Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,829

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЙ

Шарыгин М.Д. 1 Кротов И.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пермский Государственный национальный исследовательский университет»
Изучены основные проблемы в отношениях между малым предпринимательством и региональной властью. Для пространственно-организованной жизни общества характерна сложная комбинация разных по масштабу производств. Особенно важны для регионов такие элементы территориальных общественных систем, как малые предприятия. На основе различных методик приводятся примеры выделения регионов с лучшими условиями для ведения бизнеса. Cуществует проблема неравномерной территориальной организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, на разрешение которой должна быть направлена региональная политика. Уделяется внимание вопросу о недопустимости предоставления равных преференций в сфере госзакупок субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям. Предлагается включить в отдельные целевые программы применение индивидуального подхода, обязывающего заказчиков руководствоваться проведенными территориальными органами Росстата исследованиями в части распределения малых фирм по видам экономической деятельности. Делается вывод о том, что норма о квотировании закупок для малого предпринимательства в последние годы соблюдается лишь на уровне муниципальных закупок, а государственными заказчиками при отсутствии объективных причин игнорируется.
отношения
региональная власть
Малое предпринимательство
1. Истомина Л.А., Германович Г.В., Пятинкин С.Ф. и др. Малое предпринимательство: как снизить административные барьеры? Зарубежный опыт. Мн.: Тесей, 2003. С. 7-8.
2. Лапицкий Ф.А. Коррупция и предпринимательство // Положительный опыт развития малого предпринимательства в России / Аналитический сборник. М.: АМиР, ИПИ, 2001. С. 27.
3. Рубе В.А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 51.
4. Сборник тезисов заявок Всероссийского конкурса «Лучшие управленческие решения региональных органов власти по развитию инвестиционной среды» 2014 г. М.: Изд-во «МаркетМашПринт», 2014. 228 с.
5. Шарыгин М.Д., Гагарский М.Д. Теоретические основы размещения производительных сил и экономика районов: учеб. пособие. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2005. 227 с.

Малое предпринимательство (МП) занимает особое место в региональной экономике, поскольку способствует расширению сферы занятости трудоспособного населения, формированию среднего класса, реализации имеющегося предпринимательского потенциала. МП в отличие от более крупных бизнес-структур отличается не только повышенной степенью инициативы, но и значительной долей риска как при создании фирмы, так и в ходе осуществления коммерческой деятельности.

На данный момент практически во всех субъектах РФ утверждены стратегии социально-экономического развития регионов. Одним из примеров служит Стратегия социально-экономического развития Пермского края до 2026 года, целью которой является комплексное и сбалансированное развитие региона. Стратегия имеет несколько функционально-целевых направлений социально-экономического развития: социальная политика, общественная безопасность, экономическая политика, природопользование и инфраструктура, управление земельными ресурсами и имуществом, территориальное развитие. Поскольку в регионе наблюдается недостаточная предпринимательская активность, одной из ключевых задач направления «экономическая политика» выделено развитие МП.

Именно органы власти субъектов РФ, обладая достаточными ресурсами и необходимыми организационно-распорядительными функциями, владея достоверной информацией о состоянии малого бизнеса в регионе, способны принимать оперативные решения, направленные на развитие и укрепление позиций МП в структуре региональной экономики.

То обстоятельство, что увеличению предпринимательской активности должна способствовать, в первую очередь, реализация эффективной региональной политики, подтверждается позицией Министерства экономического развития РФ, ставшего инициатором проведения в 2014 году первого Всероссийского конкурса «Лучшие управленческие решения региональных органов власти по развитию инвестиционной среды» [4].

В число победителей в номинации «Инвестиционное развитие малого и среднего предпринимательства» вошли 6 регионов: Республика Мордовия, Владимирская область, Курская область, Республика Саха (Якутия), Саратовская область, Пензенская область. При реализации региональной политики в области развития малого предпринимательства первые пять субъектов РФ отдали предпочтение активному формированию бизнес-инкубаторов, являющихся одной из составляющих инфраструктуры поддержки МП.

Несмотря на положительные моменты в отношениях между малым предпринимательством и региональной властью, наблюдаются некоторые проблемы взаимодействия (рис. 1).

