В условиях экономического кризиса и потенциального сокращения рабочих мест важнейшее значение приобретает совершенствование управления трудовым потенциалом как в масштабе страны, так и на уровне отдельных регионов и предприятий.
Управление трудовым потенциалом в регионе предполагает решение следующих задач:
- обеспечение необходимого воспроизводства населения, в том числе в отдельных районах региона;
 - создание условий, обеспечивающих доступ населения ко всем видам образования, в том числе профессионального;
 - обеспечение эффективной занятости населения и снижение безработицы;
 - обеспечение предприятий и организаций региона квалифицированной рабочей силой;
 - рациональное использование трудового потенциала отдельных категорий населения: женщин, пенсионеров и подростков, студентов, школьников старших классов и т.п. [3].
 
Рассмотрим как решаются эти задачи в Омской области.
Итак, первая задача управления трудовым потенциалом региона - обеспечение необходимого, научно обоснованного воспроизводства населения. Какова здесь ситуация в Омской области? В после реформенный период в России наблюдается сокращение численности населения. Омская область не является исключением. Особенностью является лишь темпы убыли населения. В области они значительно выше как среднероссийских показателей, так и показателей в среднем по Сибирскому федеральному округу. В Омской области за 1990 - 1996гг. потери населения составили 135 тыс. чел. или 5,9% к уровню 1990г., в СФО - 1,1%. За 1996 - 2013г. убыль в области составила 198,4 тыс.чел. или 9,2%, а в СФО - 7,8% [4].
Убыль населения Омской области происходила в основном за счет естественной убыли, характерной для большинства регионов России (табл.1.).
Таблица 1
Динамика естественного прироста (убыли) численности населения Омской области и СФО в 1995- 2014гг. тыс. чел.
| 
			 
