Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ БИБЛИОТЕКАРЯ: КОММУНИКАЦИОННЫЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТЫ

Гаптраванова Л.И. 1
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный университет культуры и искусств»
В статье рассматривается информация как инструмент профессионального развития библиотекаря, изменяющая состояние знаний специалиста. Субъект профессиональной деятельности оказывает влияние на других и сам является объектом влияния информации извне. В настоящее время интерес библиотечных специалистов к профессиональным знаниям имеет отрицательную динамику. Информационные потребности сосредотачиваются на текущих, зачастую обыденных проблемах. Информация, ориентированная на распространение профессионального опыта, имеет ограниченное пользование, что сказывается на профессиональном потенциале специалистов. Известна имманентная зависимость между профессиональной культурой субъекта и информационным пространством, в котором он действует. Несмотря на то что библиотечная профессия относится к типу «полупрофессий», она требует особых культурных, образовательных компетенций. Информационное пространство возникает только в процессе коммуникации и является ее результатом.
информационное пространство
профессиональный опыт
понимание информации
профессиональное развитие
профессиональная самостоятельность
влияние информации
профессионализм
информационные потребности
1. Берестова Т.Ф. Общедоступная муниципальная библиотека в едином информационном пространстве. – М.: Либерея-Библиоинформ, 2005. – С. 38.
2. Езова С.А. Культура общения библиотекарей. – М.: Либерея, 2004. – 143с.
3. Коптяева М.В. Библиотечная карьера – понятие несуществующее, сочетание несочетаемого?// Молодые в библиотечном деле. — 2003. — № 1. — С. 61–68.
4. Пашин А.И. Библиотека как социально-культурная система: вопросы управления. – М.: ЛИБЕРЕЯ-Бибинформ, 2005. — 159с.
5. Редько Л. Быть или не быть библиотеке? // http://old.svetgrad.ru/2006/5-6/biblioteka.php[Электронный ресурс]
6. Соколова Т.В.Храм знаний и лабиринт сознания // Библиотечное дело. – 2006. – № 6 (42) – С. 2–4 .
7. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — 557 с.
8. Философский словарь / Авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 561 с.
9. Чупров А.С. Онтология информационного пространства// Проблемы формирования информационного пространства России: Материалы науч.-практ. конф. Челябинск, 2002. — Челябинск, 2002. — С. 6–11.
10. Эпштейн М.Н. Постмодерн в России. — М.: Изд-во Р. Элинина, 2000. — 368 с.
Профессионально-ориентированные информационные  потребности являются движущей силой развития субъекта профессионализации.  Однако проблема состоит в том, что чаще наблюдается отрицательная динамика информационных потребностей субъектов профессионализации. Подобная тенденция была названа Э. Тоффлером отказом от каких бы то ни было попыток бороться со стремительно нарастающими жизненными сложностями, когда выбор до предела сужен и в пространстве, и во времени [7, с. 396]. Потребности, ориентированные на базовый физиологический уровень (безопасность, материальный достаток, здоровье), начинают превалировать в сознании субъекта профессионализации достаточно быстро, интересы сужаются до уровня «обыденного сознания», как заметил А.И. Каптерев, исследуя виртуальный мир российского библиотекаря.

Т. В. Соколова пишет, что в западном, прежде всего американском, библиотековедении можно выявить представление о библиотеке как об образе мира, пространстве знания, организованном по законам логики, нарушение которых часто приводит к конфликтам [6]. Библиотекарь, являясь организатором информационного пространства, транслирует эту категоричность в социум. Можно предположить, что библиотекарь как субъект профессионализации и организатор информационного пространства попадает в ситуацию «рефлексивной петли», когда сам оказывается под влиянием собственных представлений. Информационное пространство библиотекарей довольно часто сужено до величины собственной библиотеки. По собственному волеизъявлению ограничивается приток профессионально-ориентированной информации, игнорируется профессиональная печать, межбиблиотечное общение не представляется ценным. Информация как инструмент профессионализации сводится к тому минимуму, который поддерживает базовый уровень - уровень профессиональных знаний, заданных в специальном учебном заведении. Информационное пространство библиотекаря сужается до предела личных представлений и характеризуется отсутствием тенденции к расширению. Профессиональная ментальность ограничивает пространство освоения.

