По мнению ряда специалистов, к которому мы также присоединяемся, уровень развития страны находится в неразрывном единстве с уровнем развития образования, особенно это касается высшего профессионального образования, которое сегодня отвечает за кадры высокой квалификации, необходимые во всех сегментах экономики и общественной жизни нашей страны [4]. Поэтому сфера высшего образования и ее состояние всегда представляла и представляет в настоящее время серьезный научно-практический интерес. В частности, множество исследователей уделяет внимания таким вопросам, как проблемы развития высшего образования, перспективы его развития, наконец, тенденции как направления развития высшего образования в нашей стране и за рубежом в современном мире.
Цель исследования: изучение наиболее важных тенденций высшего образования.
Материал и методы исследования. Изучение тенденций образовательного процесса высшей школы осуществлялось на основе обзора взглядов отечественных авторов, посвященных указанной проблематике, с использованием принципа системности, методов научной абстракции, анализа и синтеза, единства общего, особенного и единичного.
Результаты исследования и их обсуждение. Проанализировав больше десятка научных статей, посвященных данной проблематике, мы можем увидеть, что авторы пытаются выделить как общие, так и особенные черты развития, имеющие силу тенденции в развитии высшего профессионального образования как феномена современной общественной жизни и в то же самое время - важнейшего социального института. Итак, рассмотрим, какие основные (ведущие) тенденции выделяют современные отечественные авторы в данной области.
Во-первых, самая большая и многочисленная группа авторов (Андриенко Е.В., Бобыло А.М., Галушкина М., Княгинин В., Пододименко И.И., Ткач Г.Ф., Филиппов В.М., Чистохвалов В.Н. и др.) выделяет такие тенденции, как глобализация и интернационализация высшего образования, что, понятное дело, связано с так называемым Болонским процессом и переходом на двухуровневое высшее образование в форме бакалавриата и магистратуры [1, 2, 10, 11]. Таким образом развивается многоуровневость образования как одна из примет современности, которую также можно представить и как самостоятельную тенденцию. Рост масштабов высшего образования и стирание национальных границ между странами в деле обучения студентов, преподавания учебных предметов и дисциплин, международного признания дипломов различных стран мира - все это наглядные процессы, которые не требуют доказательств и подтверждений вследствие своей очевидности.
Интернационализация образования направлена на сближение национальных систем образования, нахождение и развитие в них общих или универсальных средств и компонентов, тех общих оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогащению [8]. Конкретными инструментами интернационализации выступают обмен студентами, преподавателями и исследователями, признание дипломов и ученых степеней, общие стандарты образования и др.
Современные глобализационные вызовы и интеграционные процессы, быстрое изменение содержания необходимых знаний предопределяют кардинальную реорганизацию системы высшего образования, к основным ориентирам которого мы можем отнести: повышение фундаментальности, гуманитаризация, интегрированность, непрерывная диверсификация образования, демократизация, интеграция с наукой и производством, компьютеризация. Во-вторых, существуют уже менее явные тенденции, которые отмечает следующая группа авторов (Костюкевич С.В., Купцов О.В. и др.), а именно развитие сферы образования как сферы услуг (тенденция, поддерживаемая Всемирной торговой организацией), развитие образования как ключевого звена научно-технической и инновационной политики (тенденция, поддерживаемая правительствами многих стран мира), непрерывность современного образования [7]. Данные тенденции способствуют массовости высшего образования, росту его актуальности и популярности среди простого населения многих стран и народов мира. В-третьих, существуют такие менее очевидные тенденции, как реструктуризация вузов, развитие служб студенческого сервиса в вузах страны, оптимизация кадров профессорско-преподавательского состава [6] и т.д. Все отмеченные выше тенденции определяют современное состояние высшей профессиональной школы в начале нового столетия и формируют направления и перспективы дальнейшего развития высшего профессионального образования как в России, так и за рубежом. Здесь можно увидеть начало чего-либо очень большого и только зарождающегося, а можно и вовсе просто ограничиться наличием тех или иных новых признаков в общественной жизнедеятельности. Если попытаться систематизировать все отмеченные довольно многочисленными авторами тенденции из сферы высшего образования, то в полном соответствии с универсальным философским принципом единичного, частного и общего все тенденции можно подразделить на общие, особенные и единичные. Например, общими тенденциями развития высшего образования являются такие свойства высшей школы, как фундаментализация, прагматизация, компьютеризация, индивидуализация, гуманизация, стандартизация высшего образования и т.д.
Особенными тенденциями развития высшего образования в России и мире являются унификация и смена парадигмы образовательных технологий, стандартизация всего образования в целом как целостного явления, рост диалогичности в сфере образовательной деятельности, в том числе в направлении учитель - ученик, повышение качества образования и т. д. И, наконец, единичными тенденциями, характерными для одной-единственной страны мира, а именно для России, на текущем этапе являются следующие явления: реструктуризация вузов, оптимизация или сокращение кадров, уход государства из сферы прямого влияния на воспитание подрастающей молодежи и т.д. (см. табл. 1).
Таблица 1
Тенденции современного высшего профессионального образования
| 
			 Тенденции  | 
			