  | 
			
			 1995г.  | 
			
			 2001г.  | 
			
			 2006г.  | 
			
			 2010г.  | 
			
			 2011г.  | 
			
			 2012г.  | 
			
			 2013  | 
			
			 2014  | 
		
| 
			 СФО  | 
			
			 -84,0  | 
			
			 -97,3  | 
			
			 -69,3  | 
			
			 0,0  | 
			
			 0,3  | 
			
			 1,3  | 
			
			 1,6  | 
			
			 1,4  | 
		
| 
			 Омская область  | 
			
			 -4,4  | 
			
			 -10,3  | 
			
			 -87  | 
			
			 -0,6  | 
			
			 0,0  | 
			
			 1,1  | 
			
			 1,4  | 
			
			 1,8  | 
		
Для СФО 2010г., а для Омской области 2011г. стали переломными, когда благодаря существенному росту рождаемости и некоторому снижению смертности, естественная убыль сменилась на естественный прирост населения.
Кроме общероссийских мероприятий (прежде всего выплаты материнского капитала при рождении второго и последующих детей) в области была принята долгосрочная целевая программа «Семья и демография Омской области (2010 - 2014гг.)». С 2011 предусматривалась новая мера социальной поддержки в виде областного материнского капитала (100тыс. руб.) при рождении третьего ребенка. Областной бюджет брал на себя расходы по выплате процентов по ипотечному кредиту при строительстве и приобретении жилья многодетными семьями в сельской местности области. Увеличены выплаты пособий при рождении ребенка, пособия по содержанию детей в малообеспеченных семьях т.д.
Важное значение для демографической составляющей трудового потенциала и его качественных характеристик имеет организация здравоохранения. Коэффициент смертности мужчин трудоспособного возраста в Омской области в 2010 году был выше, чем в среднем по России. Так, если в 2010 году на 100000 мужчин трудоспособного возраста в Омской области приходилось 1314,9 смертей, то в РФ - 1172,1. Основными причинами смерти мужчин являются: болезни системы кровообращения - составляют 27,7% всех смертей; новообразования - 9,6%; несчастные случаи, отравления и травмы - 38,1%; болезнь органов дыхания - 7,6%; болезни органов пищеварения - 4,8%. У женщин трудоспособного возраста три основные причины смертности те же, но у них у них выше показатель смертности от новообразований [5].
Отрицательно влияют на продолжительность жизни и здоровье занятого населения неблагоприятные условия труда. К сожалению условия труда на предприятиях и организациях области за 1990 -2013г.г. существенно ухудшились: доля работников, занятых тяжелым физическим трудом увеличилась в 3,4 раза, а работников, занятых в условиях труда не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам в 2,1 раза. Для улучшения условий труда необходимо усилить контроль со стороны профсоюзных и государственных органов за соблюдением санитарных норм и трудового законодательства. Например, в торговле, автосервисе и других отраслях сейчас применяют график работы «два через два», «три через три», при которых наблюдается значительная переработка нормы рабочего времени, но в организациях не оплачивают ее как сверхурочное время работы (другой вариант - присоединение переработки к отпуску с оплатой по среднедневному заработку).
Другой фактор, оказывающий влияние на динамику численности населения региона - сальдо миграционных потоков. С момента начала освоения Сибири и далее в советский период прирост населения восточных регионов России происходил за счет активной миграции из других регионов. В 1991 - 1999 гг. в Сибири также наблюдается положительное сальдо миграции, прежде всего за счет прибывшего русскоязычного населения из Казахстана, республик средней Азии и других стран СНГ.
Однако с 1999г. влияние миграционной составляющей на формирование населения Сибирского Федерального округа существенно замедлилось - миграционный прирост в 1999г. сменяется миграционной убылью населения (тыс.чел.) в 1999г. - (-16,9); 2000г. - (-7,4); 2001г.- (-35,6).
О сальдо миграции населения в Омской области и СФО дают предоставленные данные таблицы 2.
Таблица 2
Миграционный прирост (убыль) населения Омской области и СФО в 1995 - 2014гг.
| 
			 Годы  | 
			
			 Прирост (+), убыль (-) человек  | 
		|
| 
			 Омская область  | 
			
			 СФО  | 
		|
| 
			 1995  | 
			
			 2264  | 
			
			 +46050  | 
		
| 
			 2000  | 
			
			 -10046  | 
			
			 -35676  | 
		
| 
			 2005  | 
			
			 -2153  | 
			
			 -17535  | 
		
| 
			 2007  | 
			
			 -1735  | 
			
			 -3440  | 
		
| 
			 2008  | 
			
			 -93  | 
			
			 +5324  | 
		
| 
			 2009  | 
			
			 -340  | 
			
			 +14396  | 
		
| 
			 2010  | 
			
			 -2628  | 
			
			 -4974  | 
		
| 
			 2011  | 
			
			 -1786  | 
			
			 -2208  | 
		
| 
			 2012  | 
			
			 -3073  | 
			
			 -7561  | 
		
| 
			 2013  | 
			
			 -2773  | 
			
			 -15178  | 
		
| 
			 2014  | 
			
			 702  | 
			
			 -8146  | 
		
В целом за 2008 - 2013гг. отрицательное сальдо миграции в Омской области составило 7920 человек. О неблагополучном положении с миграцией населения в Омском Прииртышье свидетельствует и тот факт, что в 2011г. область дала 80,8%, а в 2012г. - 40,2% всего отрицательного сальдо миграции СФО. Исключением для области стал 2014г., когда число прибывших в том числе из Украины и даже Германии на 702 чел. превысило отток населения. Одна из важных причин отрицательного миграционного сальдо Омской области - более низкий уровень заработной платы в регионе, недостаточная обеспеченность жильем, медицинским обслуживанием и другими услугами социальной сферы [1,2]. О динамике средней зарплаты в области, в СФО, РФ дают представления данные таблицы 3.
Таблица 3
Динамика среднемесячной номинальной заработной платы в РФ, СФО и Омской области в 2001-2014 г.г.
| 
			 Годы  | 
			
