Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРАВИЛА СОЧЕТАЕМОСТИ ЗВУКОВЫХ ЕДИНИЦ В РУССКОМ И ЛАКСКОМ ЯЗЫКАХ

Султанахмедова К.А. 1 Сантуева Э.З. 1 Рамазанова М.Р. 1
1 ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
Статья посвящена сочетаемости звуковых единиц в русском и лакском языках. В данной статье основное внимание уделяется характеристике артикуляционно-акустических особенностей специфических согласных как русского, так и лакского языков, и определяется отдельные фонологические и фонетические признаки фонем обоих языков. При чтении лакско-русские билингвы нарушают законы сочетаемости, характерные для устной речи, т.е. для чтения. Кроме того, в потоке речи каждый звук видоизменяется, так как информация о нём в большинстве случаев содержится в переходных частях. Следовательно, этот вопрос имеет теоретическое и практическое значение. В статье описываются особенности, обнаруженные нами в сопоставлении, которые позволят выявить общие трудности произношения определенных групп согласных, объединенных каким-либо одним признаком-артикуляцией.
палатализация
нелабиализованность
лабиализованность
консонанта
интерференция
аффрикаты
ассимиляция
артикуляция
акустика
1. Богородицкий В.А. Фонетика русского языка в свете экспериментальных данных. – Казань, 1930. – 358с.
2. Бойцова А.Ф. Обучение русскому произношению в нерусских школах. – М., 1960.
3. Бондаренко Л.В., Зиндер Л.Р. О некоторых дифференциальных признаках русских согласных фонем. // Вопросы языкознания. – 1961. – №1. – С.18-27.
4. Буржунов Г.Г. Виды звуковой интерференции в русской речи учащихся-дагестанцев // Рус. яз. в нац. школе. – 1975. – № 4.
5. Буржунов Г.Г. Межъязыковая интерференция на фонетико-фонологическом уровне в условиях дагестанско-русского двуязычия // Русский язык и языки народов Дагестана. Социолингвистика. Типология. – Махачкала, 1991.
6. Буржунов Г.Г. Сравнительно-типологическая фонетика русского и дагестанских языков. Пособие для учителей русского языка дагестанской национальной школы. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1975.
7. Иванов В.В. Фонетика и фонология современного русского литературного языка. II Синтагматика и парадагматика фонем русского языка // Русский язык в национальной школе. – 1972, № 4. – С.6-17.
8. Реформатский А.А. Обучение произношению и фонология // Фонологические науки. – 1959. – № 2. – С. 148-154.
9. Судакова Н.Я. Пособие по фонетике русского языка. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1989.
10. Трубецкой Н.С. Система согласных в восточно-кавказских языках / пер. с нем. // Трубецкой Н.С. Избранные труды по филологии. – М.: Прогресс, 1987. – С.283-324.
11. Шурпаева М.И. Фонологические основы обучения русской грамоте учащихся дагестанской национальной школы. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1984.

Для подготовки методики обучения грамоте особое место занимает усвоение правил сочетаемости звуковых единиц. Это связано с тем, что фонетические чередования не отражается в письменной речи. Поэтому при чтении лакско-русские билингвы нарушают законы сочетаемости, характерные для устной речи, т.е. для чтения. Кроме того, в потоке речи каждый звук видоизменяется, так как информация о нём в большинстве случаев содержится в переходных частях. Следовательно, этот вопрос имеет теоретическое и практическое значение.

Слух и органы речи  привыкают к сочетаниям звуков, которые являются типичными для его родного языка. Сочетания звуков, не характерные для родного языка билингва, являются труднопроизносимыми. «Правила сочетаемости накладывают на каждый язык особый отпечаток. Они характеризуют язык в не меньшей мере, чем фонемный состав» (Трубецкой, 1960, с.284). Чтобы учитывать, необходимо выявить эти различия.

Произносительные трудности вообще связаны не только с наличием тех или иных сочетаний в родном языке, но и с системой, звуковой структурой самого языка. Статус труднопроизносимых групп согласных в языке имеет исключительно большое значение для теоретической фонетики. Следует отметить, что не менее важное значение имеет изучение труднопроизносимых согласных в звукосочетаниях и для практической фонетики, для разработки методики обучения грамоте на втором языке.

