Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Володина Н.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»
В статье изложены направления советской демографической политики в годы Великой Отечественной войны. Проанализированы тенденции демографической ситуации предшествующего периода советской истории, обусловившие диспропорции демографического состава населения. На основе изученных административных документов, указов и постановлений военных лет рассматривается деятельность власти по обеспечению увеличения рождаемости в стране. Основными методами являлись введение налога на бездетность, политика в отношении семьи и брака, поддержка беременных женщин и матерей, методы материального и морального стимулирования рождаемости, проведение агитационных мероприятий в поддержку рождаемости, защиты материнства и детства. В сложнейших условиях государство находило материальные ресурсы для реализации демографической политики, направленной, прежде всего, на увеличение рождаемости и сохранение жизни детей.
демографическая политика
государство
война
рождаемость
власть
1. Володина Н.А. Становление демографической политики в Советском государстве // Фундаментальные исследования. – 2014. — № 3–4. – С. 866–896;URL:www.rae.ru/fs/?section(Дата обращения: 17.03.2015)
2. Гетманов В.Н. Российская демография 19-21-го веков, как зеркало политики / www.балыбин.рф/litera/rosdem.doc (Дата обращения 13.03.2015)
3. Поляков Ю., Жиромская В., Араловец Н. Демографическое эхо войны / Война и общество. 1941-1945: (В двух книгах). Книга вторая. — М.: Наука, 2004. — 411 с.
4. Постановление СНК СССР от 23 января 1942 г. № 75 «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» / www.alppp.ru(Дата обращения: 16.03.2015).
5. Сомов В.А. Бомбежки г. Горького и массовое сознание в годы Великой Отечественной войны. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2007. — № 1. – С. 33–39.
6. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября1941 г. «О налоге на холостяков, оди¬ноких и бездетных граждан СССР. // Ведомости Верховного Совета СССР . — 1941 г. — № 42
7. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 г. «Об усыновлении».//
Ведомости Верховного Совета СССР. — 1943 г. — № 34.
7. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» от 8 июля 1944 г. / www.lawmix.ru/docs_cccp/3096(Дата обращения 13.03.2015)
8. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. «О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести одного из супругов». // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1944г. — № 60.
9. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года в отношении детей, родители которых не состоят между собой в зарегистрированном браке». / www.bestpravo.ru/sssr/ukazy/page (Дата обращения 17.03.2015)

Демографическая ситуация в стране была объектом внимания властей практически с самого начала возникновения Советского государства. Действия власти изначально были направлены на гомогенизацию, унификацию общества, тотальное подчинение жизни людей интересам правящей партии. Сталинизм стремился к максимальному упрощению общественного бытия и общественного сознания, к их однородности и монолитности. Советская демографическая политика как составная часть государственной политики в целом была направлена на достижение воспроизводства населения желательного типа. Государство воздействовало на процессы воспроизводства населения посредством системы административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий [1].

Результаты исследования

К началу Великой Отечественной войны в результате демографических ям, связанных с людскими потерями в 1914-1921 гг. и в 1930-е гг., население страны было гораздо малочисленнее, чем это должно было быть при благоприятных условиях для его воспроизводства. Эти людские потери сократили численность лиц призывного возраста в период Великой Отечественной войны, поэтому призыв был распространен в конце войны на группы слишком молодого возраста. К тому же положение усугублялось сохранявшимся дисбалансом в соотношении полов в пользу женщин [3, с. 232-264]. «Поскольку в 1940 году численность населения СССР составляла 185 млн человек, без учета присоединенных западных и прибалтийских земель, то число мужчин не превышало 92 млн человек, из них призывные возраста от 18 до 45 лет составляли, примерно, долю 27/60=0,45 или 41 млн человек» [2].

Начавшаяся война значительно усугубила ситуацию: «Великая Отечественная война, особенно ее начальный период, - это период наивысшего проявления кризисной ситуации в обществе» [5, с. 33]. Кроме того дальнейшее развитие событий, особенно в первые военные годы, трудно было предугадать.

