Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРИ. ТИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ (ТПЗ), АДАПТИВНОСТЬ И КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СОЦИОПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ (КСПФЗЛ), КРИТЕРИЙ WELSH (β) У ДЕВУШЕК-ПСИХОЛОГОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЧЕТВЕРТОМ КУРСЕ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ

Серов В.И. 1
1 Академия ФСИН России
У девушек на 4-м курсе, так же как и у курсантов 1–3-го и 5-го курсов, в структуре личности ведущим ТПЗ была Оптимистичность. Код семи ТПЗ был: Оптимистичность-пессимистичность, Индивидуалистичность, Импульсивность, Ригидность, Сверхконтроль, Эмоциональная Лабильность, Тревожность, (–2>7>4>5>1>3>6), КСПФЗЛ – ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. Код девушек отличался от кода девушек 1-го курса (–2>4>1>3>7>5>6) переходом Индивидуалистичности (7) на 2-е место, а у девушек 432-й группы – на 1-е место. Девушки и юноши по Адаптивности и ТПЗ имели обобщенную Защитную Адаптивную Реакцию на 1-м курсе – ЗАР3, βВ = 0 и ЗАР3, βВ = 5, на 2-м – ЗАР3, βВ = –4 и ЗАР5, βГ = 16, на 3-м – ЗАР4, βВ = 0 и ЗАР3, βГ = 7, на 4-м курсе – ЗАР6, βГ = 14 и ЗАР4, βВ = 6, у 431-й группы – ЗАР6, βГ= 13 и ЗАР3, βВ = –3, у 432-й – ЗАР6, βГ = 15 и ЗАР6, βГ = 16, у 433-й группы – ЗАР0, βВ = 0 и ЗАР3, βВ = –4, на 5-м курсе – ЗАР3, βВ = 4 и ЗАР4, βВ = 3, на 1–5-м курсах – ЗАР4, βВ = 3 и ЗАР4, βВГ= 7. По критерию Welsh девушки несли меньшие психогенные потери, чем юноши, но особенно в 431-й и 432-й группах на 4-м курсе. Установлена неустойчивость прогноза поведения курсантов-девушек в связи с длительностью обучения. Дисперсия у девушек снижалась ко 2-му, нарастала к 4-му и снижалась на 5-м курсе по ТПЗ – 1031, 912, 503, 2434, 388431, 190432, 785, 1211-5 Т2, по Адаптивности – 142, 187, 103, 346, 614, 254, 59, 218 с. б.2, по КСПФЗЛ – 44, 221, 124, 250, 448, 169, 136, 237 с. б.2 Особенно высокой дисперсия была у девушек 4-го курса и значительно выше у девушек 431-й и 432-й групп, составляя соответственно по ТПЗ 388 и 191 Т2, по Адаптивности – 614 и 254 с. б.2, по КСПФЗЛ – 448 и 169 с.б.2 Средние показатели дисперсии за 1–5-й курсы у девушек составили по ТПЗ – 123Т2, Адаптивности – 218 с. б.2, КСПФЗЛ – 237 с. б.2, что было ниже показателей девушек 4-го курса соответственно в 2, 1,6 и 1,05 раза. Установлено, что дисперсия была повышена у девушек на 1-м курсе, снижалась на 2-м и 3-м, повышалась на 4-м и снижалась на 5-м курсе. Повышение дисперсии свидетельствовало о повышении психогенных потерь и наоборот. Коды ТПЗ рекомендуется присваивать каждому курсанту для снижения риска получения психогенных потерь в чрезвычайных обстоятельствах и ситуациях. Предлагается отмечать код ТПЗ в документах сотрудника.
Реакция Восстановления
Защитная Адаптивная Реакция
Конституциональная Социопсихофизиологическая Защита Личности
пограничное психическое состояние
коррекционное типовое социопсихофизиологическое пространство личности
психогенные потери
Типы Психологических Защит
адаптивность
личность
курсант
психология потери
1. Медведев В.И. Адаптация. – СПб. : Институт мозга человека РАН, 2003. – 584 с.
2. Научно-методические рекомендации по применению стандартизированного личностного опросника для медико-психологического обследования кандидатов в ВУЗы / В. М.Воробьев, Н.П. Дрызго, В.А. Дюк, Ю.Б. Саввин, В.А. Чигирев – СПб. : Изд-во Минобороны СССР, 1984. – 32 с.
3. Парыгин Б.Д. Социальная психология : учеб. пособие. – СПб. : ГУП, 2003. – 616 с.
4. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М., 1960. – 254 с.
5. Серов В.И., Новоселова А.С., Ушатиков А.И. Основы психологической коррекции в ИУ / под ред. А.И. Ушатикова. – М. : ГУИН МВД России, 1996. – Ч. 1, 2. – 503 с.
6. Таблицы математической статистики / Л.Н. Большев, Н.В. Смирнов. – М.: Наука, 1983. – 416 с.
7. Трифонов Е.В. Оптимальное управление в физиологических системах // Физиология человека. – 1980. – Т. 6, № 1. – С. 153–160.
8. Hathawey S., Mckiney J. Basic readings on MMPI in psychology and medicine. – Minneapolis, 1956.