При разработке методики обучения чтению достаточно выявить лишь трудные для учащихся звукосочетания, обусловливаемые, в первую очередь, интерференцией родного языка.

Правила сочетаемости звуковых единиц русского и лакского языков существенно различаются. Известно, что «...сочетания фонем подчиняются в любом языке своим особым законам или правилам, которые имеют значение только для данного языка и которые необходимо устанавливать для каждого языка отдельно» (Трубецкой, 1960, с.279).

В формировании навыков чтения на втором языке билингвы встречаются с существенными трудностями, связанными с законами сочетаемости фонологических единиц. Ошибки в чтении чаще всего обусловливаются различиями правил сочетаемости фонем в контактирующих языках в не меньшей мере, чем расхождением в фонемном составе родного и русского языков. Они обусловливают устойчивые ошибки.

Законы сочетаемости фонем русского языка достаточно хорошо изучены. Правила сочетания звуковых единиц в лакском языке еще не исследованы. Как в русском, так и в лакском языках «не каждые два звука могут быть непосредственными соседями в пределах одного слова и одной морфемы» (Панов, 1967, с.48). Кроме того, не каждые два звука, которые могут быть в русском языке непосредственными соседями, могут сочетаться в лакском языке. Они могут видоизменяться в каждом языке по-своему.

Сопоставительный анализ звукосочетаний в русском и лакском языках позволит выявить комплексы звуков, общие для контактирующих языков и специфические для русского, и выделить из них наиболее трудные для учащихся-лакцев.

Правила сочетаемости гласных с согласными. Русский язык является языком консонантной системы. Поэтому согласные оказывают влияние на изменение артикуляции гласных.  Под влиянием твёрдых и мягких согласных звуков изменяется место образования гласных. С твёрдыми согласными сочетаются одни гласные, с мягкими - другие. Иначе говоря, гласные [а, о, э, у, и] в зависимости от соседних твёрдых или мягких видоизменяются по месту образования.

В методике обучения чтению достаточно учитывать влияние на гласный звук предыдущего согласного, так как влияние последующего согласного незначительно и не имеет практического значения. В сочетаниях «мягкий согласный + гласный» оба звука приобретают общий признак, происходит аккомодация гласных. После твёрдых согласных гласные по месту образования становятся задними. Именно поэтому [и] переходит в [ы], например: с икрой [сыкро′й], под ивой [пÙды′въй]. После мягких согласных гласные становятся передними, в начале образования приобретают призвук [и] и незначительный дифтонгический характер, как бы становятся дифтонгоидами. Продвинутость вперёд (дифтонгоичность) обозначается точкой перед гласным мясо: [м'.а′съ], сёла [с'•о′лъ], люк [л'.у´к], лес [л'эс].

В лакском языке сочетания твёрдых и мягких согласных с гласными не представлены. Гласные сочетаются со всеми согласными одинаково. Следовательно, гласные лакского языка являются однородными, а русского - неоднородными, варьирующими.

На основе сопоставительных  материалов мы выявили трудные и доступные звукосочетания. Для учащихся-лакцев трудными являются не типичные для родного языка сочетания, состоящие из «мягкий согласный + гласный» (t'.a, t'.о, t'.у, t'.a.t')11 [1] _  и «твёрдый согласный +[ы]». Они являются трудными для учашихся-лакцев.

В русском языке после твёрдых согласных произносятся гласные [а, о, э, у, ы], после мягких - [.а, .о, э, .у, и]. После твёрдых согласных [э] произносится лишь в немногих заимствованных иноязычных словах, а в русских словах после [ц, ш, ж].

Ассимилятивное смягчение согласных. В потоке речи сочетания твёрдых и мягких согласных подвергаются определенным изменениям. Они обусловливаются взаимовлиянием артикуляции одного звука на произношение другого звука. «Эти различия могут быть объяснены особенностями артикуляции: во время любого первого звука уже подготавливается артикуляция следующего - независимо от того, гласный это или согласный» (Бондарко, 1977, с 110). Изменения в сочетаниях согласных по твёрдости-мягкости зависят от их места и способа образования.

