Известно, имитационные характеристики обучающих комплексов по подготовке операторов транспортных систем во многом определяются латентным периодом формирования оператором управляющих воздействий, наличием люфтов в канале управления и др. [4, 7, 8].
Наличие запаздывания усложняет выбор численных методов для имитационного моделирования объекта управления эргатической системы. Действительно, рассмотрим систему второго порядка:
 
 
При очень малых 
 таких, что ими можно пренебречь (достаточная точность интегрирования обеспечивается уже при шаге 
), придем к задаче без запаздывания: 
 
При больших запаздываниях шаг интегрирования должен соразмеряться с запаздыванием; при 
, можно принять 
, где 
. 
В векторно-матричной форме имеем:
 
 
 – оператор сдвига: 
 
 
При 
 задача сводится к определению решения: 
; 
возможно уменьшение шага (вместо 
 принять шаг 
, где 
 
). 
При использовании метода Рунге – Кутта второго порядка точности:
 
При 
, исходная задача с запаздыванием решается приближенно с шагом 
. Здесь метод Рунге – Кутта принимает вид: 
 
В силу непрерывной зависимости корректно поставленной задачи от запаздывания при небольших значениях запаздывания зависимость между шагом 
, частотой 
, декрементом затухания 
 и заданной точностью 
 (при фиксировании остальных параметров системы) остается близкой к той зависимости, которая существует для систем без запаздывания. В остальных случаях для получения требуемых имитационных характеристик обучающего комплекса выбор шага при интегрировании уравнений движения объекта должен осуществляться с учетом величин запаздывания в различных контурах управления. Действительно, рассмотрим моделирование короткопериодической составляющей продольного движения транспортного самолета. В этом случае задача сводится к решению уравнения: 
, 
где 
 – двумерная вектор-функция, 
 – квадратная матрица. Задача определяется шестью параметрами: компонентами матрицы 
 и вектора 
. 
В случае мнимых корней 
 характеристического уравнения решение задачи имеет вид: 
 
где 
 – линейно независимые векторы. 
При приближенном решении численным методом с шагом 
 для погрешности вычисления методом Рунге – Кутта второго порядка точности справедливо: 
, 
где 
 
Так как 
, то 
 
Имеем:
 
 
. 
Очевидно, 
. Поэтому в качестве параметров, определяющих систему, можно взять следующие шесть: 
 и компоненты векторов 
. 
С учетом:
 
получим:
 
Из
 
следует:
. 
Как видим, при фиксированных компонентах векторов 
и 
 имеем: 
 
и шаг 
 определяется декрементом затухания
 и частотой 
 (зависимость для 
приводится на рис. 1). 
В рассматриваемом случае полоса рабочих частот ограничена сверху 
10с-1, снизу – 
2с-1; безразмерный коэффициент затухания 
 изменяется в пределах от 0,4 до 0,9. 
Рис.1 .Зависимость шага интегрирования h от 
 
С ростом 
 величина: 
 
уменьшается (
); допустимый шаг 
 растет с ростом 
. 
Не случайно при настройке тренажеров возникает стремление увеличить коэффициент демпфирования при достаточно больших реальных значениях 
 (приводит к искажению характеристик самолета: увеличение 
 вызывает соответствующее уменьшение собственной частоты 
). Точка 
 в областях равных оценок пилотажных характеристик сдвигается (оценка пилотажных характеристик тренажера улучшается, а соответствие самолета и модели – ухудшается). 
Для системы без затухания (
): 
 
Для отношения максимально допустимых шагов для систем с собственными частотами 
 и 
 (оценка сверху) справедливо: 
; 
В полосе рабочих частот от 2 рад/сек. до 10 рад/сек. допустимый шаг интегрирования изменяется более чем в 10 раз.
Аналогичную оценку для шага 
 можно получить, исходя из условия: 
; 
 
Имеем
+ 
+ 
 
; 
; 
. 
 
Откуда:
 или 
. 
Если
, то 
. 
Максимальные значения шагов 
 и 
, полученные по условиям 
 и
, соответственно приводятся на рис. 2 (принято В = С = 1). 
 
Рис. 2. Зависимость шага интегрирования h от e и d
Полученные оценки использовались при разработке имитационных моделей объекта управления транспортной эргатической системы с интегрированием уравнений движения в реальном масштабе времени с обновлением начальных условий и переменных параметров на каждом шаге интегрирования [1…3, 5, 6].
Рецензенты:
Родионов Ю. В., д.т.н., декан автомобильно-дорожного института ПГУАС, профессор, заведующий кафедрой «Эксплуатация автомобильного транспорта», г. Пенза;
Логанина В. И., д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Управление качеством и технологии строительного производства» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Гарькина И.А., Данилов А.М., Нашивочников В.В. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ СИСТЕМ С ЗАПАЗДЫВАНИЕМ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18849 (дата обращения: 04.11.2025).



