Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Ушаков А.А. 1
1 ГБОУ СПО «Белореченский медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края
В содержании статьи раскрываются особенности личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды. Обосновано влияние данной среды на процессуальные компоненты саморазвития педагога, которые определены на основе деятельностного подхода и включают потребности, мотивы, целеполагание как проектирование, исполнительские действия, оценку результата, самоорганизацию и самоконтроль деятельности, корректировочные действия. Характеризуются побудительная, прогностическая, результативная, аналитическая, регулятивная функции интегративной образовательной среды в личностно-профессиональном саморазвитии педагога. Автором выделены ведущие внешние и внутренние факторы саморазвития педагога как личности и профессионала. В статье анализируются потенциальные риски процесса саморазвития педагога и предложены способы их минимизации. Практическая значимость проведенного исследования определяется разработкой технологии проектирования индивидуальных профессионально-развивающих траекторий, а также возможностью использования в научно-методической деятельности предложенной концепции личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде.
функции интегративной образовательной среды
структура и факторы личностно-профессионального саморазвития педагога
1. Бережнова Д.Б. Деятельность в альтернативных образовательных средах как условие профессионального саморазвития педагога // Акмеология. – 2014. — № 1–2. – С. 35–36.
2. Митина Л.М. Теоретико-методологическое и научно-методическое обеспечение обучения и личностно-профессионального развития персонала организации // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2012. — № 1 (17). – С. 13–22.
3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Структура управленческой деятельности в системе образования // Специалист. – 2011. — № 12. – С. 2–8.
4. Сергеев А.Н., Соколов М.В. Профессиональное саморазвитие педагогов в сетевых сообществах Интернета // Теория и практика общественного развития. – 2014. — № 8. – С. 70–72.
5. Фишман Б.Е. Педагогическая поддержка саморазвития педагогов в профессиональной деятельности: концептуальные основы региональной системы // Сибирский педагогический журнал. – 2007. - № 1. – С. 49–60.

Социальный заказ к уровню профессионального мастерства педагога, его личностным и деловым качествам ориентирован на активное развитие и саморазвитие в условиях современной образовательной среды. Решение проблем развития субъектов образования требует разработки новых подходов к исследованию личностно-профессионального развития специалистов [2]. Современные альтернативные образовательные среды обеспечивают реализацию способностей человека, повышая возможности саморазвития педагога как личности и профессионала [1]. Такие возможности саморазвития значительно повышаются в сетевых сообществах Интернета [4]. По мнению Б.Е. Фишмана, реально может существовать только система совместного саморазвития педагогов [5]. С нашей точки зрения, эффективность совместной профессионально-развивающей системы значительно повышается в условиях интеграционных процессов в образовательных средах. На структурно-функциональном уровне современная интегративная образовательная макросреда организована как система, объединяющая микросреды отдельных педагогов, аудиторий, кафедр и других структурных подразделений, развивающие среды образовательных организаций в целом, мезосреды общего, профессионального и дополнительного образования. Содержательный уровень интеграции образовательных сред представлен как объединение вариативных профессионально-развивающих ресурсов микросред и мезосред, связи и отношения между которыми имеют кооперирующий характер. Существующие фрагментарные представления о личностно-профессиональном саморазвитии педагога в интегративной образовательной среде определяют необходимость разработки новых теоретических концепций и практических технологий, позволяющих педагогу осуществлять саморазвитие в условиях данной среды.

Целями проведенного исследования являются изучение особенностей влияния интегративной образовательной среды на процесс личностно-профессионального саморазвития в совокупности составляющих его компонентов и определение основных профессионально-развивающих направлений педагога.

Для достижения поставленной цели использована система методов научного исследования: сравнительный анализ психолого-педагогической научной литературы, концептуализация, классификация, систематизация, сравнение, моделирование процесса личностно-профессионального саморазвития, проектирование индивидуальных профессионально-развивающих траекторий педагога.

Образовательная среда стимулирует развитие способности педагога в работе над собой. Саморазвитие выступает как способ реагирования человека на воздействие социальной среды и как процесс самоизменения под воздействием внутренних противоречий (К.А. Абульханова-Славская, Н.М. Борытко, В.А. Сластенин, И.А. Шаршов). Педагог использует развивающие ресурсы образовательной среды в целях собственного саморазвития. В свою очередь, педагог влияет на образовательную среду: изменяя ее, он изменяет себя как личность и профессионал, в чем заключается взаимовлияние образовательной среды и процесса личностно-профессионального саморазвития.

