Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В США

Коновалова Е.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
В данной статье затрагивается тема социально-педагогической работы с семьей в США. Раскрываются основные функции социального работника, реализующиеся в процессе его профессиональной деятельности. Проанализированы этапы посредничества социального работника при работе с семейной системой. Определяется такое понятие, как «социальный диагноз», принципы диагностики в социальной работе. Выявлено, что диагностика в социальной работе это одновременно и процесс и результат работы социального работника с клиентом. Отличительной чертой является вовлечение клиента в сам процесс диагностики. Это означает держать клиента в курсе всех действий, всего цикла сбора информации, результатов диагностических процедур. Перечислены фазы коммуникации социального работника и клиента. Особое внимание уделяется раскрытию социально-педагогической функции. На основе проведенного исследования автором определяются приоритетные направления социально-педагогической деятельности социального работника при оказании помощи семье в США, а также делается вывод, что социальная работа с семьей содержит богатый педагогический потенциал.
социальный работник
социальный диагноз
практика социальной работы
социальное обеспечение
взаимодействие
вмешательство
1.Трегубова Т.М. Теория и практика социальной работы с учащейся молодежью в профессиональных учебных заведениях США: дисс … докт.пед. наук. – Казань, 2001. – С. 223-224.
2. Hartman A., Larin S. Family Central Work Practice. – N.-Y.,1993. – 254 p.
3. Lieby, J. History of social welfare.1997.-765p.
4. Payne Malcon. Modern Social Work Theory: a critical introduction. – 1996. – 214 p.
5. Standards for the Classification of Social Work Practice. Silver Spring, M.D.: NASW,2000. – 17 p.
6. The Social Work Experience: An Introduction to Social Work and Social Welfare. 3th. ed. M. Suppes. C.Wells. – 2001. – 502 p.
Анализ истории становления и развития социальной работы с семьей в США свидетельствует о том, что проблемы семьи и положение детей в семье всегда занимали особое место в теории и практике социальной работы. При модернизации и дальнейшем развитии социальной работы с семьей в нашей стране, зарубежный опыт профессиональной деятельности в данной области заслуживает серьёзного внимания.

Цель исследования: определить содержание социальной работы с семьей в США.

В исследовании применялись следующие методы: теоретический анализ оригинальных источников, документов и материалов по проблеме; изучение психолого-педагогических источников, а также классификация и обобщение нормативных и статистических материалов, отражающих зарубежный опыт социальной работы с семьей.

Результаты исследования. Анализ специальной литературы показал, что в числе приоритетов социальных служб, работающих ради семьи, в США находятся самые разные направления работы, как более широкие, глобального характера, так и узкие, нацеленные на конкретные задачи. Они таковы:

  • утверждение семейных ценностей, защита интересов всех членов семьи и всех типов; обеспечение лучших условий жизнедеятельности семьи;
  • осуществление специальных мер по социально-экономической поддержке бедных семей с иждивенцами, инвалидами, престарелыми, многодетных, неполных, молодых;
  • поддержка семей в выполнении ее членами семейных и профессиональных обязанностей;
  • разработка налоговой политики в интересах семьи, оказание содействия семье в организации домашнего хозяйства;
  • создание систем социальной помощи семьям - юридической, экономической, психологической, информационной и т.д.;
  • организация подготовки соответствующих специалистов;
  • осуществление программ планирования семьи;
  • осуществление социальной и медицинской защиты материнства детства в дородовой и послеродовой периоды;
  • содействие полноценному психическому и физическому развитию детей, их подготовка к материнству;
  • предупреждению насилия в семье;
  • оказание помощи семьям наркоманов, алкоголиков, преступников, агрессивных людей; - оформления позитивного информационного пространства семьи [3].

Социально-педагогическая работа с семьей в США предполагает реализацию социальным работником следующих функций:

Диагностическая функция реализуется при изучении особенностей семьи, личности в семье, степени и направленности влияния на них микросреды, а также при постановке «социального диагноза». Социальный диагноз-это «стремление достичь как можно более точного понимания социальной ситуации и личности клиента в контексте его социальных нужд и потребностей, то есть в отношении к другим людям, от которых клиент зависит и которые зависят от него и в отношении к социальным институтам»[2]. Основными принципами диагностики в процессе социальной работы являются:

1) диагностика должна быть нацелена на дифференцированное, индивидуализированное и точное определение и оценку проблемы, ситуации клиента, во всем комплексе их взаимозависимости;

2) изучение прошлого должно быть всегда подчинено и прямо соотнесено с изучением настоящего;

3) социальное изучение должно проводиться таким образом, чтобы стать основой целенаправленного и спланированного социального вмешательства [5].

Диагностика в социальной работе это одновременно и процесс и результат работы социального работника с клиентом. Отличительной чертой является вовлечение клиента в сам процесс диагностики. Это означает держать клиента в курсе всех действий, всего цикла сбора информации, результатов диагностических процедур. Из вышесказанного следует, что от профессионализма социального работника при реализации диагностической функции на начальном этапе вмешательства во многом зависит успех всего процесса оказания помощи семье.

Прогностическая функция социального работника заключается в прогнозировании развития событий, процессов, происходящих в семье, обществе и выработке определенных моделей социального поведения. Анализ ситуации в конкретной семье, учет возможностей и потребностей социальной среды позволяет определить образ, модель семьи, создать прогноз для определенного периода времени. В период дестабилизации семьи и общества задача социального работника - определить основы, способствующие развитию семьи при любой общественно-исторической формации. Следовательно, для решения поставленной задачи, специалистам необходимо изучить закономерности развития природы и общества, овладеть системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека, семьи и общества в целом, осознание своей деятельности как особой социокультурной практики, обеспечивающей передачу культуры от поколения к поколению.

