Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Беззубенко Н.С. 1 Шмелев А.Н. 1
1 ГОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
В статье рассматривается формирование готовности будущих учителей русского языка и литературы к использованию информационных технологий (ИТ) в профессиональной деятельности. Уточняется определение готовности к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, предлагаются этапы формирования готовности к использованию информационных технологий во время обучения в вузе: мотивационный, содержательный, профессиональный. На мотивационном этапе происходит формирование устойчивой положительной мотивации по овладению знаниями, умениями, навыками использования ИТ для решения профессиональных задач. Содержательный этап включает освоение практических навыков работы с ИТ на основе проектного метода. На профессиональном этапе решаются задачи углубления знаний и умений студентов в области ИТ с учётом специфики преподаваемого предмета, формирования эмоционально-психологической установки на педагогическую деятельность, максимально приближенную к реальной профессиональной деятельности. Предложенные подходы по формированию готовности будущих учителей русского языка и литературы к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности легли в основу дисциплины «Использование современных ИКТ в учебном процессе».
проектный метод
информационные технологии
готовность
формирование
1. Барыкова Н.А. Проблемы организации проектной деятельности/ Н.А. Барыкова // Информационные технологии в образовании: Междунар. конф.-выставка 2007 г.
2. Богатырева Ю.И. Формирование компетенций в области ИКТ в рамках ФГОС третьего поколения по направлению подготовки «Педагогическое образование» /Ю.И. Богатырева, Р.Р. Яфаева // Педагогическая информатика. – 2010. – № 3. – С. 56-65.
3. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие /И.Г. Захарова. – М.: Изд. центр “Академия”, 2003. – 192 с.
4. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
5. Шмелев А.Н. Использование современных информационных и коомуникационных технологий в учебном процессе: учеб.-метод. пособие / А.Н. Шмелев. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2010. – 116 с.
6. Официальный сайт Moodle. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moodle.org/(дата обращения: 01.03.2015).
Качество образования в информационном обществе связывают с понятием конкурентоспособности специалиста, его компетентностью, что в первую очередь предусматривает умение использовать информационные технологии (ИТ) для работы с информацией в профессиональной области. Готовность к применению ИТ - основа самореализации человека в условиях информационного общества.

Процесс формирования готовности будущего учителя русского языка и литературы к использованию ИТ в профессиональной деятельности является одной из актуальных проблем педагогики высшей школы. Заметим, что среди разрабатываемых студентами уроков по русскому языку и литературе нечасто встречаются занятия с использованием ИТ. Одна из причин содержится в недостаточной подготовке студентов к использованию ИТ в учебно-воспитательном процессе.

Профессиональная готовность специалиста является сложным, многоуровневым, разноплановым системным психическим образованием, прежде всего личностным образованием человека [4].

В профессиональной готовности специалиста исследователи (например, М.И. Дьяченко, A.M. Столяренко) выделяют две взаимосвязанные части: предварительную (потенциальную) готовность как профессиональную подготовленность личности к определённой деятельности (система знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, профессионально важных качеств и ценностей личности) и непосредственную (ситуативную) готовность как состояние настроенности личности специалиста на решение конкретных задач в реальных обстоятельствах и условиях, которая зависит от многих факторов (психического и физического здоровья, морально-психологической атмосферы в коллективе и др.). Предварительная готовность является основой непосредственной, ситуативной, это положение важно учитывать при подготовке специалиста в вузе и формировании достаточной для профессиональной деятельности уровня предварительной готовности.

Мы рассматриваем готовность будущих учителей к использованию ИТ в обучении русскому языку и литературе как сложную систему, которая может совершенствоваться в процессе обучения студентов.

В работах, посвященных изучению различных аспектов формирования готовности к использованию ИТ в профессиональной деятельности (Б. С. Гершунского, В.А. Сластёнина, М.П. Лапчика, А. Д. Урсула и др.), даются различные определения понятия. Для нас наиболее приемлемым является следующее определение: готовность к использованию ИТ в профессиональной деятельности как совокупность профессионально важных знаний, умений, навыков, позволяющих будущему учителю решать профессиональные задачи на основе ИТ, наличие творческого подхода в информационной деятельности, а также использование компьютера как необходимого средства решения профессиональных информационных задач.