Возрастающая учебная нагрузка и различные инновации в образовании, сочетающиеся с малоподвижным образом жизни сказываются на здоровье студенческой молодежи (А.Г. Кочетков и соавт., 1990; Е.Н. Кутепов и соавт., 1993; Э. С. Бука и соавт., 1997; Н. А. Агаджанян и соавт., 1997; Ю. А. Кузнецова и соавт., 1998). В правовом поле ВУЗа источниками пограничных психических состояний у курсантов были исходные физиогенные потери, а также появляющиеся в процессе обучения социопсихофизиогенные потери.

В.М. Воробьев и соавт. (1984) сравнивая дезадаптированных личностей с лицами, обладавшими высокими адаптивными способностями, установили, что «дисперсия (D) в группе дезадаптированных личностей была всегда выше, чем в группе лиц с высокими адаптивными способностями, и диапазон колебаний шкал там бывает велик. У дезадаптированных личностей наблюдается не общий подъем уровня «профиля», а экстремальные колебания отдельных его шкал, что подтверждается и результатами эмпирического наблюдения».

Цель исследования – диагностика потерь в правовом поле ВУЗа у девушек-психологов на 4-м курсе, которые приводили к переходу личности из нормального психического состояния в пограничное. Переход сопровождался социогенными, психогенными и физиогенными потерями, результатом чего и было появление типа психологической защиты (ТПЗ). Объект исследования – пограничное психическое состояние личности; предмет – динамика защит личности в ТПЗ от социогенных, психогенных, физиогенных потерь.

Методика. С позиции теории адаптации (В.И. Медведев, 2003; Г. Селье, 1960) рассмотрены социопсихофизиогенные потери личности при обучении в стандартных условиях методами диагностики СМИЛ-MMPI (Л.Н. Собчик, 2000; S. Hathawey, J. Mckiney, 1956), КСПФЗЛ. Адаптивность изучена по дополнительной шкале Адаптивности СМИЛ-MMPI, разработанной коллективом авторов (В.М. Воробьев и соавт., 1984). Методом Конституциональной Социопсихофизиологической Защиты Личности (КСПФЗЛ) исследовалась Социальная Защита (СЗ) с Социальным (СУ) и Социально-психологическим (СПУ) Уровнями, Психологическая Защита (ПЗ) с Психологическим (ПУ) и Психофизиологическим (ПФУ) Уровнями, Физиологическая Защита (ФЗ) с Биологическим (БУ) и Физиологическим (ФУ) Уровнями. Критерий Welsh с расчетом коэффициента b был вспомогательным. Его диапазоны в исследовании составили: «А» (≥–31Т – Невротическое состояние), «Б» (–30¸ –11Т – Приближение к невротическому состоянию), «В» (–10¸+6Т – Неопределенный вариант), «Г» (+7¸+25Т – Приближение к психотическому состоянию), «Д» (≥+26Т – Психотическое состояние). Все диапазоны – это пограничное психическое состояние личности. Прогноз психогенных потерь личности обучающихся в Академии ФСИН России определялся с применением математической модели Е.В. Трифонова (1980). Многомерный анализ выполнен с применением статистик M-Бартлетта, F-Фишера, t-Стьюдента, V-Уэлша, факторного и кластерного анализа (Л.Н. Большев, Н.В. Смирнов, 1983). Потери определяли по Защитным Адаптивным Реакциям восьми степеней (ЗАР).

