Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА

Надолинская Т.В. 1
1 Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
Проведен анализ сущности процесса моделирования художественно-творческого процесса, представлен историко-теоретический и культурологический анализ игры как формы и средства обучения искусству. Раскрыты двуплановость игры, ее связь с культурой, искусством, общим и профессиональным образованием. В статье анализируются особенности игрового моделирования художественно-творческого процесса, раскрываются его этапы, разновидности, формы организации. Автором обоснованы пути использования моделирования на содержательном уровне и на уровне овладения учебными действиями, подчеркивается важная роль игрового моделирования как средства организации интегративных (театрализованных) уроков музыки. В итоге делаются выводы о том, что театрализованная игра (драматизация) как феномен куль¬туры и педагогики искусства выступает универсальной формой деятель¬ности обучающихся, которая способствует формированию их культурному, духовно-нравственному и художественному развитию.
игра
театрализация
драматизация
модель
моделирование
урок
педагог-музыкант
обучающийся
1. Антюхина А. В. Игра как социальноисторический феномен: поня¬тие, предпосылки, функции: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ростов н/Д., 1984. – 16 с.
2. В мире искусства: Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства / Сост. Т. К. Каракаш, А. А. Ме¬лик-Пашаев, науч. ред. А. А. МеликПашаев. – М., 2001. – 384 с.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62–76.
4. Газман О. С. О понятии детской игры //Игра в педагогическом про¬цессе: Межвуз. сб. науч. тр. /Отв. ред. Н.П. Ани¬кеева. – Новосибирск: НГПИ, 1989. – С. 3–10.
5. Глинский Б. А. Моделирование как метод научного исследования. – М.: Высш. школа, 1965. – 234 с.
6. Григорьев В. М. Народная педагогика игры в воспитании и разви¬тии личности: Автореф. дис. … дра пед. наук. – М., 1999. – 48 с.
7. Надолинская Т.В. Игрыдраматизации на уроках му¬зыки в началь¬ной школе. – М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2003. – 232 с.
8. Надолинская Т.В. Игрыдраматизации на уроках музыки в общеобразовательной школе (58 классы): Книга для учителя. – Ростов н/Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2012. – 84 с.
9. Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. – М.:Мысль, 1971. – 152 с.
10. Хейзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня /Пер. с нидерл.; Общ. ред. Г. Тавризян. – М.: Прогресс, ПрогрессАкадемия, 1992. – 464 с.
В современном гуманитарном знании роль игры постепенно возрастает. Об этом говорит не только пристальное внимание к игровым формам обучения, но и развитие игровых форм организации и проведения досуговой деятельности, жанров музыкальнодраматического театра и кинематографа, в частности мюзикла, развлекательных шоупрограмм и т. п. По мнению А. А. Мелик-Пашаева, игру и искусство сближает то, что они «создают свою, особую реальность, отличную от реальности повседневной» [2, с. 97]. По мнению ряда ученых, возникновение детских игр обусловлено необходимостью всесторонней подготовки к жизни, поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма познания, труда, общения, спорта и художественного творчества. В связи с этим О. С. Газман указывает, что педагоги-практики, использующие игры в своей работе, эффективно прививают учащимся навыки познавательного или этического характера, однако часто игры оказываются схожи с традиционными упражнениями [4].

Игру как метод обучения люди использовали с древности. Широкое применение игра нашла в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Так, исследуя народную педагогику игры, В. М. Григорьев указывает на разумное соединение лучших традиций с оправдывающими себя нововведениями, особенно в сфере игры, поскольку за тысячелетия скопился колоссальный педагогический опыт. Вследствие этого превращение игры в целенаправленное средство воспитания можно считать «одним из первых педагогических достижений человечества» [6, с. 5].

Культурологи XX в. выявляют тесные связи игры с культурой и искусством, подчеркивают мысль о том, что, являясь формой условной деятельности людей, игра тем самым выступает как идеальный феномен человеческой культуры. Однако ее идеальность, условность явны там, где обнаруживается способность воссоздать объект в пространстве, опираясь на слово в сочетании с потребностью в объекте. Отсюда следует вывод, что театрализованная игра (драматизация) отвечает объективной потребности процесса познания мира и человеческой культуры в целом.

Й. Хейзинга первым показал, что игра - это не просто отдельная сфера культуры, как, например, в педагогике, а одно из значимых свойств культуры в целом. Всякая культура разыгрывается, причем речь идет не только об архаических, но и о современных культурах. По мнению ученого, человеческая культура «возникает и развертывается в игре, как игра» [10, с. 7]. Согласно Й. Хейзинге, если любую человеческую деятельность проанализировать в пределах познания, она окажется не более чем игрой. Ограничением становится тип культуры, ибо игровая стихия соотносится как с типом культуры, так и с этапом истории. Отметим, что игровой фактор в человеческой жизни и культуре, несомненно, идеализируется Хейзингой, и до сих пор не создано единой теории игры.

