Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ

Устинова О.В. 1 Хайруллина Н.Г. 2
1 Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
2 Тюменский государственный нефтегазовый университет
В настоящее время процессы взаимодействия муниципальных органов власти с населением отличаются спонтанностью. В то же время именно на местном уровне происхо¬дит достаточно тесное «соприкосновение» интересов социума и государ¬ства.Поэтому особенно важно на современном этапе иметь четкую систему научно обоснованных мер по повышению качества этого взаимодействия. В статье дается обоснование роли коммуникативных технологий в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с населением,определяются их особенности (подчинение единой цели – повышению качества жизни населения; потребность делегирования населением полномочий органам муниципальной власти для реализации функций самоуправления; социальная ответственность органов власти перед населением за принятые решения). Описывается механизм внедрения коммуникативных технологий в этот процесс, позволяющий перейти к социововлеченной модели взаимодействия власти с общественностью.
коммуникативные технологии.
социальные технологии
взаимодействие органов местного самоуправления с населением
органы местного самоуправления
население
местное самоуправление
1. Андреева Г.М.Психология социального познания/ Г.М. Андреева. М., 1997.
2. Бибик Л.Н., Дейнеко С.В., Устинова О.В. Роль средств массовой информации в современном обществе / Л.Н. Бибик// Вестник Челябинского государственного университета. 2014. №24 (353). С. 111-113.
3. Бутитова Д.Ц. Местное самоуправление в системе взаимодействия власти и общества современной России: региональный опыт: автореферат дисс. … канд. полит. наук. М., 2009. 24 с.
4. Важенин С.Г. Стратегическая архитектура конкурентного поведения регионов в модернизируемой экономике/ С.Г. Важенин. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006.
5. Воробьёв Ю.Л. Коммуникативное взаимодействие гражданского общества и структур публичной власти как управленческий процесс: автореферат дисс. … д-расоциол. наук.М., 2008. 23 с.
6. Гарфинкель Г. Понятие «доверия»: доверие как условие стабильных согласованных действий и его экспериментальное изучение / Г. Гарфинкель/ пер. с англ. В. Г. Николаева // Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература. Реферативный журнал. Серия 11: Социология. 1999. №4. С. 126-166.
7. Доверие - ключ к успеху экономических реформ / материалы круглого стола. М.: Наука, 1998. С. 28-19.
8. Кондрашина Н.В. Интернет-технологии как инструмент взаимодействия политической власти и общества в современной России: автореферат дисс. … канд. полит. наук. Астрахань, 2009. 23 с.
9. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: РЕЧЬ, 2000.
10. Марков М. Технология и эффективность социального управления / М. Марков. М.: Мысль,1983.
11. Медведев Н.П. Проблемы оптимизации регионального и муниципального управления в современной России / Н.П. Медведев // Муниципальные и региональные процессы в условиях глобализации и европеизации / под ред. Г.В. Витткэмпера, Г.Я. Козлова, В.С. Авдонина. М.: КДУ, 2013.
12. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ К. Роджерс. М.: Прогресс, 1994.
13. Словарь иностранных слов. М.: ИНФРА-М, 1998.
14. Устинова О.В. Готовность населения противостоять коррупции в органах власти/ О.В. Устинова// Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2011. №2. С. 42-46.
15. Устинова О.В., Савицкая Ю.П. Особенности взаимодействия органов местногосамоуправления с населением/ О.В. Устинова, Ю.П. Савицкая// Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. №2(24). С. 257-263.
16. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия. Т.1. / Ю. Хабермас// Вестник МГУ. Сер. 7. Философия.1993. №4. С. 58.
17. Хайруллина Н.Г., Устинова О.В. Профессиональное развитие муниципальных служащих: учебное пособие / Н.Г. Хайруллина, О.В. Устинова.Тюмень: ТюмГНГУ, 2005. 88 с.
18. Хайруллина Н.Г. Роль социологических технологий в деятельности органов власти, образования и бизнеса / Н.Г. Хайруллина, Г.А. Щербаков //Известия высших учебных заведений Социология. Экономика. Политика. 2008. №4. С. 44-46.
19. Beyer P., 1998. Globalizing Systems, Global Cultural Models and Religion(s) // International Sociology. Vol. 3. No. 1, March. P. 81-84.
20. Dance Frank, Larson C. The Functions of Human Communication: A Theoretical Approach. N.Y. Holt, Rinehart Winston, 1976.
21. Kelman H. The structure and function of communication in Society // B.Berlson and Mjnowilz (eds.) Reader in Public Opinion and Communication. 2nd.ed. N.Y., 1966.
22. Mead G.H. The Philosophy of the Act / G.H. Mead. Chicago, 1938.
23. Jaspers K.T. Psychologie der Weltanschauungen, 1919.
Местное самоуправление предполагает взаимосвязь государственных и самоуправленческих начал, «обусловленную глубинными и объективными факторами, в числе которых степень социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка различных социальных групп, характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др.»[11].В современных условиях население не является полноценным участником управленческих процессов, протекающих на уровне муниципальных образований. С этой точки зрения основной проблемой является реализация объектно-субъектного взаимодействия органов муниципальной власти и населения [14]. Нельзя не согласиться на этот счет с мнением Д.Ц. Бутитовой, которая, ссылаясь на практический опыт, указывает, что «многие проблемы становления местного самоуправления в современном российском обществе связаны с недооценкой значения и роли взаимодействия органов местного самоуправления с населением – гражданами и общественными организациями путем привлечения их к совместному решению вопросов местного значения» [3].

