Целью исследования является рассмотрение основных тенденций функционирования социально-экономической системы регионов СКФО и определение некоторых мер, способствующих их развитию и снижению межрегиональных диспропорций.
Материалы и методы исследования. Использован материал, актуальный направлению исследования. В процессе исследования использовались методы: аналитический, экономико-статистический, сопоставления, структурно-логический.
В современных условиях экономического развития доминирующей тенденцией становится усиление межрегиональных диспропорций в социально-экономическом развитии территориальных образований, что придало территориальному пространству России состояние неравномерности развития. В связи с чем возникающие диспропорции в развитии затрудняют дальнейшее эффективное развитие большинства территориальных образований, тормозят социально-экономические процессы, что приводит к спаду производства, возрастанию уровня безработицы, уменьшению доходов населения.
Результаты и обсуждение
Проблемы регионального развития, форм и методов снижения межрегиональных социально-экономических диспропорций рассмотрены достаточно подробно в научных исследованиях и публикациях [1-12; 14].
В нынешних условиях социально-экономического развития возрастает внимание к формированию устойчивых связей и взаимозависимостей, возникающих между территориями в процессе производства, обмена и потребления благ и услуг. Таким образом, пространственная экономическая поляризация - это возникшая вследствие процесса перераспределения экономических ресурсов, доходов и расходов неравномерность социально-экономического развития территории, выражающаяся в разных уровнях социально-экономического развития ее регионов [5].
Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов, сокращение уровней межрегиональной дифференциации является одним из целевых стратегических ориентиров развития Российской Федерации [11].
Пространственная поляризация особенно остро сказывается на показателе объема валового регионального продукта и, как следствие, росте показателей безработицы, душевых доходов населения. Так, по данным Росстата, из 7 субъектов Северо-Кавказского федерального округа РФ в 2010-2012 гг. высокие значения доли ВРП как в общероссийском объеме, так и в общерегиональном имели Ставропольский край и Республика Дагестан
(табл. 1).
Таблица 1
Валовой региональный продукт субъектов СКФО
| 
			 Субъекты  | 
			
