Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить, что девиантные подростки обладают достаточно развитыми и противоречиво сформированными личностными характеристиками, что приводит к формированию специфической модели адаптации и жизнедеятельности. Особенности поведения тесно связаны с развитием искаженной системы саморегуляции. Внутренние регуляторы личности, такие как ценности, смысловая сфера жизнедеятельности, потребности, у девиантных подростков имеют тенденцию порочного гедонизма, индивидуализма, наживы и негативных пристрастий; способность к саморегуляции слабо развита [3, 4, 6, 8, 10] и др. Поэтому чрезвычайно значимой проблемой психолого-педагогической работы с девиантными подростками является формирование у них компетенции саморегуляции, так как степень ее сформированности влияет не только на результаты деятельности (поведения), но и на процесс социализации и развития личности в целом [1].
Однако, на наш взгляд, проблеме формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков во внешкольной деятельности уделяется недостаточное внимание. Современная наука и практика не имеют методических рекомендаций, не выявлены психолого-педагогические условия, которые определяли бы содержание и методы, направления работы по формированию компетенции саморегуляции у девиантных подростков во внешкольной деятельности.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется рядом противоречий:
- потребностью формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков во внешкольной деятельности и отсутствием научно-обоснованной психолого-педагогической модели этого процесса;
- необходимостью социально-образовательных учреждений проводить данную работу и неразработанностью организационных и психологических условий формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков;
- желанием психологов и педагогов помочь подросткам и неготовностью работать по экспериментальной программе формирования компетенции саморегуляции;
- необходимостью применения в воспитании трудных подростков новых, отвечающих современным условиям методов и приемов и отсутствием рекомендаций по их применению в исследуемом поле.
Целью настоящей работы является - разработка и апробация программы по формированию компетенции саморегуляции у девиантных подростков.
В соответствии с поставленной целью исследования предусматривалось решение следующих задач:
1) изучить современное состояние проблемы формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков в психолого-педагогической теории и практике;
2) выявить и обосновать комплекс организационно-педагогических и психологических условий для разработки программы развития компетенции саморегуляции у девиантных подростков во внешкольной деятельности;
3) опытно-экспериментальным путем оценить эффективность реализации экспериментальной программы.
Экспериментальная группа и методы исследования
В исследовании участвовали 140 подростков, состоящих под патронатным контролем МКУ «Городской центр «Подросток». Для исследования был использован следующий диагностический комплекс: для выявления уровня функционального компонента компетенции саморегуляции использовался опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой [7]; для выявления личностного и деятельностного компонентов компетенции саморегуляции использовался тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [5], тест юмористических фраз А.Г. Шмелева, В.С. Болдыревой [9] и опросник по изучению ценностей личности Ш. Шварца [2].
Математическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью непараметрических критериев: критерия Манна - Уитни (U), рангового критерия Вилкоксона для связанных выборок, критерия χ² Пирсона.
Результаты и их обсуждение
Результаты исследования процесса саморегуляции девиантных подростков показали, что регуляторные процессы и общий уровень саморегуляции имеют средний и в основном низкий уровень развития.
Отсутствие жизненной перспективы, неудовлетворенность своей жизнью, потеря веры в свои силы - это результаты по тесту смысложизненных ориентаций. Несмотря на практически одинаковые результаты исследования по методике Ш. Шварца, как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов, мы можем наблюдать, что обозначенные ценности далеко не всегда находят свое отражение в социальной практике (например, ценность «гедонизм» - это может быть просто ничегонеделание или нахождение в неблагополучной среде).
Преобладание у девиантных подростков потребностей «организма», «социального индивида» (А.Г. Шмелев, В.С. Болдырева) продиктовано их образом жизни, неуверенностью в завтрашнем дне, своей неполноценностью.
Таким образом, результаты первичной диагностики, проведенной на констатирующем этапе, подтвердили актуальность цели исследовательской работы - формирование компетенции саморегуляции у девиантных подростков и обусловили необходимость разработки опытно-экспериментальной программы.
Содержание программы представлено в таблице 1.
Таблица 1
Содержание экспериментальной программы по формированию компетенции саморегуляции у девиантных подростков
| 
			 Компонент  | 
			
			 Задачи  | 
			
			 Содержание (блоки)  | 
			
			 Методы, формы, средства  | 
			
			 Критерии  | 
		
| 
			 Личностно- развивающий (функциональный)  | 
			
			 Сформировать необходимый и достаточный уровень способности саморегуляции у девиантных подростков, через самопознание и активных форм взаимодействия с окружающими.  | 
			
			 Организация ручного труда. Организация участия детей в программе по личностному развитию. Организация игровых площадок. Организация дискуссионного клуба. Организация индивидуальных консультаций для воспитанников. Организация познавательных площадок. Празднование дней рождений. 
  | 
			
			 Методы: рассказ, беседа, упражнения, пример, поощрение, рекомендации, оценивание, рефлексия, самооценивание. Форма: мастер-классы, игры, психолого-педагогические занятия, конкурс. Средства: видеоматериалы, аудиоматериалы, материалы для ручного труда, буклеты, игровая территория.  | 
			
