Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Гурджиян В.Л. 1 Жамкова Т.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»
В статье проводится анализ системы подготовки арбитражных управляющих как основного субъекта арбитражного управления. Раскрыта содержательная характеристика программы подготовки арбитражных управляющих, ее достоинства и недостатки. Для достижения цели работы было проведено исследование с использованием специально разработанной анкеты, направленной на выявление уровня освоения управленческих компетенций. Исследование показало, что у большинства слушателей (63%) наблюдается средний уровень освоения компетенций, низкий – у 16 %. Высокий уровень не выявлен. Можно предположить, что наличие низкого уровня освоения компетенции обусловлено ориентацией содержания программы на специальные компетенции, практически не затрагивая управленческие. Отмечается значимость управленческой и социально-психологической составляющих в подготовке как факторов эффективности деятельности арбитражных управляющих. На основе проведенного исследования авторами даются рекомендации для улучшения процесса подготовки арбитражных управляющих, так как, только переосмыслив значение арбитражного управляющего в процессе банкротства на предприятии и в обществе, можно добиться более эффективного выполнения им своих обязанностей.
несостоятельность
банкротство
кризис
арбитражный управляющий
компетенции арбитражного управляющего
подготовка арбитражных управляющих
1. Менеджмент организации в вопросах и ответах: учеб. пособие. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009. – 417 с.
2. Паршин М.В. Психологическое содержание деятельности арбитражного управляющего: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М.: 2002. – 18 с.
3. Пелевин Д.В. Профессионализм – главное качество арбитражного управляющего // Арбитражный управляющий. – 2014. — № 1. – С. 14–15.
4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2001. – 672 с.
5. Результаты работы арбитражных судов / Федеральные арбитражные суды Российской Федерации. URL: http://www.arbitr.ru/press-centr/news/totals/
6. Халимова Н.А. Повышение уровня профессиональной подготовки // Арбитражное управление. 2014. – № 3. – С. 41–44.
Одним из проблемных фрагментов современной российской экономики является институт банкротства. Хотя данный процесс достаточно хорошо регламентирован нормативно-правовыми актами, имеются много проблем различного характера.

Ключевой фигурой в арбитражном процессе по делам о несостоятельности является арбитражный управляющий. На данный субъект возлагается ряд обязанностей, в основном связанных с деятельностью должника, взаимоотношениями с кредиторами и уполномоченными органами.

Анализ программы подготовки арбитражных управляющих показал, что основной упор делается на развитие компетенций в области права. Однако необходимо применять комплексный подход к системе подготовки будущих кризис-менеджеров.

Цель исследования. Выявление особенностей подготовки арбитражных управляющих в современных условиях.

Материал и методы исследования. В целях выявления особенностей подготовки арбитражных управляющих был использован комплекс теоретических (анализ научно-методической, психологической и специальной литературы по проблеме исследования) и эмпирических методов (беседа, анкетирование, обработка результатов). Исследование проходило на базе ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». В исследовании приняли участие слушатели Программы подготовки арбитражных управляющих.

Результаты исследования и их обсуждение. За 2006-2013 гг. наблюдается сокращение числа поступающих в арбитражные суды заявлений о признании должника банкротами. В 2006 г. в арбитражные суды субъектов РФ поступило 91 431 заявлений, в 2007 г. - 44 255, в 2008 г. - 34 364, в 2009 г. - 39 570, в 2010 г. - 40 243, в 2011 г. - 33 385, в 2012 г. - 30159, в 2013 г. - 31921 [4].

Что касается ситуации в Чувашской Республике, то необходимо отметить, что в настоящее время в отношении около 200 организаций возбуждено дело о признании их банкротами.

Назначаемый арбитражным судом арбитражный управляющий несет ответственность за деятельность должника, его взаимоотношения с иными участника процесса.

В рамках данной статьи хотелось бы остановиться на особенностях подготовки арбитражных управляющих в современных условиях.

В соответствии со ст. 20 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» к кандидатуре арбитражного управляющего предъявляются следующие требования: наличие высшего образования, стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего сроком не менее 2 лет либо стаж руководящей работы не менее 1 года и стажировка не менее 6 месяцев, членство в одной их саморегулируемой организации арбитражных управляющих (СРОАУ), сдача теоретического экзамена по подготовке арбитражных управляющих, наличие договоров страхования ответственности.

