Технические звенья эргаматов описываются обыкновенными дифференциальными уравнениями вида:
, 
где: 
- состояние выходных переменных объекта управления, 
- состояние входных управляющих переменных объекта управления, 
- возмущающее воздействие на объект. 
В частности, к таким системам относятся системы: «оператор – летательный аппарат» или «оператор – имитатор объекта».
Наибольшие трудности при аналитических исследованиях возникают вследствие того, что к настоящему времени процесс формирования управляющих воздействий оператора на основе сравнения информационной и концептуальной моделей недостаточно изучен. В связи с этим затрудняется использование многих известных методов теории управления для анализа, например, динамики полета управляемого оператором объекта [3…7]. Недостаточное качество обучающих комплексов также объясняется отсутствием требуемого информационного подобия указанных выше двух систем (слабая изученность и формализация взаимодействий оператора и объекта управления в замкнутой системе). Во многих случаях предполагается, что оператор, как звено системы управления, имеет одну входную величину 
 (на индикаторе представляется лишь одна величина; оператор является одноканальным звеном). Однако внешнее впечатление многоканальности налицо, так как частота переключения внимания у человека может быть достаточно высокой. 
Результатом когнитивного анализа [1,2] является орграф (рис.1)
 
Рис.1. Орграф транспортной эргатической системы:
1 – усилия на органах управления, 2 – изменение положения объекта относительно
внешних ориентиров, 3 – акселерационная информация, 4 – изменение положения объекта, характеризуемое показаниями приборов
Как видим, структурная схема всего эргамата представляется в виде, приведенном на рис.2.
 
Рис.2.Структурная схема эргамата:
 - входной и 
- выходной сигналы для звена «человек-оператор» 
Человек-оператор собирательно определяется как совокупность, состоящая из системы отображения информации, человека и органов управления. Структура звена «человек-оператор» представляется в виде, приведенном на рис.3.
 
Рис.3. Структурная схема оператора
В режиме компенсаторного слежения индикатор показывает лишь рассогласование между входной и выходной величинами 
. Функция человека-оператора сводится к уменьшению ошибки 
 до нуля (директорное управление). 
Известно описание операторской деятельности человека на основе обобщенной рабочей характеристики:
. 
Это исчерпывающая характеристика человека как звена системы (определяет время, в течение которого человек может выполнить над сигналом, характеризуемым оператором 
, преобразования, характеризуемые оператором 
, с точностью 
). 
Операторами 
 и 
 характеризуется операторская деятельность человека: 
, 
. 
Оператор 
 указывает, какой сигнал по сравнению с некоторым опорным сигналом 
 поступает к человеку. А оператор 
 указывает, какие функциональные преобразования выполняет человек над этим сигналом с точностью до 
 (в зависимости от 
 при одном и том же 
 резко изменяется характер операторской деятельности человека). К сожалению, остаются открытыми вопросы о структуре опорного сигнала и степени коррелированности 
 от 
. 
Ниже на примере продольного движения предлагается структурная схема замкнутой системы (рис.4), в определенной степени позволяющая выяснить указанные вопросы.
 
Рис.4. Структурная схема управления продольным движением:
 - передаточная функция анализатора, 
 - передаточная функция моторной части оператора, сумматор – сравнивающее «устройство» центральной нервной системы 
Можно показать,
; 
, 
. 
Так что
. 
Решением уравнения идентификации в частотной области по синхронным измерениям 
 и 
 определяется обобщенная передаточная функция системы, которая обычно и используется в качестве приближения передаточной функции объекта (участие человека в системе не учитывается): 
, 
; 
 содержит коррелированный с 
 сигнал (изображение - 
). 
Легко показать,
. 
Здесь 
 – изображение коррелированного с 
 сигнала. Если бы 
 не зависел от 
 (разомкнутая система), то 
 при определении 
; 
 можно рассматривать как задающее воздействие. 
Если 
 (система разомкнута), то 
 (
 никогда тождественно не обращается в нуль). Верно и обратное, если 
, то 
. 
Таким образом, если 
, то 
; управление объектом осуществляется по разомкнутому каналу. И обратно, если управление объектом производится по разомкнутому каналу, то 
. Если для директорного режима 
, то по 
 и 
 определяется 
. Мысль об управлении объектом по разомкнутому каналу не нова. Здесь дается лишь один из возможных способов для установления этого факта. 
Далее. Пусть по синхронным измерениям 
 и 
 в процессе нормальной эксплуатации имитатора определена частотная передаточная функция 
; по ее асимптотической характеристике можно определить и параметры 
. Пусть также одним из способов экспериментально определена передаточная функция собственно имитатора 
. По изложенному выше тогда можно определить часть 
 выходного сигнала, коррелированную с 
. По 
 и 
 всегда можно подобрать 
 так, что: 
; 
 определена по данным нормальной эксплуатации самолета, 
 вычислена с использованием данных эксперимента на имитаторе. 
Из полученного соотношения непосредственно вытекает методика идентификации самолета по данным нормальной эксплуатации [3].
Рецензенты:
Логанина В.И., д.т.н., профессор, зав.кафедрой управления качеством и технологий строительного производства Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, г. Пенза;
Кошев А.Н., д.х.н., профессор, профессор кафедры информационно-вычислительных систем Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Гарькина И.А., Данилов А.М., Нашивочников В.В. КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ ЭРГАМАТА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18702 (дата обращения: 04.11.2025).