			 РФ  | 
			
			 СФО  | 
			
			 Омская область  | 
		|||
| 
			 Абс, руб.  | 
			
			 Абс, руб.  | 
			
			 В% к уровню РФ  | 
			
			 Абс, руб.  | 
			
			 В% к уровню РФ  | 
			
			 В% к уровню СФО  | 
		|
| 
			 2001  | 
			
			 3578,2  | 
			
			 3423,8  | 
			
			 95,6  | 
			
			 2592,5  | 
			
			 72,4  | 
			
			 75,7  | 
		
| 
			 2004  | 
			
			 6831.8  | 
			
			 6520,8  | 
			
			 95,4  | 
			
			 5564,3  | 
			
			 81,0  | 
			
			 85,3  | 
		
| 
			 2005  | 
			
			 8850,2  | 
			
			 8102,2  | 
			
			 91,5  | 
			
			 7442,1  | 
			
			 84,0  | 
			
			 91,8  | 
		
| 
			 2007  | 
			
			 13527,4  | 
			
			 12331,6  | 
			
			 91,1  | 
			
			 11219,6  | 
			
			 82,9  | 
			
			 90,0  | 
		
| 
			 2008  | 
			
			 17226,3  | 
			
			 15395,4  | 
			
			 89,3  | 
			
			 13674,4  | 
			
			 79,4  | 
			
			 88,0  | 
		
| 
			 2009  | 
			
			 18755,1  | 
			
			 16758,1  | 
			
			 89,1  | 
			
			 14855,1  | 
			
			 79,0  | 
			
			 88,6  | 
		
| 
			 2010  | 
			
			 21192,8  | 
			
			 18454,5  | 
			
			 87,0  | 
			
			 16785,6  | 
			
			 79,2  | 
			
			 90,9  | 
		
| 
			 2011  | 
			
			 23693,1  | 
			
			 20970,0  | 
			
			 88,5  | 
			
			 19113,8  | 
			
			 80,6  | 
			
			 91,1  | 
		
| 
			 2012  | 
			
			 26822,3  | 
			
			 23920,2  | 
			
			 89,1  | 
			
			 22003,8  | 
			
			 82,0  | 
			
			 92,0  | 
		
| 
			 2013  | 
			
			 29960  | 
			
			 26484  | 
			
			 88,3  | 
			
			 24874  | 
			
			 82,9  | 
			
			 93,9  | 
		
| 
			 2014  | 
			
			 32611  | 
			
			 28375  | 
			
			 86,8  | 
			
			 26313  | 
			
			 80,6  | 
			
			 92,9  | 
		
Как видно в 2001г. средняя заработная плата в Омской области составила лишь 72,4% от ее уровня в РФ 75,7% от уровня СФО, в 2008году соответственной 79,4 и 88,0%.
В 2009 - 2014гг. в области были предприняты меры по повышению заработной планы, в том числе в бюджетной сфере, уровень зарплаты повысился в этот период в 1,5 раза, сократилось отставание от уровня зарплаты в сравнении с РФ и СФО, это не может не сказаться в дальнейшем положительно на миграционных процессах. Администрацией области применяются также жесткие меры к руководителям и собственникам предприятий, задерживающих выплату заработной платы.
Второй элемент управления трудового потенциала в регионе - обеспечение эффективной занятости и снижение безработицы. Советский Союз характеризовался высоким уровнем занятости населения - 90-92% размера трудовых ресурсов накануне разделения страны. Многие регионы, особенно в Сибири, испытывали дефицит рабочей силы. Так, в 1985 - 1990 гг. Омская область испытывала ежегодно недостаток рабочей силы до 10-15 тыс. рабочих. Правда, по расчетам ряда экономистов, на предприятиях бывшего СССР содержалось не менее 8-12% лишних работников на случай отправки работающих на уборочные работы в колхозы и совхозы, из-за боязни сократить численность и потерять фонд зарплаты, устанавливаемый сверху министерствами и т.п.
Экономический кризис после проведения не всегда удачных реформ 1990 годов привел к сокращению числа занятых прежде всего в обрабатывающих отраслях, строительстве, легкой промышленности и сельском хозяйстве. После существенного и длительного сокращения занятых в 1991 - 1998гг. после дефолта вместе с экономическим подъемом начался рост числа занятых. Однако после 2011г. рост числа занятых перестал быть общим и сменился в большинстве регионов новым спадом.
О динамике экономически активного населения (ЭАН), занятых и безработных в РФ, СФО и Омской области дают представление данные таблицы 4.
Таблица 4
Динамика экономически активного населения, занятых и безработных в РФ, СФО и Омской области в 1995 - 2014гг., тыс. чел.
| 
			 
