Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УТВЕРЖДЕНИЕ НОРМ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА В ДАГЕСТАНЕ

Мусаева А.Г. 1
1 ГОУ ВПО Дагестанский Государственный Институт Народного Хозяйства (ДГИНХ) Российская Федерация
Мусульманское право(фикх) – это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – Исламе. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Отечественная правовая наука обычно рассматривает мусульманское право как синоним Шариата, понимаемого в свою очередь в качестве универсальной системы, в которой религиозное начало принципиально не отделено от правового начала. С самого начала Шариат развивался как строго конфессиональное право, которое было слито с теологией Ислама. Введение в Шариат религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, оценке правомерного и неправомерного поведения.
имамы
имамат
шариат
ислам
нормы мусульманского права
горцы
население
Дагестан
1. Агишев Н.М., Бушуев Н.Д. Материалы по обозрению горских и народных судов Кавказского края. – СПб., 1912.
2. Адаты Каратинскогонаибства // Памятники обычного права Дагестана. // Х.-М.О. Хашаева материалы архива грузинской СССР были подготовлены для введения в действие к 1900г.
3. Азизова П.М. Классификация письменных источников к вопросу исследования социально-экономического развития и политического устройства Каралал // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. - № 11-1. – С. 163-165.
4. Всеподданнейший отчет начальника Терской области и Наказного Атамана Терского казачьего войска о состоянии области и войска за 1892 год. Владикавказ, 1893. С. 23. Имам Абу Ханифа – крупнейший ученый-богослов, основатель ханафитской канонической школы (мазхаба), имеющей самую обширную географию среди всех четырех суннитских мазхабов. Url.:http://www.abu-hanifa.ru. (дата обращения – 15 марта 2009 г.).
5. Гвазава И.Б. Народные суды. 1909: Доклад, читаный в Кавказском юридическом обществе 30 января 1909 г.
6. Гидатлинские адаты. Под редакцией Х.-М. О. Хашаева, М. С. Саидова. – Махачкала, 1957.
7. Дирр А. Об обычном праве Кавказских горцев: Пер. с немецкого // РФ ИИЯЛ, Ф. I. Оп.I, Д. 368, Л. 13.
8. Из истории права народов Дагестана: (материалы и документы). Сост. А. С. Омаров. Махачкала, 1968.
9. Керимов Г.М. Шариат: закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. – CПб.: Изд-во «Диля», 2010. – С. 3.128
10. Кидирниязов Д.С. Экономические и культурные связи ногайцев Северо-Восточного Кавказа с соседними народами в XVIII-XIX вв. – Махачкала, 2010. – С. 45.
11. Косвен М.О. Этнография Кавказа. Исследования и материалы. – М., 1961.
12. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. С. 27–28.142
13. Магомедов Н.А. Взаимоотношения народов Южного Дагестана и России в XVIIIXIX вв. (экономический, политический и культурный аспекты). – Махачкала, 2008.
14. Магомедова З.А Истоки арабо-мусульманской культуры в Дагестане // Исламоведение. – 2010. - № 4. – С. 67-72.
15. Магомедова З.А. Cоциально-экономическое развитие Дагестана: реалии и перспективы // Экономика и социум. – 2014. - № 2-3 (11). – С. 178-181.
16. Магомедова З.А. Исторические сведения середины XIX в. в письмах наибов Дагестана//Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. - № 5. – С. 40-43.
17. Мусаева А.Г. Адатно-шариатское управление в Дагестане//Современные проблемы науки и образования. – 2014. - № 5; URL: www.science-education.ru/119-15091.
18. Мусаева А.Г. Вопросы социально-экономического развития народов нагорного Дагестана в трудах российских исследователей//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. - № 11-1. – С. 202-204.
19. Мусаева А.Г. Вопросы формирования и развития системы права и общественных отношений народов Дагестана в работах российских ученых//Фундаментальные исследования. – 2014. - № 11-8. – С. 1864-1868.
20. Мусаева А.Г. Земледелие как одна из приоритетных областей сельского хозяйства горцев Нагорного Дагестана//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. - № 8. – С. 88-89.
21. Мусаева А.Г. Некоторые сведения о союзе вольных общин Нагорного Дагестана –Бакъльулал (Гумбете) В XIX – начале ХХ В. (историко-правовой аспект)/ Современные проблемы науки и образования. – 2014. - № 6. URL: www.science-education.ru/120-15762.
22. Мусаева А.Г. Правовые и этическо-нравственные способы самоочищения в дагестанском обществе.// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. - № 12-2. – С. 75-77.
23. Мусаева А.Г. Реформирование правовой системы Дагестана в ХIХ начале ХХ вв.//Современные проблемы науки и образования. – 2014. - № 5. URL: www.science-education.ru/119-14989.
24. Мусаева А.Г. Социально-экономические причины отходничества в Нагорном Дагестане во второй половине XIX-начале XX веков.//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. - № 6-1. – С. 160-162.
25. Мусаева А.Г. Становление и развитие адатно-правовой системы у горских народов Дагестана // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. - № 10.8.
26. Мусаева А.Г. Традиционные промыслы Нагорного Дагестана после присоединения к России в ХIХ - начале ХХ вв. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. – 2014. - № 1 (26). – С. 20-24.
27. Мусаева А.Г. Характерные черты адатного права у горцев Дагестана//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. - № 10-1. – С. 243-245.
28. Мухаммад ибн Идрисаш-Шафи‘и (767–820 гг. по григор.) – выдающийся богослов и мухаддис. Url.:http://http://umma.ru/vera-i-musulmanskoe-bogoslovie/2535-imam-ash-shafii (дата обращения – 14 сентября 2010 г.).
29. Сайдумов Д. Х. Суд, право и правосудие у чеченцев и ингушей (ХVIII–ХХ вв.): Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Грозный, 2014.
30. Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. Т. II. – М., 2001. – С. 16.
31. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. – М.: Наука, 1986. С. Шихсаидов А.Р. (1969) Ислам в средневековом Дагестане. VII-XV вв. – Махачкала. Шихсаидов А.Р.
Мусульманское право (фикх) - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - Исламе. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Отечественная правовая наука обычно рассматривает мусульманское право как синоним Шариата, понимаемого в свою очередь в качестве универсальной системы, в которой религиозное начало принципиально не отделено от правового начала.

