Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАК ФАСИЛИТАТОР ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Татаренкова И.А. 1 Кибец В.Н. 1
1 ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава РФ
Фасилитационное общение способствует развитию индивидуальности и творческих проявлений учащихся, создаёт условия для повышения интереса и познавательной активности студентов, оптимизирует процесс развития их профессионального самосознания и становления. Фасилитационная педагогика требует от педагога психологической и профессиональной компетентности, совершенствования своих профессиональных качеств. Педагогическая фасилитация приобретает более эффективное воздействие в практическом применении в случае включения педагога в инновационную деятельность. Фасилитационный подход, являясь частью личностно-ориентированного обучения, выступает эффективным средством гуманитаризации и гуманизации вузовского образования. В статье приведены результаты анализа типов педагогической центрации преподавателей и уровней их педагогической фасилитации. В ходе анкетирования выявлено преобладание методической, эгоцентрической и конформной центраций. Более 50% преподавателей имеют средний уровень фасилитации.
педагогическая центрация
личностно-ориентированный подход
психологическая и профессиональная компетентность
фасилитационное общение
образовательный процесс
инновация
педагогическая фасилитация
1. Жижина И.В. Психологические особенности развития фасилитации педагога: дис…канд.псих.наук. – Екатеринбург, 2000.
2. Зеер Э.Ф. Становление личностно-ориентированного образования // Образование и наука. – 1999. - № 1. – С. 234-237.
3. Зоткин А.О., Зубарева Т.А. Теоретическое обоснование понятия «инновационное развитие образовательного учреждения» // Мир науки, культуры, образования. – 2011. - №4 (29). – Ч.2. – С. 27-30.
4. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Ч.2. – Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2002. – 185 с.
5. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии: учебное пособие для вузов.– М.:Наука,1994. – 192 с.
6. Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. – 2001. - №2. – С. 48-58.
7. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха//Вестник практической психологии образования. – 2006. - № 1(6). – С. 30-38.
8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 345 с.
В настоящее время школа и вуз переживают период радикальных инновационных преобразований, что влияет на характер подготовки квалифицированных кадров. Научная информация расширяется и обновляется с такой скоростью, что сформулированное сегодня изменится ко времени, когда обучающийся соберётся им воспользоваться.

Цель исследования: установить особенности и выявить психотехнологии развития педагогической фасилитации.

Задачи исследования: проанализировать теоретические источники по проблеме развития педагогической фасилитации; определить факторы, влияющие на развитие педагогической фасилитации; определить уровни педагогической фасилитации и выявить условия, необходимые для её развития у преподавателей.

Объект исследования: педагогическая фасилитация.

База исследования: ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России. Исследованием был охвачен 91 работник из числа профессорско-преподавательского состава КГМУ, среди которых 18% - профессора, 33% - доценты, 20% - старшие преподаватели и 29% - ассистенты и преподаватели.

Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки полученных данных.

Понятие «инновация» охватывает не столько создание и распространение новшеств, сколько характеризует изменения в образе деятельности, жизни, стиле мышления, которые с этими новшествами связаны. Инновационный процесс связан с переходом в качественно иное состояние, с ревизией устаревших норм и положений, а зачастую и с их пересмотром. Инновационный тип обучения - это, прежде всего, открытость для иного, отличного от собственного мнения. Преподаватели должны усвоить не некий монолит готового и бесспорного знания, а приобщаться к конструктивному общению, иметь установку на признание рационального момента в иной позиции. Психологическая готовность педагогов к принятию системного нововведения в учебном процессе - наиболее важное условие. Именно она и становится главным тормозом внедрения новых технологий. Судьба инноваций напрямую зависит от становления субъектности педагога, так как «личность учителя и его мировоззренческие установки являются непосредственным содержанием образования» [3].

Инновационная деятельность всегда связана с необходимостью изменения социальной среды. Люди оказываются перед необходимостью переоценить свои требования к жизни, поменять взгляд на многие вещи и на самого себя, принять новые межличностные и социальные отношения. Установление новых социальных связей сопряжено с преодолением агрессивности среды, с материально-техническими и психологическими трудностями внедрения нового, с завоеванием статуса в педагогическом сообществе. Мотивы, стремления и ценностные ориентации новаторов наталкиваются на серьёзные препятствия и барьеры, поскольку от людей требуется смена установок, способность реагировать на изменение ситуации. Это сложная внутренняя работа на основе многоуровневой рефлексии, имеющая индивидуальные особенности и индивидуальные границы. Создание, внедрение и принятие инноваций требует от личности эмоционального, интеллектуального и нравственного напряжения, а также педагогической креативности.