  | 
			
			 1995  | 
			
			 2006  | 
			
			 2008  | 
			
			 2010  | 
			
			 2011  | 
			
			 2012  | 
			
			 2013  | 
			
			 2014  | 
		
| 
			 Российская Федерация ЭАН  | 
			
			 70861  | 
			
			 74146  | 
			
			 76047,6  | 
			
			 75265,3  | 
			
			 76063,6  | 
			
			 75103,6  | 
			
			 75225  | 
			
			 78685  | 
		
| 
			 -занятые  | 
			
			 64149  | 
			
			 68834  | 
			
			 71256,6  | 
			
			 69620,4  | 
			
			 71043,4  | 
			
			 70972,9  | 
			
			 71088  | 
			
			 74796  | 
		
| 
			 -безработные  | 
			
			 6212  | 
			
			 5312  | 
			
			 4791,0  | 
			
			 5644,9  | 
			
			 5020,2  | 
			
			 4130,7  | 
			
			 4137  | 
			
			 3889  | 
		
| 
			 Сибирский Федеральный округ ЭАН  | 
			
			 10071  | 
			
			 9983  | 
			
			 10277,1  | 
			
			 10237,5  | 
			
			 10207,3  | 
			
			 9807,0  | 
			
			 9879  | 
			
			 9788  | 
		
| 
			 -занятые  | 
			
			 9156  | 
			
			 9081  | 
			
			 9424,1  | 
			
			 9379,6  | 
			
			 9370,3  | 
			
			 9110,7  | 
			
			 9069  | 
			
			 9103  | 
		
| 
			 -безработные  | 
			
			 914  | 
			
			 903  | 
			
			 853,0  | 
			
			 893,9  | 
			
			 837,0  | 
			
			 696,3  | 
			
			 685  | 
			
			 685  | 
		
| 
			 Омская область ЭАН  | 
			
			 
 982  | 
			
			 
 1022  | 
			
			 
 1075,0  | 
			
			 1070,3  | 
			
			 
 1100,0  | 
			
			 
 1200,0  | 
			
			 
 1064  | 
			
			 
 1086  | 
		
| 
			 -занятые  | 
			
			 929  | 
			
			 927  | 
			
			 989  | 
			
			 983,6  | 
			
			 1014,2  | 
			
			 1128,0  | 
			
			 992  | 
			
			 976  | 
		
| 
			 -безработные  | 
			
			 53  | 
			
			 95  | 
			
			 86,0  | 
			
			 86,7  | 
			
			 85,8  | 
			
			 72,0  | 
			
			 72  | 
			
			 70  | 
		
Таким образом, если выделить этап развития 1995-2006 г.г. численность занятых в РФ выросла в на 7,3%, в СФО снизилась на 0,9%, в Омской области снижение на 0,2%. В 2008-2009 г.г. в период кризиса в РФ снижение занятых на 2,6%, в СФО на 3,3%, в Омской области на 1,7 %, то есть Омская область перенесла лучше кризисный период, чем другие регионы России, Период 2010-2014гг. характеризуется вялым развитием экономики, занятость в это время выросла в РФ на 7,3%, в СФО снизилась на 2,7%, в Омской области снижение 0,8%.
В целом за 1995-2014г.г. рост числа занятых в РФ на 16,6% , СФО снижение на 0,6%, в Омской области рост на 5,0% , то есть в области положение с занятостью (а значит деловой активностью) несколько хуже, чем в целом по России, но существенно лучше, чем в целом в СФО.
Показатель взаимосвязанный с занятостью и также характеризующий степень использования трудового потенциала - уровень безработицы. О динамике безработицы в Омской области в сравнении с её показателями в целом по России и Сибирским федеральным округом дают представление данные таблицы 5.
Таблица 5
Сравнительная динамика уровня безработицы в Омской области, СФО и РФ в 1995-2014 г.г.
| 
			 
