Весь прошедший век протекал в противостоянии двух социально-политических систем - капиталистической и социалистической. В процессе взаимодействия, отмечает В.К. Левашов, две общественные системы претерпевали существенные изменения, принимали отдельные качества друг друга. Это происходило и в силу того обстоятельства, что общественно-экономическая формация капитализма, утвердившаяся в основном в странах Западной Европы, Северной Америки и Японии, породила внутри себя и в остальном мире глобальные социальные противоречия, а формация социализма, возникшая как реакция на эти противоречия в странах экономически слабо развитых, достаточно часто являла собой результаты субъективной политики и носила черты социального эксперимента [4, с. 575].
Уникальность ситуации состоит в том, что в современной России большая часть общества успела пожить и при социализме, и при капитализме - это представители старшего и среднего поколений, которые могут выступить в роли экспертов и сравнить эти два способа общественного устройства и жизни.
Методика. Для решения поставленных исследовательских задач автор использовал результаты опроса жителей Тюменской области, проведенного в октябре-декабре 2013 г. Разделение по поколениям авторы производили следующим образом: младшее поколение - это поколение детей, которое включает в себя респондентов в возрасте до 30 лет; среднее поколение - это поколение родителей детей, которые находятся в возрасте от 31 до 50 лет; старшее поколение в возрасте от 51 года и старше - это бабушки и дедушки младшего поколения и родители среднего поколения [3]. Для проведения сравнительного анализа использовались результаты мониторингового исследования «Как живешь, Россия?» (руководитель общероссийского опроса д.с.н., профессор В.К. Левашов (ИСПИ РАН); руководитель регионального опроса - д.с.н., профессор Н.Г. Хайруллина (ТюмГНГУ)) [5, 6, 7, 8].
Основная часть. Рассмотрим мнения жителей Тюменской области о том, что для них означают два известных понятия «социализм» и «капитализм» (табл. 1). Проводя интерпретацию понятия «социализм» на основании наиболее часто употребляемых определений, представленных в таблице 1, видно, что мужчины и женщины солидарны в том, что для них социализм в первую очередь означает коллективизм (45,5 и 40,1% соответственно). На втором месте патриотизм, на третьем месте - порядок, на четвертом - справедливость и на пятом месте - права человека. Сравнительный анализ данных, полученных 10 лет назад В.К. Левашовым и автором, показывает, что за данный период оценка определений социализма не изменилась. По данным исследований ученого, пятерка базовых определений аналогична [4, С. 578].
Таблица 1
Мнения жителей Тюменской области о том, что для них означают понятия «социализм» и «капитализм», в процентах к общему числу опрошенных
| 
			 Показатели  | 
			