			 2010  | 
			
			 Удельный вес в РФ  | 
			
			 2011  | 
			
			 Удельный вес в РФ  | 
			
			 2012  | 
			
			 Удельный вес в РФ  | 
		
| 
			 РФ  | 
			
			 37687768,2  | 
			
			 45392276,7  | 
			
			 49919958,8  | 
		|||
| 
			 СКФО  | 
			
			 891834,3  | 
			
			 2,37  | 
			
			 1066319,6  | 
			
			 2,35  | 
			
			 1214729,0  | 
			
			 2,43  | 
		
| 
			 РД  | 
			
			 274354,2  | 
			
			 0,73  | 
			
			 330322,8  | 
			
			 0,73  | 
			
			 377974,6  | 
			
			 0,76  | 
		
| 
			 РИ  | 
			
			 19929,1  | 
			
			 0,05  | 
			
			 26858,9  | 
			
			 0,06  | 
			
			 36888,1  | 
			
			 0,07  | 
		
| 
			 КБР  | 
			
			 77086,4  | 
			
			 0,20  | 
			
			 90594,5  | 
			
			 0,20  | 
			
			 105992,4  | 
			
			 0,21  | 
		
| 
			 КЧР  | 
			
			 43651,5  | 
			
			 0,12  | 
			
			 49252,1  | 
			
			 0,11  | 
			
			 59512,8  | 
			
			 0,12  | 
		
| 
			 РСО-А  | 
			
			 75327,4  | 
			
			 0,20  | 
			
			 85876,7  | 
			
			 0,19  | 
			
			 99715,0  | 
			
			 0,20  | 
		
| 
			 ЧР  | 
			
			 70694,9  | 
			
			 0,19  | 
			
			 86623,0  | 
			
			 0,19  | 
			
			 103677,4  | 
			
			 0,21  | 
		
| 
			 СК  | 
			
			 330790,8  | 
			
			 0,88  | 
			
			 396791,6  | 
			
			 0,87  | 
			
			 430968,7  | 
			
			 0,86  | 
		
Источник: составлена по данным [6].
Низкие показатели ВРП среди регионов СКФО, как представляется, во многом свидетельствуют о неравномерности их социально-экономического развития, распределения экономических ресурсов между субъектами, последствиями экономических кризисов в стране.
Пространственная поляризация также проявляется, характеризуя уровень жизни населения. Так, в 2013 г. среди субъектов СКФО низкий уровень жизни населения имеют Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика и Кабардино-Балкарская Республика (табл. 2). Отметим, что данное обстоятельство как в территориальных образованиях СКФО, так и среди федеральных округов РФ связано с уровнем безработицы, теневизацией экономики, наличием значительной доли в структуре экономики производств на ресурсно-сырьевой базе, дублированием по более чем 75% продуктов, что ведет к нерациональному использованию имеющегося потенциала и снижению конкурентных позиций территории в целом, отсутствию на территории новых прогрессивных отраслей, которые могли бы служить в качестве «точек роста» региональной экономики субъектов СКФО.
Таблица 2
Показатели уровня благосостояния населения в субъектах СКФО
| 
			 Субъекты  | 
			