Последующие согласные оказывают определенное влияние на произношение предыдущих. В данном случае анализу подвергаются те сочетания, которые имеют практическое значение в обучении чтению и письму. Основные изменения связаны с ассимиляцией по твёрдости-мягкости, происходит регрессивная ассимиляция.

Ассимилятивная мягкость зависит от того, какие именно это согласные - губные или язычные, в какой части слова находятся сочетания согласных - внутри корня, на стыке морфем, на стыке предлога и следующего слова, от их частотности.

Типичным для современного русского литературного языка является смягчение внутри корня и на стыке корня и суффикса. В меньшей степени происходит на стыке приставки и корня, ещё меньше ? на стыке предлога и следующего знаменательного слова. Кроме того, смягчение зависит от стиля речи. В просторечно-разговорном стиле смягчение происходит более полно и последовательно, чем в книжном, научном стилях.

На ассимилятивное смягчение  определённое влияние оказывает книжно-письменная речь. Как известно, в письменной речи ассимилятивная мягкость не обозначается. Письменный образ влияет и на произношение. Поэтому возникают произносительные варианты. Мы считаем, что на это влияет всеобщая грамотность населения. Формирование двуязычия связано с письмом и книгой.

В русском языке ассимилятивная мягкость в одних случаях исторически стабильна, не подвергается особым изменениям, в других - происходят существенные изменения.

В позиции перед мягкими губными [п'], [б'], [в'], [ф'], [м'] губные могут произноситься как твёрдо, так и мягко. Перед указанными согласными предлог или приставка в- произносится мягко: [в'в']ести, [в'в']иду, [в'в']ине, [в'б']итве; [ф'ф']ильме, [в'м']ире.  Следует отметить, ассимилятивная мягкость в этой позиции вышла из нормы. Проведенные в 60-х годах социолингвистические исследования показали тенденцию произношения перед мягкими губными твёрдых губных (Русский язык и советское общество, социолого-лингвистическое исследование, 1968, с.58-59).

В современном русском языке «произношение с твёрдым губным согласным перед мягким широко развито» (Аванесов, 1968, с.113). Это объясняется прежде всего влиянием других форм одного и того же слова с обоими твёрдыми согласными и более высокой частотностью в ри[фм']е, ср: ри[фм]а, ри[фм]овать, ри[фм]ы, ри[фм]у; ро[мб']е, ср: ро[мб]а, ро[мб]ы, ро[мб]овый). Сочетания [бв], [бм] на стыке приставки об- и корня произносятся с твёрдым [б]: о[бв']инить, о[бв']ешать, о[бв']ить, о[бм']ен, о[бм']якнуть. Однако эти же сочетания внутри корня произносятся мягко: лю[б'в']и.

В русском языке перед мягкими губными чаще произносятся твёрдые губные. В данных сочетаниях ассимилятивная мягкость постепенно выходит из употребления. Поэтому произношение твёрдого губного перед мягким в речи учащихся-лакцев  мы не считаем фонетической ошибкой. В данном случае появляющиеся звукосочетания более просты, удобны. Следовательно, будущее за ними. «Таким образом, в развитии консонантной системы русского языка обнаруживается известный прогресс, если возникновение менее капризно сложной системы, чем раньше, можно считать прогрессом в языке» (Фонетика современного русского литературного языка. Народные говоры. Русский язык и советское общество.  Социолого-лингвистическое исследование, 1968, с.60).

Весьма сложными являются правила произношения сочетаний согласных «зубной+мягкий губной». Эти изменения и сложности обусловливаются многочисленными социальными факторами, в первую очередь, активным действием закона выравнивания. В частности сохранение или изменение тех или иных правил произношения зависит от количества слов, в которых реализуются звукосочетания, их частотности. Чем больше, например, слов с сочетаниями данного типа (т'в'-тв', д'в'-дв'), тем меньше они подвержены изменениям. Чем частотнее слово с данным сочетанием, тем устойчивее это сочетание. Те или иные сочетания внутри морфемы устойчивее, чем на стыке морфем. Ассимилятивная мягкость чаще утрачивается в конце морфемы, чем внутри корня.

