Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ, ОТНОСЯШИХСЯ К ИДЕНТИЧНОМУ КОМПЛЕКСУ (НА ОСНОВЕ ШИРВАНСКИХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ОБРАЗЦОВ)

Махсудова Л.З. 1
1 Институт фольклора Национальной Академии наук Азербайджана
В статье анализируются региональные особенности жанров, относящихся к идентичному комплексу (на основе ширванских фольклорных образцов). Среди жанров, касающихся народной прозы, очень слабо изучена проблема жанров, относящихся к идентичной системе и комплексу. Необходимость более детального изучения этой темы азербайджанской фольклористики по сравнению другими остается очевидной. Основной целью статьи является всестороннее изучение проблемы региональных особенностей жанров, относящихся к идентичному комплексу, на основе ширванских фольклорных образцов. В результате анализа легенд можно заключить, что в созданных в ширванском регионе легендах, судя по тексту, единобожье играет ведущую роль, особо отмечается географическая карта ширванского региона как уровень пространства в легендах, появляются диалектические свойства области как особая специфика легенд.
предание.
легенда
жанр
драма
проза
народ
1. Мирза А. Казем-бек. Мифология персов по Фирдоуси // Северное обозрение. – СПб., 1848. - Т.III,гл. V. – 240 с.
2. Nəbiyev A. Azərbaycanxalqədəbiyyatı. IIhissə. – Bakı :Elm, 2006. – 648 р.
3. ƏfəndiyevP. Azərbaycanşifahixalqədəbiyyatı. – Bakı :Maarifnəşr, 1981. – 401 р.
4. Azərbaycanfolkloruantologiyası. XI kitab. Şirvanfolkloru. Toplayıcı: S.Qəniyev. Tərtibedənlər: H.İsmayılov, S.Qəniyev. – Bakı: Səda, 2005. – 443 р.
5. Azərbaycanfolkloruantologiyası. IV kitab, I cild. Şəkifolkloru. Tərtibedənlər: H.Əbdülhəlimov, R.Qafarlı, O.Əliyev, V.Aslan. – Bakı: Səda, 2000. – 494 р.
6. Qəniyev S. Şirvanfolklormühiti. – Bakı: Ozan, 1997. – 260 р.
7. Bünyamin A. Peyqamberlertarihi. – İstanbul :Cağaloğlu, 1987. – 594 р.

Среди жанров народной прозы образцами идентичного комплекса, требующими дальнейшего изучения, являются легенды, предания и сказки. Среди широко распространенных в народной прозе в качестве первичного жанра считаются легенды. Великий ученый-востоковед М.Казембек, исследуя легенды, пришел к выводу, что «нет народа без легенды» [1].

Легенды играют существенную роль в ширванском фольклоре. Это, конечно, возникает оттого, что территория Ширвана является одной из центральных территорий, обеспечивающих основу для зарождения легенд. Находящиеся на этой территории горы, крепости, скалы, пещеры, родники, реки и др. пространственные факторы способствовали возникновению многих легенд. Необходимо прослеживание классического описания этих показателей для системного исследования своеобразных особенностей образцов, созданных и распространенных на территории Ширвана.

Цель исследования - всестороннее изучение проблемы региональных особенностей жанров, относящихся к идентичному комплексу, на основе ширванских фольклорных образцов.

Материал и методы исследования

Материалом для исследования послужили труды А.Набиева, П.Эфендиева. Источниками исследования являютсяширванские фольклорные образцы.В процессе исследования применялись описательный, сравнительный методы. Были использованы элементы анализа и синтеза.

Результаты исследования

А.Набиев, классифицируя легенды, ссылаясь в свою очередь на П.Эфендиева, отмечает, что «легенды привлекали внимание разных исследователей в разные времена, и в связи с этим были выявлены отличающиеся друг от друга классификации» [2].

Ученый-исследователь далее, обобщая классификацию легенд, представляет их следующим образом:

a) легенды, связанные с астральными представлениями, небесными телами и созвездиями;

б) легенды, связанные с флорой и фауной;

в) топонимические легенды;

г) легенды, связанные с историческими личностями, названиями народов, племен и этнических групп;

д) религиозные легенды [2].

П.Эфендиев, исследуя и классифицируя легенды, представил эти образцы научному миру в таком виде:

1. Легенды о животных, птицах.

2. Легенды, связанные с названиями местностей, крепостями, памятниками и т.д.

3. Легенды, связанные с названиями народов, племен, национальностей, поколений, тотемов.

4. Легенды, связанные с творчеством Низами Гянджеви.

5. Легенды о семье, о желаниях народа (они называются легендами с социальным содержанием, а иногда - утопическими).

6. Легенды, связанные с историческими личностями.

7. Легенды о небесных телах - луна, солнце, звезды и т.д.