			 Среднедушевые денежные доходы населения, руб.  | 
			
			 
			Место, занимаемое   | 
			
			 Средняя заработная плата одного работника, руб.  | 
			
			 Средний размер назначенных пенсий, руб.  | 
			
			 
			Место, занимаемое   | 
		||||||
| 
			 2011  | 
			
			 2012  | 
			
			 2013  | 
			
			 2011  | 
			
			 2012  | 
			
			 2013  | 
			
			 2011  | 
			
			 2012  | 
			
			 2013  | 
		|||
| 
			 СКФО  | 
			
			 15050  | 
			
			 17167  | 
			
			 18900  | 
			
			 8  | 
			
			 13898  | 
			
			 16725  | 
			
			 19359  | 
			
			 6963  | 
			
			 7705  | 
			
			 8482  | 
			
			 8  | 
		
| 
			 РД  | 
			
			 18278  | 
			
			 20730  | 
			
			 21717  | 
			
			 33  | 
			
			 11236  | 
			
			 13660  | 
			
			 16835  | 
			
			 6337  | 
			
			 7050  | 
			
			 7794  | 
			
			 83  | 
		
| 
			 РИ  | 
			
			 11562  | 
			
			 12322  | 
			
			 13821  | 
			
			 81  | 
			
			 14513  | 
			
			 18302  | 
			
			 20151  | 
			
			 6280  | 
			
			 7116  | 
			
			 8103  | 
			
			 81  | 
		
| 
			 КБР  | 
			
			 12636  | 
			
			 13717  | 
			
			 15297  | 
			
			 75  | 
			
			 13012  | 
			
			 16314  | 
			
			 18624  | 
			
			 6726  | 
			
			 7391  | 
			
			 8049  | 
			
			 82  | 
		
| 
			 КЧР  | 
			
			 11742  | 
			
			 13388  | 
			
			 14664  | 
			
			 78  | 
			
			 12447  | 
			
			 15511  | 
			
			 17858  | 
			
			 7214  | 
			
			 7964  | 
			
			 8693  | 
			
			 78  | 
		
| 
			 РСО-А  | 
			
			 13757  | 
			
			 16165  | 
			
			 17788  | 
			
			 68  | 
			
			 13376  | 
			
			 15897  | 
			
			 18664  | 
			
			 7461  | 
			
			 8246  | 
			
			 9003  | 
			
			 70  | 
		
| 
			 ЧР  | 
			
			 14026  | 
			
			 15274  | 
			
			 17188  | 
			
			 72  | 
			
			 14431  | 
			
			 17385  | 
			
			 20865  | 
			
			 6783  | 
			
			 7558  | 
			
			 8509  | 
			
			 80  | 
		
| 
			 СК  | 
			
			 14440  | 
			
			 17088  | 
			
			 19768  | 
			
			 53  | 
			
			 15589  | 
			
			 18447  | 
			
			 20667  | 
			
			 7485  | 
			
			 8240  | 
			
			 8995  | 
			
			 71  | 
		
Источник: составлена по данным [13].
Экономическое развитие сегодня - это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Главным фактором развития становятся не наличие ресурсов, а эффективность их использования [2].
В рамках исследований определена зависимость социально-экономического развития округов и регионов и объема привлеченных иностранных инвестиций. Так, среди субъектов СКФО неравномерность в распределении иностранного капитала обусловлена низкими значениями ВРП субъектов округа, среднедушевых доходов и заработной платы населения, высоким уровнем безработицы, т.е. неравномерностью социально-экономического развития его территориальных образований, что обусловлено неэффективностью проводимой социально-экономической политики [8]. Следовательно, сосредоточивая внимание только на экономически устойчивых субъектах, гарантирующих отдачу вложенных средств, иностранный инвестор не рискнет направлять свой капитал в экономику таких территориальных образований.
В то же время отечественные компании стали непривлекательными не только для иностранных инвесторов, но и для отечественных. Происходит существенный отток капитала отечественных инвесторов за границу из-за непривлекательности инвестирования в отечественные предприятия, которая вызвана нестабильностью их функционирования [3].
В этой связи отечественные специалисты в своих исследованиях акцентируют внимание на разработке и реализации стратегических приоритетов регионального развития [1; 4; 10; 12]. Другие отталкиваются от применения моделей и наработанного опыта устойчивого развития территорий [6; 14].
В 2013 г. в СКФО поступило иностранных инвестиций в размере 118 745 тыс. долл. США, что на 374 462 тыс. долл. США меньше по сравнению с 2012 г. (табл. 3). Среди субъектов СКФО наибольшая сумма иностранных инвестиций приходилась на Республику Дагестан и Ставропольский край. В большинстве субъектов СКФО в 2013 г. не наблюдалось притока иностранных инвестиций.
Таблица 3
Иностранные инвестиции в экономике субъектов СКФО, тыс. долл. США
| 
			 Субъекты  | 
			