			 1. Умеет ставить цели; 2. Умеет достигать результатов; 3. Умеет адекватно оценивать результаты деятельности; 4.Способен перестраивать поведение и при изменении внешних и внутренних условиях; 5.Способен выделять значимые условия и продумывать способы действия для достижения целей. 6.Умеет анализировать и оценивать себя и результаты своей деятельности (поведения).  | 
		
| 
			 Информационно- Познавательный (личностный)  | 
			
			 Развить культурный потенциал (поведение) и познавательные потребности у трудных подростков.  | 
			
			 Организация экскурсионных поездок по территории Удмуртской Республики. Организация экскурсий на промышленные предприятия города Ижевска. Организация посещения культурно-развлекательных, культурно-познавательных учреждений города. Организация досуговых мероприятий, посвященных знаменательным датам. Организация туристических походов.  | 
			
			 Методы: рассказ, беседа, дискуссия, демонстрация фильмов, мультфильмов, роликов, картинок, упражнение, рефлексия, работа с текстами Формы: экскурсия, мероприятие, игра, мастер-класс, соревнования, поход Средства: наглядный материал, видеоматериал, презентация, туристическое снаряжение, музей, промышленные предприятия города.  | 
			
			 1.Знает правила культурного поведения в общественных местах. 2.Понимает сущность ценностей.. 3. Принимает необходимость развития потребностей высшего порядка. 4.Осознает необходимость приобретенного опыта (способов действий) в дальнейшем жизни. 5. Осмысливает себя и свои поступки в социокультурном пространстве (смысложизненная ориентация). 6.Сознает смысл своей жизни.  | 
		
| 
			 Социально- деятельностный (деятельностный)  | 
			
			 Развить у девиантных подростков осознание социальных ценностей, норм и ориентация на них во взаимодействии с окружающей действительностью.  | 
			
			 Организация трудоустройства несовершеннолетних (с познавательными элементами). Организация обучения компьютерной грамотности. Организация обучения в конноспортивной секции. Организация дискуссионного клуба. Организация участия в спортивных городских соревнованиях. Организация участия трудных подростков в промоакциях. Организация профильных краткосрочных смен на базе стационарного лагеря.  | 
			
			 Методы: рассказ, беседа, упражнение, объяснение, пример, дискуссия, приказ, поощрение, приучение, поощрение, наказание, рефлексия, оценивание. Формы: занятия, консультация, профессиональное дело, мастер-классы, соревнование, конкурс. Средства: организации - Национальная библиотека УР, зоопарк, ипподром, цирк и т.д. Аудио и видеоматериалы, материал для мастер-классов и т.д.  | 
			
			 1.Владеет практическими способами действий достигать положительных результатов. 2. Транслирует способность соответствовать нормам в согласии со своей индивидуальностью. 3.Владеет опытом адаптации в различных условиях. 4.Демонстрирует самостоятельность в организации деятельности (поведения). 5.Несет ответственность за результаты своих достижений и неудач.  | 
		
После проведения работы по экспериментальной программе была проведена итоговая диагностика уровня сформированности компетенции саморегуляции у девиантных подростков, показавшая, что удалось сформировать необходимый и достаточный уровень компетенции саморегуляции в экспериментальной выборке. Так, после формирующего эксперимента количество испытуемых с высоким уровнем регуляции возросло с 13,6 % до 31,4 %, положительная динамика составила 17,8 %. В подгруппе со средним общим уровнем саморегуляции количество трудных подростков увеличилось с 41,4 % до 57,9 %, положительная динамика составила 16,5 %. Количество трудных подростков с низким общим уровнем саморегуляции значительно сократилось: с 45 % до 10,7 %. Данные исследования частных регуляторных процессов в ЭГ позволили проследить позитивную динамику их развития. Значимые изменения произошли по 5 показателям: «планирование», «моделирование», «программирование», «гибкость», «общий уровень саморегуляции» (табл. 2).
Таблица 2
Уровень развития процесса саморегуляции на констатирующем и формирующем этапах эксперимента (в %)
| 
			 Регуляторные шкалы  | 
			