ТПЗ. Как видно на рисунках 1, 2, показатели шкал 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 СМИЛ (MMPI) для психокоррекции представлены кодом семи ТПЗ (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7). У курсантов-девушек 1–5-х курсов, в том числе девушек 4-го курса из экспериментальной группы, ТПЗ находились в пределах 30–90 Т. Среднее арифметическое значение и стандартное отклонение для выборки по ТПЗ, Адаптивности, КСПФЗЛ составляли 49±11 Т и 22±15 с. б., 49±14 с. б. Интервал ±10 Т принимался за пределы регулирования ТПЗ, Адаптивности, КСПФЗЛ.

Экспериментальные группы на 4-м курсе (рисунки 1, 2 и таблица 1)

Рис. 1. ТПЗ, Адаптивность и КСПФЗЛ у девушек 431-й и 432-й учебных групп до психокоррекции

Рис. 2. Прогноз психогенных потерь у девушек 431-й и 432-й учебных групп до психокоррекции

Адаптивность, КСПФЗЛ. Показатели Адаптивности на рисунках находились в пределах 13-37 с. б. (37 Т, 37 %), показатели КСПФЗЛ (СУ, СПУ, ПУ, ПФУ, ФУ) - в пределах 68 с. б. (68 Т, 68 %). Исключение составляли суммарные показатели СУ и СПУ, ПУ и ПФУ - это СЗ и ПЗ, которые достигали значений по двум шкалам в 91 и 121 с. б.

ЗАР3. Девушки 1-го курса имели код 2(60 Т)>4>1>3>7>5>6 с ЗАР2 по Оптимистичности и ЗАР3 по Адаптивности. Экспериментальная группа 1-го курса была эталоном для сравнения. bВ = 0.

ЗАР3. Девушки 2-го курса имели код 2(59)>4>1>3>5>7>6 с ЗАР2 по Оптимистичности и ЗАР3 по Адаптивности. bВ = -4.

ЗАР4. Девушки 3-го курса имели код 2(60)>4>1>5>3>7>6 с ЗАР2 по Оптимистичности и ЗАР4 по Адаптивности. bВ = 0.

ЗАР6. Девушки 4-го курса имели код 2(62)>7>4>5>1>3>6 с ЗАР3 по Импульсивности и ЗАР6 по Адаптивности. bГ = 14.

ЗАР6. Девушки 431-й группы имели код 2(69 Т)>7>1>3>5>4>6 с ЗАР3 по Оптимистичности и ЗАР6 по Адаптивности. Переход Индивидуалистичности на вторую позицию в коде ТПЗ приводил к психической дезадаптации личности. Об этом свидетельствовали самый высокий профиль по шкалам СМИЛ (MMPI) и шкала психической Адаптивности с ЗАР6. bГ = 13.

ЗАР6. Девушки 432-й группы имели код 7(59 Т)>2>4>5>1>3>6 с ЗАР2 по Индивидуалистичности и с ЗАР6 по Адаптивности. Индивидуалистичность - это «самостоятельность, ориентированность на внутренние критерии в оценке окружающей действительности, оригинальность мышления» (В.М. Воробьев и соавт., 1984). Переход Индивидуалистичности на первую позицию в коде ТПЗ приводил к психической дезадаптации личности. Об этом свидетельствовали самый высокий профиль по шкалам СМИЛ (MMPI) и шкала психической Адаптивности с ЗАР6. bГ = 15.