Характерной особенностью игры является ее двуплановость, присущая и драматическому искусству, элементы которой сохраняются в любой коллективной игре. Играющая личность находится одновременно и в реальном (практическом), и в воображаемом (условном) планах. Реализация двуплановости происходит в процессе исполнения игровой роли. Именно роль обеспечивает деятельную направленность игровой ситуации и игровое поведение личности. Игровая ситуация с ее двуплановым поведением позволяет человеку быть «на голову выше самого себя, своего обычного поведения» [3, с. 74].

Особое значение имеет игра в профессиональной деятельности педагога-музыканта, который должен быть готов к управлению классом, детским коллективом и организации художественно-игровой деятельности школьников как на интегративном уроке музыки, так и во внеурочной работе. В игре ярко проявляется двуплановый характер, потому что играющие субъекты (и педагог, и ученики) находятся одновременно как в реальном (педагогическом), так и в воображаемом (игровом) планах. Необходимо заметить, что игра является особой формой познавательной деятельности в условных - педагогических - ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение художественно-игрового опыта, фиксированного в предметах науки и культуры.

Двуплановость игры и связь с драматическим искусством ярко прослеживаются в драматизации и театрализации, которые представляют для нас особый исследовательский интерес как метод организации художественно-игровой деятельности. Подчеркнем, что именно в драматизации или театрализованной игре, на наш взгляд, наиболее органично сочетаются понятия «художественная» и «игровая» деятельность: «художественная» подчеркивает принадлежность к разным видам искусства и художественной дидактике, «игровая» - ее универсальный характер как вида деятельности.

В исследовании А. В. Антюхиной установлено, что игра как социально-исторический феномен, ее понятие, предпосылки, функции, методика использования игровой модели претерпели определенную эволюцию. В конце XIX - начале XX вв. модель игры базировалась на конкретном понимании игровой деятельности, со всеми ее содержательными характеристиками. Позднее общие принципы игры как модели деятельности подвергаются крайней формализации, что находит свое выражение в математической теории игр.

Термин «игровое моделирование» был введен в математической теории игр и является одной из процедур, направленных на решение творческих задач. Схемы теории игр охватывают как собственно игры, так и различные ситуации, возникающие в разных сферах жизни человека. В дальнейшем он заимствуется сферой образования и обозначает один из методов коллективного обучения, наряду с имитационными играми, мозговым штурмом, деловыми играми.

Игровое моделирование изначально включает два понятия - игра и модель. Поскольку сущность понятия «игра» рассмотрена нами выше, обратимся к дефинициям «модель» и «моделирование». Моделирование является одной из основных категорий теории познания: на идее моделирования базируется любой метод научного исследования как теоретический, так и экспериментальный, использующий знаковые, абстрактные модели и предметные модели (Б. А. Глинский) [5]. Однако, по представлению А. И. Уемова, моделирование, будучи по своему характеру точным качественным методом, позволяет изучать разнообразные ситуации на основе имитирования, поэтому представляет интерес для современных дидактических исследований [9]. Моделирование, обладая прогностическими возможностями, позволяет изучать разнообразные ситуации на основе имитирования и представляет научный интерес для дидактических исследований. При моделировании дидактических явлений определяющим является установление зависимости между воздействием и результатом, формой организации и содержанием.

Под моделированием прежде всего понимается исследование объектов познания посредством разнообразных моделей, а также построение моделей реально существующих предметов, явлений или процессов [9]. При этом понятие «модель» (лат. modulus - «мера, образец») рассматривается в широком и узком значении. В широком смысле - это любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) какоголибо объекта, процесса или явления, т. е. «оригинала» данной модели; в узком - как предмет изображения в искусстве.

По нашему мнению, процесс игрового моделирования в теоретическом аспекте можно представить следующим образом. На определенном этапе художественно-творческого процесса выделяются наиболее характерные его особенности. Далее они переводятся на язык искусства, и строится схема в виде символов, планов, изображений. В зависимости от образовательных задач игровая модель принимается, корректируется или отвергается. В связи с таким подходом при вероятностном игровом моделировании нами выделены три этапа:

  • создание игровой модели;
  • вывод теоретических и игровых отношений;
  • создание параметров игровой модели в выбранной форме.

С педагогической точки зрения игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Феномен педагогической игры, в частности театрализованной игры (драматизации), заключается в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в модель обучения, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений в труде. В педагогике под моделированием понимают исследование психических процессов и состояний с помощью реальных или идеальных моделей.

В педагогике искусства моделирование используется для количественной (сравнительной и абсолютной) оценки эффективности планирования и организации процесса обучения искусству, а также для оценки применяемых дидактических материалов, учебных пособий; для оценки методов и форм обучения. Существенным дидактическим достоинством этого метода является возможность корректирования организации образовательного процесса до получения окончательных результатов при изучении предметов искусства.

Л. В. Школяр полагает, что моделирование художественно-творческого процесса является универсальным, общим для искусства методом, который требует не только самостоятельности в получении знаний об искусстве, но и активизации творчества, опоры на музыкальный опыт и на воображение, интуицию, сформированной способности к индивидуальному слышанию и творческому самовыражению. Сущность данного метода автор видит в том, что он углубляет проблемный метод, направляя «мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления» [10]. Важность использования данного метода, по нашему мнению, заключается в деятельностно-практическом освоении произведений искусства.

