Концепция исследования. Перед постановкой задачи управления формированием контингента сформулирована концепция управления контингентом вуза. Как известно, обобщенное понятие управления подразумевает совокупность процессов, осуществляющих или поддержание объекта управления в заданном состоянии, или его перевод в состояние, необходимое для достижения поставленной цели. При этом как поддержание объекта в заданном состоянии, так и его перевод в новое целевое состояние осуществляется посредством принятия управляющих решений. В научной литературе существует два толкования понятия «управление». Первое относится к теории автоматического управления и трактуется как генерация некоторого управляющего решения, т.е. воздействия, которое направлено на объект управления в виде сигнала и целенаправленно изменяет его состояние. Второе толкование относится к теории систем и подразумевает не только выработку управляющего решения, оказывающего влияние на объект управления путем изменения величины некоторого параметра в нужных пределах, но и имеет в виду реализацию этого решения посредством выполнения совокупности целенаправленных, логически связанных актов, регламентированных информационно-распорядительными воздействиями (приказами, распоряжениями, указаниями, инструкциями и т.д.), которые проходят определенную траекторию в структуре организации.
В связи с этим под управлением контингентом вуза понимается целенаправленный, системно организованный процесс информационного поведения вузовских структур в аспекте формирования контингента, осуществляющийся под действием информационно-распорядительных актов, включающих соответствующие управленческие решения, принимаемые в условиях неопределенности влияний факторов внешней и внутренней среды и направленные на достижение целей образовательного учреждения.
Под информационным поведением понимаются цепочка действий по принятию решений с последующим составлением, утверждением и исполнением распорядительной информации о формировании контингента, а также порядок обработки оперативных данных о его движении.
Методы и результаты исследования. Принятая концепция нацелила процесс исследований на разработку нового подхода к созданию модельного инструментария поддержки принятия решений, заключающегося в постановке и решении двух задач. Первая задача касается разработки и внедрения информационной технологии для поддержки динамичной информационной модели предметной области как инструментария решения задач информационного обеспечения и удовлетворения информационных потребностей управленческого персонала вуза. В связи с тем, что в настоящее время наблюдается значительный рост количества зарубежных и отечественных программных продуктов, позволяющих автоматизировать различные аспекты деятельности образовательных учреждений и отличающихся набором функций, производительностью, используемыми техническими средствами, перед разработчиком системы управления встает проблема выбора программных средств в соответствии с функциональными потребностями управленческого персонала. Таким образом, первая задача заключается в разработке инструментария многокритериального выбора программных продуктов из множества имеющихся на рынке программных средств с целью комплексной автоматизации процессов обработки оперативной информации о движении контингента. Вторая задача состоит в применении экономико-математических методов для создания модельного инструментария, поддерживающего процесс принятия решений о движении контингента студентов в условиях неопределенности влияний внешней среды. Для осуществления устойчивости развития образовательного учреждения в условиях растущей конкуренции такой инструментарий должен обладать свойством своевременного реагирования на изменение процессов, происходящих во внешней и внутренней среде, на базе моделирования динамики контингента обучающихся. При решении этой задачи ключевым вопросом является создание модели, позволяющей в заданных условиях воздействий внешней и внутренней среды осуществлять прогнозирование сохранности контингента студентов. Эта задача относится к числу стратегических задач управления вузом, так как сохранность студентов – это фактор выживаемости и конкурентного преимущества любого образовательного учреждения.
Концептуальная модель постановки первой задачи управления схематично приведена на рисунке 1.
На рисунке 1. переменными 
,
 обозначено множество имеющихся на рынке
программных продуктов, осуществляющих автоматизированную обработку информации о
движении контингента. Переменными 
, 
 обозначены  множества функций,
выполняемых программным продуктом 
 под номером 
: 
.
Множество функций, интересующих исследователя для управления формированием
контингента, обозначено на рисунке через 
,
. Задача многокритериального выбора состоит
в том, чтобы из множества программных продуктов 
 выбрать
такое программное средство  
, для
которого выполняется критерий функциональной полноты. Формально задача может
быть описана следующей  высказывательной формой: 
.
Для решения поставленной задачи предлагается применение метода, основанного на использовании критерия функциональной полноты [3, 5, 6, 9, 10] и позволяющего дать количественную оценку степени соответствия программного продукта для решения проблемы обработки информации о движении контингента образовательного учреждения.
Концептуальная модель постановки второй задачи, заключающейся в создании инструментария прогнозирования динамики контингента студентов и оценки степени его сохранности, схематично представлена на рисунке 2.