			 Общие тенденции  | 
			
			 Особенные тенденции  | 
			
			 Единичные тенденции  | 
		
| 
			 1.  | 
			
			 Глобализация вузов  | 
			
			 Унификация образовательных технологий  | 
			
			 Реструктуризация вузов  | 
		
| 
			 2.  | 
			
			 Интернационализация (интернализация)  | 
			
			 Смена образовательных технологий  | 
			
			 Оптимизация штатов вузов  | 
		
| 
			 3.  | 
			
			 Фундаментализация образования  | 
			
			 Массовизация высшего образования  | 
			
			 Развитие служб студенческого сервиса  | 
		
| 
			 4.  | 
			
			 Прагматизация образования  | 
			
			 Стандартизация содержания образования  | 
			
			 Переход к «гибким» специальностям  | 
		
| 
			 5.  | 
			
			 Компьютеризация  | 
			
			 Диалогичность  | 
			
			 Автоматизация труда  | 
		
| 
			 6.  | 
			
			 Индивидуализация (переход от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами)  | 
			
			 Коммерциализация высшего образования и рост уровня оплаты за обучение, рост доли платного образования  | 
			
			 Появление новых форм образования: виртуальные, корпоративные, лицензионные университеты и др.  | 
		
| 
			 7.  | 
			
			 Развитие образования как сферы услуг (в том числе платных образовательных услуг)  | 
			
			 Информатизация и интернетизация высшей школы (развитие дистанционного обучения, электронных библиотек)  | 
			
			 Перепроизводство вузовских специалистов и вытеснение классических ценностей высшего образования из центра на периферию  | 
		
| 
			 8.  | 
			
			 Гуманизация и гуманитаризация образования  | 
			
			 Маркетизация образования (соответствие рынку)  | 
			
			 Снижение доступности высшего образования  | 
		
| 
			 9.  | 
			
			 Многоуровневость образования, в том числе высшего  | 
			
			 Модернизация образования (соответствие требованиям времени)  | 
			
			 Институциональные изменения высшей школы  | 
		
| 
			 10.  | 
			
			 Обеспечение надлежащего качества высшего образования [12]  | 
			
			 Повышение квалификации кадров высшей школы  | 
			
			 Роботизация педагогического процесса: появление роботов-преподавателей  | 
		
| 
			 11.  | 
			
			 Интегрированность: интеграция с современной наукой и производством  | 
			
			 Рост ценности прикладного знания, востребованного промышленностью и экономикой  | 
			