  | 
			
			 1995  | 
			
			 2000  | 
			
			 2006  | 
			
			 2008  | 
			
			 2009  | 
			
			 2010  | 
			
			 2011  | 
			
			 2012  | 
			
			 2013  | 
			
			 2014  | 
		
| 
			 1.Численность безработных в Омской области  | 
			
			 53  | 
			
			 145  | 
			
			 89  | 
			
			 86  | 
			
			 90,4  | 
			
			 86,7  | 
			
			 85,8  | 
			
			 72  | 
			
			 72  | 
			
			 70  | 
		
| 
			 2.Уровень безработицы в Омской области в % к ЭАН  | 
			
			 5,4  | 
			
			 7,3  | 
			
			 9,3  | 
			
			 8,0  | 
			
			 8,5  | 
			
			 8,1  | 
			
			 7,8  | 
			
			 6,9  | 
			
			 6,8  | 
			
			 6,7  | 
		
| 
			 3.Уровень безработицы в СФО в % к ЭАН  | 
			
			 9,1  | 
			
			 12,6  | 
			
			 9,0  | 
			
			 8,3  | 
			
			 10,5  | 
			
			 8,7  | 
			
			 8,2  | 
			
			 7,1  | 
			
			 7,2  | 
			
			 7,0  | 
		
| 
			 4.Уровень безработицы в РФ в % к ЭАН  | 
			
			 9,5  | 
			
			 10,6  | 
			
			 7,2  | 
			
			 6,3  | 
			
			 8,4  | 
			
			 7,5  | 
			
			 6,6  | 
			
			 5,5  | 
			
			 5,5  | 
			
			 5,2  | 
		
Таким образом, за 1995-2014г.г. уровень безработицы в РФ снизился в 1,8 раза, в СФО в 1,3 раза, в Омской области в 1,2 раза. По уровню безработицы область находится в 2014г. в относительно благополучном положении - незначительно на 1,5 процентных пункта превышает этот показатель в РФ, но он ниже на 0,3 пункта чем в СФО. Безработицу кроме её уровня характеризует и другой показатель - средняя продолжительность поиска работы. Распределение численности безработных в Омской области по продолжительности поиска работы характеризуется следующими цифрами (в %): менее 1 месяца - 14,7; от 1 до3 месяцев - 19,2; от 3 до 6 месяцев - 19,3; от 6 до 9 месяцев - 10,1; от 9 до 12 месяцев - 8,9; 12 месяцев и более - 27,8.
Средневзвешанная (по удельному весу численности безработных) продолжительность поиска работы получается равной 7,1 месяца, и это весьма значительный срок. При благоприятном положении с занятостью в числе ищущих работу преобладают краткосрочные безработные с длительностью поиска работы не более одного - трёх месяцев. Особенно неблагоприятным является тот факт, что 27,8% безработных области ищут работу 12 и более месяцев (в целом по России таких безработных 21,4%). Значительная часть этих безработных отчаявшись найти работу, может перейти из экономически активного в экономически неактивное население. Для снижения безработицы администрацией области применяются различные меры. Разработана стратегия социально - экономического развития Омской области до 2020г., которая предусматривает рост валового регионального продукта по сравнению с 2005г. в 2,4 раза, увеличение доли оборота организаций малого бизнеса до 25%, рост реальных доходов населения по сравнению с 2005г. в 2,5 раза.
Продолжается процесс реформирования предприятий и научно - проектных институтов оборонно - промышленного комплекса Омской области на основе идеи создания межрегиональных интегрированных структур и холдингов, что позволит сохранить и преумножить потенциал этих предприятий, обеспечивают рост количества высокотехнических рабочих мест. В области сделана ставка на развитие кластеров - нефтехимического, агропищевого, лесного и высоких технологий. Развитие крупных предприятий будет содействовать и развитию малого бизнеса, обслуживающего и дополняющего эти предприятия. Так новый завод полипропилена в Омске позволит создать вокруг него до 40 малых предприятий по изготовлению различных изделий из продукции предприятия.