8. Религиозные легенды [3].

Нам кажется, что между этими вышеприведенными наиболее широко распространенными классификациями особо серьезной разницы нет. Мы постараемся исследовать легенды, касающиеся Ширванской области, на основании классификации А.Набиева, с точки зрения связанности с ширванской фольклорной средой. Но временами мы будем ссылаться и на научную классификацию П.Эфендиева.

1. Легенды, связанные с астральными представлениями, небесными телами и созвездиями в Ширванской области.

Естественно, сперва необходимо обратить внимание на легенды в Ширванской области, которые целесообразно разместить под этим заглавием. Остановимся на названиях некоторых из них. «Ай ваГюнафсанаси» (Легенда о Луне и Солнце), «Гюнашва Ай» (Солнце и Луна), «Гюнашнечаяранды?» (Как появилось солнце?), «АйынГюнашахаянати» (Измена Луны Солнцу), «Ай ваГюнаш» (Луна и Солнце), «Саман йолу» (Путь мякины), «Дадагюнашафсанаси» (Легенда об отце Солнце) и др. подобные легенды связаны с астральными представлениями [4]. И на этом же основании многие из этих легенд, как плод архаического мышления, в проекционном плане выражения стали причиной размещения большинства этих образцов под заглавием мифов [5]. Эти легенды традиционно исследовались как календарные мифы. А также надо отметить, что легенды в некоторых случаях как носители этой специфики относятся к мифам, а иногда, наоборот, классифицировались под заглавием легенды. В обсуждении таких легенд внутри темы, естественно, вспоминается широко распространенная в народе «Дадагюнашафсанаси» (Легенда об отце Солнце). С. Ганиев добавил эту легенду к своей монографии как образец. Краткое содержание легенды таково: «До арабского халифа в Багдаде доходят слухи, что в стране огней появился человек по имени Отец Солнце. Все разговоры только об огне, о Солнце. Халиф посылает туда трех арабов. Они находят старика на горе Пиргулу (гора в Шемахи, в одноименном поселке). Выясняется, что слухи были правдивыми. Поймав его, приводят на гору Фит. Затопив огромную печь и бросив туда Отца Солнце, закрывают крышку печки. А на утро удивляются чуду. Отец Солнце пишет книгу, сидя в огне. Арабы спрашивают:

- Ты не сгорел?

Отец Солнце спокойно отвечает:

- Я же сказал, я сам огонь, огонь не сожжет огня!» [6].

Связь этой легенды с астральными представлениями понятна из текста. Таким образом, связь Отца Солнце с солнцем и огнем, являющимся символом солнца, говорит об астральном мышлении легенды на более архаическом плане.

Другой спецификой ширванских текстов является строение литературно-художественных образцов, созданных в этом регионе, на основе единобожия. «Легенда Деде Гюнеш» тоже повествует именно об этой специфике. Данная легенда является специфической легендой от того же корня, что и известная притча о пророке Аврааме[7].

Не случайно, что ученый-исследователь С. Ганиев провел аналогичные параллели именно между этой легендой и притчей о пророке Аврааме[6].

С. Ганиев представил свои заключения о региональной специфике легенды «Деде Гюнаш». Ученый об этом пишет, что в легенде «Деде Гюнаш» региональная специфика жанра наиболее ярко выражена топонимической системой легенды. В тексте упоминаются Пиргу-лу и гора Фит[6].

Встречаются случаи перемещения легенд, связанных с астральным мышлением, в календарные мифы, будучи текстами мифов. В этом ряду стоят легенды или мифы, связанные с солнцем и луной. Не случайно П. Эфендиев описывал превращение легенды в миф, а мифа - в легенду следующим образом: «Миф, легенда, предание, будучи близки друг к другу по форме и жанру, могут превратиться друг в друга в процессе исторического развития» [3]. И по этой же причине, на наш взгляд, нет надобности повторного исследования подобных легенд.

Помимо солнца и луны, которые имеются в ширванском фольклоре, есть легенды, связанные с другими небесными телами и созвездиями.  Среди подобных легенд (например, легенды «Зухра», «Улькер») прослеживается посвящение древних предков в астральные представления с древних времен, а в связанных с созвездиями представлениях - связь характера, счастья, судьбы людей, рожденных под созвездиями, охватывающими двенадцать месяцев [2].

Таким образом, в результате анализа таких легенд можно заключить, что в созданных в Ширванском регионе легендах, судя по тексту, единобожие играет ведущую роль; особо отмечается географическая карта Ширванского региона как уровень пространства в легендах, появляются диалектические свойства области как особая специфика легенд.

2. Легенды, связанные с флорой и фауной.

