Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКТИВИЗАЦИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ШКОЛЬНИКА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Семакова Е.В. 1 Скрипка Т.С. 2
1 ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет (СмолГУ)»
2 Региональный православный центр защиты семьи, материнства и детства «Смоленский дом для мамы»
В статье представлена программа работы с педагогами «Сопровождение развития креативности учащихся» с учетом индивидуальных характеристик и креативности младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Основная цель программы заключается в создании условий для формирования у педагогов комплексной работы по развитию креативности учащихся, развитию у школьников дивергентного мышления, познавательной активности, эмоционально-волевой сферы, регуляции, по снижению спонтанной агрессии, формированию адекватной самооценки. Показана диагностика актуального уровня креативности учащихся. Представлены рекомендации по созданию оптимальных условий развития креативности в учебно-воспитательном процессе. Программа может быть использована как самостоятельная структура в системе образовательной среды школьника, а также как структурный компонент «Структурно-динамической модели сопровождения развития креативности» (Семакова Е.В., Скрипка Т.С., 2014).
синдром дефицита внимания с гиперактивностью
школьник
креативность
психолого-педагогическое сопровождение
образовательная среда
1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007. 368 с.
2. Никишина В.Б., Баркова В.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: регуляторно поведенческий аспект. Курск: РГСУ – Союз, 2008. 200 с.
3. Семакова Е.В. Развитие младшего школьника с синдромом гиперактивности и дефицита внимания в условиях влияния факторов ближайшего окружения // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. № 7 (99). С. 114–118.
4. Семакова Е.В., Скрипка Т.С. Сигнификационные умения в психолого-педагогическом сопровождении развития учащихся c синдромом дефицита внимания c гиперактивностью // Фундаментальные исследования. 2013. № 11 (2). С. 341–345.
5. Семакова Е.В. Психологическое сопровождение успешной школьной адаптации детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на индивидуальном и семейном уровнях // Фундаментальные исследования. 2014. № 11 (11). С. 2529-2532.
6. Фесенко Е.В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. СПб.: Наука и техника, 2010. 384 с.

Специалисты часто встречаются с нарушенной ситуацией развития ребенка СДВГ [2; 6]. В связи с этим эффективность психолого-педагогического сопровождения учащихся с СДВГ зависит от единства последовательной целенаправленной деятельности всех социокультурных систем, участвующих в образовательном процессе. Последнее невозможно без определения научных основ профессиональной деятельности.

Мы полагаем, что психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ должно опираться на комплексный, междисциплинарный, интегративный подход к решению проблемы развития ребенка с СДВГ; равнозначность программ сопровождения ребенка в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций; гарантию сопровождения развития ребенка с СДВГ в образовательном процессе; информационное и диагностическое обеспечение процесса сопровождения учащихся с СДВГ; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ; ориентацию на работу в современном правовом поле. При этом необходимо учитывать, что в условиях реформирования среднего образования в наши дни предъявляются повышенные требования к педагогическим кадрам в вопросах выявления, поддержки и развития креативности. Характер влияния учителя как «значимого взрослого» на развитие креативности учащихся с СДВГ различен и определяется, в том числе, и актуальным уровнем развития креативности учащегося. Зона актуального развития становится исходным уровнем, позволяющим определить маршрут, необходимые условия успешного развития, а также проследить динамику изменений. Организованная школьная среда, учитывающая перечисленные условия и факторы, способствует формированию адаптивного потенциала школьника, профилактике школьной дезадаптации и воспитанию гармоничной личности.