ЗАР3. Девушки 5-го курса имели код 2(62 Т)>4>3>1>7>5>6 с ЗАР3 по Оптимистичности и ЗАР3 по Адаптивности. bВ = 4.

ЗАР4. Девушки 1-5-го курсов имели код 2>4> 1>7>3>5>6 с ЗАР3 по Оптимистичности и ЗАР4 по Адаптивности. bВ = 3.

Следовательно, на данном срезе обобщенный код ТПЗ экспериментальной группы девушек на 4-м курсе был 2>7>4>5>1>3>6. Девушки 431-й группы имели код 2>7>1>3>5>4>6 с актуализацией Оптимистичности. Девушки 432-й группы имели код 7>2>4>5>1>3>6 с актуализацией Индивидуалистичности. Адаптивность по дисперсии у девушек 432-й группы способствовала меньшим психогенным потерям в сравнении с девушками 431-й группы. Код ТПЗ 2(62)>7>4>5>1>6>3 способствовал снижению Адаптивности курсантов-девушек до уровня ЗАР6 на 4-м курсе и код ТПЗ 2(62Т)>4>3>1>7>5>6 - повышению Адаптивности с ЗАР3 на 5-м курсе.

Адаптивность. Соответственно перечисленным группам по Адаптивности девушки находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР3-1к, , ЗАР3-2к, ЗАР4-3к, ЗАР6-4к, ЗАР6-431, ЗАР6-432, ЗАР3-5к, ЗАР4-1-5к.

Следовательно, Адаптивность была высокой на 1-2-м курсах, снижалась на 3-м, падала на 4-м в экспериментальной группе, повышалась на 5-м курсе, более точно отражала пограничное психическое состояние курсантов-девушек, чем их характеристика по шкалам СМИЛ (MMPI).

КСПФЗЛ. Коды КСПФЗЛ у девушек всех курсов и групп были ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ и ПЗ>СЗ>ФЗ. Самые высокие 64>59>50>31>20 и 114>90>20 с. б. были у девушек 4-го курса. Самые низкие показатели 53>45>30>22>13 и 73>62>9 с. б. были у девушек 1-го курса. Если принять шкалу ординат за 100%, то разница между высокими и низками показателями составила 11, 14, 10, 9, 7 и 41>28>11 %.

Прогноз. На рисунке 2 представлены пределы регулирования ТПЗ и КСПФЗЛ по стандартному отклонению для каждого типа. За пределы ре­гулирования ТПЗ и КСПФЗЛ принимали стандартное отклонение по выборкам с колебаниями в ±10 Т (с. б.), что составляло 37% от среднего значения в 54 Т всех ТПЗ и 33% от среднего значения в 61 с. б. всех КСПФЗЛ у девушек 431-й и 432-й групп.

ЗАР6. Девушки 431-й группы имели код ТПЗ 2>7>1>3>5>4>6. До коррекции пространство регулирования ТПЗ2 было расширено, ТПЗ7 - значительно расширено в 3,6 раза, ТПЗ1 - сужено, ТПЗ3 - сужено, ТПЗ5 - расширено, ТПЗ4 - расширено, ТПЗ6 - расширено. Таким образом, из семи ТПЗ у двух ТПЗ (1, 3-го) пространство регулирования было сужено. Перемещение расширенного пространства регулирования на все ТПЗ, за исключением 1, 3-го, делает прогноз поведения курсантов неблагоприятным.

КСПФЗЛ. Пространство регулирования у всех пяти КСПФЗЛ было расширено, особенно у ПФУ. У ПЗ, СЗ и ФЗ пределы регулирования были также расширены, особенно у ПЗ. Значительное расширение пределов регулирования делает прогноз поведения курсантов неблагоприятным.

