Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕМЬИ

Арсентьева О.Ю. 1
1 ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования»
Статья посвящена изучению возможностей социокультурного пространства семьи для расширения и углубления диапазона социального опыта растущего человека. Обосновано, что в семье закладываются основы социализации личности, отношений между людьми, социально значимой мотивации, устоявших-ся норм и правил поведения в обществе. Показана роль консалтингового сопровождения семьи в выяв-лении внутренних причин конфликта и конкретных действий по устранению негативных отношений между членами семьи. Доказана важность моделирования социокультурного пространства семьи. Ак-центировано внимание на реализации семьей ряда функций с учетом культурно устоявшихся форм жизнедеятельности. Анализируются результаты апробации прогностической модели в контексте пози-тивных перемен в механизме функционирования семьи и снижения проявления симптомов психологи-ческого и социокультурного дискомфорта у ее членов.
отношения между членами семьи
функции семьи
консалтинговое сопровождение
прогностическая модель
моделирование
социокультурное пространство
семья
1. Арсентьева О.Ю. Семья как социально-педагогический институт. – Екатеринбург : Де-ловая книга, 2005. – 170 с.
2. Жданова С.Н. Основы социологии семьи : учеб.-метод. пособие. – Оренбург : ОренПе-чать, 2013. – 265 с.
3. Реан А.А. Социальная педагогическая психология. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. – 561 с.
4. Психология и культура / под ред. Д. Мацумото. – СПб. : Питер, 2003. – 718 с.
5. О положении семей в Российской Федерации / под ред. С.В. Дармодехина. – М. : Гос. НИИ семьи и воспитания, 2005. – С. 28–31.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика : учебник для студентов вузов. – М. : Академия, 2013. – 240 с.
7. Кравченко А.И. Культурология : словарь. – М. : Академический проект, 2000. – 270 с.
8. Социальная педагогика: генезис научного исследования понятий, идей, проблематики : монография / под науч. ред. С.В. Сальцевой. – Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010. – 340 с.
9. Соловьева С.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся: содержа-ние и технологии. – Екатеринбург : ИРО, 2014. – 240 с.

Общественное развитие человечества немыслимо без  социокультурной деятельности, этого особого  пространства становления и развития подрастающего поколения. Разумное использование возможностей социокультурного пространства в условиях семьи как классического образца для расширения и углубления диапазона социального опыта  растущего человека жизненно необходимо. Именно в  социокультурном пространстве семьи закладываются основы социализации личности, отношений между людьми и обществом, социально значимой мотивации и социально одобряемых норм и правил поведения человека как субъекта  цивилизации.

Исследователи рассматривают семью не обязательно  как объединение индивидов, связанных родством, а как целостность, систему, где любые позитивные явления радуют и, напротив, конфликты или  кризисы могут оказывать и  деструктивное влияние. Изменение любого элемента касается других. Тем более что сложившееся социокультурное пространство семьи на практике оказывает влияние на поведение каждого ее члена  и на другие  ее подсистемы, а  одновременно может испытывать воздействие и с их стороны [1; 8].

В процессе консалтингового сопровождения семьи,  помогая в трудных ситуациях жизни, педагоги и психологи призваны не только заниматься выявлением внутренних причин конфликта, но и с помощью  целенаправленных продуманных действий изменить ее социокультурное пространство, непосредственно влияющее на отношения  членов  семьи. В теории семейных систем доказано, что члены  отдельной семьи не могут  иногда действовать независимо друг от друга, потому что это  поведение приводит напрямую  к внутрисемейным разрушениям, дисфункциональности.

 Моделирование социокультурного пространства происходило в нашем исследовании с учетом  трактовки идеи П. Сорокина, утверждающего, что положение человека в «социальной вселенной» и его социальная биография существенно зависят от общей соразмерности современной человеку исторически сложившейся культуры, влияющей на освоение субъектом смыслов, взглядов, идей, составляющих его личную субъектную картину миропонимания. В этой связи социокультурное пространство выступает как значимый аспект воспитания и социализации личности, приобретающей возможность гармонизации внешнего (окружающего мира, социума) и внутреннего (мотивации, направленности, интересов в отношении себя самого) аспектов бытия [2; 9].

В универсальной смысловой трактовке социокультурное пространство интегрирует множество составляющих: экономические, политические, педагогические, физические, психологические условия и факторы развивающего характера.