С учетом вышеприведенных позиций нами определена специфика психолого-педагогического сопровождения детей, проявляющих в образовательном процессе разные уровни креативности, в том числе тех школьников, у которых диагностируется СДВГ. Мы считаем, что формирующее влияние психолога в данной ситуации должно выходить за рамки информирования педагогов о результатах диагностики и предоставления сведений о специфике необходимого последующего сопровождения детей с СДВГ, которое будет осуществляться при прямом воздействии педагога. Система предпочтений в отношении учащихся как отражение некой сформированной когнитивной модели, может представлять собой фактор, обусловливающий ригидность реакций учителей на проявления креативности учащихся. В этом случае сообщение педагогам результатов объективного диагностического исследования креативности школьников может привести к проявлению учителями реакции защит или конфронтации, направленной на освобождение от внутреннего конфликта и сохранение привычной картины восприятия учащегося с СДВГкак личности.

Принимая во внимание эти характеристики, мы поставили перед собой цель: разработать для учителей систему мероприятий по организации образовательной среды школьника с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством активизации креативного потенциала.

Для достижения поставленной цели нами решался ряд задач:

1) изучение индивидуальных характеристик и креативности детей с СДВГ;

2) создание системы рекомендаций для педагогов, обучающих детей с СДВГ;

3) разработка программы для работы с педагогами «Сопровождение развития креативности учащихся», учитывающей начальный уровень эмоционально-личностной зрелости, характер психического онтогенеза, проявления креативности и ее потенциал;

4) формулирование практических рекомендаций по организации образовательной среды школьника с СДВГ.

Материалы и методы исследования. Для разработки модели психолого-педагогического сопровождения школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью мы опирались на исследования, проведенные ранее. Была определена психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с учетом их индивидуальных особенностей и креативного потенциала. По результатам предыдущих исследований (в исследовании приняли участие 130 детей без СДВГ и 127 детей с СДВГ) нами было установлено: количественные проявления креативности не зависят от наличия или отсутствия СДВГ; учащиеся с СДВГ имеют искажения личностных смыслов, конфронтирующие с ценностями камертонной культуры (что демонстрируется в нарушении границ стимульного поля -- при СДВГ у 112 (88%) детей, без СДВГ - у - 69 (53%), что встречается значимо чаще именно в первой группе (χ2 = 38,03, при р < 0,005); и преобладании в рисунках маргинального или асоциального характера личностных смыслов (при СДВГ данные проявления встречаются у 103 (81%) детей, без СДВГ - у - 56 (43%), что демонстрирует доминирование этих проявлений у детей с СДВГ (χ2 = 38,37, при р < 0,005)), а также сложности произвольной регуляции учебной деятельности, что требует формирования личностных смыслов учащихся, адекватных ценностям культуры, а также развития произвольности и осознанности деятельности (использовалась авторская методика диагностики креативности (Иванов С.П., Скрипка Т.С.)) [4; 5].

Результаты исследования и их обсуждение. Выявленные в исследованиях проблемы (индивидуальные характеристики, специфика креативности) школьников с СДВГ определили необходимость поиска средств организации среды школьника с СДВГ.

Актуальным для разработки условий психолого-педагогической организации сопровождения школьников через развитие креативности стало положение о роли подражания в процессе психосоциального развития личности, которое может выступать одним из механизмов формирования ее креативности (Р. Стернберг, Е.Л. Григоренко, Н.М. Гнатко, А.Н. Воронин, В.Н. Дружинин, В.А. Просецкий, И.Г. Трифонова и др.). Ориентируясь на указанные методологические основы и полученные результаты собственного исследования, мы разработали программу психолого-педагогического сопровождения креативности учащихся с СДВГ. Она соответствует концепции модернизации образования, опирается на объективные знания об уровне развития креативности учащихся с СДВГ и воплощается через деятельность педагога, самореализующегося в творческой педагогической деятельности, создающего условия для проявления и развития креативности школьника.

Основная стратегия разработанной программы для работы с педагогами «Сопровождение развития креативности учащихся» заключается в создании условий для формирования у педагогов комплексной работы по развитию креативности учащихся, развитию у школьников дивергентного мышления, познавательной активности, эмоционально-волевой сферы, регуляции, снижению спонтанной агрессии, формированию адекватной самооценки.