			 «Социализм - это...»  | 
			
			 «Капитализм - это...»  | 
		||
| 
			 муж  | 
			
			 жен  | 
			
			 муж  | 
			
			 жен  | 
		|
| 
			 Коллективизм  | 
			
			 45,5  | 
			
			 40,1  | 
			
			 12,9  | 
			
			 12,0  | 
		
| 
			 Порядок  | 
			
			 37,5  | 
			
			 39,1  | 
			
			 18,6  | 
			
			 21,5  | 
		
| 
			 Патриотизм  | 
			
			 38,6  | 
			
			 31,4  | 
			
			 16,7  | 
			
			 16,1  | 
		
| 
			 Справедливость  | 
			
			 36,0  | 
			
			 38,0  | 
			
			 12,5  | 
			
			 9,5  | 
		
| 
			 Нравственность  | 
			
			 26,5  | 
			
			 29,6  | 
			
			 12,1  | 
			
			 10,9  | 
		
| 
			 Права человека  | 
			
			 32,2  | 
			
			 39,4  | 
			
			 23,1  | 
			
			 20,4  | 
		
| 
			 Подавление личности  | 
			
			 19,3  | 
			
			 16,4  | 
			
			 19,3  | 
			
			 20,8  | 
		
| 
			 Власть узкой группы людей  | 
			
			 19,7  | 
			
			 13,1  | 
			
			 32,7  | 
			
			 26,6  | 
		
| 
			 Бедность  | 
			
			 12,5  | 
			
			 10,9  | 
			
			 22,0  | 
			
			 16,1  | 
		
| 
			 Народовластие  | 
			
			 17,4  | 
			
			 21,9  | 
			
			 10,6  | 
			
			 15,7  | 
		
| 
			 Духовность  | 
			
			 15,9  | 
			
			 14,2  | 
			
			 11,7  | 
			
			 6,2  | 
		
| 
			 Технический прогресс  | 
			
			 11,0  | 
			
			 13,5  | 
			
			 29,9  | 
			
			 26,6  | 
		
| 
			 Свобода  | 
			
			 20,8  | 
			
			 22,6  | 
			
			 18,6  | 
			
			 13,1  | 
		
| 
			 Экономическая отсталость  | 
			
			 11,0  | 
			
			 7,7  | 
			
			 15,2  | 
			
			 13,9  | 
		
| 
			 Высокий уровень жизни  | 
			
			 15,5  | 
			
			 14,2  | 
			
			 17,0  | 
			
			 17,9  | 
		
| 
			 Социальная незащищенность  | 
			
			 4,9  | 
			
			 2,6  | 
			
			 20,8  | 
			
			 18,6  | 
		
| 
			 Гуманизм  | 
			
			 6,8  | 
			
			 7,7  | 
			
			 12,5  | 
			
			 12,0  | 
		
| 
			 Преступность  | 
			
			 3,8  | 
			
			 2,6  | 
			
			 24,6  | 
			
			 17,2  | 
		
| 
			 Частная собственность  | 
			
			 4,9  | 
			
			 1,8  | 
			
			 31,1  | 
			
			 35,0  | 
		
Первая пятерка определений о капитализме состоит в основном из нейтральных и негативных определений и выглядела следующим образом: «частная собственность», «власть узкой группы людей», «технический прогресс», «права человека» и «социальная незащищенность».
Рассмотрим структуру ответов на вопрос, в каком обществе они хотели жить. Одна треть респондентов хотела бы жить в социалистическом обществе, каждый пятый - в капиталистическом, каждый третий - в каком-то другом обществе. Одновременно каждый десятый респондент затруднился ответить на этот вопрос.
Анализ ответов на данный вопрос в зависимости от пола показал, что одинаковое число мужчин и женщин хотели бы жить в социалистическом обществе. При этом мужчины чаще высказывают желание жить в капиталистическом обществе, а женщины - в каком-то другом обществе (табл. 2).
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос, в каком обществе хотели бы жить респонденты в зависимости от пола, в процентах к общему числу опрошенных
| 
			 Пол  | 
			
			 В социалистическом  | 
			
			 В капиталистическом  | 
			
			 В каком-то другом  | 
			
			 Затрудняюсь ответить  | 
		
| 
			 Мужчины  | 
			
			 35,2  | 
			
			 24,6  | 
			
			 29,5  | 
			
			 10,6  | 
		
| 
			 Женщины  | 
			
			 3,4  | 
			
			 16,1  | 
			
			 37,2  | 
			
			 11,3  | 
		
В ответах респондентов, принадлежащих к разным поколениям, не выявлено явных предпочтений. Не вызывает удивления, что представители старшего поколения (61 год и старше) чаще других выбирали социалистическое общество. При этом каждый четвертый представитель среднего поколения выбирал капиталистическое общество.
В последние годы в российском обществе обсуждаются различные варианты оптимизации и повышения эффективности социально-экономического, этнокультурного и политического управления страной. В ходе дискуссии высказываются различные сценарии развития российского общества. Каким представляют себе российское общество через 10 лет жители Тюменской области? Ответ на этот вопрос дает представление о настроениях пессимизма или оптимизма в обществе. Более трети опрошенных полагают, что Россия будет играть все большую роль в мировом сообществе. Автор полностью согласен с этой оценкой и считает, что в 2013 г. Россия неоднократно показывала мировому сообществу свою роль в разрешении конфликтов. Но такую позицию чаще поддерживают мужчины (табл. 3).
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос, каким они видят российское общество через 10 лет, в зависимости от пола, в процентах к общему числу опрошенных
| 
			 Вариант ответа  | 
			
