Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ В РУССКОМ И АБАЗИНСКОМ ЯЗЫКАХ

Ашибокова З.Ч. 1
1 ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. А.Д. Алиева»
Анализ научной литературы по проблемам местоимений русского и абазинского языков показывает, что и в русистике, и в абазинском языкознании дискутируются вопросы, связанные с частеречным статусом местоимений и распределением их по лексико-грамматическим разрядам. В отличие от русского языка, в абазинском языкознании количество этих разрядов, по мнению разных ученых, колеблется от двух до девяти. В ходе работы автор, используя опыт исследования частей речи в абазинском языке, приходит к выводу: 1) в абазинском языке можно выделить два разряда местоимений: личные и указательные; 2) и в русистике, и в абазинском языкознании дискутируются аналогичные вопросы: частеречный статус местоимений, распределение их по семантическим разрядам, синтаксические функции и др.; 3) теоретической основой сопоставительного описания местоимений русского и абазинского языков являются как фундаментальные труды теоретиков по общему и сопоставительному языкознанию, так и работы исследователей русского и абазинского языков; 4) местоимения в сопоставляемых языках составляют особый грамматический класс субъективно-указательных слов, определяющих действительность в ее отношении к говорящему или к данной обстановке речи. В работе дан всесторонний анализ местоимений, выявлены их функции и морфологические признаки.
частеречный статус
лексико–семантические разряды
местоимения
сопоставительная грамматика
русский язык
абазиноведение
1. Виноградов В.В. Русский язык. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 1986. С. 264–281.
2. Генко А.Н. Абазинский язык. Грамматический очерк наречия Таланта. М., 1955. 204 с.
3. Клычев Р.Н. Абазинский литературный язык. Карачаевск, 2000. 194 с.
4. Ломтатидзе К.В. Абазинский язык // Языки народов СССР. T.IV. М., 1967. С. 133–134.
5. Табулова Н.Т. Грамматика абазинского языка: Фонетика и морфология. Черкесск, 1976. 352 с.
6. Тобыль Н., Кълыч Р., Джьардис М. Абаза бызшвала грамматика. 1 ахъвы. Фонетики морфологии 5-6 кл. Черкесск 1966.
7. Тобыль Т.З., Сердюченко Г.П. Абаза бызшвала грамматика. 1 ахъвы. Фонетика игьи морфология 5-6 кл. Черкесск, 1961.
8. Тобыль Н., Кълыч Р., Джьардис М., ПIаз С. Абаза бызшва. Фонетика игьи морфология 6–7 класс. Майкоп 2013. 205 с.
9. Шанский Н. М., Иванов В. В. Современный русский язык. / Учебн. для студ. пединститутов. В 3 ч. – Ч.2 – Словообразование. Морфология. М., 1987. 256 с.
10. Шемелева Т.В. Русское местоимение как часть речи (функционально-семантический и морфемно-словообразовательный аспекты). / Автореф. дис. канд. филол. наук. Краснодар, 1997. 24 с.
Характерной особенностью местоимений в русском и абазинском языках является то, что они составляют особый лесико-грамматический класс субъективно-указательных слов, определяющих действительность в ее отношении к говорящему или к конкретной  обстановке речи. Причем этот грамматический класс является древним в обоих языках. За время функционирования в языке местоимения претерпели большие изменения. Например, в русском языке большая часть местоимений слилась с категориями имен прилагательных, наречий, союзов и частиц. Небольшая же группа местоимений, указывающих на лица и предметы, остается вне системы живых грамматических классов (я, ты, вы, себя, он, она, оно, кто, что, никто, некто, некого, нечего, кто-то, что-то, кто-нибудь, кто-либо, что-либо, кое-кто, кое-что).

Именно неопределенность морфологического, лексико-грамматического статуса местоимений дала повод к разногласиям между исследователями.

Анализируя взгляды на местоимения русских ученых Г. Павского, И.И. Давыдова, К.С. Аксакова, А.А. Потебни, А.М. Пешковского и других, которые отказывают местоимениям в самостоятельности и распределяют их по знаменательным частям речи, В.В. Виноградов приходит к выводу, что современная русская грамматика остается во власти двух точек зрения: античной, «классической», при которой местоимения сохраняются как самостоятельная часть речи, или романтической, субъективно-идеалистической, когда, лишенные звания особой части речи, местоимения распределяются по классам имен и прилагательных. Сам же В.В. Виноградов считает целесообразным объединение местоимений на основе лексико-семантичесих признаков. Но тогда к местоимениям придется отнести и некоторые из тех слов, которые являются существительными, прилагательными, наречиями, союзами и даже глаголами. Если же упразднить класс местоимений и рассортировать местоимения по другим категориям, то окажется необходимым не только среди прилагательных, но и среди существительных выделять местоимения в особые разряды [1, с. 255-270].

