Как показывает практика, с каждым годом нарушения речи утяжеляются и носят все более сложный и полиморфный характер. Наряду с отставанием в речевом развитии, у таких детей наблюдаются различные психологические наслоения: отклонения в психическом, эмоционально-волевом и социальном развитии. Специалистами отмечается, что компенсация развития таких детей невозможна только средствами логопедии, т.к. им требуется комплексное психолого-педагогическое сопровождение, основанное на интегративном участии разных специалистов[1-4].
Важным условием эффективной реализации психолого-педагогического сопровождения детей с недостатками речи выступает многоаспектное взаимодействие специалистов (психолога, логопеда, педагога и др.) в едином образовательном пространстве (Т.Н. Волковская, Е.А. Екжанова и др.). При таком подходе возрастает число участников, включенных в процесс психокоррекционного воздействия на ребенка, что способствует сокращению сроков коррекционной работы, а также существенно расширяет сферы коррекционного воздействия. Несомненно, высоких результатов можно добиться только в команде единомышленников, где четко и грамотно распределены роли и функциональные обязанности, где реализуется нужный алгоритм действий и правильно расставлены коррекционные акценты.
Многие авторы (М.И. Лукьянова, В.А. Маликова, В.М. Минияров, Т.И. Чиркова и др.) утверждают, что в сложившейся практике профессиональных взаимоотношений методологические основы такого взаимодействия не разработаны или освещены фрагментарно, и культура такого взаимодействия находится пока на низком уровне.
Данный факт определяет актуальность темы исследования.
В эксперименте были задействованы 367 участников, среди которых 83 педагога-психолога (далее - психолога), 124 учителя-логопеда (далее - логопеда), 160 воспитателей г. Тулы и Тульской области. Работа проводилась на курсах повышения квалификации при ТГПУ им. Л.Н. Толстого, на городских методических объединениях психологов, логопедов и воспитателей г. Тулы, на тематических районных и городских семинарах.
На предварительном этапе эксперимента нами был реализована диагностическая программа, направленная на выявление актуального уровня потребностей специалистов в профессиональном взаимодействии в процессе психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР. Основным методом исследования выступил мониторинг, состоящий из опросников и анкет. В основу диагностической программы легли методические подходы, разработанные Е.М. Кочневой (2003) [5], и модифицированные нами с учетом специфики поставленных задач.
Данные, полученные в ходе эксперимента, были проанализированы методами оценки статистической достоверности между сравниваемыми показателями t-критерием Стьюдента. Для оценки достоверности различий между процентными долями мы использовали F-критерий Фишера. Анализ результатов диагностики позволил сделать следующие выводы.
- Большинство педагогов, участвующих в эксперименте, имеют негативный опыт сотрудничества со смежными специалистами, что влечет за собой низкую мотивацию к взаимодействию.
 - В ходе коррекционной работы специалисты взаимодействуют недостаточно, но имеют в этом высокую потребность.
 - Все специалисты испытывают определенные трудности в работе, которые решаемы только при интегративном сотрудничестве.
 - Воспитатели мало включены в коррекционный процесс и слабо ориентируются в его задачах.
 
В ходе реализации формирующего этапа эксперимента нами была поставлена цель:
разработать и апробировать авторскую «Программу подготовки специалистов системы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР к профессиональному взаимодействию», которая включала в себя ряд мероприятий.
- Самостоятельная работа с научной литературой по проблемам нарушенного развития, выполнение практических заданий.
 - Лабораторно-практические занятия, проводимые в дискуссионной проблемной форме.
 - Специально организованные тренинги (деловые игры), которые представляют собой моделирование специалистами адекватных способов поведения в процессе решения проблемных задач и анализа конфликтных рабочих ситуаций.
 