Полисферность социокультурного пространства может быть представлена следующим образом:

- естественные факторы: географические, экологические, климатические, биологические, демографические и др.;

- социальные: особенности труда и его организация, социальная структура и  специфика расслоения  общества;

- культурные: количественный и качественный уровень и объем социокультурной информации и ее размещение по областям и сферам культуры, структура имеющихся социокультурных норм, правил  и ценностей - экономических, правовых, идеологических,  познавательных, социально-политических, этических, эстетических и др. [7, с. 68].

В социокультурном пространстве семьи происходит пересечение названных условий и факторов, детерминирующих и профессиональную, и семейную повседневную жизнь людей.

К субъективным факторам относятся, с одной стороны, восприятие и оценка представителями различных социальных групп объективных условий своего существования, а с другой - их потребности, запросы, побуждения, мотивы, интересы, ценностные ориентации, цели и др. Специфика взаимодействия субъективных и объективных факторов и  определяет различия в содержании, структуре и форме образа жизни людей в одном и том же обществе [6].

Поэтому важно более подробно остановиться на рассмотрении факторов и механизмов, обусловливающих эту специфику.

Обоснованная нами модель носила прогностичный характер и содержала образ желаемого состояния объекта (социокультурного пространства семьи) и его развития, обогащения в воспитательных целях - в будущем. Это позволило создать графическое описание структурных блоков, характеризующих  всесторонне наличное состояние содержательного контекста жизнедеятельности семьи, влияющего на всех участников семейных событий.  В свою очередь, данная модель позволяет отразить  результаты  диагностики, динамики изменений, своевременной их коррекции и постановки новых задач для решения выявленных  проблем в социокультурном  пространстве семьи.

Поэтапное моделирование началось с исследования теоретических основ  обоснования взаимосвязи семьи и социокультурного пространства, определяющих содержание их взаимодействия.  Это дало  представление о составе, структуре, педагогически адаптированных функциях имеющегося в семье социального опыта,  включая общий диапазон социокультурных  знаний родителей, а также качество их ключевых психолого-педагогических компетенций в отношениях с детьми.

 На следующем этапе моделирования происходила конкретизация представлений в различных сферах  духовной культуры. Мы рассматривали  интеллектуальную, нравственную, художественную стороны культуры, познание которых  неизменно закладывается с раннего детства в семье. Определяли  те  аспекты социального опыта, которыми овладевают дети разного возраста  познавательной деятельности уже в семье. Например, насколько он приобщен к культуре благодаря ее  видам (музыка, живопись, скульптура, театр и т.д.), родам (поэзия, проза и т.д.), жанрам (симфония, концерт и т.д.) или стилям (барокко, классицизм, романтизм).

В свою очередь, следующий этап моделирования позволял содержательно дополнять семейный опыт  конкретным материалом заданий и упражнений для родительских сообществ, занятий с его участниками по проблемам использования накопленного человечеством богатства культуры в каждой семье для повышения уровня личной культуры ее старших и младших  членов.

Подобный подход к моделированию позволил выявить и применить социокультурные возможности  для обновления повседневной жизнедеятельности семьи, подъема жизненной активности ее членов и изменения к лучшему общего качества жизни. Обнаружились необходимые даже в небольшом семейном коллективе области индивидуального и коллективного приложения усилий для создания доступного и привлекательного для  каждого и вдохновляющего всех  общекультурного фона семейной атмосферы. 

Дополнительно, исходя из  ценностно содержательных и социально значимых  потребностей семьи, протекали стадии процесса психолого-социального ее сопровождения:

-       на начальной стадии устанавливался контакт для взаимодействия социального педагога, психолога или социального работника и семьи как субъекта сопровождения. Проводилось углубленное совместное диагностическое изучение проблем семьи в условиях сложной  жизненной ситуации, выявление сообща  удовлетворительных для участников с обеих сторон  форм помощи;

-       на основной или реконструктивной стадии осуществлялось  оказание социальной и  психологической помощи, по  преобразованию имеющейся жизненной ситуации  на основе  активизации личных эмоционально-психологических ресурсов членов семьи или по изменению общей  атмосферы в семье в целом.

- на заключительной стадии подводились итоги выполнения поставленных задач и совместно преодоленного пути. Совершалось  символическое прощание с  прошлым, со всем негативом  прежнего образа жизни и с сопровождающими.