Активную работу проводят службы занятости. При их содействии в 2014г. нашли работу более половины граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, а государственную услугу по развитию самозанятости получают 1500 безработных.
Важная задача управления трудовым потенциалом - обеспечение не просто занятости, а эффективной занятости. Под эффективной в данном случае мы понимаем достаточно высокую долю занятых в отраслях, обеспечивающих значительный прирост добавленной стоимости с высокотехнологичными рабочими местами, требующими квалифицированных и технически образованных работников. К сожалению, как в целом по РФ, так и в Омской области наблюдается непрерывное падение доли занятых в обрабатывающих отраслях и материальном производстве в целом [5]. Таким образом, при относительно невысоком уровне безработицы для региона весьма актуальной остаётся задача увеличения темпов развития и доли занятых в обрабатывающих отраслях.
В области предпринимаются сейчас меры содействующие решению этой задачи. Разработана стратегия социально - экономического развития Омской области до 2020г., которая предусматривает рост валового регионального продукта по сравнению с 2005г. в 2,4 раза, увеличение доли оборота организаций малого бизнеса до 25%, рост реальных доходов населения по сравнению с 2005г. в 2,5 раза. Продолжается процесс реформирования предприятий и научно - проектных институтов оборонно - промышленного комплекса Омской области на основе идеи создания межрегиональных интегрированных структур и холдингов, что позволит сохранить и преумножить потенциал этих предприятий, обеспечивают рост количества высокотехнических рабочих мест. В области сделана ставка на развитие кластеров - нефтехимического, агропищевого, лесного и высоких технологий. Развитие крупных предприятий будет содействовать и развитию малого бизнеса, обслуживающего и дополняющего эти предприятия. Так новый завод полипропилена в Омске позволит создать вокруг него до 40 малых предприятий по изготовлению различных изделий из продукции предприятия.
На региональном уровне могут использоваться различные модели управления трудовым потенциалом и занятостью. Каждая из них имеет свои положительные стороны и недостатки, которые представлены в таблице 6.
Таблица 6
Модели управления занятостью и трудовым потенциалом региона
| 
			 Содержание модели  | 
			
			 Преимущества модели  | 
			
			 Недостатки модели  | 
		
| 
			 1.Наращивание количества рабочих мест в бюджетной сфере (управление, социальное обслуживание, культура, образование и т.п.)  | 
			
			 Низкая капиталоемкость, рост занятости в короткие сроки, снижение безработицы среди лиц с высшим образованием  | 
			
			 Не решает проблему структурной перестройки экономики и повышенная производительность общественного труда. Повышение доли занятых с низкими доходами требует роста бюджетных расходов, рост безработицы при недостатке бюджетных средств  | 
		
| 
			 2.Интенсивное развитие рабочих мест в сфере услуг: торговля, бытовое обслуживание и т.п., а также банковский сектор и страхование  | 
			
