На современном этапе развития экономики качество жизни признано ключевым критерием развития человеческого капитала.
Понятие качества жизни имеет социально-психологическую природу и заключается в оценке индивидом уровня удовлетворенности всеми аспектами своей жизни в социуме в зависимости от уровня его запросов, культурных особенностей и системы ценностей, принятых в обществе [1, 6].
В. Буланова, Е. Катайцева считают, что для глобального человеческого развития важна не только оценка качества жизни, но и оценка существующих условий для формирования и реализации возможностей самореализации. Портрет личности, забота о своем здоровье, уровень образования, социальная мотивированность индивида – все это формирует комплексную систему ценностей и предпочтений, круг интересов и степень активности, полезности для общества. По результатам социальных опросов, проанализированных в [2], конечная цель большинства индивидов заключается не в том, чтобы быть богатыми, а быть счастливыми и здоровыми. Качество жизни населения определяет благополучие стран, которое можно измерить исходя из уровня качества жизни отдельных жителей этих стран.
Традиционные модели в ряде случаев малоинформативны, а доступность информации по качеству жизни ограничена или показатели разработаны относительно недавно и нет многолетней статистики. До настоящего времени не существует объективных критериев для составления страновых прогнозов качества жизни населения. Поэтому следует считать актуальным и наиболее перспективным проведение исследований по оценке информативности индикаторов качества жизни населения и разработке моделей на основе международных индексов.
Поскольку результаты, полученные по итогам расчетов международных индексов, сильно отличаются от используемых методик, то полезные результаты может принести сопоставление международных индексов отдельной страны в динамике за несколько лет и составление прогнозов на основе эконометрических моделей. Межстрановое сопоставление рекомендуется проводить по результатам эконометрического моделирования на основе собранных панельных данных. В качестве факторов могут быть использованы основные международные индексы.
Целями исследования являются изучение информативности индикаторов качества жизни населения и разработка моделей прогнозирования на основе международных индексов.
Материал и методы исследования
Проведен анализ основных индикаторов качества жизни населения по материалам данных ВЦИОМ, Центра гуманитарных технологий, International Living, результатам Всемирного опроса Института Gallup, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), по материалам гранта Российского научного фонда № 14-28-00065.
Использованы специальные методы исследования, такие как: контент-анализ; вторичный анализ статистической информации, дескриптивный статистический анализ данных, регрессионно-корреляционное моделирование.
Результаты исследования и их обсуждение
С одной стороны, «качество жизни» индивида — это его уровень жизни в зависимости от экологичности среды обитания, социального благополучия, психологического комфорта и благоприятного политического климата. «Уровень жизни» считается более узкой категорией по сравнению с категорией «качество жизни». Уровень жизни учитывает условия существования индивида, качество среды обитания и удовлетворения материальных и нематериальных потребностей. Измеряется уровень качества жизни с помощью объективных, субъективных и интегральных социально-экономических показателей, характеризующих различные сферы жизни: экономическую, социальную, политическую, культурную, общее благосостояние населения, уровни дохода, потребления, удовлетворенность жилищными условиями, питанием, одеждой, услугами образования, здравоохранения, культурного досуга (рис.1).
 
Рис.1. Подходы и методики измерения качества жизни
В настоящее время существует множество подходов и методов к моделированию оценки качества жизни, построенных на основе объективного, субъективного и интегрального восприятия качества жизни, основные из которых приведены на рисунке 1.
С другой стороны, существует общепризнанное определение общего качества жизни, зафиксированное в документах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), складывающегося из физического и психологического благополучия, самовосприятия, микросоциальной поддержки, социального благополучия как степень восприятия отдельными людьми удовлетворения потребностей, возможности достижения благополучия и самореализации [7].
Всемирной организацией здравоохранения был разработан опросник качества жизни населения ВОЗ (ВОЗКЖ-100) с целью оценки качества жизни населения вне зависимости от экономического, социального, культурного или демографического статуса. Качество жизни человека, по определению ВОЗ, – это степень комфортности человека как внутри себя, так и в окружающей среде, которое определяется влияющими на него физическими, социальными и эмоциональными факторами жизни. Оценивается качество жизни и состояние здоровья человека в основных шести сферах (
) его жизни (табл. 1): 
Таблица 1
Модель оценки качества жизни и состояния здоровья индивида по методике ВОЗ [7]
| 
			 Сфера  | 
			