Именно в этом аспекте характеризуются местоимения в «Лингвистическом энциклопедическом словаре» и включаются в лексико-семантический класс местоименных слов. В свою очередь внутри этого класса выделяются логико-семантические разряды местоимений: дейктические, анафорические и кванторные.

Дейктические местоимения, в число которых включаются обычно личные и указательные местоимения, характеризуются как определенные. Анафорические местоимения включают, как правило, личные местоимения 3-го лица, возвратные, взаимные и относительные местоимения, поскольку их семантика содержит отсылки к содержанию сообщения, в которое они сами входят. Кванторные местоимения семантически неоднородны и подразделяются на неопределенные, интродуктивные, универсальные или обобщающие, экзистенциальные, отрицательные и вопросительные.

В «Русской грамматике» 1986 года издания как отдельная знаменательная часть речи выделяются местоименные и указательные слова, не называющие предмет или признак, а лишь указывающие на него. Отдельно рассматриваются местоимения-существительные, указывающие на предмет, и местоименные прилагательные, не называющие качества или свойства, а только указывающие на него (мой, тот, свой, каждый).

Некоторые исследователи выделяют «заместительную» функцию местоименных слов, называя их «заместительными словами» или «субститутами» (Л.В. Щерба, Л.Блумфилд,       З.З. Харрис),  на которую делают акцент и ученые-кавказоведы при описании местоимений в абазинском языке.

Как и в русском, в абазинском языке местоимения выделяют в отдельную часть речи. Они имеют определенные морфологические и синтаксические признаки и чаще всего зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте. В абазинском языке местоимения могут быть любым членом предложения: подлежащим, дополнением, определением и при добавлении к ним различных аффиксов они могут выполнять и функции обстоятельства.

Как в современной русистике, так и в абазиноведении до настоящего времени главным остается вопрос о частеречном статусе местоимений: образуют ли они самостоятельную часть речи или распределены по другим знаменательным частям речи.

Т.В. Шемелева в своей диссертации «Русское местоимение как часть речи (функционально-семантический и морфемно-словообразовательный аспекты)», последней по времени появления работе, посвященной русским местоимениям, приходит к выводу о том, что местоимения русского языка образуют особую знаменательную часть речи, являющуюся «морфологическим (функционально-анафорическим) эквивалентом всех знаменательных частей речи» [9, с. 24].

Возможно, не все положения, выдвинутые Т.В. Шемелевой в защиту самостоятельности русских местоимений, могут быть безоговорочно приняты остальными языковедами. Тем не менее в тех аспектах, в которых рассмотрена данная проблема, она получила свое разрешение.

В абазиноведении местоимения выделяются как самостоятельная часть речи. Однако вопрос о количестве разрядов местоимений абазинского языка до сих пор не разрешен. Надо сказать, что специальных монографических работ, посвященных местоимениям абазинского языка, не существует, и многие аспекты данной проблемы еще нуждаются в исследовании. Тем не менее факты, содержащиеся в научных грамматиках, в отдельных статьях, могут стать объектом сопоставления местоимений абазинского языка с аналогичными классами слов русского языка.

В монографии П.К. Услара «Абхазский язык», которая вышла в 1887 г. в Тифлисе, известный ученый делает акцент на местоимения. А.Н. Генко в своей монографии «Абазинский язык» в первую очередь говорит о местоимениях и восклицательных словах, делит их на группы, указывая на особенности каждой из них.

В монографиях К.В. Ломтатидзе, вышедших в 1954 г., исследованию местоимений также уделяется определенное место.  

Грузинский академик И.А. Джавахишвили относит местоимения к словам устойчивым, сформировавшимся еще во время возникновения языка. Он считает, что на протяжении этого времени они (местоимения) не претерпели никаких изменений и остались устойчивыми словами. В таком случае этот факт имеет большую ценность для языковедов, изучающих родственные языки. Именно поэтому И.А. Джавахишвили обратился в первую очередь к местоимениям, когда изучал родственные кавказские языки.

В последующие годы более обширные исследования были проведены Н.Т. Табуловой, Р.Н. Клычевым, В.Г. Шенгелия и др.

В русском языке, в отличие от абазинского, в основном своем значении, отчасти по типам связи с другими словами, местоимения делятся на девять разрядов:

  1. личные: я, ты, мы, вы; лично-указательное местоимение он (она, оно, они);
  2. возвратное: себя;
  3. указательные: этот, тот, такой, таков, таковой, этакой, столько; оба (обе); устар. сей, оный;
  4. притяжательные: мой, наш, твой, ваш, свой;
  5. определительные: сам, самый, весь (все, все), каждый, иной, всяческий, всяк;
  6. вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько;
  7. относительные - это все вопросительные местоимения, употребляемые в сложноподчиненных предложениях для связи частей предложения. Слово каковой употребляется только как относительное местоимение;
  8. отрицательные: никто, ничто (иной), ничей, никакой, никоторый, некого, нечего, нисколько;
  9. неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, кто-то, что-то, какой-то, чей-то, который-то; кто-либо, что-либо, какой-либо, который-либо; кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, который-нибудь, чей-нибудь; кое-что, кое-кто, кое-какой; несколько, столько-то [10, с. 144-145].