В ширванском регионе зарегистрировано достаточно легенд, созданных в связи с флорой (ботаникой) и фауной. Среди этих легенд широко распространены: «Марал голю» (Оленье озеро (одноименное озеро в Гяндже)), «Атлар» (Лошади), «Новрузгюлю» (Первоцвет), «Марьям нохуду» (Горох Марьям), «Чанаглы бага» (Черепаха), «Даш деве» (Каменный верблюд), «Илансадагати - иланхаянати» (Змеиная верность - змеиная измена), «Иланладаг» (Змеиная гора), «Гюлвабюлбюл» (Цветок и соловей), «Исахва Мусах» (Исах и Мусах (легендарные птицы)), «Гарангушваилан» (Ласточка и змея), «Союдагачы» (Ива), «Пахла» (Фасоль), «Агджаганад» (Комар), «Ой илан-нары» (Домашние змеи), «Гоярчин» (Голубь), «Гюлнанбюлбюл» (Цветок с соловьем), «Гоюнниябаракатлидир?» (Почему баран плодородный?), «Итин яранмасы» (Создание собаки) и многие др. мифические образцы.

Во многих научно-исследовательских трудах имеются сведения о легендах, распространенных в Ширванской области. Самыми значимыми среди них являются научно-теоретические произведения П.Эфендиева, А.Набиева, С.Ганиева. П.Эфендиев аргументирует широко распространенную в народе легенду «Юсиф-Насибгушу» (Птица Юсиф-Насиб), которая, имея одинаковый мотив с распространенной в Ширванской области легендой «Исах-Мусах», говорит об их одинаковой специфике [3].

В своем исследовании ученый доводит до сведения научного круга легенды с разными содержаниями: о сове-филине, птице саламандре, жар-птице, куропатке, тураче, соловье, олене, газели и т.д., ссылаясь на разные конкретные источники, так, что очевидно распространение существенной части в Ширванской области из вышеперечисленных нами названий легенд [3].

Ученый-исследователь А.Набиев отмечает издание ширванских легенд еще в 1822 г., среди них особое внимание уделяет  только легенде о Ширване и Сабране[2]. Это исследование интересно и наличием стабильных теоретических заключений о начале истории собирательства и издания легенд в последующие годы. И с этой же точки зрения чувствуется необходимость в изучении и исследовании ширванских легенд.

А.Набиев в качестве примера к «Легендам о флоре и фауне» приводит легенды о фиалке, белом цветке, красном цветке, желтом цветке, Финиксе, муме, Анге (птица Саламандра), голубе, зайце, лошади, собаке, волке, быке и т.д., особо подчеркивая их широкое распространение [2].

Выше мы перечислили легенды, широко распространенные в Ширванской области. И это, конечно же, указывает на то, что большинство легенд, на которые обратил внимание ученый, возникли либо непосредственно в Ширванской области, либо как пример изменчивых легенд.

Ученый-исследователь С.Ганиев, важная часть исследований которого связана с Ширваном, сосредоточивает внимание на конкретных текстовых примерах. Особенно интересны среди этих примеров такие легенды, как «Иландаг» (Гора со змеями), «FitŞahmar» (ФитШахмар). Говоря о региональной специфике этих легенд, автор отмечает, что «Если в просмотренных легендах региональная особенность на мифологическом "уровне" показывает себя в результате самообновления, то на ономастическом уровне она проявляется открыто» [6].

Как видно, ученый больше акцентирует внимание на связи региональных особенностей легенд с физическим пространством, чем с мифологическим содержанием. Иландаг (Змеиная гора), Фитдагы (гора Фит), Гюлюстан-Гызгаласы (Цветник-Девичья башня) и др. топонимические единицы указывают на связь этих легенд с Ширваном. Несмотря на то что эти легенды на уровне содержания связаны с животными, физическое пространство в этих образцах выявляется больше.

Отмечая региональный уровень этих легенд, С.Ганиев отмечает и то, что тексты легенд не могут выявляться, изолируясь от внешней рамки пространства. Он пишет, что «речь может пойти о региональной особенности Ширванского варианта инвариантной (общей) легенды» [6].

Заключение

Таким образом, нужно подходить очень тщательно к исследованию легенд и определить легенды, созданные именно в Ширване. В каком бы регионе впервые ни зародилась любая легенда, она в этом месте является инвариантной, а на других территориях они выявляются в различных вариантах на уровне мотива.

Рецензенты:

Рзаев С.Г., д.фил.н., заведующий отделом мифологии Института фольклора Национальной Академии наук Азербайджана, г.Баку;

Абдуллина Г.Р., д.фил.н., профессор Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г.Стерлитамак.

 


Библиографическая ссылка

Махсудова Л.З. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ, ОТНОСЯШИХСЯ К ИДЕНТИЧНОМУ КОМПЛЕКСУ (НА ОСНОВЕ ШИРВАНСКИХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ОБРАЗЦОВ) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19094 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674