38.4  | 
			
			 -12.3  | 
			
			 -37.7  | 
			
			 -42.3  | 
			
			 -45.4  | 
			
			 -38.6  | 
			
			 -35.3  | 
			
			 -30.1  | 
			
			 -27.8  | 
		
| 
			 65  | 
			
			 Республика Мордовия  | 
			
			 -43.3  | 
			
			 -39.7  | 
			
			 -38.4  | 
			
			 -39.4  | 
			
			 -40.9  | 
			
			 -39.0  | 
			
			 -41.4  | 
			
			 -39.3  | 
			
			 -30.7  | 
			
			 -28.1  | 
		
| 
			 66  | 
			
			 Орловская область  | 
			
			 -37.0  | 
			
			 -14.6  | 
			
			 -23.7  | 
			
			 -21.7  | 
			
			 -24.1  | 
			
			 -19.1  | 
			
			 -24.7  | 
			
			 -25.0  | 
			
			 -31.3  | 
			
			 -28.5  | 
		
| 
			 67  | 
			
			 Пензенская область  | 
			
			 -19.7  | 
			
			 -42.7  | 
			
			 -30.9  | 
			
			 -28.4  | 
			
			 -17.7  | 
			
			 -12.6  | 
			
			 -13.6  | 
			
			 0.9  | 
			
			 -31.3  | 
			
			 -28.7  | 
		
| 
			 68  | 
			
			 Ставропольский край  | 
			
			 -15.6  | 
			
			 -32.0  | 
			
			 -37.6  | 
			
			 -29.1  | 
			
			 -22.7  | 
			
			 -28.4  | 
			
			 -25.9  | 
			
			 -27.7  | 
			
			 -32.7  | 
			
			 -29.0  | 
		
| 
			 69  | 
			
			 Псковская область  | 
			
			 -40.9  | 
			
			 -34.9  | 
			
			 -6.9  | 
			
			 -23.7  | 
			
			 -19.6  | 
			
			 -10.7  | 
			
			 -28.1  | 
			
			 -24.7  | 
			
			 -32.7  | 
			
			 -29.6  | 
		
| 
			 70  | 
			
			 Тульская область  | 
			
			 -30.6  | 
			
			 -29.1  | 
			
			 -27.7  | 
			
			 -20.7  | 
			
			 -23.4  | 
			
			 -31.3  | 
			
			 -31.6  | 
			
			 -37.1  | 
			
			 -33.3  | 
			
			 -29.8  | 
		
| 
			 71  | 
			
			 Алтайский край  | 
			
			 -22.6  | 
			
			 -30.1  | 
			
			 -23.0  | 
			
			 -32.3  | 
			
			 -24.1  | 
			
			 -25.4  | 
			
			 -26.9  | 
			
			 -15.4  | 
			
			 -33.3  | 
			
			 -29.9  | 
		
| 
			 72  | 
			
			 Курская область  | 
			
			 -43.9  | 
			
			 -37.3  | 
			
			 -23.4  | 
			
			 -25.3  | 
			
			 -23.1  | 
			
			 -32.3  | 
			
			 -38.3  | 
			
			 -35.9  | 
			
			 -33.4  | 
			
			 -30.2  | 
		
| 
			 73  | 
			
			 Забайкальский край  | 
			
			 -31.0  | 
			
			 -32.6  | 
			
			 -30.6  | 
			
			 -30.7  | 
			
			 -29.4  | 
			
			 -27.9  | 
			
			 -31.3  | 
			
			 -34.3  | 
			
			 -35.3  | 
			
			 -30.3  | 
		
| 
			 74  | 
			
			 Тамбовская область  | 
			
			 -34.6  | 
			
			 -34.3  | 
			
			 -38.9  | 
			
			 -36.6  | 
			
			 -33.6  | 
			
			 -32.4  | 
			
			 -32.7  | 
			
			 -35.1  | 
			
			 -38.4  | 
			
			 -37.5  | 
		
| 
			 75  | 
			
			 Карачаево-Черкесская Республика  | 
			
			 -36.0  | 
			
			 -41.9  | 
			
			 -29.4  | 
			
			 -45.7  | 
			
			 -43.6  | 
			
			 -48.3  | 
			
			 -48.7  | 
			
			 -48.1  | 
			
			 -39.4  | 
			
			 -40.2  | 
		
| 
			 76  | 
			
			 Республика Марий Эл  | 
			
			 -40.0  | 
			
			 -36.3  | 
			
			 -31.0  | 
			
			 -22.9  | 
			
			 -28.6  | 
			
			 -30.0  | 
			
			 -33.3  | 
			
			 -37.4  | 
			
			 -39.4  | 
			
			 -40.3  | 
		
| 
			 77  | 
			
			 Республика Адыгея  | 
			
			 -40.7  | 
			
			 -44.6  | 
			
			 -32.6  | 
			
			 -32.6  | 
			
			 -42.7  | 
			
			 -44.7  | 
			
			 -45.4  | 
			
			 -42.0  | 
			
			 -42.4  | 
			
			 -41.1  | 
		
| 
			 78  | 
			
			 Брянская область  | 
			
			 -39.9  | 
			
			 -39.1  | 
			
			 -44.0  | 
			
			 -40.9  | 
			
			 -41.3  | 
			
			 -43.1  | 
			
			 -45.6  | 
			
			 -46.0  | 
			
			 -48.4  | 
			
			 -41.9  | 
		
| 
			 79  | 
			
			 Кабардино-Балкарская Республика  | 
			
			 -44.7  | 
			
			 -19.6  | 
			
			 -42.6  | 
			
			 -46.3  | 
			
			 -40.4  | 
			
			 -46.0  | 
			
			 -48.0  | 
			
			 -49.1  | 
			
			 -50.6  | 
			