ЗАР6. Девушки 432-й группы имели код ТПЗ 7>2>4>5>1>3>6. До коррекции пространство регулирования ТПЗ7 было расширено в 2,6 раза, ТПЗ2 - расширено, ТПЗ4 - сужено, ТПЗ5 - расширено, ТПЗ1 - сужено, ТПЗ3 - сужено, ТПЗ6 - расширено. Таким образом, из семи ТПЗ у четырех пространство регулирования было расширено. Только у ТПЗ7 оно было большим, у остальных трех - незначительно выходило за пределы регулирования, что делает прогноз поведения курсантов благоприятным.

КСПФЗЛ. До коррекции пространство регулирования ПУ было расширено, СПУ - сужено, ПФУ - расширено, СУ - сужено, ФУ - сужено, ПЗ - в 2,3 раза превышало пределы регулирования, СЗ - расширено, ФЗ - сужено. Таким образом, из пяти КСПФЗЛ пределы регулирования не были превышены у трех. У ведущей ПЗ пределы регулирования были расширены в 2,3 раза, у СЗ - в 1,3 раза, у ФЗ - сужены, что по КСПФЗЛ делает прогноз поведения курсантов благоприятным.

Таким образом, по динамике ТПЗ и КСПФЗЛ можно судить о стратегии адаптации. Волновой процесс изменений ТПЗ при учебной нагрузке устанавливался различными диапазонами регулирования ТПЗ и КСПФЗЛ, которые нарушали связь с окружающей средой у девушек 431-й группы. Прогноз был благоприятным для девушек 432-й группы и неблагоприятным для девушек 431-й группы.

Исследование проведено спустя три года. Как видно из таблицы 1, девушки 1-го курса находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР3 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 2>4>1>3>8>6>7 (2>4>1>3>7>5>6) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. Этот код был принят эталоном для сравнений. Он не отличался от кода девушек 1-го курса в предыдущем анализе. Код КСПФЗЛ также остался прежним. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ведущей Оптимистичностью (2) с ЗАР2. Девушки по Адаптивности и Оптимистичности имели общую ЗАР3.

Девушки 2-го курса находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР2 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 9>4>1>3>6>8>7 (2>4>1>3>5>7>6) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ПЗ Оптимистичность (2) с ЗАР2. От кода девушек 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Импульсивности с 6-го на 5-е место.

Девушки 3-го курса находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР4 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 9>4>1>6>3>8>7 (2>4>1>5>3>7>6) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ПЗ Оптимистичность (2) с ЗАР2. От кода девушек 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Импульсивности с 6-го на 4-е место, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 5-е, Индивидуалистичности (7) - с 5-го на 6-е место. Девушки по Адаптивности имели более низкую ЗАР4.

Девушки 4-го курса находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР6 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 9>8>4>6>1>3>7 (2>7>4>5>1>3>6) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ПЗ Оптимистичность (2) с ЗАР3. От кода девушек 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Индивидуалистичности (7) с 5-го на 2-е место, Импульсивности (4) - со 2-го на 3-е, Ригидности (5) - с 6-го на 4-е, Сверхконтроля (1) - с 3-го на 5-е, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 6-е место.

Девушки 431-й группы находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР6 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 2>8>1>3>6>4>7 (2>7>1>3>5>4>6) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ПЗ Оптимистичность (2) с ЗАР3. От кода ТПЗ девушек 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Индивидуалистичности (7) с 5-го на 2-е место, Импульсивности (4) - со 2-го на 6-е.

Девушки 432-й группы находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР6 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 8>9>4>6>1>3>7 (7>2>4>5>1>3>6) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ПЗ Оптимистичность (2) с ЗАР2. От кода ТПЗ девушек 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Индивидуалистичности (7) с 5-го на 1-е место, Оптимистичности (2) - с 1-го на 2-е, Импульсивности (4) - со 2-го на 3-е, Ригидности (5) - с 6-го на 4-е, Сверхконтроля (1) - с 3-го на 5-е, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 6-е, Тревожности (6) - с 7-го на 7-е место.

