Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Валикина Ю.Р. 1 Коротаева А.В. 1 Черепанова В.Н. 2
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
2 Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Социально-экономические преобразования в стране весьма болезненно отразились на состоянии семьи как социальном институте. Социологи отмечают рост числа асоциальных семей, невыполнение родителями в полной мере воспитательных функций семьи. В этой связи особую актуальность приобретет характер семейного воспитания. В статье, на основе результатов опроса населения и экспертов, анализируются стили воспитания детей в семье, способствующие их успешной социализации.
семья
институт семьи
функции семьи
социализация личности
1. Горева О.М., Осипова Л.Б. Семья как фактор влияния на становление личности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 1522.
2. Осипова Л.Б. Подрастающее поколение как носитель семейных ценностей [Текст] / Л.Б. Осипова / Материалы Всероссийской научно-технической конференции «Нефть и газ Западной Сибири». Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ. 2009. Т. 2. С. 78-81
3. Устинова О.В., Осипова Л.Б. Семья – основной институт воспроизводства населения (на примере юга Тюменской области). [Текст] / О.В. Устинова, Л.Б. Осипова // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева, 2013. № 2. С. 204-206.
4. Устинова О.В., Пивоварова И.В. Преодоление кризиса института семьи в России. [Текст] / О. В. Устинова, И.В. Пивоварова // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2014. №1. С. 78-82.
5. Устинова О.В., Пивоварова И.В. Роль государственной политики в возрождении института семьи. // Современные проблемы науки и образования. 2015. №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru.
6. Ustinova O.V. Deformation of values system as a reason of demographic crisis in Russia. Scopus. // Life Sci J. 2014. 11(8s), pp. 465-468.
7. Ustinova O.V. An Investigation into the Motives Behind the Reproductiv Conduct of the Ural Federal District Scopus. // World Applied Sciences Journal 2014. 31(5), pp. 910-914.

В становлении личности ребенка большое значение имеет стиль семейного воспитания. Родителям в процессе воспитания детей важно знать и учитывать их возрастные особенности, иметь определенный уровень знаний по психологии и физиологии, соответствующий культурный уровень (общая культура, культура общения, культура отношений, культура поведения, правовая культура).

В научной литературе выделяют, преимущественно, три стиля: авторитарный, либеральный, демократический [1, 2, 3].

Авторитарный стиль исторически сформировался в патриархальных семьях и подразумевал безоговорочное подчинение женщины мужчине, а младших старшим. В древности патриархальные семьи были, как правило, многодетные, поэтому родительская воля и внимание рассеивались между всеми детьми. В современной малодетной семье чаще всего авторитарный стиль воспитания выливается в гиперопеку над ребенком. Получается, что родители, склонные к авторитарному стилю воспитания, стараются сформировать натуру ребенка по своему усмотрению, навязывая свои взгляды, ущемляя его в собственных интересах.

Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения, не считая нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют жизнедеятельность ребенка, иногда прибегая к некорректным воспитательным методам.

При таком стиле воспитания ребенок вырастает либо конформистом (человеком, который никогда не пойдет против авторитетного мнения начальника, жены и мамы), либо – очередным домашним «авторитетом». Представитель авторитарного стиля воспитания следующего поколения будет, копируя своих родителей, «подгонять» своих детей под определенный стандарт представлений о «хорошем ребенке».

Родители с либеральным стилем воспитания в большей степени уступчивы в отношениях с ребенком. Однако, при условии, что его поведение выходит за рамки дозволенного, не принимают каких-либо строгих мер воздействия. Родители фактически уходят от воспитательного процесса, полагая, что при нахождении ребенка в атмосфере чрезмерной любви и вседозволенности, он в итоге сам, исходя из правил и норм поведения, определится в самоограничении.

Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми, предоставляя ребенку полную свободу и считая, что он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется, а реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует.

Формируются безответственность, инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений.

Дети, воспитывавшиеся в «либеральной» семье, становятся неуправляемыми. Они не приемлют общепринятые стандарты, поэтому им сложно адаптироваться в детском коллективе, поддерживать отношения со взрослыми.