Краткое содержание программы представлено в таблице 1.
Таблица 1
Программа подготовки специалистов к взаимодействию в ходе психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР
| 
			 Вид заданий  | 
			
			 Содержание деятельности  | 
			
			 Количество часов  | 
		
| 
			 Теоретические занятия  | 
			
			 Лекции.  | 
			
			 10  | 
		
| 
			 Специальные лабораторно-практические задания для контроля теоретических знаний  | 
			
			 Составление портфолио игр, методик, наглядного материала для проведения диагностической, коррекционной и просветительско-профилактической работы с дошкольниками с ОНР, их семьями и близким окружением  | 
			
			 8  | 
		
| 
			 Комплекс деловых игр  | 
			
			 Практическое применение теоретических знаний и практических навыков при взаимодействии специалистов в реализации диагностического, коррекционного и консультативно-профилактического модулей коррекционной работы  | 
			
			 18  | 
		
| 
			 Самостоятельная работа  | 
			
			 Изучение научной, психолого-педагогической и методической литературы  | 
			
			 36 
  | 
		
| 
			 Всего  | 
			
			 
  | 
			
			 72  | 
		
В целях повышения уровня теоретической подготовки специалистов нами был разработан курс лекционных занятий, содержание которого представлено в таблице 2.
Таблица 2
Тематика и содержание лекционных занятий
| 
			 Тема  | 
			
			 Содержание  | 
			
			 Кол-во часов  | 
		
| 
			 Общая характеристика речи и речевых нарушений  | 
			
			 Анатомо-физиологические механизмы речи. Основные закономерности развития речи в онтогенезе. Взаимосвязь развития речи и других психических процессов. Определение понятия «нарушения речи». Причины речевых нарушений. Классификации речевых нарушений  | 
			
			 2  | 
		
| 
			 Особенности речевого развития детей с ОНР  | 
			
			 Общее недоразвитие речи. Определение. Характеристика уровней. Клиническая классификации ОНР (по Е.М. Мастюковой)  | 
			
			 2  | 
		
| 
			 Особенности познавательной сферы детей с ОНР  | 
			
			 Особенности формирования и развития восприятия у детей с ОНР. Приемы развития различных видов восприятия при речевой патологии. Особенности внимания у детей с ОНР. Внимание и приемы его развития у детей с системным нарушением речи. Особенности мнестической деятельности при ОНР. Память, приемы развития памяти у детей с ОНР. Особенности процессов мышления и воображения у детей с ОНР и приемы и методы развития этих процессов  | 
			
			 2  | 
		
| 
			 Психологические особенности детей с ОНР  | 
			
			 Характеристика личности, эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений при системных нарушениях речи. Особенности коммуникативной сферы дошкольников с ОНР. Мероприятия, направленные на предупреждение социальной дезадаптации дошкольников с ОНР  | 
			
			 2  | 
		
| 
			 Организационно-методические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР  | 
			
			 Определение понятий «психологическая диагностика», «психологическая коррекция» и «психологическое консультирование» в системе психологического сопровождения дошкольников с ОНР. Цель и задачи психологического сопровождения дошкольников с ОНР, организационные аспекты. Дифференцированная характеристика содержания деятельности психолога, логопеда и воспитателя в ходе психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР. Формы взаимодействия специалистов  | 
			
			 2  | 
		
В ходе эксперимента была апробирована программа тренингов и лабораторно-практических занятий для психологов, логопедов и воспитателей, направленная на развитие навыков конструктивного сотрудничества при их профессиональном взаимодействии. Содержание программы представлено в таблице 3.
Таблица 3
Программа тренингов и лабораторно-практических занятий для психологов, логопедов и воспитателей
| 
			 Название мероприятия  | 
			
			 Вид занятия  | 
			
			 Цель занятия  | 
			
			 Кол-во часов  | 
		
| 
			 «Совместная организация и проведение диагностического обследования ребенка с ОНР»  | 
			
			 Лабораторно-практическое занятие  | 
			
			 Научить взаимодействовать специалистов в процессе подготовки и проведения диагностического обследования ребенка с ОНР  | 
			
			 
 2  | 
		
| 
			 «Составление совместного психолого-педагогического заключения и разработка плана коррекционной работы с дошкольником с ОНР»  | 
			
			 Лабораторно-практическое занятие 
  | 
			
			 Научить взаимодействию специалистов в процессе вынесения совместного психолого-педагогического заключения, подготовить к отстаиванию своей точки зрения относительно разработки содержания плана коррекционной работы  | 
			
			 
 2  | 
		
| 
			 «Проведение интегрированных занятий психолога, логопеда и воспитателя»  | 
			
			 Лабораторно-практическое занятие  | 
			
			 Сформировать навыки составления конспектов интегрированных занятий психолога, логопеда и воспитателя. Научить проводить занятия данного типа 
  | 
			