  Применение данных инвариантных модулей сопровождения было действенно только при выстраивании целевого совместного моделирования взаимодействия с семьей. При этом в каждом отдельном  случае общая схема наполнялась конкретным контекстом  в соответствии со спецификой протекания затруднений в семейной  ситуации.

Структура названных культурно установленных рамок жизнедеятельности в семье задавала образцы, эталоны, примеры для дальнейших действий и поступков детей в будущей собственной семье, так как демонстрировала способы  предметно-пространственной организации обстановки в семье. Кроме того, созданный социокультурный настрой касался развития способностей, качеств и свойств растущего человека, его биопсихических процессов и эмоциональных состояний, касаясь постановки социально значимой цели познания и самопознания, самоопределения в  профессии и самореализации в интересующем виде социокультурной  деятельности.

При организации психолого-социального сопровождения екатеринбургской семьи, в частности, были выявлены возможности и ресурсы поддерживающего характера, существенно  значимые  в реализации ряда функциональных свойств, среди которых:

-    стремление к  самосохранению (личной безопасности, крепкому, надежному здоровью для повышения работоспособности, к достойному качеству потребления);

- активизация   репродуктивной функции и улучшение демографической ситуации по деторождаемости  за счет расширения круга дотаций,  пособий для матери и ребенка;

-    целевое привлечение разнообразных по форме, статусу и имиджу    социальных и материальных ресурсов города, его районов и микросред;

-    реализация  гарантий и обеспечение жилищных стандартов каждой  семьи;

-    улучшение  экономической и материально-финансовой функций семьи в плане предоставления жилищных или  бытовых кредитов, ссуд и обязательств;

-    поддержка домохозяйственной среды в рамках семьи за счет расширения границ  доступности  в сфере  новых приборов, техники и  технологий;

-    обеспечение гарантий семьи, касающихся социального  надзора и контроля общества и государства  за асоциальным поведением населения,  активной борьбы с проявлениями асоциального характера, насилием и  случаями криминала в семье, а также  вне ее;

-    содействие эмоционально-психологически позитивной атмосфере взаимоотношений  членов семьи.

     Анализ социально-демографических характеристик семьи явился необходимым документальным основанием дальнейшей организации психолого-социального и педагогического  сопровождения различных категорий семей.

Обеспечение взаимно развивающего существования общества и личности позволило на основе сконструированной модели реализовать в семье ряд фундаментальных функций, с учетом  культурно устоявшихся форм жизнедеятельности, среди которых:

- реализация  материальных, экономических и социальных основ жизнеобеспечения: труд на пользу общества; труд по самообслуживанию в виде домашних занятий; деятельность по  приобретению и употреблению бытовых товаров и различных услуг;

- содействие социализации: освоение достаточного уровня общего образования;  профессиональная подготовка, а  по востребованности и переподготовка, социальная активность в обществе; самодеятельность и любительские занятия по интересам; поддержка здорового образа жизни;

- обеспечение социальной  коммуникации: деловое  взаимодействие;  дружеское общение; позитивные семейные отношения; осознанный отбор информации и новостей в мире, стране, регионе средствами массовой коммуникации; путешествия; изучение родного края, своего населенного пункта;

- организация отдыха для восстановления энергетических затрат: разумное потребление пищи; соблюдение правил личной гигиены; нормальный объем пассивного и активного отдыха, продуманный по режиму сон [1, с. 37].

При  осуществлении  психолого-социального сопровождения был реализован проект «Мир семьи». Проект органично увязывал цели, задачи, содержание, основные технологии и организационные формы взаимодействия  семьи с социумом как звенья  сопровождения  в решении проблем, связанных, прежде всего, с семейными функциями и соответствующими им семейными ролями.

 В основу технологической идеи проекта положен проблемно-ориентированный подход, состоящий в  том, что поддержка оказывается семье или ее членам, которые по собственной инициативе формулируют конкретный социальный заказ на определенные услуги, имеют определенную мотивацию в овладении знаниями и умениями, что дает возможность самостоятельно разрешать проблемы, возникающие в семье.

В рамках проекта функционировал общественный фонд «Мир семьи», основной целью которого являлось привлечение материальных средств для оказания поддержки программам и проектам, содержащим значимые социальные, культурные, образовательные и другие общественно полезные инициативы, направленные на развитие и укрепление семьи  как особого социального института, на формирование имиджа социально здоровой семьи и ее статуса, на удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии.

