Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРЕ – В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Михайлова Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье обосновывается путь преобразования от культуры физической до культуры профессиональной, личности будущего педагога, который овладевает ценностями физической культуры. В ходе профессиональной подготовки будущие педагоги дошкольного образования осваивают достижения профессионально-прикладной, профессионально-методической и физической подготовки. Достижения сформированности ПФК будущих педагогов дошкольного образования свидетельствуют о сформированности профессионально важных качеств и личностных свойств, отражающих отношение личности к физической культуре, труду, людям, себе, Родине. Эффективность профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в большей мере обусловлена должным уровнем сформированности его ПФК по окончании обучения на дошкольном факультете педагогического университета. Достижения должного уровня сформированности ПФК будущих педагогов дошкольного образования свидетельствуют о приобретении ими ценностной ориентированности (общесоциальной и физкультурной), в связи внедрением федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольном образовании (ФГОС).
профессиональная физическая культура (ПФК)
профессиональное образование
физическая подготовка
физическая культура будущих педагогов
профессиональная деятельность
1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (К проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 7. - С. 23.
2. Беляев И.А. К экзистенциальному пониманию пошлости: Социокультурная действительность и способности человека // Мудрость бытия и пошлость быта. Оренбург: Оренбургский филиал УрАГС, 1999. С. 14—24.
3. Батышев С.Я. О всеобщем профессиональном образовании // Советская педагогика. - 1991. - № 6. - С. 66-70.
4. Климов Е.А. Психология профессионала. - Воронеж: НПО "Модэк", 1996. - 400 с.
5. Коровин С.С. Методологические и психолого-педагогические предпосылки ППФК. - Оренбург: ОГПУ, 1997. - 184 с.
6. Коровин С.С., Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура и формирование личности. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998. 259 с.
7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладной физической культуры). - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543с.
8. Михайлова Н.В. К вопросу о культуре – в профессиональную физическую культуру будущих педагогов // Воспитание в XXI веке: новые подходы, преемственность традиций, перспективы: мат-лы науч.-практ. конф. – Оренбург: ОГПУ, 2004. – С.106-109
9. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М.: Академия, 1997. – 192 с.
Культура, будучи идеалообразующей стороной жизни людей (Д.В. Пивоваров), мерой духовного развития человека и человечества (И.А. Беляев), в практическом плане обнаруживается как их деятельность по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты (В.Е. Кемеров) [2].

Физическая культура, являясь частью общечеловеческой культуры, рассматривается как компонент того вида культуры, который связан с деятельностью, направленной на умение и преобразование человека, общества или отношения между людьми [7].

Сущностная цель физической культуры воспроизводить человека, личность; становление специфического личностного состояния - физической культуры личности субъекта (Ю.Ф. Курамшин, В.И. Попов). Задачами следует считать создание системы материальных и духовных ценностей в этой сфере; создание условий для овладения ими человека; дальнейшая трансляция и трансформация в социум для реализации общей цели на основе удовлетворения потребностей человека (А.А. Гужаловский) [3].

Л.В. Жаров рассматривал проблему телесности человека в контексте совокупной человеческой деятельности как феномен культуры. Мы разделяем точку зрения о том, что телесность человека, будучи философским понятием, далеко выходит за рамки анализа собственного тела человека. Автор считает, что телесность можно определить «как общественный способ бытия человеческого тела и обращение его в общественном сознании с феноменом культуры. Тело человека может реально функционировать только в своем социальном бытии, где природная основа обретает социальное рождение». Эти рассуждения представляют для нас особый интерес, так как физическая культура может быть примером «социального бытия человеческого тела» [8].

Использование ценностей физической культуры для обеспечения должной подготовленности специалиста к осуществлению конкретной профессиональной деятельности получило достаточное теоретико-методологическое обоснование в поле концепции профессиональной физической культуры (С.С. Коровин, В.А. Кабачков), в соответствии с которой профессиональная физическая культура призвана обеспечивать совершенствование процесса и системы профессионального образования учащейся молодежи, становление специфической культуры личности в связи с учебной и профессиональной деятельностью; формирование социально и личностно востребуемой категории «личность профессионала» [6].

Использование ценностей физической культуры в процессе подготовки специалистов в сфере дошкольного образования обеспечит их способность к эффективной трансляции физической культуры в процесс образования дошкольников. Специфика самой профессиональной деятельности педагога дошкольного образования и возрастные особенности жизни и деятельности дошкольников ещё более актуализируют проблему формирования профессиональной физической культуры специалиста.

Эффективное совершенствование системы и процесса профессионального образования сопряжено с его либерализацией и гуманизацией, осуществляемыми на основе единства всестороннего обучения, воспитания и развития личности учащейся молодежи, и, прежде всего, за счет ценностей культуры. Всё большую актуальность для эффективного становления учащихся обретает формирование специальных знаний, общей и физической культуры, профессионализма, ценностных ориентаций и направленности на овладение совокупностью культурных ценностей в профессиональной деятельности.

