Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИНЦИПЫ ИНДИВИДУАЛИЗМА И КОЛЛЕКТИВИЗМА В ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В США

Семисотнова О.А. 1
1 ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет"
Было проанализировано соотношение принципов индивидуализма и коллективизма в организации гражданского воспитания в США. Сочетание принципов индивидуализма и коллективизма прослеживается в воспитании нравственных качеств учащихся. Учитывая особенности американского национального менталитета, ориентированного на достижение личного успеха без посторонней помощи и академическую честность, необходимо умелое сочетание коллективизма с постоянным вниманием к индивидуальным особенностям детей для достижения желаемого результата. Поэтому созданный на гуманистических началах школьный коллектив не противоречит принципу индивидуализма в воспитании ребенка. Результаты исследования показали, что принципы индивидуализма и коллективизма сочетаются в идее «воспитания через служение обществу», которая, по мнению исследователей, является «нациообразующей идеей» и подразумевает сбалансированное применение обоих принципов для воспитания «добропорядочного гражданина», уважающего закон и правительство, ответственно выполняющего гражданские обязанности, обладающего необходимыми гражданскими знаниями, навыками и позициями, принимающего участие в общественном труде, проявляющего заботу о национальных ресурсах, патриота своей страны, всегда готового действовать сообща и во имя общего блага.
«воспитание через служение обществу».
принципы коллективизма
принципы индивидуализма
гражданское воспитание
1.Вульфсон, Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: актуальные проблемы/Б.Л. Вульфсон.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 336с.
2.Дахин, А.Н. Взгляд на российское образование из Калифорнии/ А.Н. Дахин //Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 103-109.
3.Дмитриев, Г.Д. Анатомия американского университета/ Г.Д. Дмитриев. - М.: Народное образование, 2005. 224с.
4. Carpini, M. X., Keeter, S. What Should be Learned Though Service Learning? // PS: Political Science and Politics, 2000. Vol. 33. No. 3. Pp. 635- 637.
5.Dahl, R. A. On Democracy. – New Haven, CT: Yale University Press, 1998. 217 p.
6. Deen, R. E. Civic Engagement through Service Learning: Assessing Present Efforts and Encouraging Future Success. [Text]// TheMidwestScienceAssociationMeetings, Chicago, IL, 2005. 23 p.
7. Karlheinz, D. The Implications of the Individualism and Communitarian Debate for Civic Education: The Task of Democratic Orientation. – Paper presented at the International Conference on individualism and Community in a Democratic Society. Washington, D. C., 1998. 11 p.
8. Sigmon, R. L. Serving to Learn, Learning to Serve. Linking Service with Learning. - Council for Independent Colleges Report. 1994.
9. Sigmon, R. L. Service-learning: Three Principles. Synergist. - National Center for Service-Learning, 1979. ACTION № 8(1). Pp. 9-11.
10. Smith, D. E. The Implications of the Individualism/ Communitarian Debate for Civic Education: Observation and Prejudices. – Paper presented at the International Conference on individualism and Community in a Democratic Society. Washington, D. C., 1998. 12 p.

Общество любой страны придает большое значение формированию нравственного сознания граждан как гаранту процветания и развития страны. Отсутствие прочных нравственных устоев в обществе может отрицательно повлиять на практическую деятельность, особенно на такие виды, которые требуют осознания гражданского долга. Следует отметить, что идея абсолютной нравственности несколько утопична, а нравственные нормы и следование им нельзя рассматривать в отрыве от социальной конкретики. Не всегда легко понять, какой поступок является нравственным в данной конкретной ситуации. Непросто решиться на то, чтобы поступать в ущерб себе ради блага другого человека или общества в целом. Следует признать, что даже в самых сложных ситуациях выбор остается за человеком. Проблема нравственного выбора поднимает вопрос о соотношении принципов индивидуализма и коллективизма в воспитании человека.

Цель исследования заключается в том, чтобы показать соотношение принципов индивидуализма и коллективизма в организации гражданского воспитания учащихся в США.