			 Относительно невысокая капиталоемкость, снятие сроки роста занятости, широкие возможности развития малого бизнеса  | 
			
			 Весьма уязвима при падении мировых цен на нефть, газ, метал и другую экспортируемую продукцию, которое может вызвать массовую безработицу. Рост рабочих мест в основном с невысоким доходом (кроме банковского сектора)  | 
		
| 
			 3.Рост высокотехнологичных рабочих мест по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, модернизация рабочих мест в обрабатывающих отраслях.  | 
			
			 Обеспечивает решение задачи структурной перестройки экономики и роста производительности труда, создание рабочих мест первичного рынка труда с высокими доходами работающих  | 
			
			 Высокая капиталоемкость, относительно длинные сроки создания новых рабочих мест  | 
		
| 
			 4.Массовое переобучение высвобождающейся рабочей силы с сохранением части занятых с тем, чтобы обеспечить в дальнейшем стабильную занятость этих работников (шведская модель)  | 
			
			 Низкая капиталоемкость, решение проблемы высвобождаемых работников в короткие сроки  | 
			
			 Рост бюджетных расходов на оплату труда. Необходимость точного прогноза развития экономики региона  | 
		
| 
			 5.Организация трудоустройства избыточной рабочей силы в другие регионы (преимущественно вахтовым методом)  | 
			
			 Низкая капиталоемкость, решение проблем трудоустройства в короткие сроки  | 
			
			 Социально-психологический дискомфорт (отрывают семьи на длительные сроки, нарушения нормального решения труда и отдыха), отчисление НДФЛ в бюджет других регионов  | 
		
Модели могут быть дифференцированы по отраслям, районам региона (например, модель для водного транспорта, сельского хозяйства, строительства и т.д.)
Следует отметить, что в Омской области применяется в определенные периоды разное сочетание этих моделей. В первый послереформенный период (1990-ые годы) применялась в основном вторая и четвертая модель, в последнее пятилетие начинает уделяться внимание третьей модели, хотя успехи с ее применением пока весьма скромны.
Важный элемент регионального управления - рациональное использование трудового потенциала отдельных категорий населения: пенсионеров, подростков, женщин, студентов и школьников, инвалидов. По этой проблеме в Омской области принят ряд региональных программ. Так в 2012г. в бюро по трудоустройству в России за помощью в трудоустройстве обратилось 842 тыс. подростков в возрасте 14-17 лет, в 2011г - 929 тыс., в 2010г. - 1 млн.45 тыс. Но это не говорит о снижении трудовой активности молодежи, просто многие старшеклассники и студенты на период каникул пока трудоустраиваются сами.
Таким образом, важнейшими целями управления трудовым потенциалом в регионе являются:
- содействие воспроизводству и достаточному приращению населения региона за счет естественного прироста и положительного сальдо миграционных потоков;
 - обеспечение прогрессивных сдвигов в производстве, а значит и занятости в пользу высокотехнологичных отраслей;
 - создание наукоёмких рабочих мест с высокой добавленной стоимостью;
 - выбор наиболее рациональных моделей снижения безработицы и сочетание этих моделей;
 - создание благоприятных условий труда и рост реальных доходов населения;
 - использование государственно-частного партнерства для создание новых рабочих мест;
 - поддержка частного предпринимательства и самозанятости;
 - ускорение развития сельского хозяйства, фермерства и сельского подворья для снижения безработицы и роста доходов на селе;
 - создание условий для подготовки квалифицированных кадров, обеспечение соответствия подготовки кадров ближайшим и перспективным целям производства.
 
Рецензенты:
Синявец Т.Д., д.э.н., доцент, профессор кафедры «Экономики и менеджмента» ФГБОУ ВПО «ОГИС», г. Омск.
Реброва Н.П. д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономика, менеджмент и маркетинг» ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», г. Омск.
Библиографическая ссылка
Храпова Е.В., Кулик Н.А. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18456 (дата обращения: 04.11.2025).



