Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЁТА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Цапулина Ф.Х. 1 Романова О.А. 1 Ильина Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
В процессе развития рыночной экономики произошли значительные изменения в системе финансирования государственных высших учебных заведений. С одной стороны, вуз является бюджетной организацией, с другой стороны, во многих российских вузах важным источником дохода являются внебюджетные средства, за использование которых вуз отчитывается перед заказчиками и инвесторами. Таким образом, вуз должен осуществлять сбор, обработку и анализ данных и как бюджетное, и как коммерческое предприятие. Вузы наделены большей самостоятельностью в области внутривузовского управления. Руководство вузов должно вырабатывать и строить новый механизм управления. Основной целью системы управленческого учета в секторе государственного управления является подготовка упорядоченной информации для принятия экономически обоснованных управленческих решений. Хорошо налаженный управленческий учет позволяет рассчитывать фактические затраты на оказание образовательных услуг и управлять ими.
бухгалтерский учет
интеграция бюджетного и управленческого учета
объекты управленческого учета
информационная база
концепция управленческого учета
внутривузовское управление
учреждение высшего профессионального образования
управленческий учет
1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / М. А. Вахрушина. - 8-е изд., испр.? М.: Издательство "Омега-Л", 2010. - 570 с. - (Высшее финансовое образование).ISBN 978-5-370-01917-3 (OCR)
2. Зайцев Н.Н. Об управленческом учете в управлении вузом // Вестник Удмуртского университета. ? 2008. - Выпуск 1. ? С. 25-28; URL:vestnik.udsu.ru/2008/2008- 02/vuu_08_021_04.pdf (дата обращения 15.05.2015).
3. Кавич А. Ю. Проблемы внедрения управленческого учета в организации/ А. Ю. Кавич, В. Ф. Трунина // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 125-128.
4. Керимов Б.А. Управленческий учет : учеб. / Б.А. Керимов. - М. : Маркетинг, 2001. - 268 с.
5. Аналитические материалы по разработке системы нормативов финансового обеспечения государственного задания на подготовку инженерно-технических кадров и специалистов с начальным и средним профессиональным образованием по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития Российской экономики: проект Министерства образования и науки Российской Федерации // ООО "ЭКОРИС-НЭИ". - М.: 2011. - 178 с.
6. Попова Т.Н. Зачем предприятию управленческий учет?// Справочник экономиста. ? 2011. - № 3; URL: www.profiz.ru/se/3_2011/zacem_upravlences_uche (дата обращения 15 мая 2015 года).
7. Учетная политика организации: положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008; утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н [Электронный ресурс] // Минфин РФ: офиц. сайт. URL: www.minfin.ru.
8. Цапулина Ф.Х., Львова М.В., Тихонова С.В. Организация управления бизнес-рисками в сфере туристических услуг // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6; URL: www.science-education.ru/120-17071 (дата обращения: 15.05.2015).
9. Черненко А. Кто и как должен заниматься управленческим учётом? //Портал ITeam.Ru. Технологии корпоративного управления. URL:iteam.ru/publications/finances/section_50/article_1029(дата обращения 15 мая 2015 года).
10. Ястребова О.К. Управленческий учет в секторе государственного управления и его особенности в системе высшего образования//ООО "ЭКОРИС-НЭИ". - М.: 2008. - 14 с.
Образование - это важная подсистема социальной сферы государства. Обеспечение необходимого уровня образования, в том числе высшего, является сейчас одной из важнейших задач Российского государства.

За последние два десятилетия высшее образование стало очень популярно, выпускник вуза становится  конкурентноспособным на рынке труда. Работодатель заинтересован в специалистах с «новыми» знаниями и умениями.

В процессе развития рыночной экономики в стране произошли изменения в системе финансирования госучреждений, в том числе государственных высших учебных заведений, характеризующиеся изменением бюджетной поддержки вузов и наделением их самостоятельностью в области внутривузовского управления. Руководство вузов должно вырабатывать и строить новый механизм управления, позволяющий осуществлять деятельность государственных вузов как полноправных субъектов рыночных отношений.