			 Государство «уходит из сферы воспитания» студенческой молодежи [9]  | 
		
| 
			 12.  | 
			
			 Компьютеризация образования  | 
			
			 Борьба со списыванием и плагиатом  | 
			
			 Рост оплаты труда педагогов  | 
		
| 
			 13.  | 
			
			 Институционализация образования  | 
			
			 Реформирование высшей школы  | 
			
			 Изменение целей образования  | 
		
| 
			 14.  | 
			
			 Непрерывность образования  | 
			
			 Диверсификация высшего образования  | 
			
			 -  | 
		
Кроме того, сегодня в России активно происходит расширение сферы платного образования - коммерциализация высшего образования и рост уровня оплаты за обучение, прямо почти как в научно-фантастическом романе Филипа Дика «Убик», в котором плата взимается за вход и выход из своей квартиры [5]. Это свидетельствует о перераспределении финансирования от государства на частный сектор экономики и само общество и его представителей. Весьма интенсивно происходят институциональные изменения в области российского высшего образования, что отражается в изменении его количественных и качественных характеристик, а именно: меняется количество государственных и частных вузов (институтов, университетов и др.); количество студентов и профессорско-преподавательского состава и т.д. (см. табл. 2 и 3). В развитых европейских странах мира, например в Германии или во Франции, можно видеть то же самое, что имело место и в нашей стране до начала реформирования высшей школы в начале 2000-х гг., когда появились первые частные вузы. Современная система высшего образования ФРГ объединяет 345 учебных заведений, большинство из которых государственные (98%). Частные вузы должны иметь государственную лицензию. Значительное число вузов в Германии - это государственные вузы, которые субсидируются правительством, частных вузов сравнительно немного - 69. Во Франции высшее образование представлено 87 университетами, из которых пять - негосударственные католические институты. Теоретически высшее образование во Франции - бесплатное. На практике бесплатно только самообучение (так как зарплату преподавателям платит государство), а за все, что сопровождает учебный процесс, студент платит сам. Сюда входит пользование инфраструктурой студгородка (130-700 евро), проживание и питание в общежитии (270-600 евро).
Современная Россия (по значительному количеству частных вузов) повторяет модель развития США и Японии, где сильно развит частный сектор высшего профессионального образования. Так, в США - в стране, в которой высшее образование считается одним из лучших в мире, более 3000 высших учебных заведений разных видов, среди которых около половины частных. В Японии около 600 университетов, включая 425 частных, в которых постоянно обучается около 2,5 млн студентов. Наиболее престижные - государственные университеты. Кроме того, в Японии распространена практика «карликовых» высших учебных заведений, в которых 200-300 студентов обучаются на 1-2 факультетах. Вступительные экзамены в высшие учебные заведения в Японии платные. В последнее время высшее образование в вузах, как частных, так и государственных, становится все дороже. В настоящее время плата за год обучения постоянно возрастает и составляет от 5000 долларов в университете штата до 40 000 долларов в Гарварде [17]. Вследствие этого такой институциональный показатель, как доступность высшего образования, постоянно снижается. По свидетельству официальной статистики, уровень доступности образования ведущих стран мира составляет 350-400 студентов на 10 тыс. человек населения. Так, если в 1997 г. этот показатель для России составил лишь 220 студентов, сегодня же - 393 студента, т. е. на уровне наиболее развитых стран мира [15].
Как видно из таблицы 2, примерно 40% всех образовательных организаций в России - это частные вузы, которые составляют значительную часть всех высших образовательных учреждений страны; оставшиеся 60% - это государственные и муниципальные вузы страны.
Таблица 2
Образовательные организации высшего образования в период 2000-2014 гг. [15]
| 
			 Годы  | 
			
			 Все образовательные организации высшего образования  | 
			
			 Студентов - всего, тыс. человек  | 
			
			 Государственные и муниципальные образовательные организации высшего образования  | 
			
