Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДЕТЕРМИНАНТЫ УСТОЙЧИВОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Хайруллина Н.Г. 1 Щербаков Г.А. 2
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский Государственный нефтегазовый университет Минобрнауки России»
2 ФГБОУ ВПО «Тюменский архитектурно-строительный университет Минобрнауки России»
В статье авторы предприняли попытку анализа федеральной социальной политики и социальной политики региона. Показано, что социально-экономическое развитие страны не может осуществляться без интеграции регионов в единое макроэкономическое и социальное пространство, с одной стороны, и без самостоятельного формирования и реализации субъектами Российской Федерации социальной политики в своем регионе — с другой. Поэтому в социальной политике выдвигается проблема четкого разделения сфер реализации государственной социальной политики между Центром и субъектами Федерации. Авторы считают, что социальная политика региона - это базовый уровень реализации всей социальной политики в обществе. Особая значимость данного уровня в реализации позитивных изменений в социальной сфере обусловливается тем, что социальная политика Центра не в состоянии учесть все многообразие различий и проблем в социальном развитии регионов - субъектов Федерации. Указанная задача решаема на уровне самих регионов, при соответствующей разработанности и способности реализации социальной политики каждого отдельного региона.
федеральная региональная политика
Тюменская область
федерализация
региональная социальная политика
социальная политика
1. Барбаков О.М., Конев Ю.М. Федеральное управление социальным развитием региона //Региональные социальные процессы. — № 3. — 2004. — С. 86–93.
2. Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство. — М.: Дашков и К, 2004. – 416 с.
3. Конституция Российской Федерации http://base.garant.ru/
4. Медведев В.А., Красин Ю.А. Гордиев узел социальной политики //Социологические исследования. – 2007. – № 11. – С. 23–29.
5. Олех Л.Г. Философия регионализма //Регионология. – 1998. — № 11. – С. 18–26.
6. Социальная политика /Под Н.А.Волгина. – М.: Экзамен, 2002. – 736 с.
7. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. — М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. – 320 с.
8. Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
9. Хайруллина Н.Г., Баранова К.Л. Пенсионный возраст россиян: оценки и мнения. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. – 100 с.
10. Хайруллина Н.Г.Экономические аспекты социального обеспечения граждан // Известия высших учебных заведений Социология. Экономика. Политика. — 2012. — № 3. — С. 53–58.
11. Центр, регионы, местное самоуправление: оптимизация взаимодействия. — М., 2003. — 286 с.
12. Щербаков Г.А. Региональные особенности формирования и реализации социальной политики субъекта федерации в современной России.- Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2007. — 180 с.

В социальной политике России принято выделять два взаимосвязанных уровня - это федеральная социальная политика (политика Центра) и социальная политика региона. В свою очередь социальная политика федеративного государства имеет два уровня формирования и реализации, уровень федеральный и региональный - конкретного субъекта Федерации. При этом федеральную социальную политику рассматривают как федеральную социальную политику и федеральную региональную социальную политику.

Рассмотрим характеристики целей и содержание каждого из данных видов социальной политики. В Конституции РФ определено, что находится в ведении РФ; что в совместном ведении РФ и субъектов РФ и что в ведении субъектов РФ [3]. Отметим, что в перечне предметов этого ведения практически не выделяются сферы и проблемы, касающиеся непосредственно социальной политики.

По мнению авторов, федеральная социальная политика должна представлять собой общефедеральные стратегии, направленные на эффективное формирование общего социального и политического пространства, утверждение и реализацию единых и гарантированных стандартов социального благополучия, социальную защищенность всех граждан страны. На федеральном уровне вырабатываются, формируются стратегии и идеология социальной политики в целом. Авторы полагают, что федеральная социальная политика должна взять на себя решение следующих задач:

  • формирование федеративной законодательной правовой базы, определяющей правовые принципы формирования и реализации социальной политики, обязательные для всего государства, федерации в целом и всех ее регионов;
  • определение основных принципов формирования и реализации федеральной региональной социальной политики;
  • определение основных механизмов реализации федеральной социальной политики.

Предусмотренные в рамках общегосударственной (федеральной) социальной политики решения вышеотмеченных задач обусловливаются во многом спецификой федеративного устройства России. Федеральная региональная политика есть «составная часть политики государства и других органов власти, направленная на организацию (упорядочение) национального пространства (территории) в соответствии с избранной стратегией развития» [8, c. 175]. О данном уровне федеральной политики и его значении вполне определенно заявили О.М. Барбаков и Ю.М. Конев: «Осуществление новой стратегии развития страны требует в первую очередь «активации региональной политики федерального центра» [1, c. 86-93].

По мнению Н.П. Медведева, для России характерны проблемы, обусловленные ее территорией: протяженностью, природно-климатическими условиями. «Однако большая часть проблем имеет социально-политическое происхождение. Основные проблемы порождены состоянием не территории, а социальной политики. Поэтому ключ к решению самых болезненных проблем современной России находится в сфере социальной политики, в том числе в сфере выработки региональной социальной политики» [4, c. 12].