Рис. 1. Проблемные «точки соприкосновения» МП и региональной власти

Субсидирование в финансово-кредитной, налоговой и страховой сферах. Фактически финансово-кредитные ресурсы зачастую недоступны для МП по причине высоких процентных ставок по кредитам. Поэтому становится актуальным выделение из региональных бюджетов субсидий, направленных как на компенсацию части процентной ставки по кредитам, так и на открытие нового бизнеса, расширение и модернизацию производства, внедрение новых технологий, создание высокотехнологичных рабочих мест, повышение производительности труда и конкурентоспособности МП.

Действенным методом является предоставление «налоговых каникул» или льготных условий страхования уязвимым категориям МП, вовлеченных в научную, производственную или социальную сферы, в том числе индивидуальным предпринимателям (самозанятым лицам), которые не пользуются услугами наемных работников. Именно органы власти субъектов РФ способны наиболее объективно подойти к определению конкретных видов предпринимательской деятельности, относительно которых может быть применена нулевая налоговая ставка и снижены страховые взносы.

Глобальная политика. На развитие малого бизнеса в регионе оказывает свое влияние и международный политический аспект. В ответ на санкции со стороны США, Евросоюза и «примкнувших» к ним стран, примененные к российской экономике в 2014–2015 гг., руководством нашей страны были приняты соответствующие меры в виде запрета ввоза в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, местом происхождения которых являются указанные страны.

Данный «обмен санкциями» неоднозначно повлиял на деятельность малого бизнеса в России. Экономическая неопределенность, нестабильность внешних условий и снижение курса рубля повлекли значительное увеличение ключевой ставки в декабре 2014 года до 17 %. Соответственно, фирмы, желающие привлечь заемные деньги, столкнулись с трудностями при получении кредитов, проценты за предоставление которых резко увеличились.

Вместе с тем субъекты МП, вовлеченные в сферу сельского хозяйства, получили дополнительный импульс к развитию. Следовательно, необходимо продолжать выдачу грантов, являющихся наиболее актуальным механизмом поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств. На фоне сложной политической ситуации в мире региональным властям предстоит принять активное участие в обеспечении продовольственной независимости как субъектов РФ, так и страны в целом.

Система закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Представляется, что вовлечение МП в государственные и муниципальные закупки направлено на решение проблем не только малого бизнеса, но и региона в целом.

До 1 января 2014 года государственные и муниципальные заказчики обязаны были размещать у СМП от 10 до 20 % общего годового объема заказов. Новеллы законодательства, в частности ст. 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившего в силу с 1 января 2014 года, предусматривают обязанность заказчиков осуществлять закупки у СМП, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок.

Таким образом, на сегодняшний день преимущества при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд распространяются в равной степени как на малые предприятия, так и на социально ориентированные некоммерческие организации, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Вместе с тем именно преследование извлечения прибыли субъектами малого предпринимательства способствует формированию в структуре экономически активного населения среднего класса, отличающегося более высокой социальной устойчивостью.

Обеспечение равенства участия в государственных и муниципальных закупках МП и социально ориентированным некоммерческим организациям препятствует формированию конкурентной среды в региональной экономике, обеспечению занятости населения и развития самозанятости, увеличению доли товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального продукта.

Важным механизмом в решении данной проблемы является реализация целевых комплексных, межфункциональных и функциональных программ, заложенных в стратегии развития регионов [5]. Государственным муниципальным заказчикам при определении предмета закупки товаров (работ, услуг), в которой должны принять участие МП, необходимо руководствоваться проведенными территориальными органами Росстата исследованиями в части распределения малых фирм по видам экономической деятельности. Данное нововведение избавит от существующего формального подхода, при котором заказчики имеют целью реализовать требования законодательства о контрактной системе в сфере госзакупок, не ориентируясь при этом на истинные интересы малого бизнеса.