Приведенные факторы оказывают влияние на изменение произношения сочетаний согласных. И в данном случае, как нам кажется, ассимилятивная мягкость вытесняется. Зубные согласные перед мягкими губными чаще произносятся твердо.

Сочетания зубного согласного с зубным являются более частотными и устойчивыми, чем «зубной +губной» и реализуются в любой позиции: в начале, середине, конце слова. Смягчение зубных согласных перед мягкими зубными проводится более последовательно, чем перед губными. Однако и в этих сочетаниях встречаются произносительные варианты.

Согласные [с] и [з] перед мягкими зубными [т'],[д'],[с'],[н'] внутри корня или перед суффиксами почти всегда смягчаются, например: [с'т']: [с'т']ена, ко[с'т'], [с'т']ёк, вме[с'т']е, [с'т']януть; [з'д']: [з'д']есь, ве[з'д]е, е[з'д']ить,; [с'с']: в кла[с'с']е, в ма[с'с']е, в ка[с'с']е; [с'н']: [с'н']ести, [с'н']изу, [с'н']ять, [с'н']ёс; [з'н']: ку[з'н']ец, ка[з'н']ить, дра[з'н']ить, во[з'н']я. Такое произношение следует считать нормой для учащихся.

Согласные приставки [с],[з] и созвучный с ней предлог перед мягкими зубными корня смягчаются, произносятся мягко: [с'т']ереть, [с'т']ирать, [с'н']ял, [с'н']ёс, [с'д']ирать, и[с'-с']емьи (из семьи), [с'-т']ётей (с тётeй).

Согласные в приставках на з-(с-): воз- (вос-), раз-(рас-), роз-(рос-), из-(ис-), без-(бес-), чрез-(чрес-) и в предлогах, сходных с ними, перед зубными мягкими согласными [т'], [д'], [с'], [н'] рекомендуется произносить мягко: во[з'д']елать, ра[з'д']елать, ра[с'т']януть, бе[с'с']ильный, бе[з'н']его. В таких сочетаниях чаще начинают произносить твёрдые согласные, норма разрушается. Они выходят из нормы.

Варианты появляются  и в произношении [с] и [з] перед мягким зубным [л'] во всех позициях. Ассимилятивное смягчение в указанных позициях постепенно сокращается, в речи молодёжи преобладает произношение с твёрдыми [с] и [з]. Таким образом, эти консонантные сочетания испытывают колебания: [сл']ед и [с'л']ед, [сл']ёзы и [с'л']ёзы, [сл']ева и [с'л']ева, я[сл']и и я[с'л']и, ко[зл']ик и ко[з'л']ик, [сл']ить и [с'л']ить, [с-л']ета и [с'-л']ета (с лета).

Мягкое произношение сохраняется и в более употребительных словах, в которых согласные [с] и [з] перед [л'] внутри корня произносятся мягко: [с'л']и, во[з'л']е.

Согласные  [т] или [д] с последующим мягким [н'] на стыке корня и суффикса произносятся мягко: спу[т'н']ик, пере[д'н']ий, стервя[т'н']ик, ле[д'н']ик, пя[т'н']ица. Эти же сочетания на стыке приставки и корня чаще произносятся с твёрдым затвором: о[тн']ял, о[тн']ёс. И здесь на сохранение мягких влияет частотность.

Сочетания гласных переднего ряда, особенно после ударного [е], [т] и [д] перед [л] обычно произносятся мягко, хотя и возможен твёрдый вариант произношения: пе[т'л'и] и пе[тл']и, ме[д'л']ить и ме[дл']ить.

Сонорный [н] перед [т] и [д]. произносится мягко: ба[н'т']ик, ви[н'т']ик, ко[н'д']итер, ко[н'т']екст, ле[н'т']яй. Звук [н] мягко произносится и перед [н']: то[н'н']е, ва[н'н']е, мали[н'н']ик. Согласный [н] перед [с'] и [з'] произносится мягко и твёрдо. Смягчение последовательно происходит после ударного [е] в наиболее употребительных словах: пе[н'с'и]я, пе[н'з']енский, реце[н'з']ия.

