Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД ПО РАЗВИТИЮ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА В РЕГИОНАХ РОССИИ

Валиев В.Х. 1 Блаженкова Н.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса»
В статье рассмотрен зарубежный и отечественный опыт развития объектов придорожного сервиса. Отмечена общая слабая развитость данной сферы услуг. Особенностью подхода авторов в изучении темы придорожного сервиса является анализ двух эффективных систем развития придорожного сервиса - европейской и североамериканской. Выявлена связь развития придорожного сервиса с количеством нормативных документов, регламентирующих данную отрасль в Российской Федерации. Предложены методы и пути развития отрасли придорожного сервиса на региональном уровне на примере Республики Татарстан. Стратегический взгляд к организации придорожного сервиса в России должен включать в себя: расширение числа объектов придорожного сервиса, строительство кемпингов, станций технического обслуживания, площадок для отдыха, стоянок на основе логистического подхода; повышение качества предоставляемых услуг, включающего в себя обеспечение безопасности услуг, повышение уровня обслуживания потребителей; нормативное правовое регулирование объектов придорожного сервиса.
стратегия
эффективные системы придорожного сервиса
повышение качества
объекты придорожного сервиса
1. Ерохина Л.И., Башмачникова Е.В. Прогнозирование и планирование в сфере сервиса : учебное пособие. - М. : КНОРУС, 2004. – 224 с.
2. Официальный сайт Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gostrans.bashkortostan.ru/.
3. Об утверждении концепции стратегии совершенствования и развития автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения до 2030 года : Постановление Правительства Республики Башкортостан от 05.05.2012 г. № 132.
4. Соколов А.В. Формирование инфраструктуры дорожного сервиса в России : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. – М., 2004. - 152 c.
5. Транспортный сайт города Казани [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kazantransport.ru.

В структуре рыночной экономики наряду с рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует мировой рынок услуг. Рынок услуг представляет собой сложную систему, включающую разнообразные элементы, основной функцией и задачей которой является удовлетворение потребностей населения в услугах. В основе рынка услуг огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства — сфера сервиса. Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными предприятиями: так, за период с 1997 по 2000 г. она выросла в 2,5 раза.

Сфера предоставления услуг доминирует в экономике США и большинства развитых стран. В мировой экономике сфера сервиса выступает главным фактором повышения уровня качества жизни.

В связи с этим значимость и роль сферы сервиса в условиях со­временной экономики возрастают по следующим причинам:

- в сфере сервиса постоянно создаются новые рабочие места;

- сфера сервиса увеличивает свою долю в валовом внутреннем продукте страны;

- за счет этой сферы идет сокращение времени обслуживания домашнего хозяйства, что повышает качество жизни населения.

Сфера сервиса

Согласно общероссийской классификации услуг для потребите­лей, сфера сервиса предоставляет следующие виды услуг: бытовые услуги, жилищно-коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта; услуги связи, услуги физической культуры и спорта; медицинские и санаторно-оздоровительные услуги; услуги учреж­дений культуры, ветеринарные услуги, услуги правового характера; услуги банков, услуги системы образования и прочие услуги.

В отечественной экономической литературе сфера сервиса опре­деляется как совокупность видов деятельности, производящих и реализующих услуги. При этом к сфере сервиса относят: жилищ­но-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, образование, здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение, культуру и искусство, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию потребителей, розничную торговлю, общественное питание.

Все это позволяет сделать вывод о разнообразии и сложности видов деятельности в сфере сервиса. Особенности видов деятельно­сти в сфере сервиса и специфика самой услуги требуют проведения научных исследований в этой области, а также разработки опреде­ленных организационных подходов к каждому из них. Это связано с тем, что попытки трансформировать в сферу сервиса организаци­онные подходы, оправдавшие себя в материальном производстве, оказались здесь несостоятельными. В современных условиях ожес­точенной конкурентной борьбы в сфере сервиса данная ситуация не только сохраняется, но и усиливается, что, в свою очередь, под­тверждают исследования зарубежных экономистов.