			 -43.9  | 
		
| 
			 80  | 
			
			 Республика Северная Осетия - Алания  | 
			
			 -45.7  | 
			
			 -48.6  | 
			
			 -45.1  | 
			
			 -42.0  | 
			
			 -47.3  | 
			
			 -46.9  | 
			
			 -48.9  | 
			
			 -47.7  | 
			
			 -51.4  | 
			
			 -47.0  | 
		
| 
			 81  | 
			
			 Республика Дагестан  | 
			
			 -56.3  | 
			
			 -52.6  | 
			
			 -52.0  | 
			
			 -49.3  | 
			
			 -50.3  | 
			
			 -51.9  | 
			
			 -41.4  | 
			
			 -53.6  | 
			
			 -53.9  | 
			
			 -50.8  | 
		
Рассмотрение рейтингов указывает на следующие особенности. Обращает внимание, в группу регионов, демонстрирующих наилучшие результаты комплексной оценки информатизации, входят регионы различной специализации. Это и города федерального значения, относимые к регионам-локомотивам (Москва, Санкт-Петербург), и добывающие субъекты (например, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Сахалинская область, Магаданская область и др.), и субъекты, отличающиеся относительной диверсификацией отраслей, обладающие невысоким инвестиционным потенциалом (Новосибирская область, Новгородская область и др.). Однако поведение этих регионов в течение рассматриваемого периода различно. Так, города федерального значения, Тюменская и Новосибирская области демонстрируют стабильно высокие показатели на всем протяжении исследования. Для остальных «наилучших» регионов характерны изменения, наблюдаемые, как правило, в период 2003-2004 г. и кризисный 2009. Последняя особенность характерна для всего рейтинга - именно в 2009 г. рейтинг претерпевает значительные изменения позиций регионов.
Наихудшие позиции в 2012 г. (крайний член рассматриваемого динамического ряда) демонстрируют Курская область, Забайкальский край, Тамбовская область, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Марий Эл, Республика Адыгея, Брянская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Дагестан. Обращает внимание стабильность проявления низкого уровня информатизации в этой региональной группе. Резкие одномоментные улучшения значений комплексной оценки (например, Карачаево-Черкесская Республика в 2005 г.) объясняются недостатками в исходных данных. Следует отметить, что общий уровень социально-экономического развития этих «отстающих» субъектов также невысок [3]. Это подтверждает выводы о связи уровня информатизации регионов с уровнем их социально-экономического развития.
Подводя итоги, можно сделать следующие базовые выводы. Во-первых, межрегиональная дифференциация пространства РФ по критериям информатизации высока. Во-вторых, наблюдается тенденция снижения этой дифференциации. В-третьих, кризисные явления 2009-2010 гг. преодолены, и комплексные оценки регионов выходят на докризисные позиции. Таким образом, ситуация информатизации регионального пространства России свидетельствует о результативности государственного управления процессами в сфере развития ИКТ*.
Публикация подготовлена в рамках проекта, поддержанного грантом РФФИ №13-06-00030.
Рецензенты:
Ляхова Н.И., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономика и менеджмент» Старооскольского технологического института (филиал) им. А.А. Угарова ФГАОУ ВПО Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», г. Старый Оскол;
Самарина В. Петровна, д.э.н., доцент, профессор кафедры «Экономика и менеджмент» Старооскольского технологического института (филиал) им. А.А. Угарова ФГАОУ ВПО Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», г. Старый Оскол.
Библиографическая ссылка
Скуфьина Т.П., Баранов С.В. ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17823 (дата обращения: 04.11.2025).



