При разработке комплексов для подготовки оператора транспортных человеко-машинных систем одной из актуальных задач является определение характеристик внутренних помех и их локализации [2; 4; 6-8]. Рассмотрим нестационарную систему, замкнутую обратной связью и имеющую внутреннюю помеху (рис. 1).
 
Рис. 1. Замкнутая система с помехой.
В режиме функционирования производятся измерения 
 и
; можно считать известными математические ожидания 
 и корреляционные функции 
, 
. Пусть далее известны: 
- импульсная переходная функция всей системы 
; 
- импульсная переходная функция 
 части объекта регулирования, где действием помех можно пренебречь; 
- импульсная переходная функция 
объекта по отношению к помехе; 
- импульсная переходная функция 
 обратной связи. 
Требуется определить статистические характеристики помехи 
, 
. Можно показать, что для стационарных систем, если помеху 
 привести к выходу системы (
), то среднее значение стационарной помехи, приведенной к выходу 
, 
. 
В случае необходимости могут быть найдены спектральные характеристики приведенной помехи. В частности, спектральная плотность 
 вычисляется по формуле: 
, 
где 
 - частотная характеристика системы, соответствующая импульсной переходной функции 
. 
При приведении помехи к выходу рассматриваемую структурную схему можно изобразить в виде, приведенном на рис. 2.
 
Рис. 2. Преобразованная структурная схема.
Справедливо
 
(знания 
, 
, 
 для отыскания корреляционной функции помехи, приведенной к выходу системы, не требуется). 
Часто знания статистических характеристик приведенной помехи может оказаться недостаточным, и необходимо выявить место ее возникновения, то есть возникает задача структурной локализации помехи. В общем случае задача сводится к отысканию импульсных переходных функций 
 и 
 звеньев системы. А именно, требуется определить такую функцию 
 части функционирующей системы, которая максимально подавляет помеху, а также функцию 
, которая, наоборот, максимально пропускает ее. В связи с этим структурную локализацию помехи целесообразно производить последовательным переносом 
 через звенья 
 системы против хода сигнала ошибки, определяя характеристики помехи в каждой узловой точке структурной схемы исследуемой системы. Необходимо исходить из априорных данных о системе, задаваясь импульсными переходными функциями 
,
 ее звеньев, сохраняя условия: 
, 
 
. 
Определим статистические характеристики помехи 
 в узловой точке структурной схемы (рис. 3). 

 
Рис. 3. К определению статистических характеристик помехи.
Для системы с постоянными параметрами, внутренние помехи в которых стационарны, можно записать выражение, справедливое для установившегося режима:
, 
, 
 - спектральная плотность помехи. 
Рассмотрим приложение указанных методик к разработке авиационных тренажеров [1; 3; 5; 9; 10]. Примем:
- передаточные функции
,
 
; 
- статистические характеристики возмущения 
 
,
; 
- статистические характеристики выходной координаты 
 
, 
. 
Предполагалась справедливость гипотезы о некоррелированности внутренней помехи и входного сигнала системы (входной сигнал (или возмущение) 
 регистрируется). 
Требуется найти статистические характеристики 
. 
Схему на рис. 1 преобразуем в схему на рис. 3. При 
 получим 
, 
где
, 
, 
, 
, 
, 
, 
, 
,
. 
Спектральная плотность помехи определится в виде
. 
Таким образом, получили нижеприводимый алгоритм для определения характеристик помехи.
1. Из уравнения динамики определяются передаточные функции
,
, 
. 
2. Определяется спектральная плотность помехи
, 
изменяя узловые точки.
Замечания. 
 и 
 определяются по уравнениям движения; 
, 
 аппроксимируются аналитическими выражениями. 
Рецензенты:
Родионов Ю.В., д.т.н., профессор, декан автомобильно-дорожного института ПГУАС, заведующий кафедрой «Эксплуатация автомобильного транспорта», г. Пенза;
Кошев А.Н., д.х.н., профессор, профессор кафедры «Информационно-вычислительные системы» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Гарькина И.А., Данилов А.М., Дулатов Р.Л. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОМЕХ, НЕ КОРРЕЛИРОВАННЫХ С ВХОДНЫМ СИГНАЛОМ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17837 (дата обращения: 04.11.2025).



