Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-СПОРТИВНОГО ЦЕНТРА, КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ

Масягина Н.В. 1
1 Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Московский учебно-спортивный центр» Москомспорта
В настоящее время особую актуальность и значение приобретает профессионализм кадров, которые являются проводником реформ проводимых в нашей стране. В этих условиях одной из важнейших задач становится организация целенаправленного дополнительного профессионального образования, обеспечивающего повышение квалификации и переподготовку кадров для физкультурно-спортивной отрасли. В статье проведен анализ организации деятельности учебно-спортивного центра по подготовке и переподготовке сотрудников физкультурно-спортивных организаций Москомспорта, выявлены особенности построения этой работы, основной целью которой является создание системы непрерывного развития и роста профессиональной компетентности кадров, обновление теоретических и практических знаний специалистов, обеспечивающих повышение качества образовательных услуг в физкультурно-спортивной отрасли города Москвы.
теоретические и прикладные знания
профессиональная компетентность кадров
специалист
повышение квалификации
физкультурно-спортивная деятельность
система
1. Масягина Н.В. Принципы подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. – 2013. - № 6; URL: www.science-education.ru/113-11384 (дата обращения: 24.02.2015).
2. Подымова Л.С. Эффективность педагогического взаимодействия тренера с субъектами учебно-тренировочного процесса. Учеб. пособие. / Л.С. Подымова. Департамент физической культуры и спорта города Москвы, ГБОУ ДО «Московский учебно-спортивный центр» Москомспорта. – М., 2012. – 144 с.
3. Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения. Сборник статей. /Московский педагогический государственный университет. – М., 2010. – 403 с.
4. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих: опыт, проблемы и пути совершенствования. Материалы учебно-методического семинара. / Издатальство РАГС. – М., 2002. – 303 с.
5. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 304 с.

Актуальность. Отечественная система подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли предусматривает непрерывность профессионального образования: бакалавриат – магистратура – аспирантура – докторантура. Однако существуют нерешенные проблемы в подготовки специалистов в избранном виде спорта. Связано это с тем, что по ряду спортивных специализаций нет перечня направлений подготовки по виду деятельности, в соответствии с этим вуз не имеет возможности оперативно реагировать на стремительно развивающую индустрию спорта. Например, в вузах Москвы не ведётся подготовка тренеров по таким Олимпийским видам, как кёрлинг, скелетон и др. Лишены воспроизводства кадров многие неолимпийские и национальные виды, что усложняет подготовку спортсменов к международным соревнованиям.

Надо отметить, что отсутствие соответствующей подготовки в вузах является не единственной причиной недостаточного количества тренерских кадров. Известно, что тренерский состав комплектуется в основном из бывших спортсменов, которые не всегда готовы начинать карьеру с поступления в вуз. В таких случаях остро стоит вопрос о подготовке тренеров в специальных образовательных учреждениях.

В настоящее время особую актуальность и значение приобретает профессионализм кадров, которые являются проводником реформ реализуемых в нашей стране. В этих условиях одной из важнейших задач является организация целенаправленного дополнительного профессионального образования, обеспечивающего повышение квалификации и переподготовку кадров для физкультурно-спортивной отрасли [1].

Таким образом, в настоящее время спортсмены ощущают большую потребность в квалифицированных кадрах, которые необходимо готовить целенаправленно, а затем еще постоянно повышать их квалификацию.

Цель исследования. Формирование кадрового резерва для физкультурно-спортивной отрасли.

Методы исследования. Изучение и анализ научно-методической литературы, педагогические исследования, оценка работы центра, наблюдения в сфере физической культуры и спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. В исследовании участвовали 117 учреждений подведомственных Москомспорту: 34 спортивные школы, 38 спортивные школы Олимпийского резерва, 3 физкультурно-спортивных объединения, 4 ЦСП, 3 спортклуба, 11 окружных центров физической направленности, 7 обеспечивающих учреждений 6 казённых предприятий.

Повышение квалификации специалистов физкультурно-спортивной отрасли следует, по нашему мнению, проводить в рамках одной организации, несущей фактическую ответственность за качество физкультурно-спортивной деятельности [1]. Такой организацией, должен стать учебно-спортивный Центр.

Центр повышения квалификации – это государственное бюджетное учреждение, в котором проводиться многовекторная подготовка специалистов в области физкультурно-спортивного, медико-биологичекого, социально-психологического направления.

Этот вид образовательного учреждения может быть представлен как самостоятельное учебное заведение со своими учебными программами, разработанными для решения определённых целей, техническими и методическими возможностями.

Центр имеет возможность оперативно реагировать как на социальный заказ общества по подготовке специалистов для физической культуры и спорта, так и на запросы обучающихся, удовлетворяя потребности в знаниях и умениях необходимых для решения профессиональных задач.

Разнообразие программ позволяет осуществлять набор слушателей, строго ориентированных на представляемую программу или же делать программу под однородный состав группы. Гибкость такой системы позволяет добиваться максимального образовательного эффекта. Возможность в течение учебного года вводить новые и модернизировать старые учебные дисциплины, что дает высокий академический эффект с учетом последних научных, технических и образовательных достижений в стране и за рубежом.

В ходе анализа результатов деятельности учебно-спортивного центра выделен ряд условий, при которых наиболее эффективно выстраивается деятельность образовательного учреждения дополнительного профессионального образования.

Первое – центр должен быть оснащён современной учебно-материальной базой: аудиториями, спортивными залами с инвентарем и оборудованием, научными лабораториями, библиотекой, кинозалом.