В абазинском языке количество этих разрядов, по мнению разных ученых, колеблется от двух до девяти.

Выдающийся абазинский ученый-педагог, доктор педагогических наук, профессор, академик Академии наук России и Абхазии Н.Б. Экба в своей монографии «Опыт сопоставительной грамматики русского, абазинского и кабардино-черкесского языков», которая вышла в 1963 г., выделил девять разрядов местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, указательные, определительные, отрицательные и неопределенные.

Профессор А.Н. Генко в своей монографии «Абазинский язык» говорит о семи разрядах местоимений: личных, указательных, неопределенных, относительных, притяжательных, вопросительных и определительных [2, с. 93-113].

В работах Н.Т. Табуловой, вышедших в 1960-х гг., можно обнаружить пять разрядов местоимений: личные, указательные, определительные, отрицательные, неопределенные. Однако в своих последующих работах автор говорит о семи разрядах местоимений: личные, определительные, отрицательные, вопросительные, указательные, неопределенные, притяжательные [5, с. 91-102].

Академик К.В. Ломтатидзе в монографиях, в которых анализируются местоимения, ведет речь о двух разрядах местоимений: указательных и личных [4, с. 66-72]. Тем не менее в очерке, посвященном абазинскому языку, она говорит об определительных и неопределительных местоимениях, а также указывает на словообразовательный элемент, выполняющий роль возвратного местоимения.Справедливости ради надо указать, что она не утверждает, что все они существуют как самостоятельные разряды, лишь указывает на их место в системе языка.

Известный абазинский ученый-языковед Р.Н. Клычев, исследуя местоимения, выделяет два разряда: личные и указательные [3, с. 175-176]. Он же указывает на то, что остальные местоимения нельзя считать таковыми, а есть лишь слова других частей речи, выполняющие функцию этих местоимений.

В.Г. Шенгелия в своей диссертации «Личные, указательные и вопросительные местоимения в абхазо-адыгских языках» выделяет три разряда местоимений в исследуемых языках: личные, указательные и вопросительные.

Данные, имеющиеся в школьных учебниках, также разнородны. В учебнике Т.З. Табулова и Г.П. Сердюченко для 5-6-х классов [7, с. 110-111], а также в учебнике Н.Т. Табуловой, Р.Н. Клычева и М. Джердисова приводятся девять разрядов местоимений: личные, определительные, отрицательные, вопросительные, указательные, неопределенные, притяжательные [6, с. 55-74].

В настоящее время к проблемам изучения местоимений (частеречный статус местоимений и распределение их по лексико-грамматическим разрядам) добавляются несоответствия в вузовских и школьных учебниках по анализируемой проблеме. Так, например, в учебнике по абазинскому языку за 6-7-й класс Н.Т. Табуловой, Р.Н. Клычева, М. Джердисова и С. Пазова (2013 г.) выделяется пять разрядов местоимений: личные, определительные, вопросительные, указательные и неопределенные, в то время как в основном для вузовской программы обучения исследовании Р.Н. Клычева приводится два разряда местоимений: личные и указательные.

Анализируя опыт исследования частей речи в абазинском языке, можно с уверенностью говорить о двух разрядах местоимений: личных и указательных. В современном абазинском языке идет процесс консолидации отдельного, самостоятельного разряда вопросительных местоимений [4, с. 130-131]. Однако до сих пор этот разряд местоимений имеет грамматические признаки глагола.

Итак, в современном русском языке выделяется девять разрядов местоимений, а в современном абазинском языке на сегодняшний день нет единого мнения по вопросу их количественного состава. Мы придерживаемся вузовской программы, где выделяется два разряда местоимений. Функции остальных разрядов местоимений современного русского языка в абазинском выполняют другие языковые средства.

Таким образом, анализ научной литературы по проблемам местоимений русского и абазинского языков показывает, что и в русистике, и в абазинском языкознании дискутируются аналогичные вопросы: частеречный статус местоимений, распределение их по лексико-грамматическим разрядам, синтаксические функции и др.

Рецензенты:

Харатокова М.Г., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой русского и иностранных языков ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия», г. Черкесск;

Джаубаева Фаина Ибрагимовна, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Черкесск.


Библиографическая ссылка

Ашибокова З.Ч. СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ В РУССКОМ И АБАЗИНСКОМ ЯЗЫКАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17990 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674