			 Показатели  | 
			
			 Субсфера  | 
		
| 
			 
			Физическая сфера,   | 
			
			 
			  | 
			
			 Физическая боль и дискомфорт; Жизненная активность, энергия и усталость; Сон и отдых  | 
		
| 
			 
			Итого по сфере   | 
			
			 
			  | 
		|
| 
			 
			Психологическая сфера,   | 
			
			 
			  | 
			
			 Положительные эмоции; Мышление, обучаемость, память и концентрация; Самооценка; Образ тела и внешность; Отрицательные эмоции  | 
		
| 
			 
			Итого по сфере,   | 
			
			 
			  | 
		|
| 
			 
			Независимость,  | 
			
			 
			  | 
			
			 Подвижность; Способность выполнять повседневные дела; Зависимость от лекарств и лечения; Способность к работе  | 
		
| 
			 
			Итого по сфере,   | 
			
			 
			  | 
		|
| 
			 
			Социальная активность,   | 
			
			 
			  | 
			
			 Личные отношения; Практическая социальная поддержка; Сексуальная активность  | 
		
| 
			 
			Итого по сфере,   | 
			
			 
			  | 
		|
| 
			 
			Окружающая среда,   | 
			
			 
			  | 
			
			 Физическая безопасность и защищенность; Окружающая среда дома; Финансовые ресурсы; Медицинская и социальная помощь; Возможности для приобретения новой информации и навыков; Возможности для отдыха и развлечений и их использование; Окружающая среда вокруг; Транспорт  | 
		
| 
			 
			Итого по сфере,   | 
			
			 
			  | 
		|
| 
			 
			Духовная сфера,   | 
			
			 
			  | 
			
			 Духовность/религия/личные убеждения  | 
		
| 
			 
			Итого по сфере,   | 
			
			 
			  | 
		|
| 
			 Итого общее качество жизни и состояние здоровья  | 
			
			 
			  | 
		|
Наиболее известные интегральные индикаторы качества жизни населения с учетом нематериального компонента — человеческих возможностей [4] — также представлены в таблице 2.
Таблица 2
Интегральные индикаторы качества жизни населения [3, 8]
| 
			 Название индекса  | 
			
			 Методика расчета  | 
			
			 Индикаторы  | 
			
			 Объем выборки  | 
			
			 Лидер  | 
			
			 Россия рейтинг значение  | 
		
| 
			 LPI (Legatum Prosperity Index) Индекс процветания The Legatum Institute http://www.prosperity.com/  | 
			
			 Рейтинг — от 0 до 110 для каждой из восьми категорий  | 
			
			 79 показателей, 8 категорий: 1) экономика; 2) предпринимательство; 3) управление; 4) образование; 5) здравоохранение; 6) безопасность; 7) личные свободы; 8)социальный капитал  | 
			
			 142  | 
			
			 Норвегия 3 7 7 5 5 6 2 1  | 
			
			 68, в т.ч.: 57 46 113 37 44 96 124 67  | 
		
| 
			 HDI (Human Developmtnt Index) Индекс развития человеческого потенциала ПРООН/UNDP http://hdr.undp.org/  | 
			
			 Cреднее геометрическое из трех индексов в диапазоне от 0 до 1.  | 
			
			 1) индекс ВНД на душу населения; 2) индекс продолжительности жизни; 3) средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении; 4) индекс образования  | 
			
			 187  | 
			
			 Норвегия 0,944  | 
			
			 57 0,778  | 
		
| 
			 KEI (Knowledge Economy Index) Индекс экономики знаний Всемирный банк http://www.worldbank.org/kam  | 
			
			 Cреднее значение из четырех индексов Оценка в баллах — от 1 до 10.  | 
			
			 1) индекс институционального режима; 2) индекс образования; 3) индекс инноваций; 4) индекс информационно-коммуникационных технологий  | 
			
			 146  | 
			
			 Швеция 9,43  | 
			
			 55 5,78  | 
		
| 
			 KI (Knowledge Index) Индекс знаний Всемирный банк http://www.worldbank.org/kam  | 
			
			 Cредняя величина трех индексов  | 
			
			 1) индекс образования; 2) индекс инноваций; 3) индекс инфраструктуры знаний  | 
			
			 146  | 
			
			 Швеция 9,38  | 
			
			 55 6,96  | 
		
| 
			 QLI (The Quality of Life Index) Индекс качества жизни The Economist Intelligence Unit http://www.eiu.com/  | 
			