В педагогическом взаимодействии большое значение придаётся личности педагога, и от того, какими индивидуально-психологическими особенностями он обладает, зависит эффективность этого взаимодействия. Понятие «фасилитация» происходит от англ. to facilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия [8].

В середине XX века эффектом разорвавшейся бомбы в педагогике становится возникновение нового направления «гуманистическая психология». Одним из её основателей считается Карл Роджерс, представитель двух самых гуманных профессий - врач и учитель. Перед ним и его последователями встал вопрос, как воплотить в образовательный процесс всё, без чего на современном этапе развития общества он невозможен. Вот как объясняет необходимость новых подходов сам Роджерс: «Преподавание (преподнесение) знаний имеет смысл в неизменной среде. Вот почему эта функция не вызывала вопросов на протяжении веков. Но ....мы живём в постоянно меняющейся среде.» [6]. В системе взглядов К. Роджерса работа преподавателя сравнивается с работой терапевта, который не формирует человека, стараясь отлить его в форму, а помогает учащемуся найти в себе то положительное, что в нём уже развито. Именно Карл Роджерс вводит термин фасилитация учения, использует этот механизм на занятиях и считает его высокоэффективным. «... я рассматриваю фасилитацию учения как процесс, посредством которого мы можем и сами научиться жить, и способствовать развитию учащегося. Я считаю, что содействующий тип обучения предоставляет возможность находиться в изменяющемся процессе, пробовать, конструировать и находить гибкие ответы на те серьёзнейшие вопросы, которыми в наши дни озабочено человечество» [6]. Роджерс хотел уйти от названия «учитель» и повсеместно заменить его «фасилитатором», т.е. таким организатором занятия, которого больше всего интересуют потребности и запросы учащихся, который перед занятием думает не о том, как освоить все дидактические единицы, а как создать настолько благоприятную атмосферу, чтобы учащиеся захотели знать, удовлетворили свои интеллектуальные, социокультурные запросы.

Различают два типа учения: бессмысленное и осмысленное. Учение первого типа - принудительное, безличностное, интеллектуализированное, оцениваемое извне, направленное на усвоение знаний. Напротив, учение второго типа - свободное и самостоятельно инициируемое, личностно вовлеченное, влияющее на всю личность, оцениваемое самим учащимся, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта. Основная задача преподавателя - фасилитация (стимулирование и инициирование) осмысленного учения.

Существует фасилитация социальная и педагогическая. Социальная - это повышение продуктивности деятельности личности вследствие актуализации в ее сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за ее действиями. Педагогическая - повышение продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения и личности педагога. Объединяет эти оба вида то обстоятельство, что фасилитация способствует повышению продуктивности любой, в том числе и педагогической деятельности. Различие - в том, что в социальной сфере это происходит посредством наблюдения за действиями субъекта, а в педагогической - за счёт особого стиля общения педагога с обучающимися, влияния на них его личности.

Педагогическая фасилитация предъявляет целый ряд требований как к процессу обучения, так и к личности преподавателя, особенно к его умению строить взаимоотношения со студентами. Суть педагогической фасилитации в профессиональном образовании состоит в том, чтобы преодолеть традиционное закрепление за обучающимися исполнительской функции. Это позволит уйти от формирования специалиста-функционера к подготовке активного, способного к самостоятельному анализу и принятию нестандартных решений выпускника.

При фасилитации обучения преподаватель получает возможность использовать не догматические методы и приёмы, а те из них, которые способствуют творческому усвоению необходимой информации, формируют умение рассуждать, искать новые грани проблем в уже известном материале. Она позволяет преподавателю занять позицию не «над», а «вместе» со студентами и не бояться при этом быть обвинённым в «незнании существующих на практике проблем», которые анализируются в ходе курса и часто подвергаются сомнению. Таким образом, он остаётся исследователем и не теряет своего лица как учёный, не надевает на себя маску педагога-догматика, дающего однозначные ответы на все без исключения вопросы учебной программы. Всё это вместе взятое создаёт условия для повышения интереса и познавательной активности студентов, оптимизирует процесс развития их профессионального самосознания и становления.