Подготовка арбитражных управляющих осуществляется на основе «Единой программы подготовки арбитражных управляющих». Данная программа изучается в объеме 572 ч. Программа предусматривает обучение по следующим блокам:

  1. Правовое обеспечение процедур банкротства (147 ч).
  2. Законодательство РФ о банкротстве (225 ч).
  3. Экономическое обеспечение арбитражного управления и деятельности арбитражных управляющих (105 ч).
  4. Законодательство РФ об оценочной деятельности (45 ч).
  5. Практика деятельности арбитражного управляющего (50 ч).

Процесс обучения занимает около четырех месяцев, после которых слушатели сдают итоговый экзамен в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. При успешной сдаче экзамена претенденты получают Свидетельство о сдаче теоретического экзамена.

На территории Чувашской Республики осуществляют свою деятельность около 250 арбитражных управляющих.

Подготовка арбитражных управляющих в Чувашской Республике осуществляется в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» и ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия». Подготовка осуществляется на основании заключенного соглашения о сотрудничестве с Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и вузом.

 Данная программа в основном направлена на получение специальных знаний в области права и экономики в части процесса банкротства [3]. Так, 25 % учебных часов отводится изучению правового обеспечения процедур банкротства, около 40 % - изучению законодательства о банкротстве, порядка 19 % - изучению экономических аспектов арбитражного управления, по 8 % - посвящено законодательству об оценочной деятельности и практике арбитражного управления. Деятельность арбитражного управляющего связана с выполнением не только обязанностей, предусмотренных законодательством, но в целом осуществлением управления организацией, находящейся в сложной ситуации. Поэтому, на наш взгляд, необходимо вести подготовку прежде всего управленца, а не специалиста в конкретной области. Ведь он должен знать основы менеджмента компании, на изучение которого в существующей программе отводится всего 6 ч, что составляет около 1 % от предусмотренных часов. Кроме того, деятельность арбитражного управляющего уже с начала его назначения арбитражным судом  вызывает негативное отношение со стороны руководства и персонала организации, а он сам воспринимается как потенциальная угроза. С одной стороны, ему приходится работать с недружественно настроенным коллективом, который зачастую сопротивляется любым изменениям, с другой - преодолевать сопротивление бывшего руководства. Так арбитражный управляющий оказывается в эпицентре конфликтов, пересечении интересов различных сторон, что может представлять угрозу его деятельности и даже здоровью. Поэтому одна из главных задач деятельности арбитражного управляющего - разрешить конфликт, разрядить психологическую атмосферу.

Одним из важнейших процессов в деятельности руководителя является процесс принятия и реализации управленческих решений. Безусловно, арбитражный управляющий постоянно сталкивается с данным процессом, поэтому мы считаем, что необходимо делать упор на выработку навыков формулировки и принятия решений.

В исследованиях, появившихся в последнее время [2], особое внимание уделяется личностным качествам арбитражного управляющего. В первую очередь выделяются такие качества, как стрессоустойчивость и коммуникативная компетентность, так как ему приходится работать в стрессовых, эмоционально-насыщенных ситуациях и принимать взвешенные, рациональные решения; постоянно взаимодействовать с разными людьми, находить с ними общий язык, уметь убеждать, используя наиболее эффективные и приемлемые способы.

Арбитражный управляющий постоянно сталкивается с необходимостью принимать решения и осуществлять нравственный выбор, принимая на себя ответственность за возможные последствия. Важным является то, что ответственность выступает как существенная черта личности. Здесь на первый план выходят морально-этические аспекты личности и склонность приписывать ответственность за свое поведение либо внешним факторам, либо собственным возможностям, способностям, стремлениям.

Нами была предпринята попытка выявления уровня субъективного контроля (опросник УСК) и уровня морально-этической ответственности личности (опросник ДУМЭОЛП) [4.]. В исследовании приняли участие желающие обучаться по Программе подготовки арбитражных управляющих. Были получены следующие результаты:

1) у большинства испытуемых (49%) выявлен средний и высокий (33%) уровень сформированности морально-этической ответственности. Наиболее выражены такие показатели, как рефлексия на морально-этические ситуации (конфликты, коллизии), экзистенциальная ответственность. Следовательно, выражена способность анализировать мотивы поведения других людей, собственное поведение, учитывать, как собственные слова и поступки отразятся  на других людях; преобладают внутренняя мотивация ответственности, принцип «я должен» над принципом «мне нравится». Довольно низкие показатели по шкале «морально-этические ценности». Можно предположить, что под давлением обстоятельств может  актуализироваться принцип «Цель оправдывает средства»;

2) 61 % испытуемых демонстрирует средний уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями, т. е. они способны брать на себя ответственность, но не всегда делают это, полагаясь на случай, других людей, обстоятельства. Однако выявлен высокий уровень субъективного контроля в области межличностных отношений. Это говорит о том, что человек способен контролировать свои отношения с другими людьми, вызывая симпатию, доверие, уважение.