			 Cумма баллов по шкале от 1 до 10 с тысячными долями  | 
			
			 1) здоровье; 2) семейная жизнь; 3) общественная жизнь; 4) материальное благополучие; 5) политическая стабильность и безопасность; 6) климат и география; 7) уровень занятости; 8) политические и гражданские свободы; 9) гендерное равенство  | 
			
			 111  | 
			
			 Ирландия 8,333  | 
			
			 105 4,796  | 
		
| 
			 SPI (Social Progress Index) Индекс социального благополучия The Social Progress Imperative. http://www.socialprogressimperative.org/  | 
			
			 Базируется на комбинации данных из опросов трех категорий  | 
			
			 50 показателей, 3 группы: 1) основные потребности человека; 2) основы благополучия человека; 3) возможности развития человека  | 
			
			 132  | 
			
			 Новая Зеландия 88,24  | 
			
			 80 60,79  | 
		
| 
			 GAI (Global AgeWath Index) Индекс качества жизни пожилых людей HelpAge International http://www.helpage.org/global-agewatch/  | 
			
			 Среднее геометрическое четырех областей от 1 до 100 баллов (с использованием десятых долей)  | 
			
			 13 показателей, 4 группы: 1) материальная обеспеченность; 2) состояние здоровья; 3) образование и занятость; 4) хорошие условия  | 
			
			 96  | 
			
			 Норвегия 93,4  | 
			
			 65 42,5  | 
		
| 
			 LE (Life Expectancy) Индекс продолжительности жизни ПРООН/UNDP http://hdr.undp.org/  | 
			
			 Средняя ожидаемая продолжительность жизни  | 
			
			 прожитые годы  | 
			
			 194  | 
			
			 Япония 83,6  | 
			
			 124 69,1  | 
		
| 
			 SWLI (Satisfaction with Life Index) Индекс удовлетворенности жизнью в странах мира University of Leicester  | 
			
			 Субъективное благополучие показатель отражает общий уровень удовлетворенности как одно число.  | 
			
			 Источник данных приводится в работе «A Global Projection of Subjective Well-being: A Challenge To Positive Psychology?»  | 
			
			 178  | 
			
			 Дания 273,40  | 
			
			 167 143,33  | 
		
| 
			 HPI (Happy Planet Index) Всемирный индекс счастья. New Economic Foundation http://www.happyplanetindex.org/  | 
			
			 Удовлетворенность жителей и средняя продолжительность их жизни в соотношении с количеством потребляемых ими природных ресурсов  | 
			
			 1) средняя продолжительность жизни; 2) количество потребляемых природных ресурсов; 3) показатели удовлетворенностью жизнью  | 
			
			 151  | 
			
			 Коста-Рика 64,036  | 
			
			 122 34,518  | 
		
| 
			 HLY (Happy Life Years) Счастливые годы жизни 
			Институт экономики общественного сектора  | 
			
			 Средняя счастья и ожидаемой продолжительности жизни при рождении.  | 
			
			 1) средняя длина жизни; 2) средняя удовлетворенность жизнью; 3) счастливая жизнь  | 
			
			 48  | 
			
			 Исландия 78,20 0,793 62,04  | 
			
			 10 67,60 0,510 34,48  | 
		
| 
			 GEM (Gender Empowerment Measure) Гендерный индекс развития и расширения возможностей женщин ПРООН http://www.weforum.org  | 
			
			 Формат от 1 до 7 шкалы. 
			Средняя реакция  | 
			
			 1) экономическое участие; 2) экономические возможности; 3) политические права и возможности; 4) образование; 5) здоровье и благополучие  | 
			
			 58  | 
			
			 Швеция 5,53  | 
			
			 31 4,03  | 
		
| 
			 GEI (Gender Equity Index) Индекс гендерного равенства ПРООН / UNDP http://hdr.undp.org/  | 
			
			 Измеряют достигнутый уровень равноправия полов  | 
			
			 1) охрана репродуктивного здоровья; 2) гражданские права и возможности; 3) возможности на рынке труда  | 
			
			 152  | 
			
			 Словения 0,021  | 
			
			 52 0,314  | 
		
| 
			 Gallup International: Глобальный индекс счастья в 2015 году http://www.wingia.com  | 
			
