Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕЗЮМЕ СОИСКАТЕЛЯ КАК МЕТОД ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ЭКЗАМЕНЕ

Старовойтова Ж.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
Статья посвящена теоретико-методологическому обоснованию опыта применения резюме соискателя на государственном междисциплинарном экзамене. Резюме соискателя рассматривается как метод оценивания учебно-профессиональных достижений студентов. В работе представлено обоснование критериев и показателей оценивания защиты резюме для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Профессиональное обучение», отрасль «Экономика и управление». Основанием для структуры и содержания резюме соискателя выступают потрфолио учебно-профессиональных достижений студента и его индивидуальный план обучения. Защита резюме соискателя позволяет не только оценить компетентность выпускников, но и содействовать формированию ценностного отношения к их конкурентоспособности на рынке труда. Резюме соискателя как метод оценивания профессиональной компетентности выпускников по направлению «Профессиональное обучение», апробируется на кафедре профессиональной педагогики, психологии и управления Омского государственного педагогического университета в течение нескольких лет.
PR-компетентность.
портфолио учебных достижений
государственный междисциплинарный экзамен
резюме соискателя
1. Власова А.А. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов: дис.... канд. пед., наук. – Калиниград. 2002. – С.184.
2. Деркач А.А. Акмеологическая концепция развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. – 2007. - № 3. – С. 15-21.
3. Замерченко Н.И. Формирование PR-компетентности бакалавров в условиях вуза как средство повышения конкурентоспособности педагога: дис.... канд. пед., наук. – М., 2012. – С. 185.
4. Пфейфер С.А. Педагогические основы исследования проблемы развития конкурентоспособности личности // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. - № 2 (138). – С. 226-231.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от февраля 2009 г. N 142 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - № 9. – Ст. 1110.

Реализация Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования требует обоснованного выбора современных методов, форм и средств оценивания компетенций выпускников на государственном междисциплинарном экзамене, разработки критериев и показателей аттестационных испытаний соответствующих основной образовательной программе, которые студенты освоили в процессе профессионально подготовки.

В практике Омского государственного педагогического университета на междисциплинарном государственном экзамене по направлению подготовки бакалавров и магистров «Профессиональное обучение» (отрасль подготовки  «Экономика и управление», магистерские программы «Менеджмент в образовании», «Управление человеческими ресурсами в образовании») используются и традиционные методы оценивания компетенций выпускника: теоретические вопросы, учебно-профессиональные ситуации; и инновационные методы: защита портфолио учебных достижений студента. Данные методы реализуются в системе. Проблематика теоретических вопросов и учебно-профессиональных ситуаций преемственно и взаимосвязано предлагаются в экзаменационном билете, в портфолио студенты демонстрируют учебные достижения, подтверждающие опыт и навыки управления образовательным учреждением, учебно-воспитательным процессом.

Анализ результатов защиты портфолио  выпускников магистратуры выявила эффективность студентов по следующим показателям:

- достаточно большой объем учебно-профессиональных проектов и методических разработок, которые разработаны по заявке образовательных учреждений, имеют практическую значимость;

- наличие дипломов, сертификатов, удостоверений об участии в научно-практических конференциях различного уровня, специальных курсах, грантах, конкурсах профессионального мастерства, обучающих семинарах и т.д., подтверждающих профессиональную мобильность магистрантов;

- представлены тезисы статей за период обучения в магистратуре, указывающих на научно-исследовательские интересы студентов, динамику их научно-исследовательской деятельности и саморазвития менеджера как исследователя образовательных систем;

 - документы, отражающие официальную оценку работы выпускника (характеристики, результаты аттестации, заключения по результатам работы за год, рекомендации и др., документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рекомендателей);

- достаточно высокий уровень качества самопрезентации, сформированности профессиональной рефлексии в процессе защиты портфолио.

Однако отмечаются некоторые проблемы:

- декларативность представления студентами своих учебно-профессиональных достижений, акцентирование внимания на перечень материалов портфолио;

- недостаточно выраженная самооценка конкурентоспособности;

- недостаточно четко продемонстрирована взаимосвязь учебно-профессиональных достижений, объективной самооценки уровня своих профессиональных компетенций и перспективы развития профессиональной карьеры в образовании.

Чтобы актуализировать потребность студентов к формированию опыта в деловой конкуренции, подтверждению конкурентоспособности на основе PR-компетентности выпускников, коллективом кафедры профессиональной педагогики, психологи и управления было утверждено решение о защите на экзамене резюме соискателя. Содержание резюме соискателя основано на материалах портфолио студента,  а так же его индивидуальном плане обучающихся в магистратуре и на бакалавриате.