Предприятия обслуживания потребителей, как составная часть сферы сервиса, включают в себя предприятия и организации, ока­зывающие услуги потребителям с целью сокращения затрат труда в домашнем хозяйстве и повышения уровня качества жизни.

В современных условиях целью предприятий сферы сервиса становится достижение конкурентоспособности и прибыльности, что предполагает контроль над издержками производства и конку­рентную борьбу за определенную долю рынка услуг. Вместе с тем основной задачей предприятий сферы сервиса является высокое ка­чество организации обслуживания потребителей и предоставление услуг потребителю.

Высокий уровень обслуживания потребителей традиционно обеспечивается на основе решения следующих организационных задач:

1) достижение высокой культуры обслуживания потребителей;

2) срочность выполнения заказов;

3) использование прогрессивных форм производства и обслуживания;

4) предложение широкого ассортимента услуг;

5) высокое качество выполнения услуги;

6) рациональное размещение структурных подразделений;

7) оптимизация режимов работы предприятия.

Придорожный сервис

Каково же состояние одного из сегментов сферы услуг – придорожного сервиса в нашей стране и как улучшить состояние данной отрасли, повысить эффективность работы?

Процесс развития объектов придорожного сервиса, обретший энергичное формирование в начале нынешнего столетия, в последнее время значительно сократил набранные темпы. Те же объекты придорожной инфраструктуры, которые функционируют, к сожалению, не отвечают международным требованиям ни по критерию количества, ни по критерию качества работы.

Важность данной проблемы обусловлена и географическим положением России, а именно протяжённостью дорожной сети. Анализ данной тематики показал высокую степень неравномерности в распределении объектов придорожного сервиса по территории России: на отдельных участках автомобильных трасс заправки, отели и кемпинги могут встречаться регулярно и довольно часто, а на других участках транспортной сети расстояния между этими объектами равны 300-500 километрам, с учетом того, что наблюдается постоянный рост количества автотранспорта, что иллюстрирует график 1.

График 1. Анализ количества автотранспорта в Российской Федерации за период с 1970 по 2015 год [2]

Придорожный сервис в России сейчас находится на стадии становления. И поскольку это так, необходимо уделить внимание двум существующим эффективным системам придорожного сервиса - европейской и североамериканской. На данный момент это две наиболее перспективные системы. Например, в Германии имеется более 3800 специализированных стоянок для фур, что не идет ни в какое сравнение с Россией. Причем общая протяженность автомобильных дорог в Германии составляет примерно 260 тысяч километров, при этом средняя плотность составляет около 700 километров на каждую тысячу квадратных километров территории страны. Данные показатели превосходят российские более чем в 20 раз. Важным показателем является финансирование строительства и содержания автомобильных дорог в Германии, которое имеет строгую зависимость от их классификации. Все имеющиеся на территории Германии автобаны, «скоростные автотрассы» обслуживаются за счет средств федерального бюджета, а дороги регионального или местного значения обслуживаются за счет бюджетов самих федеральных земель или местных коммун.

Основным источником поступлений средств является автомобильный налог, ставки которого устанавливает федеральный закон, и все собранные средства поступают в региональные бюджеты, по месту, где зарегистрирован автомобиль. Всего на федеральных автодорогах открыто около 3,5 тысяч пунктов общепита, чуть больше 500 кемпингов и мотелей, почти четыре тысячи автозаправок.

Учитывая, что целью придорожного сервиса является – максимально обеспечить транспортное средство как с социальной точки зрения, так и с пожарной, экономической и экологической безопасности, т.е. удовлетворить потребности клиента, который использует это транспортное средство и обеспечить высококачественную работу самого транспортного средства на протяжении всего пути следования, необходимо применить математическую модель и разработать методику оценки эффективности расположения объектов придорожного сервиса с целью обеспечения продовольственной, пожарной, экономической и экологической безопасности участников дорожного движения, учитывая не только качественный фактор, но и нормативно-правовой вопрос.