Цели программы:

1) изучить теоретическую базу психолого-педагогического сопровождения креативности учащихся;

2) стимулировать потребности педагогов в самоактуализации, самореализации, саморазвитии через профессионально-творческую деятельность с детьми с СДВГ.

Модель включает два модуля: теоретический и прикладной. Внутри каждого тематического модуля нами выделены теоретический и практический блоки. В теоретическом модуле, осваивая учебный материал на лекциях, учителя наглядно убеждаются в действенности креативных технологий, используемых психологом. Практический модуль ориентирован на расширение учителями опыта творческой деятельности и опыта ценностных отношений. Упражнения, предусмотренные в программе практического блока и блока саморазвития, предоставляют педагогам возможность почувствовать влияние креативно-развивающего образовательного пространства на активизацию собственной деятельности, способствуют образованию и развитию мотивации педагогических кадров для работы с креативными учащимися с СДВГ. На занятиях теоретического и практического блоков в сознании учителей создается индивидуальная модель предстоящей работы по решению творческой задачи.

В теоретическом блоке, представлены проблемные аспекты развития у школьников креативности. Кроме того, он позволяет учесть вопросы, возникшие после проведения анкетирования, поясняются такие опорные понятия, как креативность, творчество, тесты на креативность (Ф. Вильямса, Дж. Рензулли и др.). Он включает основные аспекты исследования феномена креативности в современной психологической науке, философии, семиотике. Учителем с научной точки зрения рассматриваются такие категории, как подражание и творчество, виды творческой деятельности; понятие «текст культуры». Ставится вопрос об инициировании творческой деятельности. Приводятся разные точки зрения исследователей (психологов, философов, педагогов) на эту проблему, которая требует также и экспериментальной проверки.

Прикладной блок реализуется в форме выступлений и мастер-классов психолога на методическом объединении по проблеме сопровождения развития креативности учащихся с СДВГ. Занятия направлены на развитие способности к определению творческой задачи для успешного осуществления собственной методической деятельности, овладение методическим инструментарием развития креативности учеников с СДВГ. В ходе реализации прикладного блока учителя знакомятся с наиболее эффективными методами развития креативности и познавательной активности учащихся с СДВГ в образовательном процессе. При этом формирующая работа психолога выстраивается на методических объединениях, посвященных проблемам креативности, таким образом, чтобы обеспечить связь информационной и практической составляющих. Информационная составляющая методического элемента предполагает различные методы развития креативности и познавательной активности учащихся. Одним из наиболее эффективных осваиваемых учителем исследовательских методов является метод проектов, представляющий собой открытый и динамичный способ организации самостоятельной творческо-поисковой учебной деятельности учащихся, которая предполагает выбор темы и творческое решение.

В содержание прикладного блока специально включены занятия по ознакомлению с рядом креативных технологий: проблемные лекции, лекции-визуализации, «сократовские» диалоги, дебаты, полилоги, мастерские построения знаний, деловые игры, круглые столы, дискуссии, рефлексивные и исследовательские портфолио.

В рамках нашей программы блок саморазвития личностных и профессиональных характеристик учителя реализуется посредством индивидуальных консультаций и цикла тренингов для педагогов, направленных на формирование личностных предпосылок повышения объективности учителей в оценке креативности детей.

Практический блок заключается в реализации педагогами в образовательном процессе рекомендаций по созданию системы устойчивых проявлений креативности учащихся с СДВГ. Данный блок направлен на раскрытие и совершенствование креативности детей, формирование сигнификационных умений учащихся (динамического и содержательного аспектов сигнификации), развитие способности школьников к творческим действиям в ситуации неопределенности на уроках.

Важным условием реализации предлагаемой нами программы является то, что теоретические данные о природе креативности, методы и технологии, способствующие формированию креативности учащихся с СДВГ с разным уровнем сигнификационных умений, с которыми учителя познакомились на лекциях и которые отрабатывались на тренингах, должны дополняться новыми и закрепляться на методических объединениях. Использование учителями новых методов и технологий оптимизирует процесс психолого-педагогического сопровождения креативности, при этом учениками приобретается опыт творческой деятельности, выбирается образец для подражания.