С самого начала Шариат развивался как строго конфессиональное право, которое было слито с теологией Ислама. Введение в Шариат религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, оценке правомерного и неправомерного поведения. Признание божественного предопределения породило большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. В этот период на разработку Шариата влияли территориальные, демографические характеристики мусульманского общества и его политический и социальный контекст. Громадное значение имели этапы распространения мусульманства и обращения в Ислам многочисленных этнических и культурных групп. Все это определяло политическую и социальную природу мусульманского государства. Их сочетание значительно повлияло на формирование Шариата.

Не случайно нормы Шариата, применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами.

Мусульманское право имеет четыре источника права. Это, прежде всего Коран - священная книга Ислама; затем Сунна, или традиции, связанные с посланцем бога; в-третьих, Иджма, или единое соглашение мусульманского общества; наконец, в-четвертых, Кияс, или суждение по аналогии, Кияс позволяет решить вопрос по аналогии с ситуацией, описанной в Коране и Сунне

С принятием населением Дагестана мусульманского вероисповедания (VII-XVI вв.) шариат становится действующим источником права, а ислам - официальной религией всех политических образований Дагестана.

В суровой Кавказской войне, направленной против царских колонизаторов и местных феодалов, горцы обращаются к религии. В ней их идеологическая сила, их поддержка и подступы к политическим идеалам.

Следовательно, ислам и явился необходимой опорой в борьбе горцев против царизма.

Шариат распространился как идеологическая предпосылка и стал основой и могучим идейным оружием в деле развертывания антифеодальной и антиколониальной борьбы. Адаты служили источником могущества и неприкосновенности родовой знати. Власть духовенства, феодальные правопорядки требовали сохранения рабства. Народы Дагестана, как в политическом, так и в хозяйственно-экономическом отношении, были разорваны и разобщены. Имам Шамиль сумел повернуть это оружие (шариат) в правильное русло, сделав его фактором объединения горцев в их освободительном движении. И именно тогда была впервые утверждена на всей территории Дагестана единая правовая система, прочно и навсегда утвердившаяся в дагестанском обществе. Ведь и сегодня, в обществе( особенно в горной части Дагестана) прибегают именно к шариатскому пути решения конфликта, решение духовного лица, опирающегося на нормы шариата, по различным вопросам неоспоримо и всеподчинительно (убийство, кровная месть, вопросы передела земли, споры в наследовании, семейно-брачные отношения). Проблема взаимосвязи адата и шариата на Северном Кавказе носит не только теоретическое, но и практическое значение. Существовавшие нормы адата, укорененные в жизни этносов, проживающих в данном регионе, и конвергенция их с исламом во многом определили этнокультурную особенность данного региона. Процесс внедрения понятийного аппарата мусульманского права в суд и правосудие всецело зависел от развития исламской доктрины на Северном Кавказе в целом, где религиозным центром выступал Дагестан.