			 все респонденты  | 
			
			 муж  | 
			
			 жен  | 
		
| 
			 Россия будет играть все большую роль в мировом сообществе  | 
			
			 39,0  | 
			
			 41,7  | 
			
			 36,5  | 
		
| 
			 значительно улучшится благосостояние, будет больше богатых людей  | 
			
			 15,4  | 
			
			 17,4  | 
			
			 13,5  | 
		
| 
			 возрастет значение семьи  | 
			
			 19,9  | 
			
			 16,3  | 
			
			 23,4  | 
		
| 
			 возрастет значение идеологии и духовных ценностей  | 
			
			 15,2  | 
			
			 17,0  | 
			
			 13,5  | 
		
| 
			 старшее поколение будет использовать опыт молодежи  | 
			
			 12,6  | 
			
			 12,1  | 
			
			 13,1  | 
		
| 
			 молодежь будет опираться на опыт предшествующих поколений  | 
			
			 13,7  | 
			
			 15,9  | 
			
			 11,7  | 
		
| 
			 людям старших поколений станет сложнее понимать молодежь  | 
			
			 31,5  | 
			
			 28,8  | 
			
			 34,3  | 
		
| 
			 богатые станут богаче, а бедные - беднее  | 
			
			 34,2  | 
			
			 35,2  | 
			
			 33,6  | 
		
| 
			 деньги будут играть все большую роль, люди станут более расчетливыми  | 
			
			 38,2  | 
			
			 34,8  | 
			
			 41,2  | 
		
| 
			 ценность семьи снизится, увеличится разрыв между поколениями  | 
			
			 23,4  | 
			
			 22,7  | 
			
			 24,1  | 
		
| 
			 будут узаконены однополые браки  | 
			
			 10,6  | 
			
			 9,5  | 
			
			 10,6  | 
		
Другим дискуссионным вопросом является содержание национальной идеологии. Как показывают социологические исследования, религиозным институтам доверяют гораздо чаще, чем политическим. Поэтому изучение религиозной жизни регионального сообщества, характера, содержания и степени религиозности и секуляризации общества, уровня отношения основной части населения к людям разных национальностей, конфессий и иного, определяет в значительной степени устойчивость социально-экономического и политического развития региона [8].
В соответствии с данными информационного портала Министерства юстиции РФ по состоянию на 28 марта 2013 г. в Тюменской области зарегистрировано 268 религиозных организаций различных конфессий. Самые крупные группы верующих в регионе - православные, мусульмане и протестанты. Рассмотрим уровень и соотношение религиозности и атеистичности населения Тюменской области, а также динамику секуляризационного процесса на материалах мониторингового исследования, проведенного Н.Г. Хайруллиной, Е.М. Воробьевым [7]. За последние годы в Тюменской области доля респондентов, считающих себя верующими, составляет приблизительно 59-71% и в 1-м полугодии составила 69,1% и сопоставима с российскими данными. Так, Кублицкая Е.А зафиксировала, что начиная с 1993 г. прекратился быстрый темп роста религиозного населения. «Религиозный ренессанс» сменился стабилизацией и остановился на отметке уровня религиозности от 40 до 70% (в зависимости от региона РФ) [1, с. 126].
Соотношение религиозного и нерелигиозного населения в большой степени зависит от комплекса социально-экономических, территориальных, социополитических, исторических, конфессиональных и этических факторов. В целом по России это соотношение составляет примерно 3:1.
Социально-демографические характеристики религиозного населения в целом по России сегодня в определенной степени размыты: не прослеживается четкой зависимости уровня религиозности от возраста, социального положения, места жительства, образования, семейного положения и самооценки материального положения. Корреляция между социальными характеристиками респондентов и их религиозными взглядами не всегда носит прямолинейный характер. Тем не менее в Тюменской области социальный портрет «нерелигиозного» и «верующего» населения имеет более четкие проявления.
Лидирующей религией среди наиболее распространенных конфессий остается православие - о принадлежности к этому вероисповеданию заявили 58,6% респондентов. Второй является ислам - число его приверженцев составило 7,6% опрошенных. К другим религиям (католицизм, протестантизм, христианство и пр.) отнесли себя 2,4% респондентов.
Респонденты, которые указали, что ситуация в сфере общественно-религиозных отношений в Тюменской области в настоящее время является напряженной, указали причины социокультурного характера. Второй по значимости причиной напряженности названа причина нарастания фанатизма в среде верующих. К этой же группе примыкают суждения, в которых главным фактором негативных тенденций в межконфессиональных отношениях называется радикальный ислам, причем часть респондентов, разделяющих эту позицию, считают основными его носителями мигрантов и переселенцев с Кавказа и Средней Азии.
В ходе опроса респондентам было предложено уточнить, были ли в их жизни или в жизни их близких и знакомых конфликтные ситуации на религиозной почве. Как выяснилось, у 22,3% опрошенных был такой негативный опыт. Индикатором, характеризующим стабильность в сфере общественно-религиозных отношений, могут служить ответы респондентов на вопрос, испытывали ли они на себе враждебные взгляды или действия со стороны людей других вероисповеданий. Каждый второй опрошенный (50,5%) признался, что «никогда /«практически никогда» не испытывал со стороны людей других вероисповеданий враждебных взглядов или действий; примерно такое же число респондентов (53,0%) никогда не испытывали личной неприязни в отношении верующих, принадлежащих к другим конфессиям [7].
Заключение. Вопросы развития России и вхождения ее в мировое сообщество находятся, как показал анализ результатов исследований, на периферии массового сознания. Более трети опрошенных полагают, что Россия будет играть все большую роль в мировом сообществе. В сознании жителей Тюменской области превалируют проблемы социально-экономического расслоения общества [2], проблемы взаимоотношений поколений и семейные ценности.
Рецензенты:Хайруллина Н.Г., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень;
Силин А.Н., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Садыкова Х.Н. СТРАТЕГИЯ БУДУЩЕГО: ОЦЕНКА НАСЕЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18391 (дата обращения: 04.11.2025).