Консалтинговый центр с названием «Мир семьи» координировал деятельность ряда объединений, среди  которых - Служба семейного консультирования, Агентство семейного сервиса, Родительская школа, Бюро дидактических услуг, Школа развития дошкольников, Информационно-аналитический отдел, Семейный досуговый салон и др.

Основными задачами и направлениями выступали следующие:

-    инициирование, разработка, внедрение и экспертиза проектов и программ, направленных на создание условий для максимального развития семьи, ее самореализации;

-    организация семейного консультирования, психологического патронажа, гуманных форм развития семейных взаимоотношений, других видов поддержки,  укрепления или  сохранения семьи;

-    реализация программ по повышению квалификации, профессиональной переподготовки граждан, психолого-педагогического просвещения родителей,  семейных и личных отношений супругов;

-    реализация программы цикла  занятий социально-психологического, образовательного,  развивающего характера для детей, по разным причинам не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

-    разработка и внедрение программ, направленных на подготовку талантливой, одаренной молодежи;

-    создание системы мониторинга жизнедеятельности семьи.

Для осуществления апробации  вышеозначенных видов деятельности было организовано сотрудничество научно-исследовательских коллективов, занимающихся проблемами жизнедеятельности   семьи в  сложных  условиях,  привлеченных к сотрудничеству учреждений и организаций, уставная деятельность которых была ориентирована  на оказание социально-правовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, образовательных и других услуг семье. Был сформирован временный творческий коллектив по внедрению концептуальных идей исследования на базе социальных и образовательных учреждений.

Осуществляемая на различных этапах реализации проекта диагностика свидетельствовала, как изменялись при осуществлении консалтинга  показатели общего благополучия семьи. Многие традиционные показатели:  формальная устойчивость семьи и брака, экономическое благополучие, осуществление функций деторождения, бытового самообслуживания - уступали место для других показателей развития семьи, выступающей в качестве  социально-психологической общности: отсутствие конфликтности, наличие положительного психологического климата, удовлетворенность отношениями, сплоченность, гармоничное  развитие личности каждого из членов семьи, способность семьи оказывать надежную моральную и психологическую поддержку, характер общения и др.  Развивался опыт  супругов достигать достойного уровня и качества  семейных и детско-родительских отношений как главного фактора прочности и устойчивости  современного брака и осознанного выполнения функций семьи в комплексе. Успешно культивировались новые (миротворческие) требования к добропорядочному поведению в семье,   внимание к способностям и личностному росту всех членов семьи.

При этом учитывались возможные  два типа  взаимодополняющих  стратегий во взаимовлиянии социокультурного пространства и семьи: средовая ее адаптация, суть приспособление к социокультурным  условиям окружающей действительности;  или преобразование  культурной среды адекватно  собственным ценностям, убеждениям, целям, внесение своего творческого вклада в мир культуры [3; 5].

Таким образом, предлагаемая  прогностическая модель, интеллектуальная по общей направленности,  призвана еще до апробации ее на реальном материале  пристально исследовать, прогнозировать на основе  оценки последствий реализации идей или замыслов. Эта аналитическая деятельность опиралась на  осознанные образцы и примеры культурно-исторических преобразований, что  позволяло  обеспечить  создание новых возможностей жизнедеятельности семьи, содействовать расширению горизонтов формирования человеческой субъектности ее членов.

При успешно выбранной стратегии, с применением адекватной  тактики работы  любая семейная обстановка улучшалась при выполнении  рекомендаций специалиста. Все перемены вели к позитивным сдвигам в механизме существования  семьи и способствовали уменьшению явного  проявления симптомов  социокультурного или психологического  дискомфорта у  ее членов.

Решение педагогических задач и проблем, в которых взаимодействуют и дополняют друг друга в совокупности социально-культурные, психолого-социальные и педагогические, технологические и организационные аспекты, приводило к желаемому результату - обогащению функционала семьи в воспитании детей с учетом ее социокультурного контекста.

 

Рецензенты:

Соколова Л.Б., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;   

Жданова С.Н., д.п. н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.                     


Библиографическая ссылка

Арсентьева О.Ю. ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕМЬИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18330 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674