Основываясь на работах исследователей в этой области, можно выделить основные составляющие готовности к использованию ИТ при обучении русскому языку и литературе: мотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный. Эти компоненты представляют собой сложную взаимосвязанную систему. Под мотивационным компонентом понимается желание, потребность в получении знаний, умений, навыков в области ИТ и потребность применять их в профессиональной деятельности, понимание необходимости применения ИТ в учебно-воспитательном процессе. Когнитивный компонент готовности включает знания об особенностях ИТ и способах применения их (знание функциональных особенностей основных прикладных и профессиональных программ и психолого-педагогических аспектов использования). Операционно-деятельностный компонент включает сформированные навыки по применению ИТ (поиск, обработка, хранение, передача, структуризация информации в предметной области) [3].

Основой для формирования компонентов готовности являются личностный и деятельностный подходы к обучению. Мы придерживаемся поэтапной целостной системы формирования готовности во время обучения студентов в вузе. В процессе формирования готовности можно выделить три этапа: мотивационный, содержательный, профессиональный [2].

Мотивационный этап связан с формированием устойчивой положительной мотивации по овладению знаниями, умениями, навыками использования ИТ для решения профессиональных задач и потребности применять ИТ в своей деятельности. Среди задач данного этапа отметим изучение базовых понятий в области современных ИТ и защиты информации, осознание значения и возможностей ИТ в учебном процессе. На этом этапе также важно оценить возможности дисциплин общепрофессиональной и специальной подготовки для формирования готовности студентов к использованию ИТ.

Содержательный этап включает овладение практическими навыками работы с программами, формирование профессиональной компетентности специалиста в области ИТ.

В Тульском государственном педагогическом университете на кафедре Информатики и информационных технологий используется проектный метод изучения ИКТ как средство формирования готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности. Проектный метод позволяет развить познавательные, творческие навыки студентов, критическое мышление, способствует формированию выбора оптимального решения для поставленной проблемы, требует умения ориентироваться в информационном пространстве, формирует навыки применения прикладного программного обеспечения в профессиональной сфере, умение самостоятельно комбинировать полученные знания. При использовании проектного метода перед обучаемыми ставится проблема (профессиональной направленности), которая должна быть решена с помощью информационных технологий и завершиться на выходе практическим результатом (например: электронный учебник, web-проект, мультимедийная презентация урока с конспектом). Проектный метод обучения позволяет студентам увидеть не традиционное решение проблемы, а творческое, где все зависит от полученных знаний, умений и навыков по информатике.

Учебный проект должен соответствовать определенным требованиям: наличие проблемы, реализуемой в проекте, моделирование работы над проектом и прогноз результатов, необходимость исследовательской работы (например, поиск, отбор, анализ информационного контента с использованием сети Интернет). Программный продукт - это презентация урока с конспектом к нему [1].

Для организации данного учебного процесса разработаны и используются учебное пособие [5] и электронные учебно-методические комплексы. Использование электронных учебников упрощает выполнение прикладных задач, связанных с получаемой специальностью. Эти учебники размещены в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде «Moodle» [6] и доступны для работы в любое время и в любом месте.

Информационные компьютерные технологии (ИКТ) позволили расширить информативную емкость учебного процесса и проводить его в различных формах (занятия-тренинги, практикумы...), активно вовлекать обучаемых в познавательную деятельность, расширить постановку учебных задач, видоизменить контроль (занятия-зачеты, экзамены, тесты), сформировать рефлексию своей деятельности. На нашей кафедре уже давно практикуется дистанционное обучение как для очной, так и для заочной форм обучения. Наряду с традиционными формами контроля знаний используются средства «Moodle» как в качестве промежуточного, так и итогового контроля, например, при промежуточном контроле обучаемые после изучения лекционных курсов в «Moodle» сразу же могут оценить степень восприятия и понимания материала, пройдя тест. При положительном результате обучаемый имеет возможность продолжить в дальнейшем изучение материала, а в случае неудовлетворительной оценки знаний - вернуться к ранее изученному.

Эффективное освоение метода проектов будущими учителями возможно лишь в том случае, если они сами оказываются вовлеченными в проектную деятельность. Именно поэтому преподавание дисциплины «Использование современных ИКТ в учебном процессе» на 4 курсе очного отделения факультета русской филологии и документоведения реализуется на основе проектной методики.