Шариат в свою очередь освещает, с точки зрения ислама, помимо светских, и религиозные проблемы. В шариате сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды, праздники и многое другое, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины. Шариат подробно регламентирует запреты, перечисляет дозволяемые, одобряемые и порицаемые поступки 2. В этом отношении шариат с его строгой регламентацией и унификацией ивыступал в качестве эффективного регулятора общественных и религиозных отношений, освещенного к тому же божественной силой.

Согласно теориям, законам, правилам и процедурам ислама главными являются пять следующих целей: защита жизни человека, защита разума человека, защита религии человека, защита рода человека, защита имущества (богатства) человека.

Ислам в Дагестане имеет более чем тринадцативековую историю. За это время он стал выдающимся явлением во всех сферах жизни дагестанского общества: социальной, экономической, культурной, идеологической. Особенно заметна и ощутима была его роль в средневековом обществе. Трудно найти сколько-нибудь важный вопрос истории и культуры средневекового Дагестана, при исследовании которого можно было бы не обратиться к факторам исламизации. Сточки зрения исторической науки, распространение ислама на территории Дагестана проходило в несколько этапов. Первый этап связан с арабскими завоевательными походами, проникновением в Дагестан арабского языка и проблема местных языков; ислам и языческие верования; земельные отношения и социальная жизнь; культурные контакты с народами Переднего Востока и Средней Азии; памятники письменной культуры, становление местной арабо-мусульманской литературной традиции; народно-освободительные движения; вопросы генеалогии, хронологии - это только часть научных проблем, изучение и освещение которых немыслимо в отрыве от "мусульманского контекста". Ислам основательно "врос" в Дагестан, где он сделался не только его основной религией, но и культурой и образом жизни. Этому также способствовал тот факт, что начиная с VIId и по ХVIII век на территорию Дагестана с Аравии переселилось около1 200 000 миссионеров, которые обосновались в основном в Горном Дагестане, что составляло около 70% процентов от численности населения Нагорного Дагестана. Это и другие обстоятельства позволили которых развернуться исламизационным процессам, определившим здесь устойчивый характер и своеобразие новой, монотеистической религии, пришедшей на смену конфессиональному плюрализму. Речь идет о комплексе внутри- и внешнеполитических факторов, содействовавших приходу и утверждению новой цивилизации как историко-культурного феномена, уверенно занявшего место господствовавших ранее языческих представлений, а также христианства, имевшего сильные позиции в ряде отдельных районов. Затем были периоды связанные влиянием мусульманской Золотой Ордой, нашествием Тамерлана, влиянием Крымского ханства и Турции, но этап окончательно закрепивший ислам в Дагестане и способствовавший укреплению здесь норм мусульманского права связан с деятельностью основателей мюридизма и предводителей национально-освободительного движения горцев Северного Кавказа, в Дагестане имама Гази- Мухаммада, имама Гамзат-бека и Величайшего из сынов Дагестана имама Шамиля. Именно они, а в особенности имам Шамиль стремились изжить все пережитки адатного права и окончательно утвердить нормы шариата.

Но на этом пути он встречал сопротивление не только со стороны знатной верхушки обществ и поселений, но и со стороны простого населения. Но благодаря умению воплощать свои идеи в жизнь, доказывая преимущество шариата над адатами, силой убеждения Имаму удалось создать централизованное военно-теократическое государство-Имамат, основанное на нормах Ислама и шариата в котором ему принадлежала светская и духовная власть. Шамиль установил по-настоящему жесткое, порою жестокое (велась война!) правление. Вся жизнь в имамате строилась на законах шариата. Были запрещены вино, табак, музыка, танцы.