Степень воздействия образовательной среды на саморазвитие педагога детерминируется развивающим потенциалом среды, который многократно возрастает в условиях ее интеграции. Интегративная образовательная среда характеризуется наличием профессионально-развивающих ресурсов, формирующих новые качества среды. Эти качества определяются взаимосвязями совокупности микросред как структурных компонентов макросреды, которые в отдельности не могут воспроизводить качество системы в целом. В данном случае интегративная образовательная среда обладает свойством эмерджентности, или системным эффектом. Таким образом, интегративная образовательная среда выступает как многомерное и упорядоченное пространство и как новая степень свободы, позволяющая педагогу повысить эффективность личностно-профессионального саморазвития.

Факторами, определяемыми внешней средой по отношению к субъекту деятельности, являются: требования к деятельности, критерии оценки соответствия результата цели, нормы и принципы, условия деятельности [3]. Нами разработана классификация внешних и внутренних факторов личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде (рис. 1).

Рис. 1. Факторы личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде

Личностно-профессиональное саморазвитие педагога в интегративной образовательной среде как деятельность включает следующие процессуальные компоненты: потребности и мотивы, целеполагание как проектирование, исполнительские действия, оценка результата, самоорганизация и самоконтроль, корректировочные действия (рис. 2).

Рис. 2. Влияние интегративной профессионально-развивающей образовательной среды на процессуальные компоненты саморазвития педагога

Функция в общем значении – явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления. В этом аспекте личностно-профессиональное саморазвитие педагога зависит от условий интегративной образовательной среды и изменяется под воздействием ее факторов. Интегративная образовательная среда выполняет побудительную, прогностическую, результативную, аналитическую, регулятивную функции в личностно-профессиональном саморазвитии педагога.

Побудительная функция — социальные условия интегративной образовательной среды определяют потребности личностно-профессионального саморазвития педагога, которые конкретизируются в мотивах-побудителях и движущих силах личностно-профессионального саморазвития. Интегративная образовательная среда способствует актуализации смыслов саморазвития. Мотивы саморазвития педагога могут быть внутренними и внешними, ведущими и ситуативными. Это самоутверждение, самоактуализация как умение педагога стать тем, кем он способен стать (А. Маслоу), реализация себя в профессионально-педагогической деятельности, достижение успеха в профессиональном сообществе, а также социально значимые мотивы (чувства профессионального долга и призвания, ответственности, осознание миссии педагога).

Прогностическая функция — интегративная образовательная среда детерминирует требования к уровню профессионального мастерства, результатам педагогической деятельности и инициирует целеполагание саморазвития педагога, при этом постановка цели определяется самим субъектом. Целеполагание осуществляется педагогом на основе мотивов личностно-профессионального саморазвития и с учетом социального заказа интегративной образовательной среды.

Результативная функция — интегративная образовательная среда определяет содержание норм и принципов деятельности и обусловливает получение результата личностно-профессионального саморазвития педагога. Интегративная образовательная макросреда, обладая свойствами вариативности, открытости и пластичности, значительно усиливает профессионально-развивающее воздействие по сравнению с отдельными микросредами. Интегративная образовательная среда включает программно-технические, информационно-образовательные, социально-коммуникативные и научно-методические ресурсы. Вариативность профессионально-развивающих ресурсов обеспечивает построение индивидуальной траектории личностно-профессионального саморазвития педагога и позволяет осуществлять данный процесс на основе альтернативного выбора с наибольшей эффективностью в целях достижения запланированных результатов.

Аналитическая функция — интегративная образовательная среда обеспечивает осуществление обратной связи процесса саморазвития педагога на основе проведения мониторинга как непрерывного процесса наблюдения и регистрации индивидуальных показателей в соответствии с критериями саморазвития. Сравнительная оценка результатов саморазвития педагога осуществляется по собственным (внутренним) и внешним критериям соответствия результатов цели. Внешние критерии оценки устанавливаются интегративной профессионально-развивающей образовательной средой. В фундаментальных трудах, посвященных исследованию стратегии и проблем жизненного пути человека, рефлексия деятельности рассматривается как основной механизм саморазвития (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн).