Несмотря на действовавший в стране с 1936 по 1955 гг. запрет на аборты, воспроизводство населения не удовлетворяло потребности экономического и социального развития страны. Объектом демографической политики в этот период было прежде всего воспроизводство населения, его количественные параметры. Среди направлений демографической политики можно выделить три основные группы методов: административно-правовые, экономические и меры социально-психологического воздействия.

Демографическая политика СССР в годы Великой Отечественной войны была направлена прежде всего на стимулирование рождаемости методами административного давления. Так, уже 21 ноября 1941 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР», согласно которому с 1 октября 1941 г. устанавливался налог «на одиноких и бездетных граждан СССР». Действие данного Указа распространялось на одиноких и семейных, не имеющих детей граждан - мужчин в возрасте свыше 20 до 50 лет и женщин в возрасте свыше 20 до 45 лет. Освобождались от уплаты налога военнослужащие и жены военнослужащих, учащиеся средних и высших учебных заведений (мужчины в возрасте до 25 лет и женщины в возрасте до 23 лет), пенсионеры и лица обоего пола по состоянию здоровья [6]. Налог имел дифференцированную ставку в зависимости от заработка плательщика по месту основной работы. По мере роста благосостояния граждан нижние границы налогооблагаемого заработка поднимались. При месячном заработке до 150 руб. налог был фиксированным и составлял 5 руб. Если заработная плата превышала эту сумму, то налог составлял 5 % заработка. Бездетные колхозники должны были платить 100 руб. в год. С работников творческих профессий независимо от фактического размера заработка налог взимался по максимальной ставке. Налог исчислялся и удерживался по месту основной работы вместе с подоходным налогом с той же суммы заработка. Указанный налог прекращали взимать в связи с рождением или усыновлением ребенка и вновь продолжали взимать в случае гибели единственного ребенка.

Женщины облагались налогом на бездетность только в том случае, если состояли в зарегистрированном браке и не имели детей. Тем самым государственно хоть и косвенно, но поощряло рождение детей вне брака. 

Семейное положение женщины, однако, не имело значения при оказании им помощи. СНК СССР обязал Народный Комиссариат торговли СССР организовать с июля 1942 г. в городах, где введены продовольственные карточки, продажу продуктов питания сверх норм, установленных к отпуску по продовольственным карточкам, для беременных женщин, начиная с шестого месяца беременности и в течение двух месяцев после родов, а также для кормилиц. Ежемесячно на одного человека должно отпускаться 400 г масла, 300 г сахара, 600 г крупы, 6 л свежего молока.

Огромное значение для демографической ситуации в стране имело спасение детей. В годы Великой Отечественной войны резко увеличилось количество детей-сирот и детей, потерявших связь с родителями. В этой ситуации более миллиона детей были спасены государством, предпринявшим с этой целью целый комплекс мер. Так, 23 января 1942 г. вышло постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». С апреля этого же года на местах при исполкомах областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся были созданы специальные Комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей. Функции по выявлению безнадзорных детей и их размещению в приемниках-распределителях возлагались на НКВД [4].

В целях материального обеспечения детей, оставшихся без родителей, и получения ими надлежащего воспитания Постановлением СНК СССР от 22 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» был возрожден институт опеки и патроната и определены его правовые основы. Постановлением предусматривалось направление детей-сирот в приемники-распределители, а затем в детские учреждения или на патронирование в семьи. При этом отделом народного образования с одним из членов семьи заключался договор на патронирование сроком на три года. Постановление предписывало: «Лицам, принявшим на воспитание (патронат) детей, выдавать через местные органы Наркомпроса ежемесячное пособие в размере 50 рублей на одного ребенка». Воспитатель получал также одежду и обувь для ребенка. Другой формой устройства детей было усыновление. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 г. внес значительные изменения в действовавший ранее порядок усыновления. [7] В частности, разрешалось по просьбе усыновителя присваивать фамилию и отчество усыновителя, записывать усыновителей в качестве родных родителей в актовых книгах о рождении. Однако «Усыновление детей, достигших десятилетнего возраста, присвоение им фамилии и отчества по имени усыновителя, а также запись усыновителей в качестве родителей без согласия усыновляемых» не допускались.