Большинство развитых стран мира формируют политику взаимодействия населения с органами власти, следуя парадигме, согласно которой последние рассматриваются как партнеры и рыночные координаторы [19].Кроме того, современная практика такого взаимодействия «убедительно свидетельствует о том, что технологии и инструменты, обеспечивающие и поддерживающие результативность сотрудничества, находятся в постоянном развитии»[4].

Представляется, что решение социально-экономических проблем в России может быть достигнуто только посредством совместных усилий власти и населения. Как отмечено в рекомендательных материалах круглого слова, подготовленного Федерацией независимых профсоюзов России и Институтом экономики РАН, «доверие – ключ к успеху экономических реформ, отсутствие доверия между партнерами, населением, коммерческими структурами и государством влечет за собой прямые экономические потери: бегство капитала, низкий уровень частных сбережений и прочие» [7].

По мнению авторов статьи, повышение коммуникативной составляющей со стороны местного сообщества как главного субъекта местного самоуправления выступает важным фактором развития демократической системы в Российской Федерации. Вместе с тем  эмпирический анализ показывает недостаточно эффективную реализацию функции по взаимодействию органов местного самоуправления с населением [2, 15]. Местное сообщество зачастую не только не участвует в решении вопросов местного значения своего муниципального образования, но и не владеет полноценной информацией о деятельности органов местного самоуправления.

Можно отметить, что незаинтересованность граждан и, как следствие, пассивность  в решении «местных» проблем влечет за собой отсутствие диалога между органами власти и населением. Вместе с тем только сбалансированное взаимодействие органов местного самоуправления и населения, реализуемое в рамках эффективного механизма, способно обеспечить положительную динамику общественного развития.

Основная часть.Обращаясь к этимологии термина «технология» (от греческого techne – искусство, ремесло, наука и logos – понятие, учение), следует отметить, что он определяется как совокупность методов и процессов, применяемых в каком-либо деле, производстве чего-либо, а также научное описание этих методов [13].Возникновение данного термина сопряжено с процессами производства товаров. «Социальная технология» определяетсякак «деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и измеряется объект деятельности» [17] или же «способ реализации … конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему последовательных процедур и операций, которые выполняются однозначно» [10].

Исследуя коммуникативные технологии как разновидность социальных технологий, следует отметить, что определенная сложность в идентификации последних обусловлена тем, что «диалог общества и власти на разных уровнях далеко не всегда имеет устоявшиеся способы организации и не переводится автоматически в число элементов системы социального управления. На концептуальном уровне это не всегда очевидно, поскольку отношения власти характеризуются универсальностью (в смысле их присутствия во всех сферах общественных отношений) и включенностью, инклюзивностью, способностью обозначать себя в любой области жизнедеятельности людей» [5].

Сущность коммуникативных технологий раскрывается через социальную коммуникацию (Г. Гарфинкель [6], Дж.Г. Мид [22], К. Ясперс [23]и др.); межличностное взаимодействие (К. Левин [9], К.Роджерс[12] и др.); общение и коммуникацию (Г.М Андреева [1],Ф. Дэнис, К. Ларсон [20] и др.).

Исходя из специфики местного самоуправления, коммуникативные технологии, помимо прочего, должны учитывать: местное самоуправление как систему, включающую в себя взаимосвязанные элементы, подчиненные единой цели – повышению качества жизни населения; потребность делегирования населением полномочий органам муниципальной власти для реализации функций самоуправления; социальную ответственность органов власти перед населением за принятые решения.