Признавая основной целью профессионального образования профессиональное становление личности, необходимо создать комплекс педагогических условий для решения двух взаимосвязанных задач:

  • обеспечения на основе развития профессионально важных качеств высокого уровня подготовленности учащейся молодежи к эффективной конкретной трудовой деятельности;
  • формирования социокультурной личности, включенной в культурно-исторический процесс по овладению и преобразованию культурных потенций общества в конкретной профессиональной деятельности (С.Я. Батышев, И.Н. Мошкова, С.Л. Малов).

Как показывают результаты исследований в сфере общей и спортивной педагогики, теории и методике физического воспитания, в которых рассматриваются взаимосвязь и взаимообусловленность ценностей физической культуры и профессиональной подготовленности, такое интегральное преобразование личности возможно и необходимо связано с направленным использованием ценностного потенциала культуры физической. Это обеспечивает оптимальное соотношение и соответствие физического (телесного, биологического), социального (более духовного) статуса личности требованиям социума, профессионального образования, конкретной профессиональной деятельности и, самое главное, самой личности (С.С. Коровин) [5].

Сущностная цель физической культуры - становление специфического личностного состояния - физической культуры личности субъекта.

Основными же задачами следует считать: создание системы материальных и духовных ценностей в этой сфере; создание условий для овладения ими человеком; дальнейшая трансляция и трансформация в социум для реализации общей цели на основе удовлетворения потребностей человека. Не все ценности физической культуры в равной мере обеспечивают формирование каких-либо специфических потребностей и способностей, характерных и необходимых для осуществления конкретной деятельности (в том числе - профессиональной), и, таким образом, возникает социальная потребность теоретико-методологического обоснования системы направленного использования ценностей физической культуры, обеспечивающих становление в личности, во-первых, характерных признаков базовой культуры человека и, во-вторых, системы телесно-душевно-духовных потребностей и способностей, умений конкретной профессиональной деятельности.

Профессиональная физическая культура (ПФК) есть рационально организованная профессионально-прикладная физкультурная деятельность (ППФД); направленная на овладение материальными и духовными ценностями, необходимыми в социальном и личностном аспектах в связи с профессиональным образованием.

ПФК функционально направлена на производство личности и является целеполагающей; это способ формирования специфической культуры личности как совокупности её специфических потребностей и способностей.

Структура процесса формирования ПФК относительно компонентного состава достаточно обширна и предусматривает реализацию характерных физкультурных воздействий в различных жизненных проявлениях (учебная и профессиональная деятельность, отдых, развлечения, восстановление творческих сил и т.п.).

Главной характеристикой ПФК личности является её профессионально-прикладная подготовленность, понимаемая достаточно широко: от нормального физического развития до знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни и физкультурного самосовершенствования (В.А. Пономарчук).

Структура ПФК представлена профессиональным физическим образованием (ПФО), профессионально-прикладным спортом (ППС), профессиональной физической рекреацией и реабилитацией (ПФРек и ПФРеа).

Главный результирующий показатель эффективности процесса ПФО - профессионал, то есть личность, овладевшая ценностями ПФК и обладающая специфическим комплексом высокоразвитых потребностей и способностей, обеспечивающих успешность осуществления профессиональной деятельности и решения бытовых задач. При этом важнейшей характеристикой категории «личность профессионала» является сформированность образовательного, аксиологического и психофизического компонентов ПФК личности.

Таблица 1

Сформированность ценностных ориентаций личности студентов опытной и контрольной групп в сфере физической культуры в педагогическом эксперименте

Компоненты ЦОЛ

Группы исследуемых

Р,%

Опытная (n= 31)

M ± m

Контрольн. (n= 30)

M ± m

1. Информационно-познавательный

12,3 ± 0,91

9,1 ± 1,04

‹ 0,05

2. Оценочно-мотивационный

11,4 ± 0,79

7,4 ± 0,93

‹ 0,05

3. Потенциально-деятельностный

10,9 ± 0,62

6,7 ± 0,87

‹ 0,05

4. Реально-деятельностный

8,9 ± 0,63

7,9 ± 0,74

› 0,05

5. Обобщенный показатель ЦОЛ в сфере физической и профессиональной физической культуры

20,7 ± 3,21

15,9 ± 3,09

› 0,05

Данные результаты свидетельствуют, что обобщенный показатель ЦОЛ в сфере физической и профессиональной физической культуры в опытных группах студентов выше на 30,2% (Р ‹ 0,05) в сравнении с контрольными. Установлено также, что в опытной группе, по сравнению с контрольной, информативно-познавательный, оценочно-мотивационный и потенциально-деятельностный компоненты ЦОЛ выше как в абсолютном, так и в процентном выражении.