С одной стороны, учреждение высшего профессионального образования в Российской Федерации является бюджетной организацией, подведомственной Рособразованию, Минобрнауки РФ или иным государственным ведомствам. С другой стороны, во многих российских вузах важным источником дохода являются внебюджетные средства, за использование которых вуз отчитывается перед соответствующими заказчиками и инвесторами. Такая ситуация ведет к тому, что учреждения высшего профессионального образования должны осуществлять сбор, обработку и анализ данных, которые характеризуют его деятельность  как бюджетной организации и как «коммерческого» предприятия [5].

Учреждения высшего профессионального образования являются одними из крайне малочисленных видов российских бюджетных организаций, которым приходится осуществлять свою деятельность в условиях конкурентной среды. Из этого следует, что руководство вузов должно иметь в своем распоряжении оперативную и достоверную информацию, которая могла бы использоваться в стратегическом планировании и при сопоставлении различных показателей и результатов деятельности конкретного вуза с аналогичными показателями и результатами деятельности других вузов.

Необходимо отметить, многие вузы в нашей стране являются не только учебными, но и научными центрами, которые ведут обширную научную, исследовательскую и прикладную деятельность. В таких условиях определение эффективности и результативности каждой составляющей (учебной и научно-исследовательской) представляется весьма не простым делом и требует от руководства вуза внедрения инструментов и процедур, позволяющих наладить сбор достоверных исходных данных.

Решить перечисленные выше задачи существующая в настоящее время система бюджетного учета вуза не в состоянии. Поэтому важна организация управленческого учёта.

Как известно, управленческий учет - это система сбора, регистрации и анализа информации в стоимостном и натуральном выражении, необходимой для принятия управленческих решений и эффективного управления органом исполнительной власти и (или) бюджетным учреждением в целом, либо отдельной программой или направлением (видом) деятельности.

Таким образом, основной целью системы управленческого учета в секторе государственного управления является подготовка упорядоченной информации для принятия экономически обоснованных управленческих решений [5].

Информация и методы ее анализа позволяют увидеть целостную картину вуза в разрезе функциональных составляющих управления.

Создание информационной [10] базы управленческого учета в организациях сектора государственного управления предполагает разработку:

1. Локальных нормативных актов и документов, регламентирующих основные принципы управленческого учета. В состав таких документов входят: план счетов управленческого учета, порядок ведения управленческого учета, график документооборота управленческого учета, формы управленческого учета и отчетности и др.

2. Порядка учета (расчета и распределения) затрат в разрезе федеральных и ведомственных целевых программ и по направлениям реализации непрограммной части расходов, предусмотренных бюджетной сметой.

3. Способов и процедур, обеспечивающих интеграцию бюджетного и управленческого учета. В рамках центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций должна существовать единая информационная система, которая создает надежную основу для реализации целей бюджетного и управленческого учета и отчетности.

Объектами управленческого учета являются [2]:

- затраты (текущие и капитальные);

- результаты финансово-хозяйственной деятельности;

- внутреннее ценообразование;

- бюджетирование;

- внутренняя отчетность;

Внедрение управленческого учёта - сложная задача, которая требует реорганизации всей компании, подбора специалистов и оценки их квалификации, так как на них лежит основная ответственность за постановку и внедрение управленческого учёта на предприятии. Также возникают сложности с созданием автоматизированной системы сбора и получения информации [3].

Чтобы решить проблемы, связанные с трудностями внедрения управленческого учета в организации, необходимо решить следующие задачи: создание финансовой структуры, разработка штатного расписания, разработка статей движения денежных средств, определение порядка осуществления платежей, разработка бюджетного регламента, управленческого плана счетов и проводок управленческого учета, а также разработка общей управленческой политики предприятия.

Система управленческого учета, основанная на системном и оперативном сборе информации, позволяет руководителям разных уровней выполнять одну из своих управленческих функций - контроль поставленных задач. Хорошо налаженный управленческий учет позволяет рассчитывать фактические затраты на оказание образовательных услуг и управлять ими [6].

По мнению М.А. Вахрушиной, [1] управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, обеспечивающее информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью. Этот процесс включает выявление, измерение, фиксацию, сбор, хранение, защиту анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций. Поддерживая эту точку зрения, отметим,  что управленческий учет является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета.