Основанное на Конституции РФ законодательство об автомобильных дорогах и дорожной деятельности включает в себя следующие основные федеральные законы, создающие юридическую основу административно-правового регулирования дорожного хозяйства:

- Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257 ФЗ от 8 ноября 2007 года;

- Федеральный закон «О государственной компании "Российские автомобильные дороги"» № 145-ФЗ от 17 июля 2009 г.;

- Федеральный закон «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 68 ФЗ от 06.04.2011;

- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ.

Только по количеству законов, которыми регулируется придорожный сервис России, можно судить о слабом развитии данной отрасли. Для последующего развития данного сервиса следует издавать большее количество законов, которые будут углублены в данную сферу развития придорожного сервиса. К примеру, в Республике Беларусь издан свод законов, регламентирующих сферу придорожного сервиса. Принцип там очень простой: государство берет на себя стоимость работ по выстраиванию полосы разгона, земельные вопросы и подключение к энергосетям.

Также интересен опыт коммерческого использования придорожных полос в Республике Татарстан [5].

В целях повышения качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан, получения дополнительных финансовых ресурсов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, а также обеспечения безопасности дорожного движения постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан «О придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования в Республике Татарстан» на специально уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Государственную дорожную службу при Кабинете Министров Республики Татарстан – был возложен контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов дорожного сервиса, средств наружной рекламы, инженерных коммуникаций и иных сооружений.

Для осуществления этого нового направления деятельности Государственная дорожная служба учредила ОАО «ТатТрансСервис» с возложением на него функции согласования размещения объектов дорожного сервиса и иных сооружений в пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан и функции последующего контроля за соблюдением исполнения согласованных технических условий.

До создания данной структуры в республике отсутствовала единая база данных на объекты, расположенные в пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования. Не было процедуры согласования размещения объектов, либо она соблюдалась не должным образом, что приводило к хаотичной застройке придорожной полосы без учета требований безопасности движения, а также нарушению учета и отчетности при поступлении денежных средств в бюджет Республики Татарстан.

Опыт Республики Татарстан однозначно свидетельствует о том, что в одинаковых, казалось бы, условиях можно найти действенные рычаги стимулирования и контроля за развитием малого бизнеса в организации придорожного сервиса.

Заключение

Таким образом, стратегический взгляд к организации придорожного сервиса в России должен включать в себя:

  • расширение числа объектов придорожного сервиса, строительство кемпингов, станций технического обслуживания, площадок для отдыха, стоянок на основе логистического подхода;
  • повышение качества предоставляемых услуг, включающего в себя обеспечение безопасности услуг, повышение уровня обслуживания потребителей, а также контроль качества услуг;
  • проекты и разработки, направленные на улучшение качества дорог;
  • инвестирование свободных средств предпринимателей в развитие дорожной инфраструктуры в России;
  • нормативное правовое регулирование объектов придорожного сервиса.

При формировании придорожных комплексов необходимо, с одной стороны, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей пользователей, с другой - рационально использовать территорию и ресурсы, обеспечить максимальную прибыль и капитализацию.

В Башкортостане необходимо использовать успешный опыт соседей, но можно добавить еще и рынок, где есть возможность приобрести местные продукты: кумыс, мед и другие.

Системно выстроенная сеть объектов придорожного сервиса по республике выгодна малому бизнесу, крестьянско-фермерским хозяйствам и муниципальным образованиям, так как налоги будут идти в местный бюджет.

Грамотно построенный придорожный сервис способен привлечь не только российских, но и зарубежных туристов.

Рецензенты:

Маликов Р.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВО «УГУЭС», г. Уфа;

Зайнашева З.Г., д.э.н., профессор кафедры «Региональная экономика и управление» ФГБОУ ВО «УГУЭС», г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Валиев В.Х., Блаженкова Н.М. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД ПО РАЗВИТИЮ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА В РЕГИОНАХ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19684 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674