Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕУСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Овешникова Л.В. 1 Михейкина Л.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Научная проблема, рассмотренная в статье, заключается в исследовании методологии проведения выборочного обследования параметров качества жизни населения в условиях неустойчивого социально-экономического развития регионов. Были рассмотрены различные трактовки понятия «методология», дано авторское определение категории «методология выборочного обследования». Построена структурно-логическая схема, включающая блоки показателей методологии выборочного обследования параметров качества жизни населения. Проведено исследование, позволяющее создать категорийный аппарат методологии, включающий основные показатели выборочного обследования параметров качества жизни населения. Сделан вывод о структурно-исследовательском аппарате поднятой научной проблемы, в который входят технологии, инструменты и модели проведения статистических исследований в условиях неустойчивого социально-экономического развития регионов. Сформулированы результаты исследования, которые позволяют повысить качество статистической информации оперативного мониторинга социального и экономического развития регионов Российской Федерации.
методология
выборочное обследование
неустойчивое развитие
категорийный аппарат
качество жизни населения
1. Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования : учеб. пособие. – 2-е изд., испр. – Киев : МАУП, 2004. – 216 с.
2. Блауберг И.В. Системный подход и принцип деятельности / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. – М., 1978.
3. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскать истину в науках. Метафизические размышления. Начала философии. – М. : Вежа, 1998.
4. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М. : Педагогика, 1982. – 160 с.
5. Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика. – Волгоград : Перемена, 2001. – 323 с.
6. Краевский В.В. Методология научного исследования : пособие для студентов и аспирантов гуманитарных ун-тов. – СПб. : СПб. ГУП, 2001. – 145 с.
7. Михейкина Л.А. Исследование нормативной базы создания малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. - URL: www.science-education.ru/113-10496 (дата обращения: 15.03.2015).
8. Овешникова Л.В. Исследование проблем инфраструктуры региональной экономики // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12–10. – С. 2190-2195. - URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10005818 (дата обращения: 15.03.2015).
9. Уровень и качество жизни населения: понятия, взаимосвязь, значение изучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-educ.ru/et32.html (дата обращения: 10.03.2015).
10. Фатрелл Р., Шафер Д., Шафер Л. Управление программными проектами. Достижение оптимального качества при минимуме затрат / пер. с англ. – М. : Вильямс, 2003. – 1136 с.
Качество жизни населения следует по­нимать как полезность жизни для населения, основанная на совокупности духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических компонентах жизни. Категория «качество жизни населения» является одной из важнейших для управления современной экономикой. Термин «качество жизни» впервые был применен в работах Д. Гэлбрейта и Д. Риомена в конце 50-х годов XX века [1].

Качество жизни - это категория, отражающая объективные условия существования и их оценку на уровне общества и индивида, характеризующая степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в обществе, величины его благосостояния и благополучия и служит важным социально-экономическим критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства [9]. Существующие на сегодняшний день научные подходы и модели качества жизни населения могут сравниваться по не­скольким критериям. Этими критериями являются: показа­тели, парадигмы, использование экономико-математических методов, а также возможности проведения обследования параметров качества жизни населения.

Основной целью нашего исследования является разработка системной методологии проведения выборочного обследования параметров качества жизни населения в условиях неустойчивого социально-экономического развития региона.

Методология выборочного обследования параметров качества жизни населения в условиях неустойчивого социально-экономического развития территорий основана на широком спектре методов, технологий, моделей, методик, инструментов организации выборочного обследования.

В целях более детального, всестороннего и комплексного представления методологических основ процесса проведения выборочного обследования параметров качества жизни населения рассмотрим общее энциклопедическое понимание методологии.

«Методология (от "метод" и "логия") - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности». «Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе».

Долгое время методология рассматривалась только как учение о методах деятельности (метод и «логос» - учение) (по Р. Декарту) [3]. Далее сложилось понимание методологии исходя из схемы деятельности: цель - мотив - способ - результат и т.д. В философском словаре читаем: «Методология - 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; 2) учение о методе познания и преобразования мира».

Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

В гуманитарных науках сложилась тенденция относить к методологии все теоретические построения, находящиеся на более высокой ступени абстракции, чем наиболее распространенные, устоявшиеся обобщения. Например, В.И. Загвязинский так определяет методологию педагогики: «Методология педагогики - это учение о педагогическом знании и о процессе его добывания, то есть педагогическом познании» [4].

Некоторые авторы разделили методологию (имея в виду методологию науки) на два типа: дескриптивную (описательную) методологию - о структуре научного знания, закономерностях научного познания и т.д.; и нормативную (прескриптивную) методологию - прямо направленную на регуляцию деятельности и представляющую собой рекомендации и правила осуществления научной деятельности.

Такое разделение привело к раздвоению, неоднозначности предмета методологии. Но, несмотря на это, методология науки благодаря трудам П.В. Копнина, И.В. Блауберга, В.А. Лекторского, В.И. Садовского, В.С. Швырева, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина и других авторов стала развиваться. В их трудах методология имеет разделение на четыре уровня: высший - философская методология, второй уровень - общенаучная методология, третий - конкретно-научная методология и четвертый - технологический уровень [2]. Это разделение методологии было признано практически всеми методологами и разделяется авторами, поскольку оно дает возможность описать методологию системно и на разных уровнях управления.

В последние годы среди программистов распространился термин «методология» совсем в новом «звучании». Под методологией программисты стали понимать тот или иной тип стратегии, то есть тот или иной общий метод создания компьютерных программ [10].

Теперь вернемся к приведенным выше двум общим энциклопедическим определениям методологии. Эти определения правильны, но в них имеет место определенная абстрактность. В первую очередь, из-за наличия в определении, данном в философском энциклопедическом словаре, диады «теоретическая деятельность» и «практическая деятельность» и возникает, очевидно, множество разных толкований. Так, одни авторы рассматривают методологию как способ, средство связи науки и практики (например, В.В. Краевский) [5]. Другие авторы - как средство помощи науки практике.

Таким образом, понятие «методология» имеет два основных смысловых значения: методология, во-первых, трактуется как система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности - науке, политике, искусстве и т.д. Во-вторых, как учение об этой системе и как общая теория метода, теория в действии. Иначе говоря, методология - это учение о системе методов научного познания и преобразования реальной действительности, а также учение о применении принципов, категорий, законов диалектики и науки к процессу познания и практики в интересах приобретения новых знаний [2; 6].

На основе проведенных исследований различных пониманий и трактовок методологии сформулируем авторское определение методологии выборочного обследования параметров качества жизни населения,

Под методологией выборочного обследования параметров качества жизни населения будем понимать основополагающий фундаментальный базис, представляющий собой систематизированную процедуру применения статистических методов, способов, приемов, показателей, категорий, критериев и инструментов в области выборочного обследования параметров качества жизни населения.

По мнению авторов, методология позволяет упорядочить процессы проведения выборочного обследования и представить их в виде структурированной системы с четко определенными характеристиками, логической структурой и критериями, а также показателями оценки.

Построение схемы методологии выборочного обследования параметров качества жизни населения основано на диалектическом принципе построения сложных систем путем объединения всеобщего, общего и единичного, при этом авторы выделяют несколько уровней абстракции, отражающих многоярусность, иерархичность построения процессов выборочного обследования параметров качества жизни населения как на уровне отдельной организации, так и на региональном уровне.

Такое понимание и построение методологии позволяет с единых позиций и в единой логике обобщить различные имеющиеся в литературе подходы и трактования понятия «методология» и его использование в самых разнообразных видах деятельности. Основные блоки исследования в предлагаемой методологии представлены на рисунке 1.

Статистическое изучение качества жизни населения, являясь одним из приоритетных направлений политики правительства РФ, обретает все более важное значение в условиях нестабильного социального и экономического развития регионов.