В.И. Керимов [4] видит назначение управленческого учета в решении внутренних задач в управлении предприятием, определяя его как «ноу-хау» конкретного предприятия. Он отмечает, и с этим нельзя не согласиться, что в основе науки управленческого учета лежит производственный менеджмент, который определяет как систему форм и методов управления экономикой предприятия направленную на достижение оптимальных результатов в его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. В отличие от финансового управленческий учет субъективен и конфиденциален, но именно он несет основную нагрузку обеспечения понятия управленческих решений [4].

Как свидетельствует опыт, далеко немногие предприятия в России готовы внедрить и использовать управленческий учет, в том числе и бюджетные учреждения. По нашему мнению, у специалистов по учёту отсутствует   единое понимание   сущности, роли, назначении и месте управленческого учёта  в системе управления вузом. До настоящего времени дискуссируются вопросы о реальном положении управленческого учета при формировании  основного организационно-распорядительного документа учебного заведения - учётной политики, нормативно узаконенной соответствующим российским стандартом бухгалтерского учёта, ПБУ 1/2008 [7]. Конечно, с другой стороны, нельзя умалять роль  управленческого учёта при принятии определённых решений для эффективности деятельности и предотвращении определённых рисков [8]. Отсюда и возникает необходимость в чётко налаженной организации управленческого учёта.

С другой стороны, важно осознавать суть управленческого учёта в вузах для решения проблем стандартизации нормативных подходов в регулировании учёта. Поэтому при его постановке рекомендуется выбрать один из общепризнанных стандартов (МСФО, US GAAP, российский бухучет) и на его основе составить инструкции, положения и регламенты по ведению управленческого учета [9].

Для организации управленческого учёта в вузах предлагается использовать за базу  Международные стандарты финансовой отчетности. Во-первых, Международные стандарты несут самые передовые бухгалтерские и финансовые технологии; во-вторых, российский бухгалтерский учет  находится в процессе постоянного реформирования в сторону соответствия Международным стандартам.

Типовой набор положений по управленческому учету выглядит следующим образом [9]:

  • Общие положения и принципы управленческой отчетности.
  • Основные средства.
  • Запасы (товарно-материальные ценности).
  • Управленческий отчет о движении денежных средств (ОДДС).
  • Управленческий отчет о прибылях и убытках/управленческий отчет о доходах и расходах (ОДР).
  • Управленческий баланс (УБ).
  • Операционные отчеты.
  • Доходы и выручка.
  • Расходы и затраты и др.

Можно сказать, что каждое положение представляет собой подробное описание учетной политики компании по определенному объекту учета, в котором необходимо как минимум отразить:

  • цели и задачи учета данного объекта ОС;
  • условия признания в учете;
  • момент признания;
  • методы оценки;
  • используемые счета (если учет в компании ведется с применением управленческого плана счетов);
  • описание документооборота по данному объекту учета;
  • раскрытие информации в отчетности, организационный и временный регламент учета и отчетности [9].

Также следует подчеркнуть, что приведённые положения по управленческому учёту  в вузах должны учитывать специфику работы бюджетного учреждения, применяющего как принципы бюджетного учёта, так и использующего учётные правила предпринимательской деятельности высших образовательных учреждений. Для чёткой и слаженной работы бухгалтерского и управленческого аппарата вуза необходимо прописать порядок взаимодействия и взаимоответственности по формируемой документации с аналитической информацией в управленческих целях. Такой порядок, по нашему мнению, нагляднее было представить в виде графика документооборота аналитических таблиц, диаграмм, рисунков, с указанием должностных лиц вуза, ответственных за их составление.

Кроме того, следует иметь в виду то, что приведённая структура и содержание управленческого учёта являются связующим звеном между процессными и финансовыми управленческими технологиями. Результат такого взаимодействия образует интегрированное решение в управленческом учете, что  является гарантом успешной работы и достижения целей и задач образовательного учреждения высшего звена.

Рецензенты:

Кадышев Е.Н., д.э.н., профессор кафедры отраслевой экономики ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», г. Чебоксары;

Серебрякова Т.Ю., д.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Чебоксарского кооперативного института, г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Цапулина Ф.Х., Романова О.А., Ильина Н.В. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЁТА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19397 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674