Еще одним шагом в выработке демографической политики в СССР, направленной на улучшение демографической ситуации в стране, стало принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» 8 июля 1944 г.[8]

Указ принципиально менял отношение государства к официальному признанию брачных отношений между супругами. Устанавливалось, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов: «Установить, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов, предусмотренные кодексами законов о браке, семье и опеке союзных республик». Фактические брачные отношения более не приравнивались к зарегистрированному браку.

Право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося от мужчины, с которым она не состоит в зарегистрированном браке, было отменено. Ребенок от матери, не состоящей в официальном браке, регистрировался «по фамилии матери с присвоением ему отчества по указанию матери».

Лица, которые состояли в фактических брачных отношениях до издания Указа, могли оформить свои отношения, зарегистрировав брак с указанием срока совместной жизни: «Лица, фактически состоящие в брачных отношениях до издания настоящего Указа, могут оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни».

Однако нельзя было не принимать во внимание множество сложных человеческих судеб, порожденных войной. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г.  «О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести одного из супругов» № 60 предусматривал в виде исключения судебное установление фактических брачных отношений, если они возникли до 8 июля 1944 г. и не могли быть зарегистрированы вследствие смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов [9]. Оставшийся в живых супруг мог обратиться в суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести. Указом не предусматривались сроки для обращения в суд с целью установления нахождения в фактических брачных отношениях. Однако далеко не все могли воспользоваться таким правом как из-за его незнания, так и из-за боязни иметь дело с судом. Кроме того, ситуация часто осложнялась отсутствием необходимых доказательств.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. значительно осложнялась процедура развода. С этого времени брак можно было расторгнуть только через суд. Для подачи заявления требовалось выполнить ряд условий: указать мотивы развода, вызвать в суд другого супруга для ознакомления с заявлением. Также требовалось опубликовать в местной газете объявление о расторжении брака: «Публикация в местной газете объявления о возбуждении судебного производства о разводе с отнесением стоимости объявления за счет супруга, подавшего заявление о расторжении брака». Дела о расторжении брака были сложными, проходили две стадии судебного разбирательства. Народный суд был обязан «установить мотивы подачи заявления о расторжении брака и принять меры к примирению супругов, для чего обязательно должны быть вызваны оба разводящиеся супруга и в случае необходимости - свидетели». В том случае, если примирение супругов в народном суде не состоялось, «истец вправе обратиться с заявлением о расторжении брака в вышестоящий суд». На основании принятого судебного решения органы записи актов гражданского состояния выписывали свидетельство о разводе. При выдаче свидетельства делалась отметка о разводе в паспорте каждого из супругов и взималось «с одного или обоих супругов, по определению суда, от 500 до 2000 рублей».

Возвращаясь к упомянутому Указу Президиума Верховного Совета от 8 июля 1944 г., необходимо отметить содержащийся в нем ряд материальных и моральных стимулов, направленных на увеличение рождаемости в стране.

Указ предусматривал выплату дотаций семьям, имеющим двух детей, при рождении третьего. Единовременное пособие выдавалось в сумме от 400 руб. до 5000 руб., ежемесячно - от 300 до 800 руб. Денежная сумма пособия возрастала при рождении каждого последующего ребенка. Важно, что при определении государственного пособия по многодетности учитывались дети, «погибшие или без вести пропавшие на фронтах Отечественной войны».