Современные изменения в экономике и геополитике обусловили актуальность проведения текущего мониторинга населения на основе выборочного наблюдения по показателям уровня жизни, имеющего целью дополнение данных оперативного регионального мониторинга как информативно, так и более детализированно относительно качества жизни населения.

Рис. 1. Блоки показателей, включенных в методологию обследования населения.

Категорийный аппарат методологии выборочного обследования параметров качества жизни населения и его описание представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Категорийный аппарат показателей методологии проведения выборочного обследования параметров качества жизни населения

Блоки исследования

Характеристика

Показатели исследования

1. Блок «Демография и социальная сфера»

Характеризует состояние, структуру и воспроизводство населения, являющиеся основой макроэкономической среды в регионе. Взаимоотношения между производством, потреблением населения и демографической ситуацией отражают общую удовлетворенность спроса и благосостояния населения. Размер и структура домашних хозяйств оказывают непосредственное влияние на товары и услуги, поддерживающие условия жизни. Кроме того, численность иждивенцев в обратной пропорции взаимосвязана с покупательской способностью домашнего хозяйства. Кроме этого, фактор социальной дифференциации населения формируется на границе между демографической и экономической макросредой

1.1 Размер домашнего хозяйства, чел.

1.2 Новорожденные и дети в возрасте до 1 года, чел.

1.3 Число временно отсутствующих, проживающих в других регионах.

1.4 Владелец или съемщик жилого помещения.

1.5 Текущее место проживания.

1.6 Желаемое место проживания.

1.7 Причина проживания в месте, отличном от желаемого.

1.8 Время, затрачиваемое на достижение места работы/учебы, часов в день.

1.9 Время, затрачиваемое на достижение места работы/учебы, всего часов в неделю.

1.10. Семейное положение.

1.11.Образование (по уровню / степени).

1.12. Оценка изменения качества жизни.

1.13. Оценка изменения качества образовательных услуг.

1.14. Оценка изменения доступности образовательных услуг.

1.15. Оценка изменения качества других социальных услуг.

1.16. Оценка изменения доступности других социальных услуг

2. Блок «Окружающая среда и здравоохранение»

Нацелен на оценку этих аспектов качества и условий жизни. Характеристики этого блока отражают влияние состояния демографии и условий жизни населения, что в свою очередь влияет на трудовые ресурсы. Кроме этого, возможны статистическая оценка условий окружающей среды и региональных продуктов, а также оценка влияния ухудшения или улучшения условий окружающей среды на выпуск в регионе

2.1. Оценка изменения окружающей среды.

2.2. Положительные факторы, влияющие на окружающую среду.

2.3. Отрицательные факторы, влияющие на окружающую среду.

2.4. Медицинские учреждения.

2.5. Оценка изменения качества медицинских услуг.

2.6. Оценка изменения доступности медицинских услуг

3. Блок

«Трудовые ресурсы»

В дополнение к влиянию на потребление населения характеризует ситуацию в деловой сфере и нацеленность на создание рабочих мест. Он дополнительно имеет целью оценку цикличной, сезонной, технологической, структурной и вынужденной безработицы и выявление скрытой безработицы через взаимосвязь показателей в сопряженности с данными оперативного мониторинга. Полученные характеристики также позволят отразить взаимосвязь между номинальной стоимостью труда и ростом реальных денежных доходов населения, создание дополнительных рабочих мест и платежеспособность работодателей, характеризуя, таким образом, климат деловой сферы в регионе

3.1. Участие в семейном бизнесе / сельхозпредприятии.

3.2. Занятость по категории трудовых ресурсов.

3.3. Текущее число безработных в домашнем хозяйстве.

3.4. Число останущихся безработными в течение следующих 6 месяцев.

3.5. Вспомогательная занятость по совместительству.

3.6. Часов работы в неделю на основной работе.

3.7. Часов работы в неделю по совместительству.

3.8. Есть ли переработка по всем местам занятости

3.9. Оплачивалась ли работа.