Правозащитная функция социального работника предполагает использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи, поддержку и защиту семьи.

Организационная функция состоит в том, что социальный работник организует действия клиента в целях решения его проблем. Организационная функция состоит в том, чтобы способствовать организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекать к их работе общественность и направлять их деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг семье. Кроме того, социальный работник организует действия клиента в целях решения его проблем. Эти действия могут быть направлены как на внутренние, так и на внешние для семьи цели. Так, специалист социальной службы привлекает профессионалов в определенных областях социальной практики, определяя нормативно-правовую базу решения проблемной ситуации, уточняя права и обязанности звеньев социальной помощи, задачи на каждом этапе социальной поддержке семьи. Предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) функция позволяет предусмотреть и привести в действие социально-правовую, юридическую, психологическую, социально-медицинскую, педагогическую, психолого-терапевтическую, медицинскую, юридическую и иную помощь нуждающимся, обеспечить защиту прав семьи, женщин, подростков, детей. Данная функция, таким образом, направлена не только на оказание всевозможной помощи и поддержки слабо защищенным семьям, но и на предупреждение всевозможных негативных последствий в положении, поведении, деятельности семьи и отдельных ее членов.

Социально-медицинская функция социального работника реализуется при организации работы по профилактике заболеваний, при содействии в подготовке молодежи к семейной жизни.

Социально-педагогическая функция состоит в выявлении интересов и потребностей людей в разных видах деятельности и привлечении к работе с ними различных учреждений, обществ и т.д. Педагогическое воздействие на семью может идти в нескольких направлениях:

1) обучение клиентов, передача им необходимого объема знаний, умений и навыков, способных стать основой для самостоятельного решения семьей своих проблем;

2) воспитание, которое осуществляется в процессе влияния на личность, в результате которого меняются ее качества, черты, свойства, взгляды и позиции, а также отношение к жизни и к людям, способы поведения в обществе [1].

Психологическая функция осуществляется при консультировании по вопросам межличностных, внутрисемейных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной адаптации всем нуждающимся.

Социально-бытовая функция способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям семей (семьям с инвалидами, молодым семьям, семьям «группы риска» и т.д.).

Коммуникативная функция имеет своей целью - установить контакт с нуждающимися, организовать обмен информацией, разработать единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Коммуникация социального работника и клиента -процесс многоступенчатый, он имеет несколько фаз:

1) докоммуникативную, когда необходимо подготовиться к беседе, собрать требуемые материалы, представить ход ведения разговора;

2) коммуникативную, когда идет сбор информации и ее анализ;

3) посткоммуникативную, в процессе которой проблема клиента через социального работника движется вверх по спирали и находит свое решение в государственных органах [6].

Вышеперечисленные функции реализуются социальным работником в процессе вмешательства («intervention»).

1. На первом этапе семья вовлекается в обсуждении проблемы, анализа ее субъективной и объективной представленности. Первоначальный контакт должен быть конструктивным. Важнейшим условием для этого являются профессиональные установки социального работника, в частности, такие ценности и достоинства человека и его право на самоопределение.

2. Основной задачей социального работника на этой стадии является определение и изучение конкретной психосоциальной проблемы, конкретной системы социальных и межличностных отношений, в которые включена семья и формулирование на этой основе плана социального вмешательства. Этот этап называют диагностическим. Условно процесс диагностики делится на три фазы:

  • сбор и изучение информации;
  • ее анализ и интерпретация;
  • принятие решений о дальнейших действиях [4].

Сбор и изучение информации традиционно осуществляется при составлении социальной истории семьи. Это один из методов сбора информации о семье, применяемый только в сфере социальной работы.

После того, как из общения с семьей и ее социальным окружением, из личных наблюдений социального работника вскрылся фактический материал для организации социального вмешательства, информация должна быть упорядочена. Важно установить причинно-следственные связи, выявить наиболее существенные параметры проблемной ситуации.

Третья фаза заключается в совместном с клиентом определении целей и стратегий дальнейших действий, необходимых для решения проблемы. Основная функция социального работника здесь - это помочь определить: элементы проблемной ситуации, которые должны быть изменены; краткосрочные и долгосрочные цели совместной работы; специфические действия, необходимые для достижения желаемого результата; конкретные задачи, которые должны выполнять из участников. С этого начинается этап планирования.

3. Планирование социального вмешательства - это способ определения операциональных задач, характера и последовательности действий. Важно сориентировать процесс планирования таким образом, чтобы он приобрел развивающий и обучающий характер, помог раскрыть внутренний потенциал семьи.

4. На следующем этапе социальный работник может действовать в нескольких направлениях и, прежде всего, в направлении мобилизации внутренних ресурсов самой семьи. В этой случае социальный работник выступает в качестве практического психолога или социального воспитателя.

5. На последнем этапе происходит оценка степени эффективности совместной деятельности.

Итак, знакомство изучение и анализ содержания социальной работы с семьей позволил сделать вывод о том, что социальная работа с семьей в США содержит богатый педагогический потенциал, так как ее определяющая сущность-активизация внутренних ресурсов семьи и создание оптимальных условий для их реализации.

Рецензенты:

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой профессионального обучения, педагогики и социологии ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;

Туктамышов Н.К., д.п.н., профессор, зав. кафедрой высшей математики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Коновалова Е.Н. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В США // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18084 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674