Федеральная региональная политика имеет свою объективную обусловленность, состоящую в структурной неоднородности, неоднозначности экономических, социальных, политических различий регионов. Основными объектами федеральной региональной политики являются регионы, в федеративном государстве - субъекты Федерации.

В Российской Федерации федеральная региональная политика направлена: на обеспечение и достижение устойчивого равновесия, компромисса между интересами государства, Федерации в целом и регионов - субъектов Федерации; поддержание устойчивых федеративных отношений; обеспечение экономического и социального развития всех регионов России.

Опыт последних десятилетий свидетельствует, что социально-экономическое развитие страны не может осуществляться без интеграции регионов в единое макроэкономическое и социальное пространство, с одной стороны, и без самостоятельного формирования и реализации субъектами Российской Федерации социальной политики в своем регионе - с другой. Поэтому в социальной политике на первый план выдвигается проблема четкого разделения сфер реализации государственной социальной политики между Центром и субъектами Федерации. Отношения типа «Центр - регион», «регион - регион» - сложные и зачастую противоречивые. В их взаимодействиях переплетаются разноуровневые процессы, сталкиваются противоположные интересы, рассмотрение которых требует разработки и применения новых приемов их согласования и реализации.

В научной литературе под региональной социальной политикой понимается комплекс мер, направленных на социальное развитие регионов и осуществляемых субъектами социальной политики, представляющими федеральную государственную власть, центральные общественные объединения и организации. Особое место в этом процессе занимает институт полномочного представителя Президента РФ в федеральных округах. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы российского государства. Он участвует в проведении социальной политики, представляет доклады и вносит предложения о социальном положении в федеральном округе. Одной из основных его функций является обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в округе, их взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Согласно Российскому законодательству сформулированы следующие основные цели региональной политики РФ: обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства; обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ; выравнивание условий социально-экономического развития регионов; предотвращение загрязнений окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов и др.

Авторы разделяют точку зрения российских ученых, которые выделяют следующие приоритетные цели региональной социальной политики: формирование системы мер государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов Российской Федерации и предотвращение возникновения очагов социальной напряженности; сведение к минимуму социально-экономического неравенства территорий (регионов) в составе данного государства; повышение благосостояния и удовлетворение потребностей жизнедеятельности всего населения, достижение максимально возможного при данных условиях уровня и качества жизни населения региона, создание приблизительно одинаковых возможностей для граждан [5, 9. 12].

При наличии тесных многофакторных связей между экономическими и социальными процессами, протекающими в регионах, в качестве приоритетных задач, которые решает совместно региональная экономическая и социальная политика, можно выделить следующие: социально-экономическое развитие регионов и страны в целом, обеспечивающее сохранение целостности страны, необходимый оборонный потенциал и экономическую безопасность; сохранение социального равновесия в жизненном уровне населения различных регионов; обеспечение сбалансированности интересов конкретного региона в реализации социально-экономической политики в регионе с Центром; создание условий для гармоничного национально-культурного развития всех народов России независимо от места их проживания; создание и развитие региональных структур социального рыночного хозяйства; разработка механизмов обеспечения достойного уровня жизни населения всех регионов [2, c. 186].

К специфичным социальным задачам региональной социальной политики авторы относят следующие: стабилизацию уровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения во всех регионах Российской Федерации; государственную поддержку малоимущих слоев населения в районах, не имеющих возможности собственными силами выполнить эту задачу; поэтапное повышение уровня минимальных государственных гарантий (минимальной заработной платы, минимальной пенсии и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен); обеспечение максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан России.

Субъектами региональной социальной политики являются центральные и территориальные (региональные) органы власти. В данном контексте региональная социальная политика различается в унитарных государствах и государствах, где социальное управление использует принципы федерализма. В унитарных государствах основным субъектом региональной социальной политики является центральное правительство, в той или иной мере ограничивающее ответственность территориальных (региональных) органов управления. В государствах с федеративным устройством центральное правительство и территориальное (региональное) управление выступают равно ответственными субъектами региональной социальной политики.

В свою очередь современная тенденция федерализации социального управления закрепляет за территориальными органами управления (в унитарных и федеративных государствах) их статус как активных, самостоятельных и ответственных наряду с центральным правительством субъектов региональной социальной политики. Там, где есть реальная равная ответственность территориальных и центрального субъектов региональной социальной политики, центрами практической социальной политики становятся именно территории, в то время как внетерриториальный центр выступает в роли гаранта, координатора и арбитра региональной практики.