3.10. Организация основного места работы (государственная / корпоративная / частная / некоммерческая /семейная).

3.11. Операционный вид деятельности организации основной работы.

3.12. Временное отсутствие на работе.

3.13. Полная занятость.

3.14. Желательность полной занятости.

3.15. Причина неполной занятости.

3.16. Переработка для полной занятости (да/нет).

3.17. Число часов переработки за последний месяц.

3.18. Оплачивалась ли переработка (да/нет).

3.19. Осуществлялся ли поиск работы (по виду активного и пассивного поиска).

3.20. Длительность текущего периода безработицы до настоящего дня.

3.21. Прилагались ли респондентом усилия по поиску работы

4. Блок «Благосостояние и потребительские цены»

Включает индикаторы качества жизни, дает возможности анализа изменения условий на потребительском рынке, на рынках продовольственных и непродовольственных товаров, структурной потребительской инфляции, доступности экономических услуг, жилищно-коммунальных тарифов и предоставляет дополнительную информацию для расчета обобщенного индекса качества жизни (ИКЖ)

4.1. Средний доход на члена домашнего хозяйства.

4.2. Доход, необходимый для обеспечения приобретения потребительских товаров и услуг.

4.3. Доля дохода, используемая на оплату жилищно-коммунальных услуг.

4.4. Имеются ли у домашнего хозяйства финансовые обязательства (кредиты, займы и др.), да/нет.

4.5. Доля месячного дохода на оплату текущих финансовых обязательств.

4.6. Есть ли задолженность по оплате труда на месте занятости.

4.7. Члены домашнего хозяйства в неоплачиваемом отпуске, чел.

4.8. Изменение потребительских расходов: общее, на продовольственные товары, на непродовольственные товары.

4.9. Оценка изменения потребительских цен: на продовольственные товары, на непродовольственные товары, на услуги, на первичные ЖКХ, на вторичные ЖКХ, на аренду жилья.

4.10. Изменение цен на услуги ЖКХ: отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение.

4.11. Оценка изменения среднего дохода на душу.

4.12. Оценка изменения покупательной способности дохода

5. Блок «Производство и инфраструктура»

Имеет целью оценку проблем регионального состояния и стратегического развития, строительства с целью решения жилищных проблем, государственной промышленной и структурной политики в деловой сфере, структурных сдвигов в производственной индустрии, возможности создания рабочих мест и региональной торговли и предложения

5.1. Оценка изменения инфраструктуры.

5.2. Оценка изменения предпринимательской активности.

5.3. Оценка изменения инвестиционной привлекательности.

5.4. Оценка интенсивности строительства по виду (промышленное, социальное, жилищное)

Результаты текущего обследования населения позволят повысить качество статистической информации оперативного мониторинга социального и экономического развития регионов Российской Федерации и, с помощью административных мер, достичь планируемого уровня их устойчивого развития.

Собранные в рамках обследования данные могут быть использованы для развития и анализа социальных и экономических программ регионального развития Российской Федерации, с целью стабильного территориального развития, и могут быть легко интегрированы в сопутствующие исследования [7; 8].

Структурно-исследовательский аппарат методологии проведения выборочного обследования параметров качества жизни населения, по мнению авторов, включает технологии, инструменты и модели проведения статистических исследований в условиях неустойчивого социально-экономического развития региона.

Методология процесса исследования выборочного обследования параметров качества жизни населения подвержена постоянным изменениям. Она постоянно обогащается, подчиняясь требованиям более глубокого познания динамики социально-экономического развития региона, а также процессов статистических исследований, которые, в свою очередь, также находятся в постоянном развитии.

Рецензенты:

Сибирская Е.В., д.э.н., профессор кафедры статистики ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва;

Строева О.А., д.э.н., профессор кафедры экономики и финансов, Орловский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Орёл.


Библиографическая ссылка

Овешникова Л.В., Михейкина Л.А. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕУСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18170 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674