Отметим, что суммарно доля контрактов и договоров, заключенных по итогам специализированных торгов для СМП, котировок и с единственным поставщиком в малых объемах, по государственным закупкам составила в 2013 году 7,0 %, в то время как по муниципальным – 20,1 %. Следует объективно разобраться в причинах, препятствующих привлечению малого бизнеса к госзаказу на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Малые предприятия наиболее зависят от конъюнктуры рынка и нуждаются во всемерной поддержке [3]. Успешное функционирование малого бизнеса, в том числе участие в закупках, становится возможным благодаря инфраструктуре поддержки малого предпринимательства. В России в настоящий момент функционируют 133 бизнес-инкубатора, резидентами которых стали 2140 малых предприятий.

Значительная территориальная дифференциация проявляется при сравнении деятельности бизнес-инкубаторов по субъектам РФ и федеральным округам (табл. 1). К примеру, в то время как в Пензенской области функционировало 10 бизнес-инкубаторов, а в Чеченской Республике – 8, такие субъекты инфраструктуры поддержки МП отсутствовали во всех за исключением Республики Якутии субъектах Дальневосточного федерального округа.

Таблица 1

Деятельность бизнес-инкубаторов, созданных в рамках мероприятий по поддержке МП, реализуемых Минэкономразвития РФ (в 2013 году)

Федеральный округ

Количество бизнес-инкубаторов (ед.)

Обща площадь бизнес-инкубаторов (кв.м)

Кол-во СМП – резидентов бизнес-инкубаторов (ед.)

Общее кол-во работников СМП – резидентов бизнес-инкубаторов

Центральный

18

47617,9

316

2270

Северо-Западный

9

15339,1

190

733

Южный

8

14996,2

102

608

Северо-Кавказский

23

52212,2

232

1039

Приволжский

47

98945,6

723

3590

Уральский

6

9457,1

145

575

Сибирский

19

37325,7

365

1580

Дальневосточный

3

5028,2

67

229

В целом по РФ

133

280992,1

2140

10624

Региональным властям необходимо уделить большее внимание проблеме неравномерной территориальной организации инфраструктуры поддержки МП, на разрешение которой должна быть направлена региональная политика, реализуемая при разработке и внедрении программ развития.

Бюрократия и коррупция. Одной из часто встречающихся проблем при взаимоотношении малого предпринимательства и региональной власти являются административные барьеры, под которыми понимаются проблемы, связанные с деятельностью систем органов регистрации, лицензирования, сертификации, надзора и контроля, которые под лозунгом заботы и защиты прав, здоровья, жизни населения требуют непосильных для СМП затрат времени, средств и сил [2]. Административные барьеры условно можно поделить на несколько групп: общие и возникающие при получении права на ведение хозяйственной деятельности, при получении доступа товаров на рынки, при текущем осуществлении хозяйственной деятельности [1].

Результаты проведенного организацией «Опора России» в 2014 году исследования «Малый бизнес и коррупция: перспективы преодоления» показали, что 67 % предпринимателей приходилось за последний год решать возникающие вопросы с помощью разных неформальных способов воздействия на чиновника, таких как взятка или предоставление услуг, 49 % опрошенных полагают, что коррупция на руку обеим сторонам (и чиновнику, и бизнесу), а 4 % респондентов заявили, что от коррупции выигрывает именно бизнес. Предпринимательское сообщество располагает возможностями снизить потенциал возникновения коррупционных ситуаций, однако сами предприниматели довольно часто инициируют такие ситуации.

Предпринимательские объединения. Избежать вовлечения в коррупционные отношения предпринимателю способен помочь его особый статус, обусловленный активным участием в предпринимательских объединениях, основными из которых считаются «Опора России» и Торгово-промышленная палата РФ.

Несмотря на то, что указанные организации являются площадкой для эффективного профессионального диалога предпринимателей и представителей региональной власти, последние зачастую оставляют без внимания инициативы со стороны объединений. Региональным властям необходимо скоординировать и активизировать сотрудничество государственных научно-исследовательских учреждений и предпринимательских объединений с целью создания эффективной системы экспертной оценки деятельности государства и региона в сфере развития малого бизнеса.