			 Вычитание числа несчастливых из числа счастливых  | 
			
			 Глобальный опрос о том, насколько счастливыми они себя чувствуют  | 
			
			 65  | 
			
			 Фиджи 91%  | 
			
			 16 59%  | 
		
| 
			 BLI (OECD Better Life Index) Индекс лучшей жизни ОЭСР/OECD http://www.oecdbetterlifeindex.org/  | 
			
			 Cредневзвешенное значение каждого показателя  | 
			
			 11 показателей: 1) жилищные условия; 2) доходы; 3) занятость; 4) образование; 5) экология; 6) здоровье, 7) эффективность управления; 8) общественная жизнь; 9) безопасность; 10) удовлетворенность условиями жизни; 11) баланс между рабочим временем и досугом  | 
			
			 36  | 
			
			 Австралия 7,6 4,9 8,5 8,9 7,7 9,1 9,5 
 9,4 8,7 9,6 
 5,3  | 
			
			 18 3,3 1,2 6,8 5,8 6,2 4,3 2,1 
 0,6 2,7 6,5 
 7,9  | 
		
| 
			 WGI (World Giving Index) Всемирный индекс благотворительности Charities Aid Formation, Gallup http://www.cafonline.org/worldgivingindex  | 
			
			 Опрос по 3 вопросам оценивается по десятибалльной шкале -удовлетворенностью своей жизнью.  | 
			
			 1) жертвовали ли деньги на благотворительность? 2) занимались ли они волонтерской деятельностью? 3) оказали ли они помощь незнакомому человеку?  | 
			
			 153  | 
			
			 США 61  | 
			
			 123 19  | 
		
| 
			 IEF (Index of Economic Freedom) Индекс экономической свободы Фонд наследия http://www.heritage.org/  | 
			
			 Cреднее арифметическое всех показателей в баллах — от 0 до 100 
  | 
			
			 1) права собственности; 2) свобода от коррупции; 3) фискальная свобода; 4) участие правительства; 5) свобода предпринимательства; 6) свобода труда; 7) монетарная свобода; 8) свобода торговли; 9) свобода инвестиций; 10) финансовая свобода.  | 
			
			 178  | 
			
			 Гонконг 89,6  | 
			
			 
 143 52,1  | 
		
Однако, по мнению Ю. Крупнова, качество жизни и уровень жизни не всегда тождественны, поскольку имеют различные жизненные стандарты (living standarts), критерии и показатели оценки качества жизни. Статистике известны примеры, когда повышение качества жизни населения понижало уровень жизни в 2 раза и более (пример СССР в 1960–1970 гг.), повышая уровни самоубийств, преступности и смертности [5].
Например, по статистическим данным о России, взятым из серии «Докладов о человеческом развитии» [3], видна повышательная тенденция рейтинга процветания России (LPI), в то же время рейтинг развития человеческого потенциала (HDI) России заметно снижается (рис. 2).
 
Рис.2. Модели прогнозирования рейтингов России до 2020 г.
Россия за 2014 г. имеет низкие индексы: качества жизни населения (QLI), социального благополучия (SPI), качества жизни пожилых людей (GAI). На рисунке 2 представлены результаты регрессионного моделирования и прогноз выбранных показателей до 2020 г.
Заключение
Проведенное исследование по оценке информативности индикаторов качества жизни показало, что наиболее объективными являются интегральные индикаторы качества жизни населения с учетом нематериального компонента — человеческих возможностей.
Система эконометрических уравнений, получаемая в результате регрессионного моделирования, представляет собой комплекс моделей, позволяющих прогнозировать качество жизни в разных странах и выявлять системные эффекты.
В отдельных случаях может оказаться необходимым введение в модели международных индексов в качестве фиктивных переменных, имеющих не только количественное выражение, но и качественную оценку анализа изменений в обществе.
Статья выполнена в рамках гранта Российского научного фонда № 14-28-00065
Рецензенты:
Стельмашонок Е.В., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой вычислительных систем и программирования ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский Государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург.
Соколов В.Н., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой исследования операций в экономике им. проф. Ю.А. Львова ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский Государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Еникеева Л.А., Ширшикова М.С. МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНДЕКСОВ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18414 (дата обращения: 04.11.2025).