Выбор курса, на котором читается эта дисциплина, был совершенно осознанным. Дело в том, что для освоения метода проектов требуется серьезная предшествующая подготовка. Необходимо хорошее знание, в первую очередь, предметных дисциплин, однако важно знать и психолого-педагогические дисциплины, иметь представление о методах традиционного преподавания русского языка и литературы. Кроме того, необходим довольно высокий уровень владения компьютером, который становится эффективным инструментом для освоения проектного метода и продуктивного решения профессиональных задач студентами-филологами.

Именно поэтому перед четверокурсниками поставлена задача создания собственных проектов на материале школьных учебных программ по русскому языку и литературе в 5-11 классах, так как для преподавания на основе проектной методики необходимо иметь личный опыт создания проектов.

Разработка собственного проекта - это первый этап в овладении будущими словесниками метода проектов. На этой стадии преподаватели факультета используют собственные разработки материалов, основанные на средствах программного пакета MicrosoftOffice 2003. В процессе обучения, создавая собственный проект, студенты работают с мультимедиа- и Интернет-ресурсами, учатся использовать базовые информационные технологии в повседневном учительском труде. Кроме того, в ходе разработки собственного проекта студенты создают учебно-методический пакет документов (УМП), на основе разработанных нами шаблонов и образцов, без которого реализация проекта в условиях школы невозможна, В состав УМП входят следующие необходимые документы: план-конспект урока русского языка и литературы в рамках учебной программы с использованием презентации на нем, сама презентация этого урока, электронный учебник в виде веб-сайта по разделу, в который входит разработанный конспект, электронный проверочный тест к данному уроку.

На профессиональном этапе решаются задачи углубления знаний и умений студентов в области ИТ с учётом специфики преподаваемого предмета, формирования эмоционально-психологической установки на педагогическую деятельность, максимально приближенную к реальной профессиональной деятельности. Это и последующий этап обучения методу проектов - попытка внедрения разработанного проекта в школе, на уроках русского языка и литературы. Лишь студенты 4 курса имеют реальную возможность опробовать этот метод в процессе преподавания, так как в нашем университете обязательной для четырехкурсников является активная педагогическая практика, когда они в течение двух месяцев работают в качестве учителей русского языка и литературы. Таким образом, работа в школе дает студентам тот необходимый методический базовый материал, без которого проекты могли бы уйти в виртуальную реальность, они не были бы соотнесены с практикой преподавания русского языка и литературы в учебных заведениях.

Так основными видами деятельности являются: написание курсовых работ и выпускной квалификационной работы, учебная и производственная практики. При этом важно обобщать опыт, полученный студентами в ходе проведения отчётной конференции по практике, рассматривать и анализировать ситуации применения ИТ. Анализ деятельности учащихся, собственной деятельности в роли учителя, полученных результатов способствует поиску новых технологий и приёмов в области обучения. На этом же этапе осуществляется коррекция индивидуального стиля использования ИТ в соответствии с требованиями к профессиональной деятельности и уровнем профессионального развития студента. Во время консультаций студент получает ответы на конкретные вопросы, связанные с использованием ИТ при обучении русскому языку и литературе. В этот период осуществляется создание индивидуальной образовательной траектории студента, повышение уровня готовности к использованию ИТ в учебном процессе, формирование умений самостоятельно выбирать информационные средства и методы для реализаций задач обучения. Необходимо помнить, что учитель осуществляет свою деятельность в постоянно меняющихся условиях информационного общества, поэтому уровень готовности, сформированный за время обучения в вузе, в скором времени окажется недостаточным. Поэтому важно уделить внимание навыкам самостоятельного приобретения знаний в области ИТ, умениям соединять имеющиеся усвоенные знания с новыми.

Таким образом, формирование готовности к использованию ИТ в профессиональной деятельности - сложный целостный процесс, который протекает успешно в том случае, если в учебной деятельности создаются педагогические условия, отвечающие потребностям и интересам будущих учителей.

Рецензенты:

Богатырева Ю.И., д.п.н., доцент ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула;

Привалов А.Н., д.т.н., профессор ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула.


Библиографическая ссылка

Беззубенко Н.С., Шмелев А.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18176 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674