Несмотря на большое количество отличительных черт, все регионы, находясь в едином макроэкономическом пространстве, приобретают общие признаки и закономерности социально-экономического развития, что позволяет применить единый подход к решению общих проблем развития регионов с учетом имеющихся различий. По мнению авторов, наиболее важными является проблемы, например, разграничения полномочий и ответственности Центра и субъектов Федерации в социальной и экономической сфере, взаимодействия региональных и местных органов власти и самоуправления с хозяйствующими субъектами, расположенными на соответствующей территории; проблемы регионов с кризисными экономическими ситуациями; проблемы слаборазвитых и депрессивных регионов; отсутствие или чрезвычайно слабое развитие социальной инфраструктуры новых приграничных районов и др. [2, c. 132-133].

Таким образом, региональная социальная политика может формироваться и реализовываться в регионах России лишь на базе согласованной социально-экономической политики Российского государства и субъекта Федерации [6, c. 136-137]. Определение приоритетов в проведении региональной социальной политики должно происходить с учетом специфики конкретного региона, но на основе единства федеральной и региональной социальной политики при условии упорядочения и разграничения их полномочий. Эффективность этой политики возможно определить на основе интегральной оценки ряда показателей, характеризующих воспроизводство населения региона и его отдельных групп; социальную напряженность в регионе; уровень жизни населения региона и его отдельных групп, а также гражданское самочувствие. 

Таким образом, для России сущность государственной региональной социальной политики заключается в поиске стратегий развития социального государства. Ученые выделяют два направления стратегий подобного рода.

  1. Развитие может быть только на уровне страны в целом. На федеральном уровне разрабатываются программы, глобальные планы и стратегии, а задача региона - найти свое место в рамках этих программ развития.
  2. Регионы являются субъектами развития. Федеральная власть лишь координирует региональные программы. Субъектом развития являются не только регион, область или республика, но и муниципалитет, и местное самоуправление, и каждый гражданин [11].

Другая тенденция в развитии взаимоотношений Центра и регионов выражается в регионализации субъектов Федерации в социально-экономической и социально-политической жизни общества и Федерации в целом. Социально-политическая значимость и роль региональной власти неизмеримо возрастают в условиях и случаях ослабления федерального Центра, противоречивости региональной политики Центра.

Социальная политика в регионе представляет взаимодействие социальных общностей и социальных групп по поводу сохранения и изменения их социального статуса и положения населения, проживающего в регионе. Внутри страны регион рассматривается неоднозначно. Для реализации социальной политики имеет существенное значение понимание региона как социально-территориальной общности людей, проживающих в субъекте Федерации.

В социально-политическом контексте регион предстает прежде всего в качестве субъекта государственной социальной политики, а в правовом - как субъект права. Статус субъекта Федерации образуют его предметы ведения и полномочия, права и обязанности в тех сферах, на которые они распространяются. Социальный, политический и правовой статус региона как субъекта Федерации определяется в соответствии с принципами взаимоотношений этого субъекта с самим Центром и с другими субъектами Федерации.

Фокусировка на региональном аспекте решения социальных проблем имеет два следствия: во-первых, это требует четкого разграничения полномочий центральных, региональных и местных органов власти, определения приоритетов, перспектив социального развития и учета специфики региона; во-вторых, региональный аспект решения социальных проблем с точки зрения государства как основного субъекта социальной политики вынуждает его создавать социально-экономические и социально-политические условия для стимулирования и расширения местной инициативы, самостоятельности в развитии социальной сферы регионов.

В системе отношений «Центр - регионы» в современных условиях регионы во многом самостоятельно определяют социальную политику, формируют собственную законодательную базу, т. е. берут на себя значительную часть полномочий управления регионом. Региональная власть начинает играть все большую роль в определении и реализации основных направлений социально-экономического  развития не только самих регионов, но и Федерации, в целом. Сформулируем три важнейших принципа взаимодействия федерального и регионального уровней формирования и реализации социальной политики, соотношения процессов ее федерализации и регионализации:

  1. ведущую, определяющую роль в формировании и реализации социальной политики играет «Центр», общегосударственный, федеральный уровень субъектов данного процесса;
  2. взаимодействие и взаимодополнение федерального и регионального уровней формирования и реализации социальной политики является не просто желаемым, а обязательным условием эффективности названного процесса;
  3. функционирование органов государственной власти региона (субъекта РФ) как самостоятельного (в рамках существующего законодательства) социально-политического субъекта формирования и реализации социальной политики региона.

Авторы считают, что социальная политика региона - это базовый уровень реализации всей социальной политики в обществе. Особая значимость данного уровня в реализации позитивных изменений в социальной сфере обусловливается, в частности, тем, что социальная политика Центра, даже при самой подробной ее разработке, не в состоянии учесть все многообразие различий и проблем в социальном развитии регионов - субъектов Федерации. Указанная задача практически решаема только на уровне самих регионов, при соответствующей разработанности и способности реализации социальной политики каждого отдельного региона.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.соц.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;

Койше К.К., д.фил.н., профессор кафедры социологии, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Хайруллина Н.Г., Щербаков Г.А. ДЕТЕРМИНАНТЫ УСТОЙЧИВОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18967 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674