Второе – преподавательский состав центра формируется из лучших специалистов отрасли или данного направления, чьи достижения и преподавательские возможности уже апробированы и не вызывают никаких сомнений.

Третье – наличие высококвалифицированного коллектива обладающего профессиональными навыками по организации и проведению учебно-образовательного процесса, проведению семинаров, конференций, съездов, отражающих последние сведения в области преподаваемых в центре предметов и реализующих обмен опытом между специалистами.

Четвертое – центр должен располагать собственными издательскими и рекламными возможностями. Наличие издательского отдела при центре позволяет достаточно оперативно публиковать последние нововедения по профессии и проводить соответствующий обмен опытом.

Пятое – центр является органом пропаганды, агитации и других видов распространения идей здорового образа жизни и последних научных достижений. Центр должен располагать мощным зарядом рекламных возможностей, пользуясь которыми возможно проводить крупные агитационные кампании в пользу физической культуры и спорта.

Ориентируясь на эти показатели, на основании распоряжения Правительства Москвы №587-РП от 31 марта 2010 г. в рамках реализации городской целевой программы «Спорт Москвы-3», приступил к работе учебно-спортивный центр Москомспорта, как новое учреждение дополнительного образования г. Москвы. Центром получена бессрочная лицензия на право ведения образовательной деятельности с приложением соответствующих образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Москомспорта.

Основной целью учебно-спортивного центра является создание системы непрерывного развития и роста профессиональной компетентности кадров, обновление теоретических и практических знаний специалистов, обеспечивающих повышение качества образовательных услуг в физкультурно-спортивной отрасли города Москвы. Деятельность учебно-спортивного центра предполагает:

  • разработку и реализацию программ повышения квалификации по различным видам спорта и различным видам физкультурно-спортивной деятельности;
  • организацию и проведение учебного процесса, имеющего целью обновление знаний, умений и навыков демонстрацию инновационных технологий подготовки специалистов физкультурно-спортивной отрасли;
  • проведение образовательных семинаров, мастер-классов, открытых учебно-тренировочных занятий и научно-практических конференций;
  • организацию и выпуск учебно-методических пособий, разработку учебно-методических материалов;
  • формирование мотивации на развитие профессиональных компетенций;
  • создание образовательной среды, обеспечивающей широкий спектр путей повышения квалификации.

Все эти мероприятия включают в себя привлечение ведущих зарубежных и отечественных специалистов. Предполагается рост мотивации специалистов к достижению высоких результатов работы в профессиональной деятельности.

В ходе текущей работы центр осуществляет тематическое обучение продолжительностью от 16 часов до 240 часов с отрывом от основной деятельности, краткосрочное обучение: образовательные семинары, мастер-классы, открытые учебно-тренировочные занятия и научно-практические конференции – от 4 до 16 академических часов, профессиональную переподготовку – более 500 часов, предусматривающую изучение научных и учебных дисциплин, новых технологий; стажировка, предусматривающая формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков.

С момента создания учебно-спортивного центра и до настоящего времени прошло четыре года, за прошедший период повышение квалификации прошли более 11000 тысяч человек из 20700 сотрудников Москомспорта (рис. 1).

Рис. 1. Динамика обучения специалистов учреждений и организаций, подведомственных Москомспорту в период с 2010 по 2014 гг.

В настоящее время деятельность центра сосредотачивается на новых технологиях в области физической культуры и спорта, позволяющих значительно поднять уровень нашей отрасли, что нашло отражение в разрабатываемых программах повышения квалификации для специалистов физкультурно-спортивной отрасли по разным направлениям физкультурно-спортивной деятельности (рис. 2).

Рис. 2 Количество разработанных программ повышения квалификации в период с 2010 по 2014 гг.

Обучение квалифицированных кадров затрагивает важные факторы социальной жизни. Повышение профессионального мастерства положительно отражается на сохранении рабочего места, дальнейшего карьерного роста, на величине доходов организации и возможностях самореализации специалистов (рис. 4).

Рис. 4. Сравнительные показатели повышение квалификации специалистов Москомспорта по профессиональным направлениям в 2013 и в 2014 гг. (кол-во чел.)

Центр представляет собой государственное образовательное учреждение, которое обучает после вуза. Это значит, что содержание обучения в центре должно отличаться от вузовского, прежде всего, углублением ранее полученных знаний, которые преподавались в вузе и получением новых. Из этого обстоятельства вытекают два важных положения: во-первых, центр аккумулирует последние разработки в области науки и методики физической культуры и спорта, за счёт которых будет изменяться программный материал и, во-вторых, преподавание осуществляться с использованием инновационных методов обучения.

Выводы: Таким образом, на примере деятельности учебно-спортивного центра Москомспорта мы выделили ряд условий позволяющих совершенствовать систему непрерывного образования, и способствовать росту профессиональной компетентности кадров. Вариативность в деятельности учебно-спортивного центра выражается в оперативном изменении целевых установок, ориентированных на многочисленные физкультурно-спортивные специализации, при условии гибкости системы непрерывного образования, что позволяет формировать квалифицированный кадровый резерв для физкультурно-спортивной отрасли.

Рецензенты:

Ямалетдинова Г.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой оздоровительной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки Гуманитарного университета, г. Екатеринбург.

Начинская С.В., д.п.н., д.э.н., профессор, начальник методического отдела ГБУ ДПО «Московский учебно-спортивный центр» Москомспорта, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Масягина Н.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-СПОРТИВНОГО ЦЕНТРА, КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17907 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674