Информационное пространство трактуется А.С. Чупровым как организующая социум форма координации коммуникативной деятельности людей, которая обусловлена масштабом коммуникации: способами получения, представления, обработки, хранения, передачи и потребления информации, объемом и содержанием информационных ресурсов [9, с. 6]. Ценность профессиональных коммуникаций состоит в том, что информация в ситуациях коммуникативного обмена «оживает» под влиянием субъекта, становится предметом, оказывающим влияние, превращается в инструмент профессионализации. Т.Ф. Берестова считает, что информационное пространство - эта форма взаимодействия субъектов между собой и с информационными объектами с целью создания информации и обеспечения условий для ее потребления [1, с. 38].

Философский словарь понятие «информация» объясняет как модель реального мира, инструмент преобразования и развития человека [8, с. 143]. Важнейшим условием создания пространства является движение исходного элемента - информации, изменяющего состояние знания человека. Л. Редько считает, что благодаря информации человек способен понимать и изменять мир [5]. Информация, по мнению А.И. Пашина, дает возможность управлять, иметь представление о состоянии дел, воздействовать на производственный процесс на нужных участках и в необходимое время  обеспечивать выполнение работы  с целью принесения взаимной выгоды [4, с. 29]. Информационные потребности - движущая сила развития личности,  пишет С.А. Езова. Библиотекарь в процессе профессионального опыта  накапливает определенный объем информации, который  формирует его мировоззрение, профессиональное сознание, современные профессиональные ориентиры [2, с. 67].

Профессионализация осуществляется в процессе преобразования профессионально-ориентированной информации. Прогресс в библиотечном мире зависит от коммуникационных усилий, коммуникативной активности  с целью расширения профессионального пространства, оптимизации профессионального  опыта. Профессиональные коммуникации выступают как инструмент передачи информации и опыта. Субъект профессионализации как обладатель информации  оказывает влияние на качество, распространение, долговечность информации, является объектом воздействия, но и сам влияет на пространство как потребитель и распространитель информации, ориентированной на других. Базовыми инструментами профессионализации библиотекарей являются такие элементы информационного процесса, как передатчик, содержание, объем информации, потребность в информации, объем усвоенной информации, циклы, ритмы повторения информации. Информация перерастает в знание, в источник приобретения самостоятельности, расширение способностей, расширенное понимание информации становится инструментом развития личности библиотекаря как профессионала. Информация - это именно тот инструмент, который способствует изменению состояния  субъекта профессионализации, профессиональному развитию, самостоятельности библиотекаря и усилению его возможностей как профессионала. При этом информация обладает способностью менять эмоциональное состояние субъекта, профессиональное поведение, установки, убеждения, представления, формируя другой профессиональный образ, профессиональный порядок.

Информация способна оказывать на субъекта три вида воздействия (положительное; отрицательное; нейтральное)  в зависимости от субъективных  и объективных детерминант. Известна имманентная взаимозависимость между профессиональной культурой субъекта и тем информационным пространством, в котором он действует. Субъекты информации, с одной стороны, постоянно испытывают на себе влияние информации, а с другой - в известной мере оказывают влияние на информацию. В условиях ограниченного объема профессионально-ориентированной информации неизбежно возникают предпосылки депрофессионализации, исполнения профессиональной деятельности по искаженным образцам. Несмотря на тот факт, что библиотечная профессия относится к типу «полупрофессий», получение специальности не требует исключительных способностей, знаний и навыков, не предполагает гонорара,  пребывание в профессии не требует специальных подтверждений, получения сертификатов, но при этом профессия требует особых культурных, образовательных компетенций.

Субъекты, пребывая в профессиональном пространстве, отражают профессиональную реальность, соответствующую данному месту и времени. Субъективное  видение вносит некоторое искажение информации в силу личного, профессионального, эмоционального опыта.  Главной способностью специалиста становится способность синтезировать информацию, переносить полученные знания в новую ситуацию.

Информационное пространство возникает только в процессе коммуникации и является ее результатом. Библиотекарь как субъект деятельности всегда остается носителем профессионального знания и информации в созданных  им продуктах. Информация изменяет образ жизни и профессиональную деятельность, традиционные стереотипы, повышает уровень коммуникабельности.

В настоящее время наблюдается принципиально новая социальная ситуация, знаменующая наступление качественно новой эпохи в развитии человеческой цивилизации: центр тяжести переносится с производства  денег на самого человека. Если внутренний интерес специалиста, его ценностные ориентации лежат в сфере профессиональной деятельности, то он может заниматься ею  даже в нерабочее время и безвозмездно. Бывает и наоборот, что информационные потребности, душевные и интеллектуальные силы сосредотачиваются  вокруг узкой проблемы, не связанной с профессиональной деятельностью, пишет Т.Ф. Берестова [1, с. 218]. Поэтому процесс профессионализации библиотечного специалиста обязательно должен касаться не только профессиональных аспектов, но рассматривать и те, что косвенно влияют на профессиональную деятельность субъекта. Информация влияет на профессиональное поведение и профессиональную деятельность, эмоциональное состояние, профессиональное мировоззрение.