Заключение. Образование в современной школе должно быть ориентировано на развитие креативности школьника, формирование устойчивых ее проявлений в учебном процессе и создание условий для становления мотивации саморазвития детей с СДВГ [3; 5]. Педагогами и психологами образования признается значимость диагностики и развития креативности учащихся в организации оптимальной образовательной среды и достижении наивысшего уровня школьной адаптации. Разработанная нами программа для работы с педагогами «Сопровождение развития креативности учащихся» может быть использована как самостоятельная структура в организации образовательной среды школьника, а также как структурный компонент «Структурно-динамической модели сопровождения развития креативности» (Семакова Е.В., Скрипка Т.С., 2014) [4].

Образовательная среда, организованная с учетом типичных проблем младших школьников (таких как индивидуальные характеристики, креативность) и реализуемая педагогом и психологом образования, позволяет:

1) информировать, заинтересовывать и мотивировать учителей к активному вовлечению школьников с СДВГ в учебный процесс с учетом их индивидуально-личностных характеристик посредством реализации учителем собственного творческого потенциала.;

2) диагностировать уровень развития креативности учащихся, рассматривать взаимосвязь креативности и сигнификации, развивать креативность учащегося;

3) формировать адаптивное поведение ребенка в школьной среде.;

4.) способствовать реализации современной концепции модернизации образования.;

5.) создавать оптимальные условия для освоения школьных знаний.;

6) предупреждать развитие деструктивных форм поведения и развития школьной дезадаптации.

Таким образом, для творческого самовыражения личность должна овладеть культурными нормами. Поэтому особенную актуальность приобретает психолого-педагогическое сопровождение креативности, ориентированное на развитие учащихся с СДВГ в контексте камертонной культуры и обеспечивающее условия для формирования потребности в творческой самореализации и саморазвитии участников образовательного процесса.

В результате целенаправленной реализации системы психолого-педагогического сопровождения учащихся с СДВГ посредством активизации креативного потенциала образовательный процесс приобретает устойчивый конструктивный характер. Поскольку креативность как способность выражать свой авторский замысел средствами культуры не существует заранее в готовом виде, а формируется в процессе развития и освоения личностью семиотического культурного пространства, т.е. создается как «продукт индивидуального творчества и саморазвития», необходима мотивация учителей и школьников к креативной деятельности. Она проявляется, с одной стороны, в заинтересованности учителя в ученике с развитыми творческими способностями, с другой - в реализации учителем собственного творческого потенциала.

Апробация предлагаемой программы показала, что благодаря систематическому использованию учителями в образовательном процессе знаний об уровне креативности учащихся с СДВГ и применению разработанной системы рекомендаций, психолого-педагогическое сопровождение креативности приобретает более многоаспектный, глубокий характер.

Развитие креативности наиболее эффективно протекает в целостной системе психолого-педагогического сопровождения, успешная работа которой зависит от реализации принципов ее построения и функционирования, в основание которых положены философские, психологические, педагогические принципы. При этом учащиеся с СДВГ получают возможность творчества не только на занятиях искусством, но и во всех учебных предметах, а также во внеурочной деятельности. Перечисленные мероприятия, создавая фундаментальную основу, будут способствовать успешному формированию адаптивных форм поведения, предупреждению школьной дезадаптации, повышая тем самым качество жизни детей с СДВГ.

Рецензенты:

Селиванов В.В., д.псх.н, профессор, зав.кафедрой общей психологии ФГОУ ВПУ Смоленского государственного университета, г. Смоленск;

Иванов С.П., д.псх.н, профессор кафедры общей психологии ФГОУ ВПУ Смоленского государственного университета, г. Смоленск.


Библиографическая ссылка

Семакова Е.В., Скрипка Т.С. АКТИВИЗАЦИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ШКОЛЬНИКА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19287 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674