В настоящей работе  будем изучать численный метод решения
задачи 
                                      (1)
                              (2)
где   
 - оператор Штурма-Лиувилля, 
- фиксированная точка интервала (0,1).
В начале установим условия однозначной разрешимости задачи (1), (2).
Теорема 1. Пусть 
  
,  
   
  и функция  
 такова, что
для всех 
![]()
            .                                                          (3) 
Тогда решение задачи (1),(2) существует
единственно и принадлежит классу 
.
Пусть 
- решение задачи 
                                    
                                     (4)  
а 
 - решение задачи 
         ![]()
.                                          (5)
            В
работе 
 методом функции Грина 
 показано, что необходимым и достаточным
условием однозначной разрешимости  задачи  (1), (2) является условие 
 
                                                            
                                                             (6)
при этом
решение  
 представляется через функции 
 и 
  в
виде 
                                                            (7)
             Покажем,
что условие (3) обеспечивает выполнение (6), т.е. является достаточным условием
однозначной разрешимости задачи (1), (2).  В силу непрерывности 
 и 
, (3) 
означает, что либо      
, либо      
 для всех 
.  Введём
обозначение 
                                                         (8)
и получим
нижнюю оценку выражения 
.
Рассмотрим два случая.
1.   Пусть 
. Получим верхнюю
оценку наибольшего значения 
 функции 
 на отрезке
.
Пусть 
 - точка максимума 
. Из равенства
                                   (9)
в силу 
  
  
 следует:
.                                                          (10)
            Если
наибольшее значение 
 достигается на одном из концов
отрезка
, то переходя к пределу  при    
  в (9), получим оценку (10). Тогда 
                   (11)
2. Пусть 
.  В этом случае
получаем нижнюю оценку наименьшего значения 
 функции
 на отрезке 
: 
откуда находим
                        
                 (12)
Далее будем считать, что выполнены условия А:
  
,  
   
.          
            Теорема 2.
Если   
  
 удовлетворяют
условию А  и выполнено (3),  то решение задачи   (1), (2) принадлежит классу 
.  
            Для
численного решения задачи (1), (2) на отрезке
 введём
равномерную сетку  
.  Шаг сетки 
  выберем  меньше половины длины меньшего
из отрезков 
.
Номер  
  выберем из 
условия  
. 
            Проекции
решений задач (1)-(2), (4), (5) на сетку 
обозначим
 соответственно.
Пусть сеточная функция  
 -
решение конечно-разностной задачи 
            
,                                                                    (13)
 
  
         
а
сеточная функция 
 - решение конечно-разностной
задачи 
  
,                                                                  
 (14)
   
  
  
где
    
  (15)
Введём обозначения:
     
                                     (16)
                                             (17)
 и в
качестве приближённого решения задачи (1), (2) на сетке 
 выберем
сеточную функцию 
:
.                                (18)
            Теорема 3.
Пусть  выполнены условия А и (3).  Тогда сеточная функция 
,  определённая по формуле (18), сходится
при  
  к решению 
 задачи
(1), (2) со вторым порядком точности по шагу 
 в
равномерной метрике.
Доказательство теоремы 3 будет заключаться в получении априорной оценки
![]()
,                                                          (19)
где 
- положительная
постоянная, не зависящая от 
.  Пользуясь
представлением (7) решения 
, получаем:
=

                                         
            
.                                     (20)
            Оценим
слагаемые в правой части (20). Как известно 
,
конечно-разностные схемы (13) и (14) сходятся к решениям, соответственно, дифференциальных
задач (4) и (5) с  порядком O(h2).
Следовательно, существуют положительные постоянные 
 и 
,  что
![]()
,     
                                               (21)    
            Значения
 и 
 аппроксимируются 
 и 
 с
точностью 
  
,
следовательно, существуют  положительные числа 
 и 
,  не зависящие от 
, что 
  
            .                       (22)
Для задачи (4) известна априорная оценка
                                                         (23)
Из
априорной оценки 
   
, с
учётом (10),   находим:      
 
                                                  (24)
            Получим
нижнюю оценку выражения   
            Пусть 
. В этом случае, в силу (15),  
  Оценим сверху максимальное значение 
  функции 
. Если
 где 
, то в
силу ![]()
 из
уравнения (14) получаем оценку 
.  Если 
 то из левого краевого условия (14) следует
оценка  
.  Если 
 то из
правого краевого условия (14) следует оценка  
.  Тогда
.
            Пусть 
. В этом случае минимальное значение 
 функции  
 на сетке
 имеет оценку: 
,
где 
 и, следовательно:   
                                               
  
Таким образом, при условии (3)
 
                                                    (25)
Применяя оценки (11), (12), (21)-(25), из (20) получаем:
,       (26)
где 
.  
Из (26) следует утверждение теоремы 3.
При 
 выражения 
, 
 в
силу принципа максимума для задач (5) и (14)  соответственно. В этом случае
остаются в силе все изложенные выше результаты, и, как следует из (26),  
. Эти результаты аналогичны результатам,
полученным в работе 
.
При 
 может наблюдаться
неустойчивость решения задачи (1), (2),  в частности если 
 близко к 
 во
всех точках 
 настолько, что 
,
  то 
, то есть предложенный алгоритм может
оказаться не пригодным для решения задачи (1), (2) с требуемой точностью. Выход
в этом случае может состоять из решения задач (4) и (5) с более высоким
порядком точности, а также в аппроксимации соответствующего порядка значений 
 и 
.
Шхануков-Лафишев М.Х., д.ф.-м.н., профессор, ФГБУН «Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН», г. Нальчик;
Ашабоков Б.А., д.ф.-м.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик.
Библиографическая ссылка
Абрегов М.Х., Бечелова А.Р., Нахушева Ф.М. ЧИСЛЕННЫЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ КРАЕВОЙ ЗАДАЧИ ВТОРОГО РОДА ДЛЯ НАГРУЖЕННОГО ОПЕРАТОРА ШТУРМА-ЛИУВИЛЛЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18383 (дата обращения: 04.11.2025).