Развитие региональной и местной инфраструктуры. Нередко и региональная, и местная власть возлагают на малый бизнес обязанности не только по благоустройству близлежащей территории, но и по ремонту зданий, реконструкции коммуникационных сетей. При этом предприниматели принимают участие в развитии инфраструктуры не только в силу непосредственного указания со стороны властей, но и в результате своей обычной хозяйственной деятельности. Так, торговые центры, создаваемые по принципу меньших затрат и большему использованию предоставленной для застройки территории (отсутствие парковки, несоответствующий окружающей архитектуре дизайн здания, ограничение доступа к близлежащим значимым для населения объектам), значительно изменяют облик города.

При таких обстоятельствах наиболее конструктивным является взаимодействие власти и предпринимательства по вопросам застройки, а не передача бизнесу функций по развитию городской инфраструктуры.

Социальные гарантии работникам. Финансово-экономическое положение предпринимателей не всегда позволяет повышать квалификацию работников, выполнять требования об их пенсионном и медицинском страховании, поэтому они вынуждены не заключать трудовые договоры. Одним из вариантов выхода из этой ситуации является разработка региональными властями комплекса мер, предусматривающих стимулирование малых предприятий, которые не избегают официального трудоустройства работников. Кроме того, предстоит более активная работа с населением в части разъяснения трудовых прав граждан (стаж, больничные, отпуска по беременности).

Территориальная организация МП. В 2014 году Правительством РФ была оценена эффективность деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъектов РФ по созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности. Для оценки работы 83 глав регионов были определены 14 показателей, регионы разделены на три группы по социально-экономическим базам. Лучшим для ведения бизнеса среди регионов с высокой базой стал Татарстан, со средней – Ростовская область, с низкой – Пензенская область.

С ноября 2014 года Агентство стратегических инициатив совместно с ведущими деловыми объединениями осуществляет формирование полномасштабного развертывания Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации на всей территории страны. Методология рейтинга включает в себя 50 показателей по четырем направлениям: «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства».

Рейтинг оценивает усилия органов власти всех уровней в регионах по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Основная часть показателей формируется исходя из опросов региональных предпринимателей (табл. 2).

Таблица 2

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (по результатам пилотного апробирования Агентства стратегических инициатив в 21 регионе)

Регион

Итоговый рейтинг

Регуляторная среда

Институты для бизнеса

Инфраструктура и ресурсы

Поддержка МСП

1

Калужская обл.

I

1

1

1

1

2

Ульяновская обл.

I

2

1

4

1

3

Красноярский край

I

1

2

1

3

4

Республика Татарстан

I

2

3

2

1

5

Костромская обл.

I

2

2

3

2

6

Тульская обл.

II

2

2

3

3

7

Краснодарский край

II

1

4

2

4

8

Томская обл.

II

3

4

3

2

9

Алтайский край

II

3

1

4

5

10

Владимирская обл.

III

4

3

3

4

11

Ростовская обл.

III

3

4

2

5

12

Челябинская обл.

III

4

4

3

2

13

Ленинградская обл.

III

5

1

2

5

14

Самарская обл.

IV

4

4

5

1

15

Хабаровский край

IV

5

3

3

3

17

Москва

IV

5

3

2

4

18

Республика Саха

IV

5

4

3

1

19

Свердловская область

V

4

5

2

4

20

Ставропольский край

V

4

5

4

2

21

Санкт-Петербург

V

5

5

2

3

22

Приморский край

V

5

5

5

5

Бесспорно, формирование подобных рейтингов играет значимую роль при определении предпринимателем места для ведения своей хозяйственной деятельности. Региональные власти должны принимать активное участие в предоставлении объективных и достоверных сведений об условиях для малого бизнеса рейтинговым агентствам.

Отметим, что перечень вышеперечисленных проблем взаимодействия малого предпринимательства и региональной власти не является исчерпывающим. Вместе с тем признание этих проблем властями субъектов РФ будет способствовать изменению отношения малого бизнеса к управленческим структурам и выстраиванию между ними конструктивного диалога.

Рецензенты:

Зырянов А.И., д.г.н., профессор, заведующий кафедрой туризма, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь.

Ёлохова И.В., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой экономики и финансов, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Шарыгин М.Д., Кротов И.И. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18006 (дата обращения: 17.11.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252