Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ЛИМИТИРУЮЩИХ КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ ПРИ НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Масягина Н.В. 1
1 Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Московский учебно-спортивный центр» Москомспорта
Потребность в непрерывном образовании и, главным образом, в непрерывном профессиональном образовании, связана как со всё ускоряющимся процессом накопления научно-технической информации человеком в современной техногенной среде, так и с тем, что и в гуманитарной сфере, в сфере человеческой культуры процесс увеличения знаний идёт не менее интенсивно. Экономическая необходимость государства стала выдвигать новые требования к уровню знаний. Актуальность разработки вопросов функционального образования, организации различных форм повышения квалификации, главным образом, применительно к отрасли занятости в сфере деятельности обучаемого становится все более насущным. В статье проведен анализ организации учебного процесса учебно-спортивного центра по подготовке и переподготовке сотрудников физкультурно-спортивных организаций Москомспорта, на предмет факторов, лимитирующих качество обучения слушателей, выявлены и классифицированы факторы, влияющие на образовательный процесс.
образовательная парадигма
физкультурно-спортивная деятельность
повышение квалификации
специалист
факторы образовательного процесса
1. Масягина Н.В. Принципы подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www.science-education.ru/113-11384 (дата обращения: 24.02.2015).
2. Масягина Н.В. Организация деятельности учебно-спортивного центра, как инструмент формирования кадрового резерва для физкультурно-спортивной отрасли // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-17907 (дата обращения: 18.03.2015).
3. Начинская С.В. Физическая культура и спорт: непрерывное образование: монография / С.В. Начинская, Н.В. Масягина. – М., Нац. книжный центр, 2012. – 92 с.
4. Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения. Сборник статей. /Московский педагогический государственный университет. – М., 2010. – 403 с.
5. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих: опыт, проблемы и пути совершенствования. Материалы учебно-методического семинара. / Издательство РАГС. – М., 2002. – 303 с.
6. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 304 с.
7. Ананишнев В.М. Моделирование в сфере образования // Системная психология и социология. 2014. №12; URL: http://www.systempsychology.ru/journal/2014-12/238-ananishnev-vm-tehnologizaciya-upravleniya-obrazovaniem.html (дата обращения: 23.03.2015).
8. Шегаев И.С. О некоторых факторах образовательного процесса; URL: http://www.jurnal.org/articles/2013/ped56.html (дата обращения: 22.03.2015).

Актуальность: непрерывное образование становится повседневной действительностью нашей жизни. Проблема непрерывного образования рассматривалась исключительно как образование взрослых с целью компенсации недостатков и упущений школьной подготовки, а также образования с целью пополнения знаний в связи с требованиями жизни. С принятием нового закона об образовании в Российской Федерации выстраивается образовательная парадигма – от дошкольного образования до профессионального совершенствования в процессе трудовой деятельности работника. С каждым днем жизнь выдвигает новые требования к уровню знаний специалистов, и грамотно построенное непрерывное образование в системе повышения квалификации играет не маловажную роль. В ходе своего продвижения работник в обязательном порядке приобретает новые деловые качества (иначе он не может продвигаться вперёд), которые полезны на его рабочем месте. Повышение квалификации осуществляется самыми разнообразными путями, но наиболее популярными являются факультеты повышения квалификации и центры физкультурно-спортивной деятельности. Работа Центров, с контингентом обучающихся, строится на долговременной основе, и потому здесь возможно проследить характер и особенности усвоения учебного материала, а также выявить негативные факторы, влияющие на образовательный процесс.

Цель исследования. Изучить факторы, лимитирующие качество обучения при непрерывном образовании, негативно сказывающиеся на подготовке кадрового резерва для физкультурно-спортивной отрасли.

Методы исследования. Изучение и анализ научно-методической литературы, педагогические исследования, оценка работы центра, наблюдения в сфере физической культуры и спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. Среди основных групп факторов образовательного процесса выделяют следующие:

  • внутренние и внешние: внутренние факторы оказывают влияние на процесс изнутри, внешние – извне;
  • положительные и отрицательные: положительные факторы содействуют процессу, отрицательные препятствуют ему, тормозят его;
  • непосредственные и косвенные: непосредственные факторы действуют на сам образовательный процесс, т.е. действуют прямо, непосредственно, косвенные действуют опосредованно, через источники или условия образовательного процесса [8].

В рамках выполнения Государственной программы города Москва «Спорт Москвы» на 2012–2016 гг. в 2014 году было обучено 2719 специалистов учреждений и организаций Москомспорта, из которых: 2007 человек обучились по программам повышения квалификации, 676 человек приняли участие в образовательных семинарах и научно-практических конференциях, и 36 человек обучились по программе профессиональной переподготовки (рис. 1).