			 Констатирующий этап  | 
			
			 Формирующий этап  | 
			
			 Вероятн. ошибки (р)  | 
		||||
| 
			 ЭГ (n = 140 респондентов)  | 
			
			 ЭГ (n = 140 респондентов)  | 
		||||||
| 
			 высокий  | 
			
			 средний  | 
			
			 низкий  | 
			
			 высокий  | 
			
			 средний  | 
			
			 низкий  | 
		||
| 
			 Планирование  | 
			
			 11,4  | 
			
			 45,7  | 
			
			 42,9  | 
			
			 20,7  | 
			
			 50,7  | 
			
			 28,6  | 
			
			 р≤0,05  | 
		
| 
			 Моделирование  | 
			
			 2,1  | 
			
			 42,9  | 
			
			 55  | 
			
			 11,4  | 
			
			 55,8  | 
			
			 32,8  | 
			
			 р≤0,01  | 
		
| 
			 Программирование  | 
			
			 2,9  | 
			
			 45,7  | 
			
			 51,4  | 
			
			 10,7  | 
			
			 58,6  | 
			
			 30,7  | 
			
			 р≤0,01  | 
		
| 
			 Оценивание результатов  | 
			
			 5,7  | 
			
			 54,3  | 
			
			 40  | 
			
			 7,8  | 
			
			 57,2  | 
			
			 35  | 
			
			 р≥0,05  | 
		
| 
			 Гибкость  | 
			
			 8,6  | 
			
			 42,9  | 
			
			 48,6  | 
			
			 20,7  | 
			
			 61,4  | 
			
			 17,9  | 
			
			 р≤0,01  | 
		
| 
			 Самостоятельность  | 
			
			 37,1  | 
			
			 45,7  | 
			
			 17,1  | 
			
			 45  | 
			
			 35  | 
			
			 20  | 
			
			 р≥0,05  | 
		
| 
			 Общий уровень саморегуляции  | 
			
			 9,3  | 
			
			 20  | 
			
			 70,7  | 
			
			 13,6  | 
			
			 41,4  | 
			
			 45  | 
			
			 р≤0,01  | 
		
По методике «Тест смысложизненных ориентаций» также были выявлены положительные сдвиги развития собственно смысложизненных ориентаций у подростков после проведения формирующего эксперимента (табл. 3).
Таблица 3
Динамика показателей по тесту СЖО до и после эксперимента
| 
			 Показатели (субшкалы)  | 
			
			 Среднее значение  | 
			
			 Уровень значимости  | 
		|
| 
			 до  | 
			
			 после  | 
		||
| 
			 1.Цели  | 
			
			 21,74  | 
			
			 29,57  | 
			
			 р ≤ 0,01  | 
		
| 
			 2.Процесс  | 
			
			 23,89  | 
			
			 32,97  | 
			
			 р ≤ 0,01  | 
		
| 
			 3.Результат  | 
			
			 20,40  | 
			
			 26,69  | 
			
			 р ≤ 0,01  | 
		
| 
			 4.Локус контроля Я  | 
			
			 15,34  | 
			
			 21,57  | 
			
			 р ≤ 0,01  | 
		
| 
			 5.Локус контроля Жизнь  | 
			
			 23,03  | 
			
			 31,60  | 
			
			 р ≤ 0,01  | 
		
| 
			 7.Общий результат  | 
			
			 79,0  | 
			
			 104,09  | 
			
			 р ≤ 0,01  | 
		
По результатам исследования ценностей можно сделать вывод о том, что приоритеты в выборе ценностей до и после эксперимента имеют определённые особенности. Так на уровне нормативных идеалов и на констатирующем, и на формирующем этапах эксперимента наиболее значимыми являлись ценности «безопасность», «самостоятельность», «доброта». Однако на уровне индивидуальных приоритетов в констатирующем эксперименте наиболее важными ценностями были отмечены «гедонизм», «самостоятельность», «стимуляция», а после работы по программе актуальными ценностями стали «стимуляция», «доброта», «самостоятельность». Достоверно значимые сдвиги выявлены на уровне нормативных идеалов по показателям «конформность», «доброта», «универсализм», «достижения», на уровне индивидуальных приоритетов «доброта» и «стимуляция» (р ≤ 0,05).
По тесту юмористических фраз на констатирующем этапе эксперимента значимыми потребностями у девиантных подростков являлись «взаимоотношения полов», «деньги» и «пагубные пристрастия». После работы по экспериментальной программе среди значимых потребностей появилась «потребность личности» - «человеческая глупость», которая характеризуется как потребность в познании, стремлении к истине как самостоятельной ценности, самоутверждение в обладании истинным знанием, преграда - невежество, ограниченность окружающих. На первый план вышла «потребность социального индивида» - «карьера» и «семейные неурядицы». Наиболее значимой потребностью остаются: «потребность организма» - «пагубные пристрастия», но здесь наметилась тенденция снижения в количестве выборов этой потребности у подростков.
Выводы:
1. Анализ результатов проведения опытно-экспериментальной работы по программе формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков показывает её высокую эффективность.
2. Сравнение данных, полученных в контрольной и экспериментальной выборках, свидетельствует о том, что, создавая продуктивную среду вокруг девиантного подростка, расширяя круг его деятельности, опираясь на его лучшие качества и видя в нем активного преобразователя своей жизни, можно существенно повысить сформированность компетенции саморегуляции у подростков с девиантным поведением.
3. Полученные результаты позволяют рекомендовать предлагаемую программу формирования компетенции саморегуляции к использованию во внешкольной деятельности девиантных подростков в рамках образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания детей и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении; учреждений, подведомственных органам по делам молодежи.
Рецензенты:
Кручинин В.А., д.псх., профессор, зав кафедрой психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород;
Минькова Е.С., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики Нижегородского филиала Московского гуманитарного института, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Гапонова С.А., Деветьярова И.Н. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19322 (дата обращения: 04.11.2025).