Таблица 1

Результаты исследования девушек из экспериментальной группы на 4-м курсе, n = 73

 

L

F

K

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

14

СЗ

СУ

СПУ

ПЗ

ПУ

ПФУ

ФУ

М1к n = 26

48

55

56

50

36

48

51

46

45

39

48

60

40

18

67

22

45

82

53

30

13

Σ1к

12

14

10

9

10

9

7

11

11

8

13

13

9

12

17

7

12

22

11

14

9

D

151

203

105

74

106

79

54

117

122

70

158

167

80

142

274

43

141

504

121

183

82

М2к n = 11

50

57

54

48

38

45

52

51

43

39

43

59

41

19

72

24

47

90

56

33

13

Σ2к

11

13

10

8

8

10

9

8

10

10

10

10

8

14

18

8

10

25

13

14

7

D

116

176

108

67

57

95

75

66

101

99

108

94

71

187

327

68

110

644

172

183

43

М3к n = 14

44

55

51

45

35

43

48

47

45

38

42

60

40

22

75

25

51

92

57

35

13

Σ3к

10

10

10

7

9

8

6

9

9

6

5

7

6

10

14

4

11

17

8

12

6

D

92

106

98

45

74

70

40

88

89

34

24

51

38

103

199

14

125

294

60

140

34

М4к n = 14

46

77

47

50

45

50

54

49

54

49

60

62

46

36

90

31

59

114

64

50

20

Σ4к

10

38

5

9

13

8

11

12

16

13

29

14

11

19

18

10

9

27

11

17

11

D

95

1419

23

89

158

59

113

133

246

176

822

196

115

346

325

106

90

704

118

275

130

М431 n = 5

45

83

45

54

45

53

52

49

53

49

63

69

43

35

88

29

59

121

68

52

23

Σ431

7

52

5

10

17

9

14

15

21

18

36

16

16

25

26

15

12

34

12

22

16

D

46

2707

28

108

282

84

191

221

445

317

1312

261

258

614

686

219

145

1184

152

498

256

М432 n = 9

47

74

48

48

45

48

55

49

55

48

59

59

48

37

91

32

59

110

62

48

18

Σ432

11

30

4

9

11

7

9

10

13

11

26

12

7

16

13

8

9

23

10

14

8

D

131

915

19

73

115

43

84

105

177

127

675

149

46

254

182

59

73

508

100

191

72

М5к n = 8

49

47

63

46

33

47

57

48

41

40

42

62

37

13

59

17

42

73

51

22

6

σ5к

9

8

9

8

10

10

7

9

9

10

7

10

4

8

12

4

8

21

14

9

4

D

74

67

90

69

99

106

44

84

87

99

47

96

16

59

135

15

70

443

192

80

16

M1-5к

47

59

54

48

37

47

52

48

46

41

48

61

41

22

73

24

49

90

56

34

14

σ1-5к

11

22

10

8

11

9

8

10

12

10

17

11

9

15

18

8

12

26

12

16

9

D

113

466

105

70

110

80

68

100

143

100

273

126

74

218

342

64

142

651

137

241

79

Девушки 5-го курса находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР3 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 2>1>4>3>8>6>7 (2>1>4>3>7>5>6) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ПЗ Оптимистичность (2) с ЗАР3. От кода ТПЗ девушек 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Сверхконтроля (1) с 3-го на 2-е место, Импульсивности - со 2-го на 3-е.

Как видно из таблицы 1, девушки 1-5-го курсов находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР4 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 9>4>1>8>3>6>7 (2>4>1>7>3>5>6) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ПЗ Оптимистичность (2) с ЗАР3. От кода девушек 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Индивидуалистичности (7) с 5-го на 4-е место, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 5-е.