Это отражает, главным образом, осознание студентами опытной группы роли физической культуры в профессиональном становлении («знаю, что делать»); сформированность мотивации и потребности на овладение физической культурой («хочу делать»); потенциальную готовность «включения» в ППФД («могу делать»). Однако реальная и самостоятельная включенность в процесс ППФД и самосовершенствование в ней («делаю») в опытных и контрольных группах остается недостаточной, что в существенной мере может быть обусловлено высокой загруженностью студентов в ходе целостного образовательного процесса, негативным отношением окружения.

В ходе специально организованных педагогических наблюдений за деятельностью дошкольных педагогов установлено:

1) профессиональная деятельность специалистов дошкольного образования сопряжена с достаточно высокой двигательной активностью, которая связана с организацией различных видов деятельности детей (приготовление различного инвентаря; уборка его; перемещение; наведение порядка; физическая помощь и т.д.);

2) дошкольные педагоги должны обладать высокой физической подготовленностью (общей выносливостью), обеспечивающей качественное выполнение связанных с двигательной активностью обязанностей по уходу за детьми;

3) профессиональная деятельность в сфере дошкольного образования предъявляет высокие требования к гибкости, ловкости и координации движений специалистов, что необходимо для дифференцирования пространственно-временных и динамических характеристик действий в отношении маленьких детей и специфических предметов обихода (мебель, посуда, инвентарь и т.п.);

4) особые требования предъявляются к профессионально-методической подготовленности в сфере физической культуры, за счет которой обеспечивается качество процесса формирования физической культуры личности дошкольников (принципы, формы организации, методы, средства);

5) дошкольным педагогам необходима статическая выносливость мышц шеи, спины, ног и рук, что сопряжено с организацией и осуществлением иных образовательных занятий.

Проводя свое исследование, мы понимали, что представления действующих специалистов дошкольного образования о ценностях физической культуры вообще и ПФК в частности не соответствуют должному. Поэтому, организуя ППФД участников эксперимента, мы ориентировались на их более глубокое приобщение к ценностям ПФК, чем большинство работающих специалистов. Отметим, что к ключевым составляющим объектной сферы ПФК, ценностное освоение которых в процессе ППФД должны осуществлять (и осуществляли по ходу участия в нашей экспериментальной работе) учащиеся, следует отнести соответствующие требованиям профессиональной деятельности и профессионального образования здоровье и физическое развитие личности, её способности и ценностные ориентации в сфере физкультурной деятельности, а также знание основ теории и методики физической культуры дошкольников.

Полагаем, что полученные результаты свидетельствуют об эффективности работы по обучению студентов дошкольного факультета выполнению стандартных профессионально-педагогических двигательных действий, по теории и методике физической культуры дошкольников. Статистически фиксируемое равенство студентов опытной группы со студентами контрольной группы по качеству выполнения всех оценивавшихся действий свидетельствует, в свою очередь, о достаточно высокой эффективности реализованной экспериментальной модели ПФО. При этом следует признать целесообразность совершенствования как данной модели, так и иных составляющих процесса профессиональной подготовки студентов.

Таблица 2

Показатели специально-профессиональной подготовленности студентов опытной и контрольной групп в педагогическом эксперименте

Содержание специально-профессиональной подготовленности

Группы исследуемых

Оценка (баллы)

Р, %

Опытн. (n=31) M ± m

Контр. (n=30) M ± m

Выполнение комплекса мероприятий в режиме дня детского сада по выполнению режимных моментов в первой и во второй половине дня:

- одевание и раздевание детей на прогулку и с прогулки;

- подготовка к приему пищи

 

4,2 ± 0,6

 

4.3 ± 0,5

 

4,1 ± 0,5

 

4,2 ± 0,6

 

› 0,05

 

0,05

Выполнение комплекса мероприятий по подготовке и проведению прогулки:

- организации игровой деятельности детей;

- организация и проведение подвижных игр

 

4,2 ± 0,4

4,4 ± 0,6

 

4,1 ± 0,4

4,3 ± 0,3

 

› 0,05

› 0,05

Выполнение комплекса мероприятий по сбору и подготовке групповой комнаты к другому виду деятельности

4,3 ± 0,5

4,2 ± 0,6

› 0,05

Примечание: Р‹ 0,05 при t › 2,1

Сформированность комплекса широких, глубоких, гибких и прочных профессио- и спортографических знаний, знаний основ теории и методики физической культуры явится основой осознанного их применения в процессе профессионального образования и, как следствие - предпосылкой становления личности профессионала.

Рецензенты:

Коровин С.С., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе, ФГБОУ «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Литвиненко Н.В., д.псх.н., профессор кафедры педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Михайлова Н.В. К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРЕ – В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18188 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674