Теоретическим обоснованием использования резюме соискателя на государственном экзамене как метода оценивания компетентности выпускников выступают: акмеологическая концепция развития конкурентоспособного специалиста А.А. Деркач, теоретические идеи PR в сфере образования (А.Б. Вифлеемский), развития  PR-компетентности педагога (Н.И. Замерченко), теоретические идеи о конкурентоспособности в образовании (А.А. Власова, Д.В. Чернилевский). Раскроем основные теоретические положения указанных исследователей:

1. Акмеологический принцип, декларирующий стремление студента к творческой самореализации, которое реализуется в «соревновательном компоненте в обучении» [2, с. 19].

2. Результатом компетентностного обучения выступает готовность выпускника решать новые проблемы в незнакомых профессиональных ситуациях.

3. Принцип дальнего переноса (far transfer), означающего готовность личности использовать сформированные компетенции в ситуациях, слабо сходных с ситуациями, для которых эти компетенции предназначены.

4. PR-компетентность - это интегральная характеристика личности специалиста, проявляющаяся «в умении эффективно применять  современные психологические и PR-технологии, позволяющие добиваться максимальной самореализации в профессии.

5. PR-компетентность проявляется через показатели: способность личности управлять саморазвитием профессионально значимых умений,  которые позволяют эффективно взаимодействовать «в условиях делового общения с внешней и внутренней общественностью»;  самомотивация к профессиональному познанию; способность обосновывать выбор содержания самообразования на основе актуального  социального заказа общества и систематизировать это содержание адекватно прогнозируемым целям профессионального саморазвития, развития профессиональной карьеры; обоснованный выбор и применение современных и передовых методов, форм, средств образовательной и научно-исследовательской деятельности, контроль и оценка их эффективности для обеспечения востребованности на рынке труда;  моделирование профессионального и индивидуального имиджа для формирования устойчивого интереса к личности со стороны внешней и внутренней общественности; владение «спичрайтерской компетенцией», то есть способность стимулировать спрос на услугу или деятельность посредством публикаций или презентаций в СМИ, обеспечивать популяризацию требуемого материала [1, 3].

Защита резюме соискателя на экзамене оценивается в соответствие с единым критерием, который применяется как интегративная мера оценивания сформированности компетенций студентов, как в ходе текущей, промежуточной, так и итоговой аттестации. Критерий определен как  «готовность решать учебно-профессиональные задачи».

Для оценки резюме студентов-бакалаваров из ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000.62 «Профессиональное обучение», отрасль «Экономика и управление», выбраны профессиональные и общекультурные компетенции, определены показатели, сформулированы признаки сформированности компетенций в соответствие со шкалами оценивания и в соответствие с уровнями освоения каждой компетенции. В такой последовательности раскроем характеристику показателей оценивания сформированных компетенций, количество баллов за защиту резюме и признаки компетенций по уровням. К показателям оценивания защиты резюме относятся: эффективность целеполагания в резюме, содержательность, обоснованность резюме и эмоционально-ценностное отношение.

Показатель «эффективность целеполагания в резюме» оценивается в соответствие со следующими компетенциями: ОК-2; ОК-7; ОК-25; ПК-5 [5].

Пороговый уровень (5-6 баллов): демонстрирует знание всех ключевых ценностей профессии (ценности-цели, ценности-средства; ценности-отношения; ценности-знания; ценности-качества личности); знает структуру, этапы и закономерности  ценностного и социокультурного самоопределения и саморазвития; умеет определять свое отношение к себе как личности и субъекту жизнедеятельности; умеет высказывать свое отношение к каждой ключевой ценности профессионально-педагогической деятельности; владеет методами самоанализа профессионально-педагогической деятельности (проводит педагогический анализ; педагогическое оценивание); объясняет основные трудности профессионально-педагогической деятельности.

Продвинутый уровень (7-8 баллов): проявляет понимание смыслов и значений ключевых ценностей профессионально-педагогической деятельности (КЦП) с позиции социально-педагогического аспекта  (общественно-педагогические; профессионально-групповые; личностно-педагогические); свободно интерпретирует  КЦП; умеет соотносить уровень развития своих личностных, профессионально-важных качеств с предъявляемыми требованиями; умеет обосновать выбор профессионально-педагогических ценностей; способен анализировать и рефлексировать трудности, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса, способы и процесс достижения результатов, извлекать из ситуации положительный опыт.

Высокий уровень (9-10 баллов): проявляет понимание смыслов и значений ключевых ценностей профессионально-педагогической деятельности (КЦП) с позиции социально-педагогического аспекта  (общественно-педагогические; профессионально-групповые; личностно-педагогические); свободно интерпретирует  КЦП; умеет определять свои жизненные цели и планы, свое отношение к значимым аспектам различных сфер своей жизнедеятельности; владеет навыками предметно-личностной рефлексии: осмысливает мотивы собственной педагогической деятельности, способы и приемы своей работы, собственного поведения, своих сильных и слабых сторон в рассматриваемой профессионально-педагогической ситуации; обосновывает критерии эффективности профессионально-педагогических действий.