Материалы и методы исследования. Основными источниками по проблеме послужили основополагающие теоретические труды российских и американских ученых по вопросам гражданского воспитания и поликультурного образования, а также отечественная и зарубежная педагогическая периодика. В процессе исследования использовались методы теоретического анализа литературы по проблеме; перевода; синтеза научных отечественных  и зарубежных трудов для выявления основных положений данного исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. По мнению исследователей, влияние на учебно-воспитательную деятельность принципов индивидуализма и коллективизма во многом зависит от политических факторов [10].

Утверждение коллективизма, как главного принципа жизни общества, полностью исключает возможность создания подлинного гражданского общества, приводит к унификации мышления, к превращению человека в «винтик», и в конечном итоге - ведет к тоталитаризму [1].

Коллективистские усилия важны для создания гражданского общества, эффективное функционирование которого зависит от сформированности у граждан навыков самоорганизации для защиты своих прав и интересов. Специалисты единогласно подчеркивают необходимость формирования и развития таких навыков еще в младших классах [10; 7].

Что касается принципа индивидуализма, то главное - не допустить его перерождения в жесткий эгоизм, что будет свидетельствовать о дефектах воспитания. Положительные аспекты индивидуализма акцентируют личную инициативу индивида, уверенность в собственных силах и знаниях, укрепляют чувство собственного достоинства, самоуважения индивида, повышают ответственность человека за свои поступки.

При рассмотрении проблемы соотношения принципов коллективизма и индивидуализма в гражданском воспитании учащихся нельзя не учитывать особенности национального менталитета. Подчеркнем, что, характерными чертами сознания «среднего американца» принято считать практичность, стремление к личному успеху и воплощению «Американской мечты», особенно ценно достижение успеха в жизни без посторонней помощи. Примеры личного успеха основателей крупных промышленных империй, а также некоторых президентов США (Дж. Адамс, А. Линкольн, Р. Никсон, Р. Рейган), которые вышли родом из низов и олицетворяют собой концепцию «self-made-man», известны каждому школьнику и являются предметом национальной гордости.

Индивидуализм прослеживается и в поведении американских школьников, что в основном связано с особенностями образовательной системы, являющейся исторически децентрализованной. Так, в США каждый школьник, в зависимости от собственных интересов и способностей, имеет личное расписание и порядок посещения занятий, которые определяются совместно с родителями, при согласовании с директором школы. Соответственно, школьные классы имеют временный, ситуативный характер; классный руководитель и классный журнал отсутствуют. Таким образом, реализуется принцип индивидуализма.

Также примером реализации данного принципа может служить то, что в американских школах не принято списывать, так как считается, что это может обидеть обоих участников ситуации («подсказчика» и потребителя «помощи») [2]. Следует подчеркнуть, что в американских школах и ВУЗах придается большое значение борьбе с академической нечестностью, т.е. списыванию, подсказкам, групповому выполнению индивидуальных работ или выполнению работы за другого ученика.

В то же время, индивидуалистические тенденции в воспитании американских детей сочетаются с коллективистскими. Родители воспитывают детей в духе стремления оказаться полезным окружающим, соседям, общине и т.д. Примером может служить волонтерское движение, когда школьники добровольно участвуют в общественно-полезной работе. Без грамотного сочетания принципов индивидуализма и коллективизма в воспитании, человек может вырасти сильным, волевым, но не обладать высоким уровнем нравственной сознательности.

Говоря о соотношении принципов индивидуализма и коллективизма в гражданском воспитании, обратимся к идее, которая прослеживается в большинстве изученных и проанализированных программ по гражданскому воспитанию - идее воспитания через служение обществу (servicelearning), которая, по мнению исследователей, является «нациообразующей идеей» [6; 4]. 

Следует подчеркнуть, что общественно полезная работа в американских школах и ВУЗах называется термином «service», что означает «служение», а не «job» - «работа», т.е. уже в самом названии данного вида внеучебной деятельности заложена идея служения обществу, что воспитывает у детей соответствующее отношение к такому труду.