Для овладения технологией фасилитации необходим достаточный уровень развития таких качеств преподавателя, как эмпатия, рефлексия, лидерство и коммуникативность [1]. Но, кроме этого, должна быть потребность обучающегося к овладению профессией, к совершенствованию профессиональных качеств личности. Ключевыми приёмами и техниками фасилитационного общения является:

  • уважение и позитивное принятие обучаемого как личности, способной к самоизменению и саморазвитию;
  • проявление педагогического такта, основанного на доверии без попустительства, простоте общения без фамильярности, воздействии без подавления самостоятельности, юморе без насмешки;
  • создание ситуаций успеха, авансирование похвалы, обращение к обучаемому по имени.

Всё это направлено на совершенствование системы оценки качества образовательных результатов в условиях модернизации современного образования. Педагогическая фасилитация приобретает более эффективное воздействие в практическом применении в случае включения педагога в организованную инновационную деятельность. Инновационность как характеристика педагогического процесса относится не только к изменению психологического облика педагога и обучаемого, но также характеризует дидактическое построение процесса и способов его организации. В работах педагогов-новаторов показано, что активное развитие студента прямо зависит от профессионально-педагогических умений преподавателя создавать соответствующий эмоциональный тонус процесса обучения [4]. Заинтересованное отношение преподавателя в условиях нарастающего прагматизма, снижения мотивации учения и чрезмерной информатизации играет ключевую роль. Эмоциональному потенциалу преподавателя-фасилитатора отводится решающее значение в воспитании увлечённой, ответственной, способной к сопереживанию и творчеству личности. Только преподаватель-фасилитатор может противостоять чрезмерной информатизации и "потери в ней человеческого начала". Принцип личностной ориентации обучения студента любого вуза в условиях информатизации и компьютеризации реализуется средствами фасилитационного общения, а сам личностно-деятельностный подход предполагает, в первую очередь, изменение позиции преподавателя-информатора на позицию фасилитатора.

Основными интересующими нас параметрами были микроклимат на занятии, способствующий творческой деятельности, дискуссии, умение вызвать и поддержать интерес к образовательной области, способность снять напряжение и усталость, умение наладить контакт с группой и каждым студентом, умение справедливо решать споры и конфликты, доброжелательность, тактичность, объективность в оценивании деятельности учащихся, заинтересованность в их успехе, внимательное отношение к студентам при выполнении учебных заданий.

Результаты исследования

Наши исследования среди профессорско-преподавательского состава КГМУ подтверждают выводы ученых [2] о том, что педагогов-фасилитаторов весьма немного - 29%.

Такой педагог очень критично относится к себе, пытается во всем определить причину и следствия, хорошо работает в коллективе и для коллектива, легко устанавливает и поддерживает контакты, воспринимает студентов как значимых, открыт в общении, жизнерадостен, экстраверт, с ярко выраженными лидерскими качествами. Педагог чувствителен к нуждам и проблемам окружающих, великодушен, с неподдельным интересом относится к людям, эмоционально отзывчив, стремится к поддержанию хороших отношений с людьми, всегда готов прийти на помощь другим.

53% преподавателей имеют средний уровень педагогической фасилитации. Средний уровень фасилитации выражается в том, что педагог не всегда контролирует свои действия и поступки, не всегда критично оценивает их. Поведение таких педагогов устойчиво, они не считают нужным его изменять в зависимости от ситуации. Пытаясь выявить причины возникших проблем, они обвиняют других и не находят, что сами являются главным источником этой проблемы. Эти педагоги недостаточно открыты в общении, необходимость новых контактов иногда выводит их из равновесия. У них недостаточно развиты лидерские качества, они склонны к подавлению других, к конфликтам. Эти педагоги не относятся к числу особо чувствительных людей, в межличностных отношениях склонны судить о других по их поступкам, им не чужды эмоциональные проявления, они слегка зажаты, что мешает полноценному восприятию людей. Педагог начинает анализировать затруднения в ходе осуществляемой деятельности, т.е. рефлексия ему присуща как действие.