В остальных случаях допускаются варианты мягкого и твёрдого произношения: [нс'] и [н'с']: бе[нз']ин и бе[н'з']ин, бала[нс']ировка и бала[н'с']ировка, вака[нс']ия и вака[н'с']ия.. Здесь мягкое произношение не следует считать нормой.

Согласный [н] перед [ч'] и [ш':] всегда произносится мягко: бато[н'ч']ик, ко[н'ч']ик, графи[н'ч']ик, же[н'щ']ина, ба[н'щ']ик, бараба[н'щ']ик.

Вибрант [р] перед мягкими зубными и губными обычно произносится твёрдо или близко к полумягкому: ка[рт']ина, а[рт']ист, со[рт']ировать; о[рд']ен, тве[рд']ить; фо[рс']ить; ко[рз']ина; уда[рн']ик, па[рн']ик, ко[рн']и.

Звук [р] перед [ш':] (сочетание рщ [рш':]) в современном русском литературном языке произносится твёрдо: заговорщик, натурщик, прапорщик, конторщик, мусорщик, ср.: загово[рш':]ик, нату[рш':]ик, прапо[рш':]ик, конто[рш':]ик, мусо[рш':]ик. Мягкое произношение [р] в сочетании [рш':] было характерно старому московскому произношению. Оно теперь не является нормой

При обучении грамоте в лакской школе особое внимание следует уделять произношению [ш] и [ж], которые обладают в русском языке нефонологической твёрдостью. Они никогда не смягчаются. При этом основное внимание следует уделить сочетаниям [жы],[шы], [жд'], [жл'], [шл'], [жн'].

Для русского языка типичными являются стечения нескольких согласных в любой позиции. Для таких групп характерны определенные законы ассимиляции согласных. В группах согласных перед мягким в сочетании [ств'] допускается твёрдое и мягкое произношение [ст]. "Более последовательно смягчение проводится после гласных [е] и [и] (особенно, если они ударные), а также после [й]: количе[с'т'в']енный, ответ[с'т'в']енный, есте[с'т'в']енный" (Орфоэпический словарь, 1983, с. 673). Если сочетание [ст] стоит после ударного [е], то он, [е], произносится как закрытый гласный [ê]: естественный, общественный, произносится: ест[ê]ственный, общ[ê]ственный.

Не во всех случаях смягчается [ст], если сочетание следует после согласных [в], [м]. При этом следует отметить, что согласные [в], [м] в современном русском литературном языке не смягчаются. Сочетание [ст] перед [в] произносится мягко и твёрдо. Предпочтительным является мягкое произношение: нра[фс'т'в']енный, де[фс'т'в']енный; пото[мс'т'в']енный, у[мс'т'в']енный. Не рекомендуется твёрдое произношение сочетания [ст].

Не наблюдается последовательное смягчение [ст] перед [в] в тех случаях, когда в разных формах одного и того же слова группa [ст] суффикса -ств- оказывается не только перед мягким [в'], но также и перед [в] твёрдым. Ср. пото[мст]во - в пото[мств']е, ца[рств']е . «Последнее произношение с твёрдым [т] не может быть рекомендовано» (Аванесов, 1968, с. 131-132). Поэтому вариант произношения мы не считаем нормой.

В тех случаях, когда в формах одного и того же слова согласный [н] в корне с последующим [ст'] в составе суффикса -ств-, то перед [в] [н]  смягчается: меньши[нств]о, в меньши[нст'в']е и др.; произносится в меньши[нс'т'в']е.