Таким образом, потенциальные слушатели Программы подготовки арбитражных управляющих имеют реальные предпосылки для осуществления нравственного выбора в различных ситуациях, принимая на себя ответственность за собственные решения, что является неотъемлемым компонентом их будущей деятельности.

Имея подобную основу, арбитражному управляющему необходимо получить знания и навыки в области социально-психологических основ управления, изучение которых в существующей программе не предусмотрено.

Для достижения цели работы нами было проведено исследование с использованием специально разработанной анкеты, направленной на выявление уровня освоения управленческих компетенций. Исследование показало, что у большинства слушателей (63%) наблюдается средний уровень освоения компетенций, низкий - у 16 %. Высокий уровень не выявлен.

Можно предположить, что наличие низкого уровня освоения компетенции обусловлено ориентацией содержания программы на специальные компетенции, практически не затрагивая управленческие.

Основными управленческими компетенциями, которые должны быть освоены в процессе обучения, являются следующие: понимание сущности процессов организационного развития, владение методами анализа среды функционирования организации, понимание значимости межличностных отношений в организаций, знание методов управления человеческими ресурсами в организациях, владение методами формирования организационной культуры и проведения организационных изменений, понимание социальной значимости и ответственности бизнеса, владение методами управления конфликтами, умение формировать команду и эффективно в ней работать, построение эффективных коммуникационных каналов организации, умение работать в команде, стрессоустойчивость.

Развитие вышеперечисленных компетенций возможно только посредством использования интерактивных форм обучения, таких как деловые игры, кейс-стади, метод сценариев, тренинги и др.

Для повышения уровня освоения управленческих компетенций нами разработаны и используются в учебном процессе следующие деловые игры: «Проведение собрания с увольняемыми работниками», «Заключение мирового соглашения», «Проведение первого собрания кредиторов», «Разработка антикризисных мер на предприятии-должнике». Данные деловые игры позволяют в полном объеме проявить управленческие компетенции будущим кризис-менеджерам. Поэтому нами предлагается внести изменения в Программу подготовки, добавив такие разделы, как управление персоналом, управление конфликтами, коммуникационный менеджмент, кризис-менеджмент и др.

Относительно ответственности перед обществом необходимо отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 20.3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. Однако на практике арбитражные управляющие в основном действуют в интересах кредитора. Закрепленная норма относительно общества в современных условиях не реализуется.

Поэтому первоочередными задачами при подготовке специалистов являются развитие чувства ответственности перед обществом, понимание последствий принимаемых ими решений для социума в целом и для конкретного работника в частности, переосмысление роли кредитора в конкурсном процессе и др. Достижение перечисленных задач возможно только при развитии соответствующих компетенций у слушателей.

Учитывать данные рекомендации необходимо и при проведении повышении квалификации арбитражных управляющих, которое они должны проходить ежегодно в объеме 24 ч.

Безусловно, это только малая часть деятельности арбитражного управляющего, но если она будет выполнена качественно, то и проблем будет на порядок меньше.

Следует отметить, в этом процессе государство не должно оставаться в стороне. Такие предприятия необходимо брать на особый контроль. В настоящее время государство должным образом не выполняет контрольную функцию над арбитражными управляющими, передав это на откуп саморегулируемым организациям арбитражных управляющих (СРОАУ), которые в свою очередь не всегда качественно выполняют возложенные на них функции. Это прежде всего связано с тем, что здесь существует взаимная зависимость между СРОАУ и арбитражными управляющими, основанная на материальной выгоде обеих сторон.

Заключение. В результате исследования выявлена необходимость развития управленческих компетенций у слушателей в процессе подготовки арбитражных управляющих. Для этого необходимо внести изменения в Единую программу подготовки арбитражных управляющих. Таким образом, только переосмыслив значение арбитражного управляющего в процессе банкротства на предприятии и в обществе, можно добиться более эффективного выполнения  им своих обязанностей.

Рецензенты:

Кадышев Е.Н., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой отраслевой экономики, декан факультета управления и социальных технологий ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары;

Мужжавлева Т.В., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономической теории и международных отношений ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Гурджиян В.Л., Жамкова Т.Г. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18180 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674