Низкий уровень педагогической фасилитации выявлен нами у 18% преподавателей. Педагог с низким уровнем фасилитации слышит только себя, проявляет к окружающим эмоциональную холодность, не контролирует свои действия и поступки, некритичен по отношению к самому себе, небрежен в отношениях с людьми, непредсказуем в силу закрытости личности. У педагогов отмечается рефлексивно-пассивная позиция к деятельности, что очень часто приводит к распространению чувства самодостаточности и беспроблемности в своей деятельности; значимым является экономическое благополучие и склонность к постоянному самоутверждению.

Фасилитационный подход, являясь частью личностно-ориентированного обучения, выступает эффективным средством гуманитаризации и гуманизации вузовского образования.

Психологи отмечают, что способность к фасилитационному общению прямо зависит от типа педагогической центрации. Центрация - это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса. Содержательная интерпретация типов центрации приведена в работе К.М. Левитана [5]. Им выделяются 6 типов центрации:

  • конформная - центрация на интересах, мнениях своих коллег;
  • эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего "Я";
  • гуманистическая - центрация на интересах учащихся;
  • центрация на интересах и требованиях администрации, присуща педагогам с нереализованными индивидуальными потребностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности;
  • центрация на интересах родителей;
  • методическая, или познавательная, центрация, то есть сосредоточенность на средствах и методах преподавания.

Анализируя типы педагогической центрации преподавателей КГМУ, мы пришли к выводу, что преобладает центрация методическая, эгоцентрическая и конформная. Не более 40% преподавателей имеют гуманистическую центрацию. Именно эти преподаватели озабочены своим профессиональным педагогическим развитием, совершенствованием своей предметной квалификации; владеют коммуникативно-режиссёрскими умениями; обладают психолого-педагогическими знаниями, необходимыми для реализации развивающей функции педагога высшей школы. Эти преподаватели личностно готовы к инновационной деятельности, пробуют себя на самых трудных участках работы.

Отметим, что социально и профессионально важные качества, обуславливающие готовность преподавателя к инновационной деятельности находятся в прямой зависимости от социальной и профессиональной востребованности этих качеств, а не только от экономической и финансовой ситуации в вузе. Нельзя ставить рост уровня профессионализма отдельных преподавателей и всего профессорско-преподавательского состава в целом в зависимость от материально-технической базы, финансирования, стиля межличностных отношений на факультете. Ценностные и мотивационные установки, которые способствуют достижению вершин профессионализма, гораздо более значимы в этом случае.

Утверждение личностно-ориентированных технологий обучения в вузовском образовании - это реалии и неизбежность сегодняшнего дня. А раз так, то востребованными становятся педагоги-фасилитаторы и инноваторы. Результатом перехода педагога на диалоговое и фасилитационное общение служат:

  • рост аутопсихологической компетентности;
  • развитие готовности к самоизменению, саморазвитию и самореализации в области профессиональной деятельности;
  • изменение ценностных ориентаций мотивационных установок;
  • осознание собственной оптимистической профессиональной перспективы;
  • повышение культуры управления;
  • преодоление профессиональных кризисов, стагнаций, деформаций, сопротивление "эмоциональному выгоранию" [7].

Умение целенаправленно формировать себя как творческую личность, соответствующую новой образовательной парадигме, является требованием сегодняшнего дня. Активность позиций преподавателя и студента в процессе инновационного обучения состоит в том, что каждый из них в той или иной мере выступает в качестве субъекта управления как своей собственной деятельности и поведения, так и деятельности и поведения других участников учебного процесса.

Теоретическое исследование проблемы педагогической фасилитации и результаты проведенного эксперимента позволили сформулировать следующие выводы:

1. Проблема фасилитации является актуальной в практической психологии. Фасилитация рассматривается как условие развития профессионализма педагога и готовности к деятельности, соответствующей требованиям современного образовательного процесса, ориентированного на развитие и саморазвитие.

2. Наиболее интенсивное развитие педагогической фасилитации происходит в специально организованной инновационной деятельности; одним из условий ее развития является применение эффективных технологий, прежде всего, личностно ориентированного тренинга.

Рецензенты:

Гонеев А.Д., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курск;

Запесоцкая И.В., д.псх.н., профессор кафедры психологии здоровья и коррекционной психологии ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Курск.


Библиографическая ссылка

Татаренкова И.А., Кибец В.Н. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАК ФАСИЛИТАТОР ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18086 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674