Не секрет, что библиотечные специалисты не успевают сегодня за техническим прогрессом, так как на рабочих местах очень трудно организовать самообучение.  Трудность признания факта профессионального отставания, недостаточной компетентности является барьером в развитии профессионализации специалистов в библиотечном пространстве. Практически отсутствует правдивая информация о реальном состоянии профессионализма библиотечных специалистов и его соответствии насущным потребностям социума.  Библиотечным специалистам психологически комфортно и выгодно оставаться в рамках функции охранения библиотечного фонда и известного им профессионального информационного пространства. Охранительная  функция требует аккуратности, систематичности, пунктуальности, с чем библиотечные специалисты научились прекрасно справляться. Библиотечный специалист, находясь в известной зоне информационного пространства, испытывает определенный профессиональный комфорт, так как охранная функция библиотеки наиболее зримая и доступная в рамках профессионального сознания библиотекарей, а специалист при этом чувствует определенное профессиональное удовлетворение. Самоудовлетворенность в ограниченных рамках профессиональных функций рождает чувство профессиональной реализации. Если библиотечные специалисты так и не выйдут за рамки охранения фонда,  тогда, по всей вероятности, многим библиотекам грозит уход в небытие, так как изменились носители информации, появились другие коммуникационные выходы, сфера услуг расширилась. Информационные ресурсы на разных носителях увеличиваются с огромной скоростью и в больших объемах. Рост количества информации превышает возможности существующих средств обработки, передачи, хранения и интегрирования. Все это существенно снижает эффективность ее использования в качестве полезного продукта труда. Особенно растет объем информации научных знаний. Она удваивается каждые два-три года, при этом ставятся все новые проблемы интеграции знаний.

Библиотековедческие знания не имеют должного использования в профессиональной среде библиотечных специалистов. Коммуникативная закрытость особенно остро проявляется в региональном пространстве. Профессиональные коммуникации ограничены информационной закрытостью субъектов пространства на уровне Централизованных библиотечных систем (ЦБС) или библиотек учебных заведений. В Азнакаевской ЦБС (Республика Татарстан) на базе поселковой библиотеки проводился семинар после прохождения специального десятидневного повышения квалификации на тему «Инновационные технологии публичных библиотек: проблемы мониторинга и трансляции». В результате коммуникативной и коммуникационной закрытости расположенные в радиусе 30-50 км (Альметьевск,  Бугульма, Сарманово, Лениногорск) библиотеки не участвовали в семинаре. Аргументом директора Альметьевской  ЦБС было утверждение, что данный вид информации не является актуальным для них, при этом формируя и для себя определенный  информационный и профессиональный вакуум.  М.В. Коптяева также отмечает эту тенденцию и определяет ее как «имперские амбиции» и «закрытость библиотеки»[3], превращаемые в коммуникационную бедность информационного пространства.

Интересная тенденция замечена М.Н. Эпштейн: человек сталкивается со все большим количеством информации, будучи не в состоянии ее усвоить, и возникает проблема несоответствия между человечеством как производителем информации и отдельным человеком как ее потребителем, начинает действовать закон отставания человека от человечества [10, с. 34]. Наибольшим потенциалом обладает специалист, способный синтезировать профессионально важную информацию, активизировать ее в процессе деятельности и профессиональных коммуникаций. Способности к коммуникативной деятельности, наличие профессиональных устремлений позволяют выстраивать профессиональные отношения, приобретать профессиональные умения и навыки, знания. 

Таким образом, информационное пространство формируется в условиях коммуникационных действий субъектов профессионализации и коммуникативной деятельности по усвоению информации. Информация как инструмент профессионализации изменяет состояние знания или незнания, интерпретирует и реинтерпретирует традиционный профессиональный труд. Человеческая потребность быть услышанным: необходимость обмениваться информацией, сопоставлять, критиковать, оценивать и осмысливать информацию так или иначе -  активирует умения, знания, рефлексию в этом пространстве.

Рецензенты:

Абдулхакова А.Р., д.и.н., доцент, декан факультета информационного сервиса и медиатехнологий Казанского государственного университета культуры и искусств, г. Казань;

Бородина С.Д., д.п.н., доцент кафедры библиотековедения, библиографоведения и документоведения Казанского государственного университета культуры и искусств, г. Казань


Библиографическая ссылка

Гаптраванова Л.И. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ БИБЛИОТЕКАРЯ: КОММУНИКАЦИОННЫЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18937 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674