Одновременно увеличился отпуск по беременности - с 63 до 77 календарных дней. Послеродовый отпуск теперь составлял от 35 до 42 календарных дней. В случае осложненных родов или рождения двойни отпуск увеличивался до 56 дней. Кроме того, 11 июля 1944 г. Наркомат торговли СССР издал приказ «Об улучшении снабжения беременных женщин». Беременные женщины получали ежемесячно сверх норм, установленных по карточкам, 800 г масла, 600 г сахара, 1,2 кг крупы, 12 л молока.

Для родителей с низким уровнем дохода снижалось плата за помещение детей в детские сады и ясли.

Особое внимание уделялось матерям-одиночкам. Денежные выплаты одиноким матерям устанавливались в размере 100 руб. в месяц на 1 ребенка, 150 руб. - на двух детей и 200 руб. - на трех и более детей. Мерой, стимулирующей рождаемость, по мысли законодателей, стало значительное увеличение налога на холостяков и бездетных граждан.

Одновременно Указом было установлен налог «на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР», который платили граждане, не имеющие детей, мужчины в возрасте свыше 20 и до 50 лет и женщины в возрасте свыше 20 и до 45 лет. Размер налога был установлен для бездетных граждан, входящих в эти возрастные группы, в размере 6 % заработка, для имеющих одного ребенка - 1 %, при наличии двоих детей - 0,5 %. От уплаты налога освобождались военнослужащие и их жены, учащиеся до 25 лет, инвалиды.

Многодетным матерям устанавливались почетное звание «Мать-героиня», орден «Материнская слава» и медаль «Медаль материнства». Награждение орденами «Материнская слава» и медалями «Медаль материнства» и присвоение почетного звания «Мать-героиня» производилось «по достижении последним ребенком возраста одного года и при наличии в живых остальных детей этой матери». Звание «Мать-героиня» стало высшей степенью отличия СССР для женщин за заслуги в рождении и воспитании детей. Это была особая, первая в отечественной истории награда для женщин-матерей, родивших и воспитавших десять и более детей. Учреждение такого звания в годы Великой Отечественной войны подчеркивало действительно государственную значимость необходимости рождения детей.

В последние месяцы войны, 14 марта 1945 г., вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года в отношении детей, родители которых не состоят между собой в зарегистрированном браке», согласно которому было расширено право детей на получение пенсии в случае смерти отца, с которым мать не находилась в зарегистрированном браке [10]. Ребенок имел право на обеспечение пенсией по случаю потери кормильца наравне с детьми, родившимися в зарегистрированном браке, в том случае, если, во-первых, он родился до издания Указа от 8 июля 1944 г., во-вторых, «если ответчик записан в качестве отца ребенка в книгах записей актов гражданского состояния».

Немалое значение при реализации эффективной демографической политики имели и агитационные мероприятия в поддержку рождаемости, защиты детей и материнства. Образ Родины, Родины-Матери, Матери священен для всех народов, поэтому его воздействие на сознание людей трудно переоценить. В военные и послевоенные годы выходит множество плакатов, прославляющих Женщину-Мать: плакаты Ватолиной Н.Н. «Слава матери-героине!» (1944 г.), «Героической советской женщине - слава!» (1946 г.) и др. С темой материнства тесно связана забота о детях: «Здоровые родители - здоровое потомство!» (Ватолина Н.Н., 1948 г.), «Всенародной любовью и лаской окружим детей фронтовиков!» (Шубина Г., 1944 г.), «Окружим сирот материнской лаской и любовью!» (Жуков Н., 1947 г.).

Таким образом, несмотря на тяжелое положение государства, с первых месяцев Великой Отечественной войны демографическая политика была объектом пристального внимания государства. По сравнению с предыдущим, довоенным периодом, главной заботой власти являлся именно количественный аспект демографии, необходимость быстрого и значительного воспроизводства населения.

Рецензенты:

Юрасов И.А., д.соц.н., профессор кафедры «Государственное управление и социология региона» Пензенского государственного университета, г. Пенза;

Ягов О.В., д.и.н., профессор, декан историко-филологического факультета Пензенского государственного университета, г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Володина Н.А. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18633 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674