 
В современной литературе освещались вопросы создания моделей дискретно-непрерывных систем управления при управлении социально-экономическими системами. Так, в [6, 7, 8] предложены экономико-математические модели для стратегического управления финансовыми потоками на уровне региона на базе применения агентно-ориентированного подхода. Вопросам межрегионального ресурсного обмена посвящены работы [1, 2], в которых авторы предлагают модельный инструментарий для управления ресурсными потоками. Моделирование движения такого стратегического ресурса образовательных учреждений, как контингент студентов, требует учета условий неопределенности, вызванных различными социально-экономическими процессами.
Процесс прогнозирования сохранности контингента студентов
представлен как последовательность взаимодействующих динамических систем 
, которые под действием внешней и
внутренней среды меняют свои состояния.  
Состояния
 динамических систем 
, 
 характеризуются 
количеством студентов, успешно закончивших курс с номером 
  и переведенных на курс 
. В начальный момент времени динамическая
система 
 находится в состоянии 
 и под действием  случайно изменяющихся
величин 
, 
,
, 
,
, играющих роль возмущений, переходит в
состояние  
,   где: 
− количество студентов, переведенных
на курс номер 
, 
 из
других вузов; 
− количество студентов,
отчисленных с курса номер 
, 
; 
−
количество студентов, ушедших в академический отпуск в течение курса номер 
, 
;
− количество студентов,
восстановленных после отчисления на курс номер 
.
 Состояние системы 
 количественно
определяется выражением:
.
Естественно,
что состояние системы 
 в начальный момент
времени характеризуется величиной 
, отражающей
количество абитуриентов, поступивших на первый курс образовательного учреждения
по плану.
В качестве выходных сигналов систем 
, 
 рассматриваются
величины,  представляющие собой соответственно оценки вероятности потери
 и сохранности 
 контингента: 
;       
.
В связи с тем, что величины 
,
, 
,
, 
 изменяются
случайным образом, управление контингентом образовательного учреждения
осуществляется в условиях стохастической неопределенности. Руководству вуза в
процессе принятия решений необходимо своевременно отреагировать на случайные
колебания, поскольку внедрение нормативно-подушевого финансирования ставит
вопросы устойчивого развития образовательного учреждения  в прямую зависимость
от эффективности управления формированием контингента обучающихся. В этих
условиях особое значение приобретают вопросы исследования динамики контингента
как основы для прогнозирования его сохранности в условиях стохастической
неопределенности. Моделирование динамики контингента студентов вуза с целью
последующего прогнозирования его сохранности в диссертационной работе
осуществляется в классе имитационных моделей.   Предложенный подход к созданию
архитектуры системы управления контингентом нацелен на осуществление принятия
обоснованных управленческих  решений по формированию контингента обучающихся,
опирающихся на количественную их оценку   исходя из соотношения между
прогнозируемым уровнем риска и необходимыми для развития вуза финансовыми
ресурсами. 
Выводы
1. Управление контингентом вуза рассматривается не только как выбор управляющего решения, оказывающего влияние на объект управления путем изменения величины некоторого параметра в нужных пределах, но и как процесс реализации этого решения посредством выполнения совокупности целенаправленных, логически связанных актов, регламентированных информационно-распорядительными воздействиями (приказами, распоряжениями, указаниями, инструкциями и т.д.), которые проходят определенную траекторию в структуре организации.
2. Сформулирована концепция управления формированием контингента образовательного учреждения, отличающаяся от существующих рассмотрением управления как целенаправленного, системно организованного процесса информационного поведения вузовских структур в аспекте формирования контингента студентов, осуществляющегося под действием информационно-распорядительных актов, включающих управленческие решения, принимаемые в условиях неопределенности влияния факторов внешней и внутренней среды. Преимущество предложенной трактовки состоит в рассмотрении задачи принятия управленческих решений в едином комплексе с созданием информационно-распорядительных документов, содержащих эти решения, и последующим программированием жизненного цикла документации, начиная с момента инициирования и заканчивая подписанием и доведением до исполнителя.
3. Предложен подход к созданию модельного инструментария поддержки принятия решений при управлении формированием контингента, отличающийся от существующего постановкой и формальным описанием единого комплекса взаимосвязанных задач: задачи количественного анализа потребительского качества программных средств и задачи создания экономико-математической модели прогнозирования сохранности и потери контингента в условиях неопределенности воздействий внешней среды. Преимущество подхода заключается в повышении эффективности управления в результате интеграции разноплановых частей деятельности в единую систему за счет эмерджентности.
Рецензенты:Чернова О.А., д.э.н., профессор кафедры «Информационная экономика» Южного Федерального университета, г. Ростов-на-Дону;
Матвеева Л.Г., д.э.н., профессор, зав. каф. «Информационная экономика» Южного Федерального университета, г. Ростов-на-Дону.
Библиографическая ссылка
Стрельцова Е.Д., Петросян Л.Э. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ МОДЕЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19148 (дата обращения: 04.11.2025).