Основополагающей для художественной дидактики является мысль Л. В. Школяр о перспективности работы на основе принципа моделирования художественного процесса, так как он применим в любой сфере художественной деятельности детей (занятиях ритмикой, хореографией, музыкальным театром, драматической импровизацией). Игровое моделирование мы рассматриваем как разновидность художественно-творческого моделирования образовательного процесса начальной школы. Сущность игрового моделирования, по нашему мнению, заключается в использовании игровых моделей как способов построения образовательного процесса с целью развития сотворческого воображения педагога искусства и учащихся.

Основные виды моделей, используемые в педагогике искусства, классифицированы по группам Е. П. Кабковой. Дополнительно к этой классификации, мы полагаем, необходимо включить цветовое и игровое моделирование. Сообразно с этим к основной группе моделей мы относим:

  • объемные (предметные) модели (детские инструменты, игрушки, персонажи кукольного театра);
  • плоскостные модели (геометрические фигуры, которые моделируют форму или части художественного произведения);
  • графические (схемы, рисунки, таблицы, перфокарты);
  • условно-символическое (знаковое) моделирование звуковысотных и ритмических отношений (нотная грамота);
  • двигательные модели образцов народной и классической музыки;
  • цветовое моделирование (выбор цветовых композиций, создание рисунков по мотивам художественных произведений, фиксирование в красках музыкального движения);
  • игровое моделирование элементов музыкального языка, персонажей сказок, реальных персонажей в литературном или собственном сюжете.

Результативность использования игровых моделей зависит, во-первых, от систематичного использования их в художественно-творческом процессе, во-вторых, от взаимодействия разнообразных игр с программным материалом, в-третьих, от наличия игрового сюжета (в течение одного урока, учебной четверти, полугодия или в отдельном художественном произведении).

По нашему мнению, игровое моделирование художественно-творческого процесса - это использование разнообразных игровых моделей как способов построения образовательного процесса в начальной школе на предметах гуманитарно-эстетического цикла. При определении театрализованной игры (драматизации) как модели процесса обучения музыке мы исходим из представления А. В. Антюхиной о том, что игра в процессе познания применима универсально, от космологической модели бытия Вселенной до воссоздания в игре многообразных видов практики. Этим определяется актуальность задач, в которых сохраняется методологическая целесообразность применения игровой модели в полихудожественной деятельности: «Применение модели игры в познании явлений и процессов социальной действительности весьма плодотворно, так как дает возможность проиллюстрировать на игровой схеме единство моделируемого подражания и активной творческой деятельности субъекта. Посредством введения игровой модели в познавательный процесс любая форма социальной практики становится как бы собственным полем деятельности субъекта» [1, с. 9].

Широкое использование игровой модели в познании определяется, во-первых, репродуктивным характером игры и, во-вторых, возможностью для познающего субъекта свободно проявлять свои познавательные способности. Опираясь на теорию игрового моделирования, мы полагаем, что театрализованная игра представляет собой единство художественно-творческой деятельности и игровой формы. При создании определенной игры конструируется и ее конкретная форма. Театрализованная игра как художественная деятельность является условной формой и направлена на познавательную деятельность, а не на ее результаты. В условной, игровой рефлексии, имитирующей реальную, возникают аналогичное субъект-объектное отношение. Однако субъект и объект проявляют себя не в различных формах бытия, а в воображаемых, условных игровых формах.

Моделирование в обучении имеет два аспекта: моделирование как содержание, которое учащиеся должны усвоить, и моделирование как учебное действие, средство обучения. Игровые модели выступают в качестве организации содержания музыкального обучения (например, при изучении элементов музыкальной и нотной грамоты используются такие игры, как «Лесная школа», «Что узнала Белоснежка о ритме», «Музыкальный футбол» и др.) и средства художественно-творческого развития как педагога, так и обучающихся (например, игры «Музыкальная кисть», «Корифей», «Фантастический музыкальный инструмент» и др.). В качестве игровой (театрализованной) формы интегративных уроков музыки они моделируют содержание музыкального обучения четверти, полугода, года. Такими формами становятся игры «Святки», «Музыкальный магазин», «Музыкальный круиз», «Что? Где? Когда?», «Рыцарский турнир», «Дока и Догада» и др. [7; 8].

Таким образом, исходя из предпосылок теории игрового моделирования, можно утверждать, что игра - это отражение мира и его модель, которая служит мощным стимулом развития личности, приобретает общенаучный статус средства формирования культуры и рефлексии. Театрализованная игра (драматизация) как феномен культуры и педагогики искусства выступает самодостаточной, универсальной формой деятельности обучающихся стихийного либо педагогизированного характера, которая, удовлетворяя разнообразные интересы, активно влияет на их культурное, духовно-нравственное, музыкальное и художественное развитие.

Рецензенты:

Федоров А.В., д.п.н., профессор, зам. директора по научной работе Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Таганрог;

Быкасова Л. В., д.п.н., профессор кафедры общей педагогики Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Таганрог.


Библиографическая ссылка

Надолинская Т.В. ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18237 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674