Рис. 1. Количество обученных специалистов Москомспорта по программам дополнительного профессионального образования в 2014 году

Слушателям был задан вопрос: «Как вы считаете, какие факторы негативно влияют на ваш образовательный процесс при повышении квалификации?». В ходе проведенного исследования качества образовательного процесса в учебной деятельности центра у слушателей был выявлен ряд факторов, лимитирующих качество обучения. Все многообразие этих факторов, несмотря на тесную взаимосвязь, справедливо разделить на несколько групп. Проанализировав полученный материал, мы провели структуризацию этих факторов, объединив их в четыре группы. Рассмотрим факторы, лимитирующие качество обучения при непрерывном образовании.

Экономический фактор. Наиболее важным являются фактор недостаточности поддержки со стороны государства деятельности отрасли и учебного заведения;

  • высокая стоимость обучения;
  • низкий платежеспособный потенциал обучающегося контингента.

Организационно-производственный фактор. Влияние территориального местонахождения учебного заведения: удобство расположения Центра; транспортная доступность; расстояние между образовательным учреждением и домом или рабочим местом; затраченное время на дорогу. Чем меньше времени и сил понадобится на преодоление этого расстояния, тем больше энергии останется на усвоение материала;

  • уровень материального оснащения заведения – наполненность аудиторий необходимыми техническими средствами способствует реализации новейших образовательных методик;
  • спрос на образовательный продукт деятельности центра – гибкая система образовательного процесса, наличие новых образовательных программ;
  • инновационный потенциал Центра. Наличие информации о нововведениях не в полной мере соответствует заявленным характеристикам.

Социальный фактор. Рейтинг учебного заведения – стремление к обучению в образовательном учреждении (Центре) – попадая в стены «зарекомендовавшего себя образовательного учреждения», слушатель иначе воспринимает получаемую информацию, стремится соответствовать существующему статусу;

  • характер политической системы. В данном случае значение имеют те ценностные ориентиры и интересы, которые провозглашает государство, и насколько эти мотивационные факторы совпадают с личным интересом.
  • Психологический фактор. Личная заинтересованность специалиста в повышении квалификации и получении новых знаний – мотивация наилучшим образом способствует восприятию и усвоению материала;
  • «синдром бесперспективности». Как правило, слушатели наших центров и факультетов повышения квалификации являются бывшими спортсменами. Они обладают подчас уникальными знаниями в области своего вида спорта или вида деятельности, но чувствуют себя весьма неуверенно, когда речь идёт о работе менеджера, маркетолога, директора и т.д. Неуверенность таких специалистов доходит подчас до полной крайности – вплоть до отказа от нового назначения. Такой показатель приводит к затруднительной работе при повышении квалификации, так как психологическое состояние такого обучаемого непригодно для обучения;
  • «синдром обратного эффекта». Этот показатель характерен тем, что после прохождения курсов повышения квалификации слушатель рассматривается как специалист с новыми возможностями. В связи с этим, на работе ему предлагаются новые виды деятельности, как правило, увеличивающие объём его обычной работы. При этом вознаграждение за этот труд, т.е. заработная плата, остаётся та же, что и до повышения квалификации. Специалист рассматривает такое явление как обратное ожидаемому: вместо того, чтобы повысить заработную плату, в виду того, что он повысил свои производственные возможности и стал лучше делать свою работу, ему не повышают оплату труда, а предлагают дополнительные виды работ.

Выводы. Все вышесказанное свидетельствует о том, что современный образовательный процесс нуждается в детальном рассмотрении. Отдельные его элементы должны находиться под пристальным вниманием компетентных специалистов, находящихся внутри процесса. При внесении изменений в отдельные его положения в ходе каких-либо реорганизаций важно учитывать каждый момент, только тогда станет возможным получение максимального результата. Качественное повышение квалификации специалистов физической культуры и спорта должно быть направлено на обновление практической деятельности, постоянно меняющейся в зависимости от социальных условий жизни нашего общества. Такой подход свидетельствует о том, что кадровый состав центров повышения квалификации должен находиться в постоянном поиске научных и практических новостей, которые необходимо закладывать в программный материал и разрабатывать обучение этим положениям современными средствами обучения.

Рецензенты:

Кабачков В.А., д.п.н., профессор, руководитель управления массовой физической культурой ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва;

Начинская С.В., д.п.н., д.э.н., профессор, начальник методического отдела ГБУ ДПО «Московский учебно-спортивный центр» Москомспорта, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Масягина Н.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ЛИМИТИРУЮЩИХ КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ ПРИ НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18580 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674