Показатель «содержательность резюме» оценивается в соответствие со следующими компетенциями: ОК-7, ПК-3, ПК-6, ПК-27 [5].

Пороговый уровень (5-6 баллов): имеет представление о содержании (цели, задачах, видах, функциях) профессионально-педагогической деятельности  на интуитивном уровне; владеет минимумом навыков профессионально-педагогической деятельности  в соответствие с занимаемой должностью; умеет выполнять отдельные должностные обязанности.

Продвинутый уровень (7-8 баллов): знает теоретические основания своей профессионально-педагогической деятельности, обосновывает содержательность профессиональных знаний; демонстрирует технологические аспекты профессионально-педагогической деятельности; определяет приоритеты своих должностных обязанностей.

Высокий уровень (9-10 баллов): принимает профессионально-педагогические решения на основе анализа теории и практики; легко переключается на новые виды профессионально-педагогической деятельности; владеет опытом профессионально-педагогической деятельности, творчески подходит к реализации основных функций.

Показатель «обоснованность резюме» оценивается в соответствие со следующими компетенциями: ОК-2, ОК-7, ОК-25, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-27, ПК-31 [5].

Пороговый уровень: понимает основания выбора документов в портфолио для подтверждения сформированности компетенций; знает критерии эффективности профессионально-педагогических действий при демонстрации наполнения портфолио методическими разработками; демонстрирует опыт организации учебно-воспитательной деятельности в ОО СПО в соответствии с требованиями стандартов и профессии; демонстрирует опыт самооценки качества представленных материалов в портфолио и перспективы ценностного социокультурного самоопределения и саморазвития в профессионально-педагогической деятельности.

Продвинутый уровень: демонстрирует представление о ключевых ценностях профессии при выборе документов, подтверждающих сформированность компетенций; анализирует собственные ключевые ценности профессии при определении соотношения материалов в каждом из разделов портфолио учебно-профессиональных достижений; обосновывает эффективность реализации методических разработок в практике образовательных организаций СПО; обосновывает опыт организации учебно-воспитательной деятельности в ОО СПО на основе применения современных методов, технологий профессионального воспитания и  обучения, передовых отраслевых технологий.

Высокий уровень: обоснованно аргументирует выбор документов в содержание портфолио, подтверждающих сформированность компетенций; демонстрирует осознанность ключевых ценностей профессии при определении соотношения материалов в каждом из разделов портфолио учебно-профессиональных достижений; аргументирует свой опыт организации учебно-воспитательной деятельности в ОО СПО на основе применения современных методов, технологий профессионального воспитания и  обучения, передовых отраслевых технологий; владеет навыками предметно-личностной рефлексии: осмысливать мотивы собственной педагогической деятельности, способы и приемы своей работы, собственного поведения, своих сильных и слабых сторон в рассматриваемой профессионально-педагогической ситуации.

Показатель «эмоционально-ценностное отношение» оценивается в соответствие со следующими компетенциями: ОК-8; ОК-11[5].

Пороговый уровень: знает и демонстрирует психоэмоциональные основания общения,  способы сохранения коммуникативного контакта и способы его восстановления; демонстрирует заинтересованность в успехе; выстраивает общение с опорой на позитивный потенциал личности и коллектива.

Продвинутый уровень: умеет эффективно выражать  личное эмоционально-ценностное отношение к излагаемому материалу исследования, органично сочетать элементы личностно-ориентированного, социально-ориентированного и предметно-ориентированного общения; умеет устанавливать контакт с собеседником, сочетать доброжелательную требовательность и доверие; владеет опытом управления своим психологическим состоянием в условиях общения.

Высокий уровень: демонстрирует уверенность, открытость, искренность и естественность в общении, отзывчивость и эмоциональное принятие партнера, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству, адекватное восприятие, ориентацию на обсуждение, диалог; умеет  стимулировать коммуникативную активность партнёров по общению; владеет технологиями создания благоприятного психологического климата, эффективного слушания, эмоциональной саморегуляции, анти-манипулятивного поведения.

Каждый показатель оценивается в 10 баллов, из них для высокого уровня определяется 9-10 баллов, для продвинутого - 7-8 баллов, для порогового - 5-6 баллов.

Исходя из обозначенных теоретических позиций резюме соискателя - это метод оценивания готовности выпускников к самопрезентации учебно-профессиональных достижений в образовательной и научно-исследовательской деятельности. Эффективность самопрезентации определяет решающее значение для конкуренции выпускника на рынке труда и выводов потенциального работодателя о готовности выпускника к эффективному выполнению работы на соответствующей позиции в организации.

Рецензенты:

Маврин С.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой заведующий кафедрой социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск;

Шипилина Л.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.


Библиографическая ссылка

Старовойтова Ж.А. РЕЗЮМЕ СОИСКАТЕЛЯ КАК МЕТОД ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ЭКЗАМЕНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19180 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674