Выводы

1. У девушек экспериментальной группы на 4-м курсе, так же как и у курсантов 1-3-го и 5-го курсов, в структуре личности ведущим ТПЗ была Оптимистичность. Определены ТПЗ личности и порядок следования семи ТПЗ на четвертом курсе: Оптимистичность-пессимистичность, Индивидуалистичность, Импульсивность, Ригидность, Сверхконтроль, Эмоциональная Лабильность, Тревожность, (2>7>4>5>1>3>6), а также порядок следования КСПФЗЛ - ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. Код девушек отличался от кода девушек 1-го курса (2>4>1>3>7>5>6) переходом Индивидуалистичности (7) на 2-е место, а у девушек 432-й группы - на 1-е место.

2. Девушки и юноши по Адаптивности и ТПЗ имели обобщенную Защитную Адаптивную Реакцию на 1-м курсе - ЗАР3 при βВ = 0 Т и ЗАР3 при βВ = 5, на 2-м - ЗАР3 при βВ = -4 и ЗАР5 при βГ = 16, на 3-м - ЗАР4 при βВ = 0 и ЗАР3 при βГ = 7, на 4-м курсе - ЗАР6 при βГ = 14 и ЗАР4 при βВ = 6, у 431-й группы - ЗАР6 при βГ= 13 и ЗАР3 при βВ = -3, у 432-й - ЗАР6 при βГ = 15 и ЗАР6 при βГ = 16, у 433-й группы - ЗАР0 при βВ = 0 и ЗАР3 при βВ = -4, на 5-м курсе - ЗАР3 при βВ = 4 и ЗАР4 при βВ = 3, на 1-5-м курсах - ЗАР4 при βВ = 3 и ЗАР4 при βВГ= 7 Т. По критерию Welsh девушки несли меньшие психогенные потери, чем юноши, но в большей мере в 431-й и 432-й группах на 4-м курсе.

3. Установлена неустойчивость прогноза поведения курсантов-девушек в связи с длительностью обучения. Дисперсия у девушек снижалась ко 2-му, нарастала к 4-му и снижалась на 5-м курсе по ТПЗ - 1031, 912, 503, 2434, 388431, 190432, 785, 1211-5 Т2, по Адаптивности - 142, 187, 103, 346, 614, 254, 59, 218 с. б.2, по КСПФЗЛ - 44, 221, 124, 250, 448, 169, 136, 237 с. б.2 Особенно высокой дисперсия была у девушек 4-го курса и значительно выше у девушек 431-й и 432-й групп, составляя соответственно по ТПЗ 388 и 191 Т2, по Адаптивности - 614 и 254 с. б.2, по КСПФЗЛ - 448 и 169 с.б.2 Средние показатели дисперсии за 1-5-й курсы у девушек составили по ТПЗ - 123Т2, Адаптивности - 218 с. б.2, КСПФЗЛ - 237 с. б.2, что было ниже показателей девушек 4-го курса соответственно в 2, 1,6 и 1,05 раза.

4. Установлено, что дисперсия была повышена у девушек на 1-м курсе, снижалась на 2-м и 3-м, повышалась на 4-м и снижалась на 5-м курсе. Повышение дисперсии свидетельствовало о повышении психогенных потерь и наоборот.

5. Коды ТПЗ рекомендуется присваивать каждому курсанту для снижения риска получения психогенных потерь в чрезвычайных обстоятельствах и ситуациях. Предлагается отмечать код ТПЗ в документах сотрудника.

Рецензенты:

Башкирева Т.В., д.б.н., профессор кафедры общей психологии ФГБОУ ВПО Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, г. Рязань;

Датий А.В., д.м.н., г.н.с. научно-исследовательского отдела Академии ФСИН России, г. Рязань.


Библиографическая ссылка

Серов В.И. ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРИ. ТИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ (ТПЗ), АДАПТИВНОСТЬ И КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СОЦИОПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ (КСПФЗЛ), КРИТЕРИЙ WELSH (β) У ДЕВУШЕК-ПСИХОЛОГОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЧЕТВЕРТОМ КУРСЕ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17974 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674