			 
 2  | 
		
| 
			 «Проведение совместной консультативной работы»  | 
			
			 Лабораторно-практическое занятие  | 
			
			 Научить составлять совместные рекомендации для педагогов ДОУ, а также родителей и родственников дошкольника с ОНР  | 
			
			 
 2  | 
		
| 
			 «Заседание ПМПк»  | 
			
			 Деловая ролевая игра  | 
			
			 Выработка навыков конструктивного профессионального взаимодействия, предупреждение конфликтных ситуаций, приход к единому мнению  | 
			
			 
 4  | 
		
| 
			 «Конфликт в ДОУ»  | 
			
			 Деловая игра  | 
			
			 Развитие у специалистов способности анализировать конфликт и формирование навыков ведения деловой дискуссии по спорным вопросам  | 
			
			 
 4  | 
		
| 
			 «Принятие нового специалиста в коллективе»  | 
			
			 Деловая ролевая игра  | 
			
			 Развитие навыков анализа конфликтных ситуаций типа «личность - группа» и формирование умений ими управлять 
  | 
			
			 
 4  | 
		
| 
			 «Необычный ребенок»  | 
			
			 Деловая ролевая игра  | 
			
			 Развитие у специалистов навыков анализа конфликтных ситуаций и формирование умений принимать решения в нестандартных ситуациях  | 
			
			 
 2  | 
		
| 
			 «Реформирование ДОУ»  | 
			
			 Деловая игра  | 
			
			 Развитие у специалистов навыков конструктивного поведения в период реформирования ОУ  | 
			
			 
 4  | 
		
После реализации «Программы подготовки специалистов к взаимодействию в ходе психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР» нами был проведен анализ результатов, позволяющий оценить эффективность проведенной экспериментальной работы.
На контрольном этапе эксперимента был проведен мониторинг, позволяющий проследить динамику состояния уровня компетентности и самооценки специалистов, а также наличие мотивации к сотрудничеству. Полученные данные прошли статистический анализ методом t-критерия Стьюдента, который показал, что все оцениваемые критерии до и после эксперимента и у психологов, и логопедов лежат в зоне статистической значимости. Со всей очевидностью можно утверждать, что повысились следующие показатели: самооценка своей профессиональной компетентности, степень доверия в совместной работе, мотивации к сотрудничеству. После проведенного эксперимента и логопеды, и психологи значительно выше оценивают свои способности самостоятельно составить план коррекционно-развивающей работы (логопеды - до М=8,12; после М=8,52; психологи - до - 6,48; после - 8,38), статистическая значимость, определяемая t-критерием Стьюдента, соответствует t=6.7; (p≤0.01) у логопедов и t=7,9 (p≤0.01) у психологов. Повысилась степень доверия в совместной работе логопедов к психологу (до М=8,06; после М=8,31) и у психологов к логопедам (до М =7,95, после М=8,7). Повысился уровень готовности обращения логопедов и психологов друг к другу при возникших трудностях в проведении коррекционной работы (логопеды - до М=7,95, после М=8,45; психологи - до М=7,84, после М=8,66).
После проведенной экспериментальной работы был проведен повторный мониторинг актуального состояния включенности воспитателей в процесс психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР. Анализ повторного анкетирования показал, что воспитатели, участвовавшие в эксперименте, повысили уровень своих дефектологических знаний, они хорошо ориентируются в коррекционных программах, по которым обучаются дошкольники с ОНР. Все воспитатели отмечали, что стали равноправными участниками коррекционного процесса и оказывают реальную помощь в реализации всех поставленных задач, а также они создают оптимальные условия для оказания помощи детям с недостатками речи и являются связующим звеном между специалистами и родителями.
Все педагоги, прошедшие обучение по «Программе подготовки специалистов системы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР к профессиональному взаимодействию», утверждают, что знания и практические навыки, полученные в ходе ее освоения, позволяют сократить сроки коррекционной работы и повышают ее эффективность.
Все вышесказанное свидетельствует о целесообразности реализации данной авторской программы.
Рецензенты:
Пазухина С.В., д.псх.н., доцент, профессор кафедры психологии и педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула;
Ежкова Н.С., д.п.н., доцент, профессор кафедры психологии и педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула.
Библиографическая ссылка
Асмаловская О.А. К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17877 (дата обращения: 04.11.2025).