			 2012 г.  | 
			
			 2013 г.  | 
		||||||
| 
			 
			Поступило
			инвестиций -  | 
			
			 в том числе  | 
			
			 
			Поступило
			инвестиций -  | 
			
			 в том числе  | 
		|||||
| 
			 прямые  | 
			
			 портфельные  | 
			
			 прочие  | 
			
			 прямые  | 
			
			 портфельные  | 
			
			 прочие  | 
		|||
| 
			 СКФО  | 
			
			 493207  | 
			
			 64960  | 
			
			 23  | 
			
			 428224  | 
			
			 118745  | 
			
			 86769  | 
			
			 37  | 
			
			 31939  | 
		
| 
			 РД  | 
			
			 28895  | 
			
			 28451  | 
			
			 -  | 
			
			 444  | 
			
			 53947  | 
			
			 43427  | 
			
			 -  | 
			
			 10520  | 
		
| 
			 РИ  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
		
| 
			 КБР  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
		
| 
			 КЧР  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
		
| 
			 РСО-А  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 1462  | 
			
			 1432  | 
			
			 -  | 
			
			 30  | 
		
| 
			 ЧР  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
		
| 
			 СК  | 
			
			 464312  | 
			
			 36509  | 
			
			 23  | 
			
			 427780  | 
			
			 63336  | 
			
			 41910  | 
			
			 37  | 
			
			 21389  | 
		
Источник: составлена по данным [13].
Отметим, что привлечение иностранных инвестиций - один из инструментов смягчения пространственной поляризации. Так, приток иностранного капитала в экономику периферийного региона позволит обеспечить получение доступа к новым технологиям производства и методам управления, способствовать обновлению и модернизации технологической базы предприятий, следствием чего станет расширение ассортимента производимой продукции, освоение новых отечественных и зарубежных рынков сбыта, создать дополнительные рабочие места, что приведет к сокращению уровня безработицы; способствовать эффективному развитию и функционированию инфраструктуры субъектов округа; развитию внешнеэкономических отношений как территориальных образований, так и макрорегиона с другими странами, в частности в области предпринимательского сотрудничества.
Отсюда возникает необходимость применения активных действий по активизации притока иностранного капитала. В связи с чем одним из направлений региональной политики в СКФО в рамках привлечения иностранного капитала становится определение приоритетных и наиболее перспективных направлений для иностранного инвестирования. Данными направлениями - «точками роста» на территории СКФО могут стать использование научно-инновационного потенциала округа и ресурсов этноэкономики [7]. Отметим, что этноэкономика является подсистемой экономики в целом, отражающей особенности приспособления этнических сообществ к конкретным условиям жизни. И процесс развития специализации отдельных территориальных образований экономики способствует повышению общественной производительности труда, эффективности экономики, увеличению доходной части муниципальных бюджетов, повышению качества жизни населения. Так, в СКФО можно выделить следующие направления: в РД - изготовление ювелирных изделий (серебро и золото), обработка дерева, изготовление обуви, ковроткачество; КЧР - золотое шитье, керамика, роспись по стеклу и ткани, резьба по дереву, изделия из кожи; РСО-А - изготовление из шерсти сукон, войлочных изделий (шляпы, бурки, валяные сапоги, войлочные паласы и др.), скорняжный промысел (обработка овчины, козьих шкур), деревообрабатывающие промыслы, мебель и посуда тончайшей художественной работы; КБР - изделия из шерсти, войлочные изделия, золотое шитье, обработка дерева, кузнечное дело; ЧР - резьба по дереву и камню, художественная обработка металла, вышивка, ковроделие; РИ - практически все предметы быта, одежда, конская амуниция, украшения, посуда и утварь, обработка шерсти, кожи, льна, шелка, металлов, камня, глины, дерева, резьба по камню и изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры).
На территории СКФО необходимо вести активную экономическую деятельность, направленную на сглаживание пространственной поляризации и выравнивание социально-экономического положения территориальных образований. При этом основными приоритетами органов власти должны стать: обеспечение экономической стабильности и достижение устойчивых темпов экономического роста; улучшение инвестиционного климата; стимулирование инноваций, развитие венчурного инвестирования за счет совершенствования системы налогообложения; стимулирование активности предпринимательского сектора в области научно-технической деятельности; увеличение финансовой помощи малому и среднему бизнесу, ориентированной на развитие его производственного и инновационного потенциала; расширение участия частного сектора в финансировании НИОКР, обеспечение тесной связи университетов и научно-исследовательских институтов с промышленными и коммерческими фирмами; создание условий для совместного участия бизнеса и власти в инновационно-инвестиционной деятельности; совершенствование форм страхования инвестиций в сфере инноваций и др.
Данные приоритеты позволят смягчить последствия пространственной поляризации и связаны между собой одной главной целью - повышение уровня жизни населения на основе создания среды для реализации потенциала модернизации и создания новых производств на территории СКФО для дальнейшего устойчивого развития социально-экономической сферы территориальных образований [9].
Заключение
Основой модернизации экономики СКФО, а следовательно, снижения диспропорций в социально-экономическом развитии должно стать наращивание производства продукции с опорой на внутренний спрос и поиском ее внешней реализации, развитие форм внутриотраслевой координации; создание условий для капитализации ресурсов мелкотоварного сектора экономики, расширение возможностей импортозамещения и экспорта; формирование условий для привлечения российских и иностранных инвесторов, укрепления за округом благоприятного инвестиционного имиджа; использование потенциала макрорегиона как трансграничного и развитие на этой основе транспортно-логистических сетей и т.д.
Рецензенты:Гасанов М.А., д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН», г. Махачкала;
Абдулаев Ш-С.О., д.т.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН», г. Махачкала.
Библиографическая ссылка
Кутаев Ш.К., Жантудуева Х.М. НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ ДИСПРОПОРЦИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19081 (дата обращения: 04.11.2025).