Наиболее труднодостижимый и редкий стиль воспитания демократичный, когда родители воспитывают ребенка, руководствуясь не только своими представлениями о добре и зле, но и желаниями и потребностями самого ребёнка. Этот стиль воспитания совершенно не означает, что поведение ребенка остаётся без контроля и внимания со стороны взрослых, но этот контроль не тотальный. Постепенно ребёнку прививается умение самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.

С целью выявления оптимальных стилей воспитания детей и их влияния на социализацию личности И.В. Пивоваровой, О.В. Устиновой в 2010 году было проведено анкетирование населения г. Тюмени (384 респондента) (рис. 1, 2) и экспертный опрос специалистов в области семейной жизнедеятельности, семейного воспитания (94 эксперта) (рис. 3, 4) [4, 5, 6, 7].

 

Рис. 1. Возраст и образование респондентов, %

Рис. 2. Семейное положение респондентов, %

Рис. 4. Сфера деятельности экспертов, %

Рис. 5. Стаж работы экспертов, %

В большинстве полных семей основные важные решения принимают отец и мать совместно, так как работают и обеспечивают основной защитный базис в большинстве своем именно они. Примечательно, что несмотря на то, что проживают совместно со страшим поколением 18 % семей респондентов, дедушек и бабушек в малой степени привлекают для решения важных семейных проблем (всего 3,1 % – совместно с отцом и метерью и 2,6 % – совместно с отцом, матерью и детьми). По-видимому, в современных рыночных отношениях происходит некоторая девальвация общечеловеческих ценностей, как уважительное отношение к старшему поколению. Молодежь не доверяет дедушкам и бабушкам, что негативно сказывается и на самом процессе социализации, в котором активной силой может стать старшее поколение со своими традициями, культурными образцами поведения, нравственными ценностями (рис. 6).

Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос, кто из членов их семьи принимает важные решения, %

Рис. 7 демонстрирует распределение мнений экспертов в отношении того, кто в семье должен принимать важные решения (за кем остается последнее слово в определении путей решения семейных проблем).

Рис. 7. Распределение ответов экспертов на вопрос, кто в семье должен принимать важные решения, %

Большинство экспертов отдали предпочтение в этом вопросе коллегиальному решению семейных проблем.

Очень важен, по мнению респондентов, стиль воспитания в семье в процессе социализации детей. Рис. 8 демонстрирует выбор стилей воспитания в семьях респондентов.

Рис. 8. Стиль воспитания в семьях респондентов, %

В подавляющем большинстве (81 %) стиль воспитания детей в семьях респондентов – демократический. Фактически только 8,3 % опрошенных отметили авторитарный стиль и еще 0,8 % – смешанный. Таким образом, как считают респонденты, у них в семьях весьма благоприятный стиль воспитания детей для их социализации.

Экспертам был задан вопрос о предпочтительном стиле воспитания при реализации социализации детей в семье (рис. 9). Как и следовало ожидать, подавляющее большинство экспертов выбрало демократический стиль воспитания.

Рис. 9. Распределение мнений экспертов о предпочтительном стиле воспитания в процессе социализации детей, %

По семейному типу взаимоотношений, на взгляд респондентов, у них семьи вполне благополучные, устойчивые, крепкие (45,3 %), сравнительно благополучные, но временами с конфликтами и сложностями во взаимоотношениях (50,3 %) (рис. 10), что означает весьма благоприятную атмосферу в семьях для социализации детей.

Рис. 10. Тип семей респондентов по семейным взаимоотношениям, %

Для подтверждения данного тезиса респондентам дополнительно был задан прямой вопрос, что в большей степени характерно для общей атмосферы в их семье (рис. 11).

Рис. 11. Распределение мнений респондентов об атмосфере в их семье, %

Таким образом, предпочтительный стиль воспитания, и по мнению респондентов, и по мнению экспертов – демократический, оказывающий наиболее благоприятное влияние на процесс социализации ребенка в семье.

Результаты опроса представителей тюменских семей показали, что в их семьях в большинстве своем царит атмосфера доброжелательности, взаимопонимания, культуры во взаимоотношениях, спокойствие и уравновешенность.

Рецензенты:

Моложавенко В.Л., д.п.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень;

Силин А.Н., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Валикина Ю.Р., Коротаева А.В., Черепанова В.Н. СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21479 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674