Когда перед суффиксом -ств- с мягким [в'] имеется [т] или [д], то смягчаются все согласные, входящие в сочетание [тств], [дств]. При этом согласные тс, (дс) сливаются в один звук [ц:] сопутствие, следствие, присутствие, следственный, препятствие, отсутствие, родственник, ср.: сопу[ц:]твенный, сле[ц:]твенный, препя[ц:]твенный, отсу[ц:]твие, ро[ц:]твенник и др. Однако нередко наблюдается и твёрдое произношение перед [тв'] и даже [т'в'], в частности в таких словах, как ро[ц]венник, отсу[ц]вие. Если же перед ц (орфографически тс,дс) находится ударный [е], то он, [е], произносится как закрытый [е], а после такого звука последующий согласный обязательно должен быть мягким.

Когда перед сочетанием -ств с последующим мягким [в] находится [р], входящий в корень слова, то он не смягчается: лека[р]ственный, госуда[р]ственный, благода[р]ственный. В указанных сочетаниях мягкое произношение [р'] было характерно старому московскому произношению. В настоящее время такое произношение встречается редко и считается архаичным или просторечным: госуда[р']ственный, благода[р']ственный.

Согласный [р] перед звукосочетанием [з'н'] с мягким [н'], -[с'т'] с мягким [т'] как правило не смягчается: замё[рз'н']ет, ше[рс'т']и, в ве[рс'т']е.

В современном русском литературном языке все согласные, кроме [ш], [ж],[ц] перед [j] смягчаются: бью, бьёшь, пью, пьёшь, воробьи, соловья, вьюга, судья, зятья, колосья, жильё, сырьё, ср.: [б'jу],[б'jош], [п'jу], [п'jош], воро[б'jи], соло[в'jа], су[д'jа], зя[т'jа], коло[с'jъ], жи[л'jо], сы[р'jо].

Первоклассники-лакцы губные согласные перед [j] (перед разделительными ь, ъ) произносят твёрдо. Поэтому на произношение этих сочетаний нужно обратить особое внимание. Перед [j] (в письме перед разделительными ь, ъ) не все согласные приставок смягчаются. На стыке приставки и корня смягчается [с], не образующий слога: [с'jе]сть, [с'jе]здил, [с'jел], [с'iиэ]добный, [с'jо]мки, [с'jе]зд.

В приставках от-, под-, над-, перед-, об- согласные [т], [д], [б] в современном русском языке произносятся твёрдо: о[тjе]зд, о[тjе]хать, по[дjо]мник, по[дjе]хал,о[бjом], о[бjа]влен. Мягкое произношение этих согласных было характерно для старого московского произношения, оно в настоящее время приобретает просторечный характер.

Сочетания предлога и следующего слова, начинающегося с [j] или [i], могут произноситься твёрдо или мягко. Предлог c перед [j] произносится мягко: [с'-jа´]годы, [с'-jа´]коря, [с'-jу´]га, [с'-jе´]ли. Согласный [з] в предлогах из, без может произноситься как мягко [з'], так и твёрдо [з]: бе[з'-jа´]мы, бе[з'-jу´]мора и бе[з-j.а´]мы, бе[з-jу´]мора.

Согласные предлогов от, над, под, перед [т], [д] в сочетаниях слов, начинающихся с [j], произносятся твёрдо: о[т-j.а´]мы, о[т-j.а´]блони, о[т-j.у´]ры, на[д-j.о´]лкой, по[д-j.о´]лкой, пере[д-jа´]корем, по[д-jе´]лью. Мягкое произношение указанных согласных не рекомендуется.

Рецензенты:

Абдуллаев А.А., д.ф.н., профессор кафедры теоретических основ и технологий начального языкового образования ДГПУ, г. Махачкала;

Магомедов М.И.,  д.ф.н., профессор, директор ИЯЛИ ДНЦ РАН им. Г. Цадасы, г. Махачкала.


[1] _t - знак любого твёрдого согласного, t' - знак любого мягкого согласного; а - знак любого гласного после твёрдого согласного,. а - знак гласного, продвинутого вперёд  и вверх.


Библиографическая ссылка

Султанахмедова К.А., Сантуева Э.З., Рамазанова М.Р. ПРАВИЛА СОЧЕТАЕМОСТИ ЗВУКОВЫХ ЕДИНИЦ В РУССКОМ И ЛАКСКОМ ЯЗЫКАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19557 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674