Была создана довольно сильная и боеспособная армия, которой удавалось наносить поражения русским частям.

Законодательство в имамате складывалось на основе норм шариата, который определял не только правовые нормы, но и образ жизни. Вследствие того, что в конкретных исторических условиях того времени шариат в имамате являлся не столько целью, сколько средством объединения разрозненных народов Дагестана и Чечни, он имел огромное значение в жизни государства.

Решения конкретных правовых вопросов и работа государственных органов определялись* в имамате положениями «Низама». Этот кодекс законов для руководства страной представлял собой сборник правительственных постановлений и мер, относящихся к безопасности страны и благосостоянию народа. В целом это законодательство способствовало упорядочению правовых гражданских и уголовных положений, укреплению правопорядка, ограничению произвола феодализирующейся и феодальной верхушки. Современники отмечали: «В настоящее время убийство, воровство, насилие и другого рода преступления сильно преследуются...» Важное значение в законодательной системе играли меры, направленные на преобразование быта и традиции; в частности, резко был уменьшен выкуп за невесту, достигавший в Чечне до 800-1500 руб. серебром, в целом улучшено материальное обеспечение вдов и сирот. Основная часть постановлений «Низама» определяла систему и деятельность административных органов имамата, финансовые вопросы и меры по устройству войска.

Налоговая система. В имамате Шамиля была создана система налогов для финансового и продовольственного обеспечения государственных органов и ведения войны с царской Россией. Шариатская казна имела ряд источников поступления, основным из которых был закят - процент, взимаемый с ежегодного урожая и приплода скота, а также с денежных доходов.

Минимальный общий размер сбора составлял: с хлеба - 523102 меры, с овец - 3200 голов, с денег - 3200 рублей. В отдельные годы доходы могли вдвое превышать указанные цифры. Немало давали казне и поступления с земель и пастбищ, конфискованных у феодалов, а также урожай с мечетских земель. В казну государства шла 5 я часть военной добычи.

В зависимости от имущественного состояния населения тех или иных обществ размер налога варьировался. Более всего от налоговой политики Шамиля страдали зажиточные горцы, на них часто накладывались штрафы и производились конфискации.

За исключением денежных сборов, поступавших непосредственно в государственную казну, хлебный налог большей частью использовался на местные нужды - на содержание наиба и его администрации, для обеспечения вдов, сирот и беженцев. Имам требовал от, наибов делить закят по справедливости: «Кто беднее, тому больше».

На развитие мусульманского права на Северном Кавказе во многом повлияли так же юридические правовые школы (мазхабы) - ханафитская и шафиитская, названные так в честь их создателей - знаменитых ученых Абу Ханифа 3 и Аш-Шафии. Об этом в свое время писал Ф.И. Леонтович: «Под шариатом разумеется на востоке мусульманское право, основанное на общих правилах и положениях ислама, изложенных в Коране и развитых позднейшими мусульманскими законоучителями. На Кавказе распространен по преимуществу шариат школы суннитов... Горцы-сунниты восточного Кавказа придерживаются школы Абу Шафи, а западного Ханафи».

Специфика мусульманского права в той форме, которая сформировалась в Дагестане, всецело обусловлена проблемами повседневной жизни горского общества, начиная от семейно-брачных отношений до вопросов регулирования уголовно-правовых отношений, имеющих свою обособленность длительного адатского влияния. В целом утверждение ислама в Дагестане способствовало систематизации социально-правовой стороны общественных отношений угорцев Дагестана. Процесс формирования государственно-правовых институтов в регионе на основе ислама отождествляется в основном с шамилевской и постшамилевской эпохами. В основу первой было положено создание шариатской системы правосудия, где адат заменялся единым шариатом для всех горцев, а уже после падения Имамата и пленения Шамиля использование шариата в вопросах осуществления правосудия было переходной моделью функционирования суда на основе российского законодательства и норм шариата.

Рецензенты:

Магомедов Н.А., д.и.с., профессор, ДНЦ РАН ИИАЭ, г. Махачкала;

Кидирниязов Д.С., д.и.с., профессор, ДНЦ РАН ИИАЭ, г. Махачкала.


Библиографическая ссылка

Мусаева А.Г. УТВЕРЖДЕНИЕ НОРМ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА В ДАГЕСТАНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18882 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674