В 1979 году Р. Сигмон определил «воспитание через служение обществу» как подход, основанный на собственном опыте и взаимном обучении [9]. Он предложил такое определение, так как обучение связано с оказанием и получением образовательных услуг: и те, кто оказывает услуги (преподаватели), и те, кто их получает (учащиеся), взаимообучаются, приобретая новый опыт. Позже ученый конкретизировал определение данного термина, подчеркивая, что «воспитание через служение обществу» имеет место, когда существует баланс между целями воспитания достойного гражданина и пользой, которую этот гражданин принес обществу во время служения [8].

Российские педагоги, имеющие многолетний опыт работы в американской системе образования, поражаются огромному вниманию, которое уделяется в США вовлечению учащихся и учителей в общественную работу, а также инициативе школьников и студентов, которым постоянно напоминают слова президента Дж.Ф. Кеннеди, обращенных к каждому гражданину страны: «Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, а спроси себя, что ты можешь сделать для нее!» [3, с. 98].

На наш взгляд, положительным опытом является то, что в американском обществе, где традиционно ценится личный успех, школьников приучают с детства трудиться на благо других бескорыстно. При этом внимание уделяется не только общественному благу, но и индивидуальной пользе, которую школьник получит, если примет участие в активном служении обществу (дополнительные баллы за выполнение учебных проектов, рекомендации общественных организаций для поступления в колледж или университет, в будущем - рекомендации при устройстве на работу после окончания ВУЗа или в период обучения). Иными словами, прослеживается умелое сочетание индивидуального и коллективистского принципов в организации гражданского воспитания.

Подчеркнем, что приобщение школьников к общественно полезной работе значительно расширяет сферу их социального общения, повышает усвоение гражданских ценностей, формирует нравственные качества. Именно в совместной деятельности формируются такие важные мотивы гражданского поведения как долг, ответственность, совесть, сознание, активность. Разные виды работы также помогают освоению жизненного опыта для личных целей, расширяют взгляды, обогащают суждения, развивают творчество.

Одна из главных целей воспитания через служение обществу - научить ребенка точно понимать, что называть демократией. Важно понимать, что она развивается и функционирует не по глобальным законам, а в каждой стране ее принципы и методы осуществления отражают национальную специфику. Преподавание демократии в сравнительном аспекте позволяет учителю побудить ученика задуматься об альтернативах и последствиях конкретных политических решений [5].

Надлежащим образом продуманное и осуществляемое гражданское воспитание в школе может внести колоссальный вклад, как в поддержание, так и в усовершенствование демократических режимов через обучение молодого поколения.

Заключение. Завершая обсуждение проблемы соотношения принципов индивидуализма и коллективизма в организации гражданского воспитания учащихся в США, сформулируем общие выводы.

К позитивным сторонам принципа коллективизма, способствующим созданию гражданского общества, ученые относят формирование у школьников в процессе совместной коллективной деятельности навыков самоорганизации для защиты своих прав и интересов в реальной жизни, навыков сотрудничества и взаимоподдержки, лидерских качеств, умения уважать иное мнение, умения аргументировать и отстаивать свои позиции, а также трудиться бескорыстно на благо другого человека и общества. Положительные аспекты индивидуализма акцентируют личную инициативу индивида, уверенность в собственных силах и знаниях, укрепляют чувство собственного достоинства, самоуважения индивида, повышают его ответственность за свои поступки.

Анализ подходов к определению содержания термина «воспитание через служение обществу» показал, что данный термин определяется учеными как стратегия, побуждающая школьников развиваться посредством активного участия в тщательно продуманной и организованной деятельности, которая проводится внутри общины и соответствует ее потребностям; скоординирована с внеучебными воспитательными мероприятиями начальной и средней школ; способствует развитию гражданской ответственности; а также включена и дополняет (основной) учебный план школы и индивидуальный план каждого ученика.

 

Рецензенты:

Бессарабова И.С., д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г.Волгоград;

Воробьев Н.Е., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г.Волгоград.


Библиографическая ссылка

Семисотнова О.А. ПРИНЦИПЫ ИНДИВИДУАЛИЗМА И КОЛЛЕКТИВИЗМА В ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В США // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23178 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674