Учитывая, что развитие коммуникативных технологий является перспективным инструментом обеспечения взаимодействия населения и органов муниципальной власти [21], актуальным становитсяповышение уровня профессионально-коммуникативной компетентности муниципальных служащих, практическое овладение ими коммуникативными технологиями (рис. 1).

Сегодня ученые и практики в сфере местного самоуправления едины во мнении, что для развития коммуникативных технологий необходима нормативно-правовая база, ее постоянный мониторинг и корректировка. Это позволит обеспечить прозрачность управленческой структуры органов местного самоуправления, снизить коррупцию. Следует также отметить, что обеспечение прозрачности выступает не самоцелью, а сопутствующим фактором повышения эффективности взаимодействия.

                                                                                             

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Процесс овладения коммуникативными технологиями

 

Как отмечает Н.В. Кондрашина, используемые в отечественной практике технологии («реактивные», spin-технологии) нередко носят негативный характер и направлены на манипулирование общественным мнением, вследствие чего формируется недоверие к власти со стороны населения[8].

Перспективными, по мнению авторов статьи, представляются Интернет-технологии. Именно они призваны обеспечить надлежащее информационное обеспечение процесса взаимодействия власти с обществом на широкодоступной, непрерывной и своевременной основе. В силу своей специфики Интернет выступает средой-фасилитатором, в которой разворачиваются многосторонние взаимодействия, основанные по принципу дискуссии, обратной связи, диалога, переписки [18].Позитивное влияние Интернета проявляется также в стирании пространственно-временных ограничений между субъектами взаимодействия.

При всем многообразии Интернет-технологий особый интерес в контексте взаимодействия органов муниципальной власти и населения представляет внедрение «Электронного Правительства». Согласно наиболее распространенному определению, электронное правительство – это способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора услуг гражданам, бизнесу, непосредственным представителям государственной и муниципальной власти, различным чиновникам, при котором личное взаимодействие между акторами коммуникации минимизировано и опосредовано информационными технологиями. При этом основная идея внедрения электронного правительства заключается в непрерывном совершенствовании и оптимизации процесса взаимодействия органов власти и населения. В числе целей электронного правительства особый интерес представляет повышение вовлеченности социальных групп впроцесс принятия решений на локальном уровне, которое повлечет за собой фундаментальную трансформацию характера взаимоотношений между органами местного самоуправления и гражданами, обеспечивая поддержание социальной ответственности власти и соблюдение принципов демократического общества.

Интернет и основанные на его технологиях средства коммуникации, включая «Электронное Правительство», формируют органичное единство коммуникативных технологий, опосредующих взаимодействие органов местного самоуправлении и социальных групп. Эти технологии создают пространство для реализации партнерства органов муниципальной власти и населения. Как отмечает Ю. Хабермас, «фокус исследования переместился от когнитивно-инструментальной к коммуникативной рациональности. Для него парадигматично не отношение частного субъекта к чему-либо в объективном мире, что можно представить и с чем можно манипулировать, а межличностное отношение, в которое вступают способные к общению и действию субъекты, если ониодновременно обращаются к чему-то объективному, социальному»[16].

Представляется необходимым позиционировать коммуникативные технологии в процессе трансформации взаимодействия органов местного самоуправления с населением. Этому будет способствовать представление процесса трансформации как системы, на входе которой существующие проблемы взаимодействия, влияющие на рассогласование целей местного самоуправления и интересов социальных групп, характерные для социо-абстрагированной модели, а на выходе – баланс интересов социума и органов власти, присущий социо-вовлеченной модели (рис. 2).

Вывод. Таким образом, коммуникативные технологии обеспечивают базис современной коммуникативной парадигмы, основанной на партнерском взаимодействии. Они расширяют возможности индивида в системе информационно-коммуникативных практик, изменяя содержание и характер взаимодействия. Авторы полагают, что успешная адаптация коммуникативных технологий будет способствовать продвижению во взаимодействии власти с населением к модели демократического типа, а именно – социо-вовлеченной, исключая возможность возникновения ограничений для сотрудничества.

 

 

 

Рис. 2. Механизм внедрения коммуникативных технологий в процессевзаимодействия органов местного самоуправления с населением

Рецензенты:

Линник Т.Г., д.э.н., профессор, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, г.Тюмень;

Силин А.Н., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г.Тюмень.


Библиографическая ссылка

Устинова О.В., Хайруллина Н.Г. КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18307 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674