Регулятивная функция — заключается в развитии эмоционально-волевой саморегуляции процесса и результата личностно-профессионального саморазвития. Педагог со сформированными самоорганизационными компетенциями способен адаптировать и трансформировать влияние интегративной образовательной среды в собственные мотивы личностно-профессионального саморазвития. Под адаптацией в данном случае понимается внутреннее стремление к саморазвитию. В процессе саморегуляции на основе достигнутых результатов педагог корректирует процесс собственного личностно-профессионального саморазвития во взаимосвязи составляющих его компонентов.

Личностно-профессиональное саморазвитие педагога в условиях интегративной образовательной среды связано с определенными потенциальными рисками:

1) отсутствием возможности реального диалога в условиях виртуальной коммуникации;

2) отрицательным влиянием виртуального квазиреального мира на развитие личностных качеств педагога, определяющих процесс эффективного общения;

3) потенциальной информационной опасностью ресурсов Интернета;

4) использованием фрагментарной информации, часто бессистемной, и отсутствием необходимости в анализе объемных текстов;

5) зависимостью от чрезмерного и необоснованного использования мультимедийных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Способами решения обозначенных проблем в целях минимизации рисков саморазвития педагога являются:

1) развитие умений слушать, оппонировать, аргументировать собственное мнение;

2) участие педагога в очных этапах научно-практических конференций, конкурсов профессионального мастерства, семинаров, фестивалей и других научно-методических мероприятий;

3) развитие умений педагога критически анализировать информацию, дифференцировать ее, сопоставлять, выделять главное.

С целью определения основных направлений саморазвития нами разработана технология проектирования индивидуальных профессионально-развивающих траекторий педагога. Данная технология включает поэтапные действия в соответствии с циклом деятельности.

На диагностическом этапе проводится анализ социокультурной ситуации, определяются качественные характеристики интегративной образовательной среды, ведущие мотивы и степень готовности к саморазвитию, а также исходный уровень личностно-профессионального саморазвития педагога.

На прогностическом этапе разрабатывается проект будущей деятельности, содержащий концепцию саморазвития и стратегию ее реализации (цели и задачи, ресурсы и условия, ожидаемые результаты, пошаговый план выполнения запланированных действий). На данном этапе важно прогнозирование возможных направлений саморазвития на основе вероятностных сценариев и выбор оптимального варианта.

На практическом этапе осуществляются исполнительские действия по реализации разработанного проекта личностно-профессионального саморазвития педагога.

На рефлексивном этапе оцениваются результаты саморазвития по собственным (внутренним) и внешним критериям, проводится анализ продуктов педагогической деятельности, подтверждающих положительную динамику результатов личностно-профессионального саморазвития педагога. Продуктами педагогической деятельности являются: сертификаты и дипломы об участии в конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах, фестивалях, форумах; публикации, проекты, педагогические разработки; документы о повышении квалификации, транслировании опыта практических результатов профессионально-педагогической деятельности и другие достижения. Рефлексивный этап саморазвития педагога включает также осуществление корректировочных действий и определение перспектив дальнейшего личностно-профессионального саморазвития.

Проведенное исследование позволяет сформулировать вывод о детерминирующем влиянии интегративной образовательной среды на процесс личностно-профессионального саморазвития педагога. В результате исследования:

1) разработана классификация внешних и внутренних факторов личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде;

2) определена структура саморазвития педагога, включающая процессуальные компоненты деятельности;

3) обоснованы функции интегративной образовательной среды в личностно-профессиональном саморазвитии педагога;

4) выявлены потенциальные риски саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды и способы их минимизации;

5) предложена технология проектирования индивидуальных профессионально-развивающих траекторий педагога, которая может быть использована в практической деятельности общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

Рецензенты:

Сажина Н.М., д.п.н., профессор, заместитель декана факультета педагогики, психологии и коммуникативистики ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар;

Синицын Ю.Н., д.п.н., факультет педагогики, психологии и коммуникативистики ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар.


Библиографическая ссылка

Ушаков А.А. ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18378 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674