			 В них студентов - всего, тыс. человек  | 
			
			 Частные образовательные организации высшего образования  | 
			
			 В них студентов - всего, тыс. человек  | 
		
| 
			 2000/01  | 
			
			 965  | 
			
			 4741,4  | 
			
			 607  | 
			
			 4270,8  | 
			
			 358  | 
			
			 470,6  | 
		
| 
			 2005/06  | 
			
			 1068  | 
			
			 7064,6  | 
			
			 655  | 
			
			 5985,3  | 
			
			 413  | 
			
			 1079,3  | 
		
| 
			 2006/07  | 
			
			 1090  | 
			
			 7309,8  | 
			
			 660  | 
			
			 6133,1  | 
			
			 430  | 
			
			 1176,8  | 
		
| 
			 2007/08  | 
			
			 1108  | 
			
			 7461,3  | 
			
			 658  | 
			
			 6208,4  | 
			
			 450  | 
			
			 1252,9  | 
		
| 
			 2008/09  | 
			
			 1134  | 
			
			 7513,1  | 
			
			 660  | 
			
			 6214,8  | 
			
			 474  | 
			
			 1298,3  | 
		
| 
			 2009/10  | 
			
			 1114  | 
			
			 7418,8  | 
			
			 662  | 
			
			 6135,6  | 
			
			 452  | 
			
			 1283,3  | 
		
| 
			 2010/11  | 
			
			 1115  | 
			
			 7049,8  | 
			
			 653  | 
			
			 5848,7  | 
			
			 462  | 
			
			 1201,1  | 
		
| 
			 2011/12  | 
			
			 1080  | 
			
			 6490,0  | 
			
			 634  | 
			
			 5453,9  | 
			
			 446  | 
			
			 1036,1  | 
		
| 
			 2012/13  | 
			
			 1046  | 
			
			 6073,9  | 
			
			 609  | 
			
			 5143,8  | 
			
			 437  | 
			
			 930,1  | 
		
| 
			 2013/14  | 
			
			 969  | 
			
			 5646,7  | 
			
			 578  | 
			
			 4762,0  | 
			
			 391  | 
			
			 884,7  | 
		
По данным Рособрнадзора, в настоящее время в России функционирует 969 аккредитованных вузов, в том числе 578 государственных и 391 негосударственных, филиальная же сеть насчитывает еще несколько тысяч образовательных учреждений (около 2000).
Современное реформирование высшего образования, прошедшее в последнее время во всех развитых странах и идущее в России, приводит к многочисленным институциональным изменениям. Например, можно отметить противоречивые тенденции, касающиеся самих вузов как институтов. С одной стороны, вузы большинства развитых стран мира все в большей степени из учебно-научных и культурных центров, финансируемых государством, становятся предприятиями - субъектами рыночной экономики. С другой стороны, появляются и новые действующие лица, к которым относятся: виртуальные университеты; лицензионные (франчайзинговые) университеты; корпоративные университеты; компании, библиотеки, музеи и иные заведения, СМИ; брокеры в сфере образования. В настоящее время к вузам вплотную приближаются и начинают конкурировать с ними производители программного обеспечения, издательства, предприятия, могущие предложить новые услуги (бизнес-образование, тренинги) и стремящиеся извлечь выгоду из потенциала относительно нового рынка услуг в сфере высшего профессионального образования [3].
Технологическое развитие высшей школы сегодня все более ускоряется. На базе информатизации, компьютеризации и интернетизации происходит внедрение автоматизации и роботизации, пусть даже на первых порах как единичных, но довольно симптоматичных процессов, которые в полной мере можно считать тенденциями, направленными в ближайшее будущее российской, да и общемировой высшей школы.
Одним из крупных достижений японских ученых стал робот-учитель Сая, женский робот-гуманоид, преподаватель урока науки и техники в начальной школе Токио. С помощью комплекса программных движений робот может выражать шесть основных эмоций в классе: удивление, страх, отвращение, гнев, радость и печаль. Он очень похож на настоящего человека, а точнее, является его прототипом. Создатель робота, профессор Хироши Кобаяши, отметил: «Основная цель создания робота заключалась в том, чтобы подчеркнуть прелести технологий и показать их детям. И, конечно, это является одним из решений проблемы нехватки учителей-людей, не только в сельской местности, но и в городах. В сельской местности и в небольших школах есть дети, которые не имеют возможности вступить в контакт с новыми технологиями, а также есть учителя, которые просто не в состоянии преподавать уроки науки и технологий. Поэтому мы надеемся, что сможем развить этого робота так, что можно будет дистанционно им управлять и обучить эти классы» [14].
Изначально робот был создан для работы в качестве администратора в японских компаниях еще в середине 1990-х гг., но недавно машина была перепрограммирована учеными для работы в другом направлении. Японские ученые понимают, что робот не сможет заменить человека, но человек сможет управлять роботами дистанционно, а это поможет избавиться от многих проблем, в том числе и нехватки кадров.
В нашей стране в Санкт-Петербурге начали использовать первого в мире робота - преподавателя английского языка на школьных факультативных занятиях, который в определенной мере может заменить реального преподавателя иностранного языка или репетитора Робот представляет собой веб-ресурс http://www.liveenglish.ru/ - сайт с «человеческим лицом», который дает возможность онлайн-общения с виртуальным носителем языка. Это своего рода тренажер, при помощи которого можно организовать диалог с обратной связью и приобрести уверенность в использовании теоретических знаний в процессе реального общения [16]. Кроме того, в этом году кадровый состав Московского технологического института пополнился новым сотрудником. Помощь преподавателям кафедры будет оказывать промобот - машина, наделенная искусственным интеллектом, она обладает специальными знаниями и вполне может читать лекции студентам по заложенным учебным материалам, умеет отвечать на вопросы и даже распознавать эмоции своего собеседника и многое другое [13].
Заключение
Таким образом, как это следует из анализа общемировых и российских тенденций высшей школы, в настоящее время российское высшее образование в основном только повторяет те шаги и проходит те этапы, которые были уже сделаны зарубежными ее представителями в определенное время, примерно несколько десятилетий назад. В российском высшем образовании на новом историческом этапе вновь актуализируется исторический для нашей страны лозунг «догнать и перегнать».
Рецензенты:
Радугин А.А., д.филос.н., профессор ФГБОУ ВПО «Воронежского государственного архитектурно-строительного университета», г. Воронеж;
Слинько А.А., д.пол.н., профессор, зав. кафедрой политологии и политического управления Воронежского филиала ФГБОУ ВПО «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Воронеж.
Библиографическая ссылка
Ашмаров И.А., Волкова Е.А., Фролова Е.В. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ТЕНДЕНЦИЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18252 (дата обращения: 04.11.2025).



